Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа по результатам обследования

После подведения итогов по обследованию в конце сентября или начале октября воспитатель проводит родительское собрание. Он знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепиться, отразиться на письме при обучении грамоте; рассказывает, каковы функции родителей в воспитании у ребенка правильного произношения. С родителями, у детей которых выявлены более серьезные нарушения в словаре, во фразовой речи, в темпе и ритме речи и т. д., воспитатель беседует отдельно, рекомендует им обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Сам педагог также поддерживает связь с логопедом, показывает ему детей, если возникает необходимость, направляет их в специализированный детский сад (для детей с недостатками речи). По мере необходимости он обеспечивает консультацию врачей разных специальностей: невропатолога, отоларинголога, ортодонта и др. Во всей своей дальнейшей работе педагог учитывает особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво, используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывает у детей правильную речь.

Вопросы

Каковы общие принципы обследования речи детей?

Как излагается материал для обследования?

На что должен обращать внимание воспитатель в процессе обследования?

Как оформляются результаты обследования?

Какую работу и с кем проводит воспитатель после обследования речи детей?

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.

Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (при звуках г, н), прижиматься к альвеолам (при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (при звуках ш, ж, щ). Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы — «Почистим зубы» (см. с. 103),

б) поднят вверх — «Маляр», «Грибок», «Гармошка» (см. с. 105).

После того как каждое положение будет отработано, дается упроажнение на переключение с одного положения на другое— «Качели» (см. с. 106).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу (при звуке и и мягких согласных). Для выработки подъема средней части спинки языка выполняют упражнение «Киска сердится». Детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках к’ г) или же образовывать щель с нёбом (при звуке х). Для отработки этих движений служат упражнения «Пароход гудит» (см. с. 106), «Прятки» (см. с. 175).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при звуках и, э, с, з ц, ш, ж, ч, щ, р); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке л); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться коренных зубов (при звуках о, у). Таким образом, язык может быть:

а) широким, распластанным — для отработки этого положения служат упражнения «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье» (см. с. 104);

б) узким — сужению языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и «Достань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны.

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке у), округляться (при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках и, с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (при звуках ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках ф, в). Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает дудочку?» (см. с. 24), «Кто умеет улыбаться?» (см. с. 161), «Построим забор» (см. с. 163).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков (см. упражнения «Пароход гудит», «Качели», с. 106).

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки м, м', н, н'. Если мягкое нёбо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все звуки, кроме м, м', н, н'). Развитию подвижности мягкого нёба способствуют упражнения типа «Подуть на одуванчики», «Ветер срывает листок» (покашлять с открытым ртом на листок, подвешенный на ниточке).

Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их — координирована.

Комплексы упражнений

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс и включает эти основные упражнения.

Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

Вытягивание губ вперед трубочкой.

Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.

Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

Язык широкий.

Язык узкий.

Чередование положений языка: широкий — узкий.

Подъем языка за верхние зубы.

Чередование движений языка вверх-вниз.

Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.

После отработки упражнений первого комплекса воспитатель в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.

Второй комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков (см. 102).

Третий комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков (см. 103).

Четвертый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука л (см. 105).

Пятый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука р (см. 107).

В течение года во всех возрастных группах педагог использует указанные выше комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, л, р) воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатываемый звук.

В подготовительной к школе группе (и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):

а) гласных: и — у, э — о, и — о, э — у, и — э, у — о;

б) длительных и взрывных согласных: м — б, н — г;

в) носовых и сонорных: м — л, н — л;

г) губных и язычных: б — д, ф — х;

д) взрывных и щелевых: б — в, к — х;

е) переднеязычных и заднеязычных: с — х, д — г.

Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приемов. Например, воспитатель говорит: «Попищим тоненько, как мышка: иии..., потом погудим, как паровоз: ууу...» При этом он показывает картинки с изображением мышки и паровоза (см. «Приложение»).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...