Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗаВ своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Игры с мячом на закрепление у детей правильного произношения мы рассматривали выше. Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры. Так, обследование речи детей последних трех лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т. д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями. В игре № 1 можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Этой же цели служит игра № 2, которая проводится индивидуально. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». Здесь мы можем предложить игры № 3, 4, 5, 6 и 18. В игре № 3 логопед обращает внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы: · Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы — козленок, у гуся — гусенок). · Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок). · Слова с различной основой слова (у овцы — ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных — это добавление суффиксов, что отражено в игре с мячом № 7, где ведущий, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок — второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний. Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный (предикативный) словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и рекомендует логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам: · Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет). · Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает). · Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит). · Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется). · Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает). · Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается). Глагольный словарь закрепляется в играх с мячом № 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12 и 13. Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Игра с мячом на данную тему № 14 проводится после предварительной работы по картинкам. Ведущий, бросая мяч, произносит прилагательное, а ребенок, бросая мяч обратно, называет прилагательное с противоположным значением (горячий — холодный, острый — тупой, грязный — чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший — плохой», «маленький — большой». Ведущий специалист в области логопедии Л. Г. Парамонова советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам: · Величина — большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий). · Форма — круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный. · Цвет — основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый). · Вкус — горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный. · Запах — приятный, неприятный, смолистый, цветочный. · Температура — холодный, горячий, теплый, прохладный. · Материал, из которого сделан предмет, — деревянный, стеклянный, железный. · Принадлежность предмета — мамин, папин, лисий, медвежий. · Другие признаки — шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный. Проводя работу по этим направлениям с опорой на наглядность (часто натуральную), мы закрепляем употребление в речи прилагательных в играх с мячом № 14, 15, 16, 17, 18 и 19. Дети с общим недоразвитием речи часто допускают ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо — уши) или выпадение гласных (день — дни). Для упражнения в образовании форм множественного числа мы используем игру с мячом № 20, а согласование существительных с числительным мы отрабатываем в игре № 21. Игра № 22 помогает закрепить в речи детей правильное употребление предлогов. Свое общение с детьми надо строить так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Для этого мы приобщаем детей к ТРИЗу — теории решения изобретательских задач. Основатель направления ТРИЗа Генрих Саулович Альт-шуллер начал придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Вначале ТРИЗ внедряли в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. В целом ТРИЗовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий. Одно из направлений ТРИЗа — знакомство детей с противоречиями. Для этой цели была придумана игра № 23. Все явления, поступки, предметы, сказки мы рассматриваем в этой игре вначале с хорошей стороны, затем с плохой, а потом обязательно возвращаемся к положительному. К ТРИЗу можно отнести игры с мячом № 24, 25, 31, 30 и 32. В этих играх дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Кроме перечисленных, к ТРИЗовским можно отнести и игры № 26, 27 и 28, благодаря которым дети расширяют свое представление об окружающем мире. 1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй». Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Взрослый: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д. Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи. 2. Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире. Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |