Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что нам привез мишка ? (для детей 2—3 лет)

Цели:

—выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь, узнавать предмет;

—учить каждого ребенка считаться с другими детьми, дожидаясь своей очереди.

Материалы: небольшие игрушки контрастной формы по два-три экземпляра (количество игрушек соответствует числу детей: кубики, шарики, машинки, куколки — голыши, зайчики, игрушечная посуда); мешочек из плотной ткани с резинкой, плюшевый мишка.

* * *

Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее на стульчики и спра­шивает, хотят ли они сегодня поиграть вместе. В это время раздается стук в дверь и в комнату помощник воспитателя вносит мишку.

В лапах у мишки большой мешок с игрушками.

Воспитатель. Хотите узнать, что нам привез мишка? Дети. Да!

Воспитатель. Тогда давайте послушаем, что он нам скажет.

Воспитатель наклоняется к мишке, делает вид, что слушает его, а потом сообщает детям, что мишка просит их по очереди подходить к мешку, но не заглядывать в него, а руками выбрать себе подарок и только после этого достать его из мешка и показать всем.

Мишка по очереди вызывает к себе детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места.

Заметив, что малыши, получившие подарки, начинают отвлекаться от общей игры, воспитатель предлагает детям с одинаковыми игрушками встать и показать мишке, как они играют, например, катают машинку, кружатся с куклой, перекатывают шарики и пр.

Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети кладут ее на столик.

После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повто­ряется снова.

Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подар­ки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти и, благодаря этому, узнавание предметов по форме становится успешней.

Игра заканчивается проводами мишки. Дети встают, благодарят его за подарки, а мишка обещает снова приехать к ним в гости, поиграть и привезти им что-нибудь еще.

Правила игры:

—выбирать игрушку только руками, не заглядывая в мешок;

—сначала назвать, какую игрушку нашел, а потом вынуть из мешка, показать детям и вернуться на место;

—играть дружно, спокойно дожидаться очереди и возвращать свою игрушку без возражений, чтобы не обидеть мишку.

 

Уважаемые педагоги,при подборе игрушек желательно учитывать возможности изобразительных и подражательных действий с ними. Важно вовремя освободить руки детей, получивших подарки, от пред­метов, чтобы дети не отвлекались от общей игры. Игра носит характер забавы. Поэтому при ее проведении со­здайте атмосферу веселой приподнятости, сюрпризности и не тре­буйте от детей строго соблюдения второго правила. Непоседли­вых, нетерпеливых детей следует вызвать пораньше и пораньше освободить от отвлекающих игрушек.

 

 

Игровые задания

Преодолеваем полосу препятствий

Цель: формировать моторную компетенцию ребенка (общая моторика) и его умение выполнять разнообразные движения по словесной инструкции.

Материалы: ковер с геометрическим рисунком в виде полосы шириной 20—25 см по краю, деревянные или пластмассовые бру­сочки (15 х 15 х 40 см), мяч среднего размера, детская лесенка с перилами.

Лучше проводить в игровой или спортивной комнате. Надо предложить ребенку:

—поиграть в «догонялки»;

—пройти по дорожке, перешагивая через брусочки («Вот дорожка. Иди ко мне. Осторожно, не наступай на «кирпичики!»);

—подняться и спуститься по детской лесенке;

—поиграть в мяч со взрослым.

В последнем задании специально формируется умение ребенка играть вместе со взрослым, выполняя различные речевые команды («кати» — «бросай»). Например, сидя на ковре напротив малы­ша, взрослый катит ребенку мяч, а ребенок, поймав его, должен бросить мяч назад («Бросай!»).

В случае затруднений со стороны ребенка задание проводится в самой простой форме: взрослый и ребенок просто перекатывают мяч друг другу по ковру.

Собираем пирамидки

Цель: формировать зрительный гнозис и праксис, моторную ловкость (мелкая моторика), а также умение соотносить свои действия с речевой инструкцией, а не только выполнять задания по показу.

Материалы: две пирамидки с кольцами, контрастными по раз­меру (большие кольца превосходят маленькие в 3 раза).

* * *

Перед ребенком ставятся две пирамидки и затем на его гла­зах разбираются так, чтобы все колечки лежали на столе перед ним. Берем одно большое колечко и надеваем его на стержень. Просим малыша найти такие же колечки и собрать пирамидку, а из оставшихся — другую. Когда обе пирамидки собраны пра­вильно, просим малыша показать, где большие колечки, а где ма­ленькие.

Если малыш все показал правильно, предлагаем ему второй ва­риант задания: «Давай строить пирамидку вместе! Дай мне одно большое колечко. Я надеваю колечко на палочку. Вот так! Сде­лай так же: надень большое колечко на палочку! Хорошо. Теперь дай мне маленькое колечко. Я надеваю маленькое колечко на па­лочку. Надень еще одно маленькое колечко на палочку». Таким образом, малыш отбирает и нанизывает сначала два больших, а потом два маленьких колечка, пока не соберет всю пирамидку.

Покажи, что звучит

Цель: формировать слуховое внимание к неречевым сигналам.

Материалы: ширма, несколько музыкальных игрушек, резко отличающихся по звучанию (барабан, дудка, гусли), несколько одинаковых колокольчиков.

* * *

Воспитатель демонстрирует ребенку, как звучит каждая игруш­ка, затем прячется за настольной ширмой, играет на одном из ин­струментов и просит угадать, что звучало. Если ребенок не справ­ляется с заданием, можно дать ему самому «поиграть» на каждом инструменте, а затем повторить задание.

В случае успешного выполнения этого задания следует прове­рить, может ли малыш определить направление звучания знакомой игрушки. Для этого ему предлагается спрятаться за ширму (или закрыть глаза ладошками), внимательно послушать колокольчик и, открыв глаза, показать рукой, куда он спрятался в комнате. Для проведения этого задания необходимо раздать одинаковые коло­кольчики нескольким взрослым, чтобы исключить возможность узнавать о местонахождении колокольчика по звуку шагов взрос­лого, и попросить их звенеть колокольчиками по очереди.

Узнай голоса животных

Цель: формировать слуховое внимание и фонематическое вос­приятие речевых сигналов, а также простейших артикуляционных движений в звукоподражаниях.

Материалы: ширма, несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (петушок, собачка, кошка).

* * *

Воспитатель просит ребенка показать (или назвать), кто поет за ширмой. Если ребенок активно включается в задание, можно посмотреть, насколько легко он запоминает «новые голоса» (ос­лик, корова, мышка).

Дуй, ветерок

Цель: формировать произвольные движения губ, учить овладе­вать коммуникативными жестами.

Материалы: тазик с водой, кораблик или любая плавающая игрушка, широкая трубочка.

* * *

Логопед говорит ребенку: «Сейчас мы будем плавать на кораб­лике. Попрощайся с мамой. Поцелуй ее». (Поцелуй.) «Помаши маме ручкой». (Жест «пока-пока».) «Ты капитан. Вот твой кораб­лик. Подуй ("трубочка") и кораблик поплывет. Кораблик прича­лил кберегу. Здравствуй, мама!» (Жест «приветствие».) «Улыбнись маме» («Улыбка».)

Спрячь игрушку

Цель: уточнять объем понимаемых ребенком предложи о-падеж­ных конструкций (предлоги е, на, за, под, между). Материалы: любая маленькая игрушка.

* * *

Чтобы ребенку было интересно выполнять это задание, жела­тельно сформулировать его как небольшой рассказ. Например, протягиваем ребенку игрушку: «Возьми зайку. Зайка боится лисы. Он прячется к тебе в карманчик. Где зайка? Зайка спрятался. Лиса пробежала мимо. А зайка вылез из карманчика и залез высоко­высоко. Поставь зайку на стол. Опять появилась лиса. Давай пря­тать зайку. Спрячь его за спинку. Вот так, молодец!» Если малыш не понимает некоторые задания (например, не может спрятать зайку «в коробку», «под коробкой» или «за елкой»), необходимо отметить, умеет ли он спрятать зайку относительно себя: «в кар­манчик», «за спинку».

Что это такое?

Цель: формировать активный словарный запас (предметный словарь), слухоречевую память и произвольное внимание.

Материалы: пять-шесть знакомых ребенку предметов из его окружения, набор простых картинок.

* * *

Сначала ребенку предлагается назвать предметы, разложенные перед ним на столе (Что это?), а затем, если он молчит, взрос­лый формулирует вопрос по-другому (Где?). Более сложным ва­риантом задания является называние или показ предмета по кар­тинке (например, перед ребенком кладут 3—4 картинки из рече­вого лото и просят или назвать их, или дать маме одну из карти­нок.)

Что делает?

Цель: формировать пассивный словарный запас (понимание

слов-действий).

Материалы: кукла, машинка, кукольная шапочка, кукольная кроватка, одеяльце, кубики, гараж, пять-шесть картинок с изоб­ражением действий, знакомых ребенку: ест, спит, моет руки, качается на качелях и т.п.

Ребенку предлагается снять шапочку с куклы, положить кук­лу спать, положить кубики в машинку, поставить машинку в гараж, покатать куклу в машинке и т.п. Затем малышу предлагают посмотреть на картинки с изображением различных действий, ответить на вопросы: «Что делают девочка, мальчик? Что делают дети?» Если малыш молчит, нужно попросить его показать на картинках: «Где мальчик спит?» и т.д.

Чье это?

Цель: формировать умение соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами.

Материалы: пять-шесть предметов из окружения ребенка (на­ручные часы, тапочки, сумка и т.п.).

* * *

Ребенку предлагается показать, где папины и мамины часы, аналогично — мамины и папины тапочки. Если малышу трудно сразу ответить, или нам кажется, что он показывает наугад, фор­мулируем свой вопрос по-другому: «Это маминычасы?» (Показы­ваем или мужские часы, или чужие.) Ребенок может или указать на владельца предмета, или кивком головы согласиться, или не со­гласиться.

В случае правильного показа всех предметов задаем вопрос, обращенный непосредственно к ребенку: «А это чей платочек (ленточка, машинка)?» В зависимости от объема активного сло­варного запаса ребенка (личные и притяжательные местоимения), как правильный принимается ответ в виде жеста, которым ребенок показывает на себя, слова «я», «мне», «мой (я)». (Согласование притяжательных местоимений с существительными возмож­но по достижении ребенком возраста 2 лет.)

Один и много

Цель: формировать элементарные количественные представле­ния (один — много).

Материалы: любой счетный материал.

Воспитатель просит ребенка взять у него с ладони один пред­мет (например, фишку или счетную палочку). Затем «еще один» «и еще один». Когда перед ребенком лежат несколько одинако­вых предметов, кладем на стол в некотором отдалении один ана­логичный предмет и задаем вопрос: «Где одна палочка?», «Где мно­го палочек?» Затем, для контроля правильного выполнения ин­струкции можно попросить: «Дай маме много палочек», «Дай мне одну палочку».

Слушаем рассказ

Цель: формировать умение понимать короткий рассказ. Материалы: детскаякнижка с простыми и понятными ребен­ку картинками.

Какой игрушки не хватает ?

Цель: развивать память, внимание.

Перед ребенком раскладывается 5—6 игрушек, он их рассмат­ривает около минуты, затем отворачивается. Взрослый убирает одну или две игрушки, остальные можно переставить. Ребенок должен вспомнить, какой игрушки не хватает.

В эту игру можно играть часто, меняя набор игрушек.

Мячи

Цель: развивать восприятие величины, формы.

Воспитатель кладет перед ребенком книжку, листает ее, рас­сказывая простыми предложениями о том, что нарисовано на картинках: «Зайка проснулся. Солнышко смотрит в окошко». Затем ребенку задаются вопросы по картинкам: «Где? Пока­жи».

Если ребенок легко показывает героев, называет их действия на картинках, можно задать ему вопросы: «Кто это?» «Что дела­ет зайка?» В случае выраженных затруднений или нежелания ре­бенка смотреть книжку, можно ограничиться одной-двумя кар­тинками и стимулировать ребенка повторять указательный жест, возглас, короткое слово или фразу сразу после произнесения ее взрослым.

Найди куклу/

Цель: развивать память, внимание.

Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, воспитатель в это время прячет куклу и говорит ребенку:

Кукла Ляля убежала.

Ах, куда она пропала?

Петя, Петя (имя ребенка), поищи,

С нашей Лялей попляши!

А. Ануфриева

Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

Берем мячи различной величины (для малыша 2 лет доста­точно 3—4 мяча, для ребенка постарше можно взять больше). Взрослый стоит вдалеке от ребенка (несколько метров) и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и пода­ет его. Если он не ошибся, обязательно похвалите и продолжай­те игру: мячи снова перемешиваются и ребенок должен выбрать самый маленький. Если малыш ошибся, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать маленький и большой мячи, обвести по окружности. Так можно играть не только с мячами, но и с кубиками, мягкими игрушками, детям старше 2 лет можно предложить картинки (бабочки, матреш­ки, куклы и т.д.).

Курочка и цыплята

Цель: учить использовать элементы крупной мозаики. Возьмите шесть элементов мозаики желтого цвета и один — белого, несколько элементов других цветов. Начинаем с чтения потешки:

—Курочка-рябушечка, куда пошла?

—На речку.

—Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

—За водичкой.

—Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

—Цыпляток поить.

—Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

—Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Воспитатель показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета», демонстрируя желтую моза­ику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки».

В отверстие игровой панели воспитатель вставляет белую мо­заику, напоминая, что это — курочка, за ней идут цыплятки — ставит желтый элемент, затем просит ребенка поставить еще цыпленка следом за мамой-курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех «цыплят» желтого цвета. Потом воспитатель предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят. Эта игра хорошо тренирует знание и различение цветов.

 

 

Игры в адаптационный период

Иди ко мне

Воспитатель отходит от ребенка на несколько ша­гов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспи­татель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Затем игра повторяется.

Пришел Петрушка

Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает по­гремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхива­ют погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить их, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

Хоровод

Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы докружились,

Что на землю повалились. БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры

Воспитатель и ребенок идут навстречу друг другу. Останавли­ваются и в такт хлопкам приговаривают.

Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Водим, водим хоровод. Как заканчиваем круг, Дружно прыгаем мы вдруг. ГЕЙ!

Затем вместе подпрыгивают.

Игра способствует развитию согласованности движений.

Покружимся

Воспитатель берет игрушечного мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем воспитатель читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет его движе­ния.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прячем мишку

Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (на­пример, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говорит: «Где мишка?» — ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, воспитатель прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произ­нося: «Ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры воспитатель предлагает спрятать­ся ребенку.

Солнышко и дождик

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположен­ных на некотором расстоянии от края площадки или стены ком­наты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспи­татель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Затем игра повторяется.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...