Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звук ф. Описание правильной артикуляции

нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

положение языка зависит от следующего гласного звука;

мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется (см. рис. на заднем форзаце).

I этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука ф.

Цель. Научить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу.

Предшествующая работа. Дети учились улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.

Подготовительная работа. Подобрать картинку с изображением забора. Продумать, в какое занятие включить этот вид работы.

Упражнение «Построим забор»

Краткое описание

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисован забор. Обращаясь к детям, говорит: «Смотрите, какой ровный забор. Дощечка к дощечке прилажена. Давайте и мы с вами построим такой же. Поставим верхние зубы на нижнюю губу, вот так. (Показывает.) У нас получился забор из зубов, ровный, хороший, у всех должны быть видны только верхние зубы».

Методические указания. Чтобы показать детям, как надо правильно выполнить упражнение, воспитатель должен улыбнуться, чтобы были видны верхние зубы.

Следить, чтобы дети не закусывали нижнюю губу и не втягивали ее внутрь рта. Для того чтобы суметь проверить правильность выполнения упражнения каждым ребенком, его надо проводить по подгруппам.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнить произношение звука ф, развивать длительный ротовой выдох.

Цель. Добиваться четкого длительного произношения изолированного звука ф.

Предшествующая работа. Проводились игры на выработку длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Продумать, на каком занятии по физической культуре провести эту игру.

Игра «Пузырь»

Краткое описание

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражая выходящему воздуху.

Методические указания. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала «лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»). Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается). Чтобы лучше видеть, как выполняют дети это упражнение, и слышать, как они произносят звук ф, можно проводить игру подгруппами. Дети, не занятые в игре, наблюдают за играющими.

III этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание четкого произношения звука ф в словах, развитие фонематического слуха.

Цель. Упражнять детей в четком произношении звука ф в словах и выделении его среди других звуков в слове.

Предшествующая работа. Дети учились четко произносить изолированный звук ф и выделять его в слове.

Подготовительная работа. Подобрать предметы, в названии которых имеется звук ф: флаг, фартук, формочки, туфли (кукольные) и др.

Игра «Чего не хватает?»

Краткое описание

Воспитатель раскладывает на столе предметы, в названии которых есть звук ф: флаг, формочки, фартук, туфли. Дети называют предметы, выделяя звук ф, и запоминают их. Затем воспитатель вызывает ребенка, который выходит к его столу, еще раз рассматривает предметы, а затем становится к ним спиной. Воспитатель убирает один из предметов. Ребенок должен указать, какого предмета не хватает. Можно попросить его назвать предметы, которые остались на столе. При повторении игры воспитатель постепенно заменяет одни предметы другими.

Методические указания. Следить за тем, чтобы при назывании предметов дети выделяли звук ф, произнося его длительнее других звуков.

Развитие силы голоса

Тема. Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом.

Цель. Учить детей говорить громко и тихо.

Предшествующая работа. Дети учились произносить тихо и громко различные звукоподражания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинку «Дети заблудились в лесу».

Игра «Эхо»

Краткое описание

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая — эхо. Группы располагаются в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.

Вопросы и задания

Чем характеризуется речь детей в возрасте от трех до четырех лет?

На что следует обратить внимание воспитателю при обследовании речи детей в возрасте от трех до четырех лет?

3. На что направлена работа по усвоению произношения во второй младшей группе?

Подберите игры для развития слухового внимания.

Подберите игры для развития речевого дыхания.

Подберите игры для развития основных качеств голоса.

Подберите материал для занятий по звукам а, у, о, э, м, п, б.

Разработайте три занятия по звуку в.

Средняя группа

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...