Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры и занятия на развитие познавательной активности

Игры с предметами

Коробочки с секретом

Хорошим материалом для экспериментирования детей второго года жизни являются коробочки с различными затворами, пред­полагающие разные, неизвестные ребенку способы открывания. Это могут быть:

— коробочки, открывающиеся по принципу спичечного коробка (с выдвигающимся коробом);

—коробочки-пеналы;

—шкатулки с разными запорами;

—коробочки из-под духов (желательно с прозрачной крышкой, сквозь которую ребенок мог бы видеть спрятанную внутри игрушку);

—футляры с застежками «молния» или крышкой на кнопочках;

—прозрачные коробочки для дискет или аудиокассет.

В непрозрачную коробочку или футляр можно положить ма­ленькую игрушку, бусины и пр. Чтобы привлечь внимание малы­ша кэтому предмету и вызвать желание открыть коробочку, по­трясите ее и скажите: «Слышишь, там что-то гремит? Попробуй открыть коробочку, посмотрим, что же внутри». Поощряйте ин­терес ребенка, поддерживайте его самостоятельные действия. Если ребенок после нескольких безуспешных попыток потеряет интерес к «задаче» или обратится за помощью, помогите ему, но не вы­полняйте действия вместо него. Например, можно задать наво­дящие вопросы: «Может быть, нужно нажать на кнопочку?», «Как ты думаешь, может быть, коробочка откроется, если потянуть за петельку?» или дать совет: «Попробуй отодвинуть крючочек». В некоторых случаях воспитатель может показать правильное дей­ствие и предложить ребенку повторить его, и как бы вместе со­вершить «открытие».

Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный пред­мет, похвалите его, вместе рассмотрите находку. Если малыш за­хочет продолжить игру, предложите ему спрятать игрушку обратно и снова открыть коробочку.

Погремушки и шумелки

Приготовьте несколько небольших темных и прозрачных пла­стиковых бутылочек, красивые цветные пластмассовые пузырьки из-под шампуня, лосьона или металлические банки из-под чая. Наполните их разными материалами: мелкими камушками, горо­хом, желудями, песком, монетками. Плотно закройте их крыш­кой, чтобы дети не смогли их открыть и высыпать содержимое. Получатся очень интересные погремушки, разные по внешнему виду, весу и издающие различные неожиданные звуки. Одни будут громко греметь или звенеть, другие тихо шуршать. Такие игрушки можно сделать для каждого ребенка. Экспериментируя с ними, Дети будут сравнивать разные свойства этих предметов. Со вре­менем они научатся по звуку распознавать, что находится внут-Ри непрозрачной «погремушки».

Лупа

Покажите детям лупу и скажите: «В этой лупе волшебное стекло. Давайте посмотрим сквозь него на какую-нибудь игрушку». Возьмите маленькую игрушечку и предложите детям по очереди рассмотреть ее в лупу. Спросите: «Какая стала игрушка? Большая или маленькая?» Если лупа двусторонняя, переверните ее и снова предложите рассмотреть сквозь нее ту же игрушку. Снова спро­сите: «А какая теперь стала игрушка?» Объясните, что бывают стекла, помогающие лучше рассмотреть мелкие предметы. Спро­сите, есть ли у кого-то из близких очки, расскажите, что их на­девают для того, чтобы лучше видеть.

Можно предложить детям рассмотреть сквозь лупу буквы в книге, собственные ладошки, пуговицы на кофточке, цветок. На прогулке можно рассмотреть сидящую на листке божью коров­ку, паучка, гусеницу.

Игры с водой и красками

Таинственные отпечатки

Предложите детям изготовить загадочные картинки. Сложите листы белой бумаги пополам, раздайте их детям и предложите разрисовать одну половину листа краской. Потом снова сложи­те листы по сгибу и прогладьте их рукой. Скажите детям: «Теперь давайте посмотрим, какие у нас получились картинки». Предло­жите им развернуть свои листы и рассмотреть отпечатки. Вмес­те сдетьми постарайтесь придумать, на что похоже каждое полу­чившееся изображение.

Превращения воды

Подготовьте пищевые красители и прозрачные пластиковые бутылочки с водой. Скажите детям: «Сейчас я вам покажу, как можно сделать разноцветную воду». Возьмите одну бутылочку и скажите: «Посмотрите, в бутылочке прозрачная вода». Высыпь­те в нее, например, красную краску, взболтайте и спросите: «Какая теперь стала водичка в бутылочке? Правильно, красная». Повто­рите то же самое с другими красками.

Игру можно усложнить. Приготовьте несколько стаканов с чистой водой и три баночки с концентрированным раствором разных красок — красной, желтой, синей. На глазах детей ложкой или маленькой баночкой добавьте в каждый стакан немного раз­ных красок. Обратите внимание детей, что в одном стакане вода стала розовой, в другом — желтой, в третьем — голубой. Добавьте еще той же краски и убедитесь, что вода стала ярче и темнее. Потом начинайте смешивать краски и вместе с детьми наблю­дайте, как получаются новые цвета: если к синей краске доба­вить желтой — получится зеленая вода, если в стакан с красной водой добавить синей краски — фиолетовая. Такое эксперимен­тирование наверняка увлечет детей. Затем им можно предоста­вить возможность для самостоятельного экспериментирования с красками и водой.

Наливаем выливаем

Поставьте на стол большую емкость с водой и пустые буты­лочки, баночки, флаконы, воронки, кружечки. Предложите детям зачерпывать кружечкой воду и наливать ее в разные баночки и бутылочки с помощью воронки, переливать ее из одной емко­сти в другую. Дети могут кооперироваться, помогая друг другу. Например, один ребенок держит воронку, а другой наливает через нее воду из бутылки в банку или несколько детей вместе заполняют водой одно ведерко. Получившиеся лужицы они вы­тирают тряпочкой или губкой и убеждаются, что воду нельзя взять рукой, ее нужно вытирать. Переливая воду в разные емко­сти, дети видят, что она принимает форму того сосуда, в кото­рый попадает.

В процессе этих занятий можно сосчитать, сколько маленьких кружечек воды поместится в большую бутылку, а сколько — в маленькую. А если потом вылить воду обратно в кружечки? Бу­дут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?

Погружение в воду

Попробуйте вместе с детьми погружать пустую незакрытую бутылку целиком под воду разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком и вниз). По­наблюдайте, как при этом емкость заполняется водой, обращайте внимание детей на то, как наполнилась бутылка: полностью или частично.

Попробуйте погрузить в воду пустую пластиковую бутылку с завинченной крышкой. Она будет плавать горизонтально на по­верхности воды. Пусть каждый из детей попробует опустить ее ко дну и удержать там. Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду. Она будет пла­вать под наклоном, так как заполненная ее часть окажется под водой. Потом налейте бутылку доверху, закройте крышкой. Она будет тонуть. Если вы заполните ее не до самого верха, то над водой останется маленький кончик бутылки, где нет воды.

Переверните две заполненные под водой бутылки, одну оставьте погруженную горлышком вниз, а другую постепенно вытаскивай­те. Понаблюдайте, что произойдет.

Брызгалки

Проделайте в крышках пластиковых бутылочек одно или не­сколько отверстий, у вас получится брызгалка. Дети могут, нажи­мая на стенки бутылки, брызгать воду в емкость, песок, на цве­ты или траву. Для этой забавы можно использовать водяные пи­столеты, маленькие клизмочки, резиновые игрушки с отверстием. На прогулке в жаркое время года малыши с удовольствием будут брызгать водой друг в друга.

Брызгалки можно изготовить и другим способом, проделав отверстия в стенках бутылки. Вместе с детьми поэксперименти­руйте с такими бутылками. Можно наливать в них воду из-под крана, погружать под воду и затем наблюдать, как вода вылива­ется через дырочки. Такие эксперименты можно проделывать с прозрачными и непрозрачными бутылками.

Тонущие и плавающие предметы

Подготовьте тазик с водой и предметы из разнообразных ма­териалов: металла, дерева, камня, резины, пластмассы, ткани, бу­маги, картона, губки. Это могут быть алюминиевые, стальные, де­ревянные и пластмассовые ложечки и мисочки; камешки и камен­ные скульптурки, резиновые, пластмассовые и поролоновые иг­рушки, мячики, шарики от пинг-понга; кусочки меха, марли, ватные шарики и пр.

Предложите детям по очереди опускать в воду разные пред­меты и наблюдайте, какие из них тонут, а какие плавают. Объяс­няйте детям, что металлические предметы и камни тонут, а де­ревянные, резиновые и пластмассовые — нет. Кусочки ткани сначала плавают, но, впитав в себя воду, становятся тяжелыми и тонут. Бумага и картон намокают по-разному, сразу це­ликом или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, маленький кусочек намокает быстрее большого. Некоторые губки плавают, другие сразу пропитываются водой и быстро тонут. Губками можно набирать воду, выжимая их, собирать разлитую воду.

При повторении опытов перед тем как опустить предмет в воду, спросите детей, будет он тонуть или плавать. Можно разделить играющих детей на две подгруппы. Одна из них пусть выберет тонущие предметы, а другая — плавающие. Затем на опыте убе­дитесь, правильно ли дети сделали выбор.

Кораблики

В тазу с водой или в бассейне можно поиграть в кораблики. Подготовьте игрушечные пластмассовые кораблики или сделан­ные из бумаги лодочки, губки, ореховые скорлупки, дощечки, ку­сочки коры, крышки от бутылок и банок. Можно самим изгото­вить небольшие плотики, связав несколько палочек проволокой.

Предложите детям выбрать себе кораблик и отправить его в «плавание». На кораблики можно посадить маленькие легкие игрушки. Покажите детям, как можно направлять движение ко­раблика, подталкивая его пальчиком, палочкой, дуть на него.

Весной, если на участке образуются ручейки, поиграйте в ко­раблики на прогулке. Можно понаблюдать, какой кораблик плы­вет быстрее.

Игры с бумагой

Игры с простой бумагой также открывают широкие возможно­сти для обогащения сенсорного опыта детей и развития мануаль­ных действий. Экспериментируя с бумагой, дети сминают, ком­кают, складывают, разворачивают, разрывают ее, знакомятся с раз­нообразными свойствами этого материала.

Для этих игр подготовьте наборы цветной бумаги для ручного труда и другие виды бумаги разного размера, плотности и фактуры (писчую и гофрированную бумагу, ватман, кальку, салфетки, фан­тики, фольгу от конфет).

Бумажные снежки

Раздайте детям листы тонкой бумаги и покажите, как из них сделать комочки. Скажите: «Давайте все сделаем такие же ко­мочки, как будто это снежки». Затем предложите детям подбра­сывать свои комочки и ловить их, бросать друг другу, играть в «снежки».

Секреты в бумаге

Подготовьте для детей листы разной бумаги и мелкие предметы, игрушки, разложите их на столе. Заверните маленькую игрушку в лист бумаги и скажите: «В этом сверточке что-то лежит. Хотите посмотреть, что там спрятано? Кто хочет развернуть сверточек?»

Кто-то из детей разворачивает сверток и находит игрушку. Затем предложите детям: «Давайте все сделаем такие "секреты". Выбе­рите листочек бумаги и игрушечку. Заверните ее в бумагу». По­могите детям изготовить «секреты». Не обязательно, чтобы они заворачивали игрушку именно так, как это сделали вы. Когда «секреты» будут готовы, предложите детям обменяться ими и рас­смотреть, что в них спрятано.

Игру можно разнообразить, заворачивая игрушку разными способами: в виде кулька, конфеты, коробочки и т.п. Можно за­вернуть игрушку в несколько слоев бумаги и сделать большой шар. Детям будет интересно разворачивать слой за слоем, пока они не найдут спрятанный в нем маленький «секрет».

Игрушки из бумаги

Подготовьте разноцветные листы мягкой бумаги и предложите детям смять из них комки разнообразной формы. У кого-то по­лучится большой шар, у кого-то маленький комочек, кто-то свер­нет трубочку или бантик и пр. Из этих деталей можно «лепить» разные фигуры. Например, склеив несколько шарообразных ком­ков, можно сделать одного «снеговика» или несколько больших и маленьких. Из комков другой формы можно «слепить» забав­ных человечков, птичек, фантастических животных. Покажите детям, как можно свернуть мятую бумагу, чтобы получились бантик, стрела.

Дети могут рвать бумагу на мелкие кусочки, насыпать их в мисочки, кастрюльки, тарелочки, как будто это еда для кукол. Начиная с 2 лет можно учить детей пользоваться безопасными ножницами. Нарезание мелких кусочков из бумаги приносит детям большое удовольствие.

Научитесь делать из бумаги кораблики, самолетики, колпаки, вертушки, веера, маски и др. Пусть дети наблюдают, как вы это делаете. Спросите, кому какую сделать игрушку. Раздайте их малышам, покажите, как запускать самолетик, дуть на вертушку и т.д.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...