Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН

По мнению Е. И. Тихеевой, картина — это «материал, ис­ключительно приспособленный» к тому, чтобы стимулиро­вать детей к составлению рассказов (Е. И. Тихеева, 1981: 129-130). В математическом образовании дошкольников роль картинного (иллюстративного) материала приобретает более широкий смысл. Он не только стимулирует детей к порождению связного высказывания, но и знакомит их с величиной, формой, количественными отношениями пред­метов, изображенных на картинках. Особую роль картины и картинки играют при обучении дошкольников решению арифметических задач. Они позволяют детям решать зада­чи, наглядно представленные на одной картинке (ситуаци­онные картинки), а также данные последовательно в виде серии картинок, отражающей условие задачи и ее решение. Ниже приводятся примеры интегрированных занятий, ког­да картины становятся основой для речевой и математиче­ской деятельности детей.

Продолжая мысль Е. И. Тихеевой, отметим, что «рассмат­ривание картин в раннем детстве преследует тройную цель: 1) упражнение способности к наблюдению; 2) поощрение спо­собствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мы­шления, воображения, логического суждения); 3) развитие языка ребенка» (Там же: 72).

Чтобы осмысленно использовать картинный материал для формирования элементарных математических представлений и коррекции нарушений счетной деятельности у детей-до­школьников, взрослые должны понимать, что представляет собой этот феномен — картина. В наиболее общем виде кар­тина понимается как «произведение живописи, обладающее законченным характером и самостоятельным художественным значением» (Большая советская энциклопедия, 1975: 86). Способность человека воспроизводить действительность в изображении обусловлена, прежде всего, потребностью пе­редавать другим людям важнейшую информацию об окружа­ющем. В результате человек овладел культурным инструмен­том — изобразительным языком. В самом широком смысле картина понимается как вид двухмерного изображения, от­ражающего на плоскости характеристику трехмерного пред­мета. Именно на такое понимание картины мы предлагаем опираться в процессе математического развития детей до­школьного возраста. Многообразные возможности картины (плоскостность, композиция, колорит и др.) позволяют пе­редать визуальную информацию, совершенствовать культу­ру зрительного восприятия, обогатить язык и, конечно же, способствуют формированию математических представлений.

Вместе с тем картину можно рассматривать как опреде­ленный изобразительный текст, заключающий в себе представ­ления о «модели (картине) мира». В процессе восприятия кар­тины дети усваивают определенные модели математических за­висимостей, представленных в виде изобразительного текста. Ведь наряду с вербальной, образно-жестовой, графическая система знаков, в том числе и математических, является элементом общечеловеческой культуры.

Учитывая все сказанное выше, мы предлагаем рассматри­вать картину как пример знаково-символической системы, с которой ребенок впервые сталкивается, когда реальные математические отношения находят отражение в рисунке.

Структура знаково-символической деятельности, в том числе и «чтения картины» с математическим содержанием, включает следующие элементы:

— предварительный анализ, предполагающий владение элементарными математическими знаниями;

— перевод реальных математических отношений на знаково-символический язык, требующий знания алфавита кодирования (величина, форма, количество) и правил его использования;

— работа с реальными и символическими предметами и их изображениями.

Для обучения детей основам математических знаний важ­но уметь различать виды знаково-символической деятельности Рассмотрим их, ориентируясь на математическую деятельность. Замещение в целом определяется как знаково-символическая деятельность, целью которой является функ­циональное воспроизведение реальности. Схематизация — это использование знаково-символических средств для ори­ентировки в реальности. Моделирование — знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объектив­но новой информации, в данном случае математической, с помощью оперирования знаково-символическими средства­ми. Кодирование (декодирование) — вид деятельности, ис­пользующий знаково-символические средства и заключа­ющийся в переводе реальности, в данном случае с математическим содержанием, на знаково-символический язык и в последующем декодировании (кодировании) информации ма­тематического характера. Таким образом, усвоение матема­тического содержания детьми уже в старшем дошкольном возрасте осуществляется и через расширение круга знаково-символических систем, и через дальнейшее совершенствова­ние оперирования ими.

Картина как вид двухмерного плоскостного изображения представляет собой одну из начальных знаково-символичес­ких систем, с которыми знакомится ребенок. Взаимодействие с этой системой осуществляется в рамках кодирования (де­кодирования) и связано с овладением культурным инстру­ментом — изобразительным языком. Для понимания роли картины в процессе математического развития ребенка-до­школьника необходимо отметить, что «чтение» графического изображения является важным шагом на пути к овладению формами познания, свойственными человеку, в том числе и познания математических свойств и отношений. Восприятие картины имеет специфические особенности, так как оно опосредовано восприятием «плоских линий и пятен» (Вол­ков, 1976: 38). На восприятие картин существенно влияет опыт восприятия реального объекта, изображенного на ри­сунке.

Понимание любой изображенной на картине ситуации имеет двойственный характер. С одной стороны, это слож­ный процесс постижения значения и смысла. С другой сто­роны, это определенный результат этого процесса, который зависит от степени раскрытия смысловых связей.

В ходе формирования элементарных математических пред­ставлений у детей дошкольного возраста занятия с исполь­зованием картинного материала можно рассматривать и как деятельность по овладению структурой связного рассказа и развитию связной речи, и как деятельность по формирова­нию и обогащению представлений о математических отно­шениях и свойствах, данных в двухмерном пространстве. В таком контексте картину можно воспринимать как знаково-символическую систему, как модель, обеспечивающую по­знание действительности.

Выявление и анализ всех компонентов изображенной на картине ситуации, осознание связей и взаимодействия меж­ду ними происходит в различных символико-моделирующих видах деятельности по содержанию картины. Перенос содер­жания с плоскости в трехмерную реальность предполагает владение действием замещения. В соответствии с современ­ными требованиями обучение дошкольников рассказыванию по картине, в том числе и с математическим содержанием, предполагает интеграцию разных видов деятельности. Такая интегративная модель наиболее полно разработана для об­учения детей с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии (Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева и др.). Именно эту модель мы и предлагаем использовать в работе с иллюстра­тивным материалом (картинами) при формировании мате­матических представлений. При этом мы выделяем нагляд­ные, практические и игровые методы работы. К наглядным методам и приемам обучения относятся рассматривание (де­монстрация картины), демонстрации наглядного материала на экране. Практические методы и приемы обучения — это упражнения (речевые, игровые, подражательно-исполнитель­ского, творческого и конструктивного характера), то есть многократное применение ребенком умственных и практи­ческих действий. Очень важным в работе по формированию математических представлений детей-дошкольников с ис­пользованием картинного материала является игровой ме­тод, предусматривающий использование разнообразных ком­понентов игровой деятельности (воображаемой игровой си­туации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения). Кроме того, в ка­честве одного из ведущих может выступать наглядно-практический метод моделирования: процесс создания модели и ее применение для формирования математических представлений о свойствах объектов и структуре их взаимоотно­шений.

В структуре занятий по обучению дошкольников элемен­тарной математике на основе использования картин, а так­же в профилактике дискалькулии у детей, наиболее эффек­тивны следующие модели:

предметные, представляющие собой физическую конструкцию из реальных предметов;

предметно-схематические, в которых выделенные существенные компоненты ситуации и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заменителей и графических знаков;

графические, как модели, обобщенно передающие разные виды математических отношений (схемы, рисунки и т. д.).

Формированию элементарных математических знаний и профилактике дискалькулии у детей способствуют и словесные методы обучения: собственно рассказывание детей как отражение в связной речи ранее сложившихся математичес­ких представлений, рассказ педагога, предварительная бесе­да, обобщающая беседа, вопросы как словесный прием обу­чения (репродуктивные, требующие констатации; поисковые, требующие умозаключения; прямые и подсказывающие). Сло­весные методы обучения могут найти применение в структу­ре наглядных и практических методов: пояснения (объясне­ния); указания как разъяснение дошкольникам содержания и последовательности математических действий, отраженных на картине (картинке); оценка процесса деятельности, ее результата, самооценка, косвенная оценка (напоминание, совет, исправление, замечание, реплика).

На занятиях по математическому развитию дошкольни­ков могут быть использованы предметные картины, карти­ны типа «объект в действии», серии сюжетных картин, настольно-печатные игры, иллюстрации, художественные кар­тины: жанровые, натюрморты, пейзажи. Практически во всех картинах (картинках) можно найти то или иное мате­матическое содержание (количественные, временные, про­странственные, величинные, геометрические отношения и свойства объектов). Выбор картин и картинок, хотим мы того или нет, уважаемые взрослые, зависит от нашего с вами восприятия и творческого воображения. Ведь именно мы предлагаем детям картинный материал, знакомим с ним детей и учим их искать и находить при восприятии карти­ны все то, что будет полезно и интересно для их развития.

Примеры комплексных занятий с использованием картин

Варианты занятий по вышитой картине «Хохломская посуда»

(Хохломская посуда // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 1(28) — С. 42—44.)

Занятие 1.

Педагогический замысел: формировать положительный эмоциональный фон при обучении детей рассказыванию и элементарным математическим знаниям; учить дошкольни­ков выражать адекватные эмоции при восприятии картин; учить детей коммуникативным действиям в процессе рас­сматривания картины (отвечать на вопросы, задавать вопро­сы взрослому, сверстнику, использовать объяснительную и доказательную речь, предлоги и наречия места); учить де­тей на основе восприятия картины создавать художествен­ный образ в окружающем пространстве, ориентироваться в пространстве; развивать операционно-техническую составля­ющую предметно-моделирующей деятельности дошкольни­ков; формировать у них связь «предмет — образ — слово»; обогащать представления детей о предметном мире на осно­ве содержания картины; учить их воспринимать картину как модель окружающей действительности; закреплять навыки счета и сравнения множеств.

Материал: вышитая картина «Хохломская посуда», на­туральные предметы — салфетка, мисочка, ложка, баночка с крышкой, веточка, муляжи ягод клубники, лист белой бумаги и деревянные рамы для картин разной формы и размеров.

Содержание занятия

Дети вместе с педагогом входят в помещение и садятся на ковер. Педагог обращается к детям:

—Посмотрите, какая у меня корзина, а в ней лежат различные предметы. Хотите узнать, что в ней лежит?

Педагог стимулирует речевое общение детей между собой, просит их задавать вопросы или высказывать свои предпо­ложения о том, что может лежать в корзине.

—Давайте попробуем поиграть в игру «Чудесная корзинка».

Дети опускают в корзину руки и пробуют догадаться, что за предмет они нащупали. Вынимают и называют его. Ког­да все предметы названы, педагог просит кого-то одного из детей назвать все, что достали. Он задает вопросы:

— Для чего нужны все эти предметы?

— Для чего нужна ложка?

— Для чего нужна миска?

—Зачем здесь лежит клубника? и т. д.

Педагог поясняет, что все эти предметы нужны для того, чтобы получилась картина. Он спрашивает детей: «Можно ли сделать картину из всего этого?» «Из чего делают карти­ны?» (Дети отвечают.)

—Правильно, картины рисуют красками, а еще можно вышить картину нитками. Вы такие видели? Давайте, посмотрим.

Педагог показывает картину. При этом он сидит рядом с детьми, эмоционально реагирует на ее появление.

—Эту картину вышила ваша воспитательница. Что на ней вышито?

Для привлечения внимания детей к объектам картины педагог круговыми движениями кисти руки обозначает про­странство, куда должны смотреть дети. Им дается возможность выразить свои впечатления от рассматривания картины.

—Посмотрите на картину и на эти предметы, которые мы достали из волшебной корзины, что можно о них сказать? (Ответы детей.) Мы сможем сделать из этих предметов такую же картину? (Ответы детей.) Давайте попробуем.

Для этого я поставлю сюда стул. Какой фон у нашей картины? (Ответы детей.) Я прикреплю к сидению стула лист белой бумаги. Что находится наверху на нашей картине? Я беру веточку и прикрепляю ее к листу, в каком месте? Вверху или внизу картины? Вот так. Что еще есть на веточ­ке? Ягоды расположены все вместе? Сколько ягод в середи­не веточки? Дима, отсчитай нужное количество ягод и дай их мне. Сколько ягод ты мне дал? Почему? Куда я должна их прикрепить? Где еще есть ягоды? Сколько их? Они рас­тут на одинаковой высоте? Правильно, одна ягодка висит под другой, одна выше, а другая?.. Даша, отсчитай нужное количество ягод и дай их мне. Сколько ягод ты мне дала? Почему? Где меньше висит ягод? Где больше? Что больше 2 или 3? На сколько больше? Сколько всего ягод нарисова­но на картине? Покажите мне столько же пальчиков.

Продолжая раскладывать, педагог спрашивает, получи­лась ли такая же картина или нет. Он просит детей назвать предметы, которых нет на стуле, но они есть на картине.

— Как вы думаете, готова ли наша картина? (Ответы де­тей.) Почему? Чего не хватает?

Кому-то из детей предлагается положить салфетку, уточ­няя, где она должна находиться: справа, слева или посере­дине. Другой ребенок ставит баночку, уточняя ее местопо­ложение и называя ее. Следующий ребенок ставит мисочку, отвечая на вопрос о том, где она должна стоять: справа или слева от баночки, впереди или сзади баночки. Еще один ребенок кладет ложечку в миску, уточняя в какую сторону направлена ручка ложки. Остальные дети отвечают на воп­росы о том, что делали их товарищи.

—Получилась у нас картина? Почему нет? Чего не хватает? У нас нет рамы для картины. Вот у меня есть рамы, выберите ту, которая нам нужна.

—Какой формы должна быть рама? Почему? Какой величины? Почему? Давайте приложим. Получилось? Очень красивая картина. А для чего же нужны все эти предметы? Зачем нам мисочка? Что в нее можно положить, если на картине нарисованы ягоды? Для чего нужна ложка? Что можно хранить в этой баночке? Для чего нужен сахар? Почему баночка закрыта крышкой? (Дети отвечают на вопросы педагога.) Сейчас я сфотографирую нашу живую картину.

Таким образом, на глазах у детей моделируется реальная ситуация с тем же содержанием, что и картина. Затем эта ситуация вновь переводится на язык плоскостного изобра­жения.

Занятие 2.

Педагогический замысел: развивать умение детей полу­чать информацию в процессе рассматривания картины; учить их использованию лексических и грамматических средств языка; формировать у дошкольников структурно-композиционные умения, обеспечивающие логику построе­ния текста, на основе условных схем; учить детей воспри­нимать картину как модель окружающей действительности; закреплять у них навыки счета, умение ориентироваться в пространстве и способность описать местоположение пред­мета словами.

Материал: вышитая картина «Хохломская посуда», фо­тография «живой картины», которую дети моделировали на предыдущем занятии, натуральные предметы — салфетка, мисочка, ложка, баночка с крышкой, веточка, муляжи ягод клубники, мел и доска для рисования, любые другие пред­меты, не относящиеся к картине.

Содержание занятия

Дети и педагог входят в помещение и садятся на ковер. Педагог задает вопрос:

— Дети, вы помните картину, которую мы сделали «жи­вой» на прошлом занятии? Вы помните, какие предметы были на той картине?

Среди этих предметов, вы сможете найти те, которые были на картине. (Педагог выставляет подносы с различны­ми предметами перед детьми.) Что ты помнишь, Алена? Найди этот предмет. Ребята. Этот предмет был на картине? (Ответы детей.) Что ты нашел, Алеша? Сколько там было ягод? А ты сколько взял, посчитай. И т. д.

После того как все предметы найдены, педагог убирает лишние и предлагает детям описать тот предмет, который остался у них в руках. Каждый ребенок описывает свой предмет по плану: что это за предмет, какой он формы, какого цвета, в каком количестве представлен, где расположен на картине, для чего нужен.

Выслушав рассказы детей, педагог предлагает нарисовать эту картину.

— А поможет нам в этом вот эта фотография и вот эта картина. Я их поставлю вот сюда. Вам их хорошо видно? А я пойду к доске и встану вот здесь. Как вы думаете, мне видно, что нарисовано на картинах? (Ответы детей.) Поче­му? Подойдите ко мне, проверьте, правильно вы сказали или нет? Сейчас я буду рисовать эту картину на доске, а вы будете мне помогать, я же не вижу, что и где расположено. С чего мы начнем?

Педагог использует прием комментированного рисования. С помощью детей он уточняет, какой предмет нужно рисо­вать, где его следует рисовать, какова величина этого пред­мета по сравнению с другим предметом, как они расположе­ны по отношению к друг к другу, какое количество и ка­ких предметов надо рисовать. Если мел цветной, то можно уточнять и цвет предметов.

— У меня получилась такая же картина, как и та, кото­рую вы видите? (Ответы детей.) Почему? Правильно, мы работали вместе, вы все правильно мне назвали, поэтому у меня получилась такая же картина. Сколько одинаковых картин у нас получилось? Какая картина была первой? А какая картина стала последней? Какая картина вам нра­вится больше всего? Почему? (Ответы детей.)

Варианты занятий по серии картин «Бабушка и кот»

(Бабушка и кот // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6(27). — С. 41—44.)

Занятие 1.

Педагогический замысел: формировать положительный эмоциональный фон при обучении детей рассказыванию и элементарным математическим знаниям; учить дошкольников выражать адекватные эмоции при восприятии картин; обучать детей коммуникативным действиям в процессе рас­сматривания картины (отвечать на вопросы, задавать вопро­сы взрослому, сверстнику, использовать объяснительную и доказательную речь, предлоги); учить детей на основе вос­приятия картины создавать художественный образ в окру­жающем пространстве, ориентироваться в пространстве; раз­вивать операционно-техническую составляющую предметно-моделирующей деятельности дошкольников; формировать у них связь «предмет — образ — слово»; обогащать представ­ления детей о предметном мире на основе содержания кар­тины; учить их воспринимать картину как модель окружа­ющей действительности.

Материал: серия сюжетных картин «Бабушка и кот», экран-подставка для картин, элементы настольного конст­руктора, кукла бабушка, ваза с цветами, кресло, корзинка, клубки ниток, спицы разной длины, игрушка котенок, маг­нитофонная запись (тикают часы, поют птицы, бьют часы, мяукает котенок), веревка.

Содержание занятия

Дети вместе с педагогом входят в музыкальный зал и останавливаются у дверей. Педагог говорит детям о том, что сегодня они будут составлять рассказы по картинам, которые находятся в дальнем углу помещения и спраши­вает:

—Если мы будем стоять здесь, мы можем рассказать, что нарисовано на тех картинах? Почему нет? Правильно, картины находятся далеко, и мы их плохо видим. Но пианино тоже находится далеко, а мы его видим хорошо, почему? Вы правильно ответили, пианино — большое, а картины по размеру какие? Чтобы нам было лучше их видно, что мы должны сделать? Давайте подойдем ближе.

Все вместе подходят к «волшебной» доске, на которой рас­положены картины, и педагог спрашивает:

—Теперь вам хорошо видно? Мы были от картин далеко, а теперь? (Ответы детей.) Чтобы рассмотреть картины и составить рассказ нам удобнее стоять или сесть на ковер? (Ответы детей.)

Для того чтобы привлечь внимание детей к картинам, педагог круговыми движениями кисти руки обозначает пространство, куда должны смотреть дети.

— Сколько у нас картин, одна или несколько? (Ответы детей.) Посчитайте, сколько их? С какой стороны, справа или слева, находится первая картина? А последняя? Кто нарисован на всех этих картинах? (Ответы детей.)

Мы будем составлять рассказы о бабушке и котенке. Кар­тины расположены в правильной последовательности, друг за другом. Посмотрите на них внимательно и подумайте, с чего все началось, что было дальше и чем же все закончи­лось. Ты готов, Вова? Мы слушаем твой рассказ.

Педагог предлагает рассказывать всем детям, начиная с тех, кто составляет более слабые по содержанию рассказы. Выслушав детей, педагог спрашивает их:

—А вам хотелось бы познакомиться с этой бабушкой и котенком, сходить к ним в гости? Тогда пойдемте, я покажу, где они живут.

Дети и взрослый подходят к столу и садятся вокруг него. Педагог показывает им куклу бабушку и говорит:

—Давайте познакомимся, спросим, как зовут бабушку?

Педагог провоцирует речевое общение между детьми, про­сит их задавать вопросы кукле и отвечать на заданные им вопросы.

—Вот вы и познакомились. Вы знаете, как зовут бабушку, а она знает, как зовут вас. А теперь вспомните, что было нарисовано на первой картине. Что делала бабушка? Где она находилась, в комнате или на улице? (Ответы детей.) Как вы догадались? Давайте построим комнату, в которой сидела бабушка.

Дети конструируют комнату. Они строят стены дома, де­лают двери, окно. Около окна ставят кресло, рядом с крес­лом вазу с цветами. Педагог сажает бабушку в кресло и говорит:

— Сидела наша бабушка Наташа дома. А чем она могла дома заниматься? Что делает ваша бабушка дома? (Ответы детей.) Правильно вы сказали, бабушка встала утром, при­готовила завтрак, проводила своего внука в детский сад, сходила в магазин (педагог перечисляет все, что сказали дети), пришла домой и села в кресло отдохнуть. Но просто так бабушка сидеть не может, она обязательно что-то дела­ет. И бабушка решила связать носочки для своего любимого внука.

Что нужно бабушке для того, чтобы связать носки? Пра­вильно, нужны нитки и спицы — это то, чем вяжут. Вы видели их? Сколько надо спиц? Они твердые или мягкие? Из чего они сделаны? Если спицы сделали из металла, зна­чит они какие? Спицы длинные или короткие? Они долж­ны быть одинаковые по длине или разные? Чтобы связать носки, нужна нитка короткая или длинная? Почему? Ни­точка должна быть тонкая или толстая? Если нитки сдела­ны из шерсти, значит, они какие? Какого цвета выбрала бабушка нитки для носочков? А вы бы хотели такие носоч­ки? Почему? (Ответы детей.)

Нитки смотаны в клубочки. Какой формы клубки? Зна­чит, клубки могут катиться? Почему бабушка Наташа по­ложила клубочки в корзинку? Бабушка выбрала клубочек и начала вязать.

А кто еще нарисован на этой картине? Это котенок или взрослая кошка? Как вы догадались? Как могут звать этого котенка? Что делает котенок? Почему? Бабушка, наверное, принесла из магазина вкусное молоко, котенок напился мо­лока и теперь решил немного поспать. Что может приснить­ся котенку? (Ответы детей.)

Вот здесь у меня есть корзинка, в ней клубочки, спицы разной длины и котенок. Давайте сделаем в бабушкином доме так, как нарисовано на первой картине. Какого цвета вы возьмете клубочки? Почему они лежали в корзине? По­катайте клубочки. Кто мог их вынуть из корзины? Зачем котенок выбросил клубочки из корзинки? (Ответы детей.)

Дети выбирают клубочки нужного цвета, спицы, одина­ковые по длине, укладывают котенка в корзину.

— Вот у нас и получилась первая картина. Как вы дума­ете, носочки вязать — это долго или быстро? Почему? Пока бабушка вязала, в доме было тихо или шумно? Если не работает телевизор и радио, то что можно услышать? По­слушайте, что это за звуки? (Магнитофонная запись тика­нья часов.) Что это так тикает? А теперь что вы слышите? (Магнитофонная запись пения птиц.) Откуда в доме могут быть птицы? Какое время года сейчас? Как вы догадались?

Какие цветы стоят на тумбочке? В какое время года цве­тет сирень? Что мы видели за окном? Какое было солнце? (Ответы детей.) Правильно, на улице весна, через откры­тое окно слышно пение птиц, и наша бабушка начала за­сыпать. А теперь послушайте, что это за звуки? Правиль­но, это бьют часы. Послушаем и посчитаем, сколько раз бьют часы? (Магнитофонная запись боя часов.)

Часы пробили три часа. Они били громко (магнитофон­ная запись мяуканья котенка). Кто это проснулся? (Ответы детей.) Котенок проснулся, и что стал делать? Сначала он потянулся. Посмотрел на пол и что увидел? Он стал с клу­бочком играть. Как вы думаете, котенку было весело? Ка­кой был котенок? (Ответы детей.) Вот у нас и получилась вторая картинка.

Педагог вынимает игрушку из корзинки, подводит к клу­бочку, котенок нюхает его, затем лапой пробует его катать.

— Что будут делать клубочки? Почему они катятся? (От­веты детей.) Посмотрите, что было дальше. У котенка есть на лапках коготки, они какие? (Ответы детей.) Котенок коготком зацепил нитку, затем перевернулся, потом еще и еще (педагог показывает, как котенок переворачивается, и нитка обматывается вокруг его тела). Попробуйте, поиграй­те, как я. Что происходит с клубочком, он становится боль­ше или меньше? Почему? А что происходит с котенком? Правильно, он заматывается в клубок. И вот в клубочке видно только ушки и хвостик котенка. Сколько у него ушек? Сколько у него хвостиков? Чего больше, а чего меньше? Как вы думаете, теперь котенку там хорошо? Почему? (Ответы детей.)

Давайте возьмем веревочку и замотаем ее вокруг одного из вас. Что произошло? Тебе удобно? Ты можешь подвигать руками? Ты можешь пойти? Почему? Тебя размотать обрат­но? Как ты попросишь нас об этом?

Вот так же неудобно стало и котенку. Что же он сделал? Сначала он пищал тихо. Но бабушка Наташа спала и не слышала. Что было дальше? Правильно, он стал мяукать все громче и громче. Что сделала бабушка? Она просну­лась и что увидела? Как вы думаете, что бабушка Наташа сказала? (Ответы детей.) Теперь у нас получилась третья картинка.

Как вы думаете, что произошло потом? (Ответы детей.) А теперь давайте расскажем бабушке Наташе, как мы узна­ли по картинкам, что с ней произошло.

Педагог и дети переходят к картинкам, садятся на ковер и рассказывают кукле о том, что произошло с бабушкой и котенком. При необходимости педагог включает аудиозапись шумов, чтобы напомнить детям о событиях, изображенных на картинах.

Занятие 2.

Педагогический замысел: учить детей самостоятельно декодировать двухмерное изображение путем предметно-пространственной деятельности; учить их действиям мо­делирования с опорой на картину; уточнить представле­ния дошкольников о пространстве; формировать у детей ком­муникативные действия в процессе деятельности; обучать детей планированию деятельности, сопровождая его речью; закреплять у них навыки порядкового счета, временные по­нятия; формировать умения дошкольников устанавливать взаимосвязи между предметами.

Материал: серия сюжетных картин «Бабушка и кот», любые другие сюжетные картины, элементы настольного конструктора, кресло, ваза с цветами, кукла бабушка, иг­рушка котенок, корзинка, клубки, магнитофонная запись (тикают часы, поют птицы, бьют часы и мяукает котенок), магнитофон для записи рассказа.

Содержание занятия

Занятие проводится в индивидуальной форме. Педагог со­общает ребенку о том, что девочка из его группы находится сейчас в санатории и не знает, чем ребята в садике без нее занимаются. Но ей можно написать письмо, да непростое, а такое, что она сможет услышать рассказ ребенка.

— Давай мы расскажем Маше о картинах, которые вы сами «сделали» на прошлом занятии. Она этих картин не видела, но ты сможешь ей рассказать о них, правда? Вот картины, выбери только те, которые были у нас на прошлом занятии, когда мы ходили в гости к бабушке Наташе. Сколько картин ты выбрал? Разложи их по порядку. Это у тебя первая картина. А это какие? Назови, какие они по счету?

Вот здесь на столе лежат разные предметы, давай вспомним, зачем они были нам нужны. Для чего нам строитель? Давай построим комнату. Что делала бабушка Наташа дома? Что она захотела сделать потом? Для чего у нас стоит кресло? Посади бабушку в кресло. Где оно стояло? Что еще находилось около кресла? (Ответы ребенка.)

Для чего здесь корзинка? Что в ней лежало? Зачем нужны клубки? (Ответы ребенка.) В доме было тихо? Почему? Что было слышно? Послушай. Что делают часы? Что еще; услышала бабушка? Где пели птицы? Какое время года бы­ло? Кто жил у бабушки? Как его звали? Что он сделал с клубками? Зачем котенок залез в корзинку? (Ответы ре­бенка.)

Бабушка вязала, вязала и... Вдруг раздался... (запись боя часов) Сколько было времени? Как ты узнал? Что произош­ло с котенком? Что он увидел на полу? Что стал делать? Почему нитка стала наматываться на котенка, как это полу­чилось? Что произошло дальше? Замотался котенок в клу­бок, удобно ему было? Почему? Что стал делать котенок? Что увидела бабушка, когда проснулась? Что сказала? Что было дальше? (Ответы ребенка.)

Мы с тобой все вспомнили, можно записать твой рассказ, а поможет нам сделать это магнитофон. Ты сейчас будешь, глядя на картинки и на эти предметы, рассказывать о ба­бушке Наташе и ее котенке. Кому мы пишем письмо? (От­вет ребенка.) Когда я включу магнитофон, не забудь поздо­роваться с Машей, а потом расскажешь ей о том, что случи­лось с котенком. Как можно назвать твой рассказ? (Ответ ребенка.) Готов? Не торопись, говори спокойно.

Педагог включает магнитофон, ребенок составляет пись­мо. Учитель-дефектолог показывает ему предметы, помогая восстановить последовательность событий, если в этом есть необходимость.

— Теперь давай попрощаемся с Машей и пожелаем ей скорее вернуться к нам в детский сад.

Тебе хотелось бы услышать то, что ты рассказал? Сейчас я перемотаю пленку и включу запись.

Педагог и ребенок слушают рассказ.

— Тебе понравилось? А как ты думаешь, Маша сможет представить себе эти картины, ведь она их не видела? Поче­му? (Ответы ребенка.)

Спасибо тебе. Когда придет Машина мама, мы передадим для нее эту пленку. Я думаю, что ей будет очень приятно.

Варианты занятий по картине «В песочнице»(В песочнице // Дошкольная педагогика. — 2005.—№ 2(23).— С. 38-40.)

Занятие 1.

Педагогический замысел: формировать положительный эмоциональный фон при обучении детей рассказыванию и элементарным математическим знаниям; обучать детей ком­муникативным действиям (отвечать на вопросы, задавать вопросы взрослому, сверстнику, использовать объяснитель­ную и доказательную речь, предлоги и наречия места); учить детей создавать художественные образы по воспоминаниям; развивать их ориентировку в пространстве, операционно-тех-ническую составляющую предметно-моделирующей деятельно­сти дошкольников; формировать у них связь «предмет — об­раз — слово»; обогащать представления детей о предметном и природном мире; закреплять навыки счета и сравнения мно­жеств, представления о величине, форме, весе, временах года и их характерных признаках.

Материал: ткань или коврики зеленого и любого друго­го цвета, комнатные растения разной величины, стол для игр с песком, четыре разноцветных ведерка разной величи­ны, специально подготовленный песок, лейка с водой, ма­шинка, совочки, формочки, кроватка, кубики, пирамида, клюшка, санки, детские панамки, фотоаппарат.

Содержание занятия

Дети вместе с педагогом входят в помещение и садятся на ковер. Педагог спрашивает детей о том, какое сейчас время года. Дети отвечают, уточняя приметы этого времени года. Они называют одежду, которую надевают, выходя ил улицу, игры, в которые играют на улице. Они также перс числя ют игрушки, которые берут с собой на прогулку. За том педагог предлагает детям вспомнить приметы лета, сказать, что они знают о летнем отдыхе, чем они любили зани маться летом, во что играть. Взрослый просит дошкольников уточнить, в какую одежду они одевались летом и почему? Педагог предлагает превратить комнату, в которой они находятся, в летнюю песочницу. Он спрашивает у детей, может ли он сфотографировать то, как они будут «творить это волшебство». Дети вспоминают, какого цвета бывают летние деревья, кустарники и трава. Педагог предлагает детям «сделать» траву. Для этого они должны выбрать ткань или коврики нужного цвета и застелить ими пол. После это­го детям следует «вырастить» кусты и деревья. Для этого используются комнатные растения разной высоты. Дети срав­нивают их, выбирают самые высокие для имитации деревь­ев, а растения пониже становятся «кустами». Педагог делает первый снимок.

—Ребята, что такое песочница, для чего она нужна? Какую она может иметь форму? Какой цвет? (Ответы детей.)

Взрослый предлагает использовать в качестве песочницы стол для игр с песком, предварительно убрав ножки стола.

—Как попадает песок в песочницы, кто его туда насыпает? Если песочница большая, то много или мало надо песка, чтобы наполнить ее? Сколько песка нужно для нашей песочницы? (Ответы детей.)

Детям предлагаются ведерки с предварительно приготов­ленным песком. Ведерки разной величины, разного цвета.

—Ребята, посчитайте, сколько у нас ведер. Хватит ли каждому из вас? (Дети сравнивают ведерки по величине, выстраивают их в порядке ее возрастания.) Какое ведерко самое тяжелое и почему? Какое самое легкое? Сравните два ведерка и сделайте вывод. В каком ведерке больше всего песка и почему? (Ответы детей.)

После беседы, каждому ребенку предлагается взять одно ведро, назвать его цвет и объяснить, почему он выбрал имен­но это ведро. Дети высыпают песок из ведра в песочницу, называя выполняемые действия. Педагог обращает внима­ние детей на то, что сначала песочница была пустая, но промере того как каждый ребенок высыпал в нее песок из своего ведра, его в песочнице становилось все больше и больше и, наконец, песка стало много. Педагог делает второй снимок.

—А теперь скажите мне, с какими игрушками можно играть в песке. Что из песка можно построить? (Ответы детей.) Перед вами игрушки, выберите из них только те, с которыми можно играть в песке. Почему вы не взяли клюшку и санки, в какое время года можно играть с этими игрушками? (Ответы детей.) А почему вы не взяли пирамиду? (Ответы детей.)

Ну вот, наша песочница готова, игрушки мы с собой взя­ли. А теперь давайте вспомним, что мы должны надеть, если идем на улицу летом. (Ответы детей. Если они не называют головные уборы, то педагог задает наводящие вопросы.) По­смотрите, перед вами лежат панамки. Скажите мне, какие из них надевают мальчики, а какие девочки. Почему? (Ответы детей.) Какого цвета панамки выбрали девочки? А какого цвета панамки взяли мальчики? Сколько каж

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...