Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача 8. Проанализируйте и прокомментируйте приведенные ниже суждения об одаренных детях с точки зрения их истинности или ошибочности.

1. Талант всегда пробьет себе дорогу.

2. Все талантливые дети страдают от неблагоприятного образа «Я», ощущения собственной неадекватности и низкой самооценки.

3. В малоимущих (неполных, конфликтных, деревенских, рабочих и т.п.) семьях таланты рождаются реже, чем в материально обеспеченных (полных, благополучных, городских, интеллигентных).

4. На детях знаменитостей природа отдыхает.

5. Способный ребенок, как правило, одарен не в одной, а в нескольких областях знаний и умений.

6. В раннем возрасте дети часто скрывают свои способности, стараясь быть «как все», поскольку значимые взрослые хвалят их именно за это.

7. Школа предпочитает иметь дело с отстающими, а не с одаренными детьми.

8. Сенсорные недостатки (слепота, глухота), нарушения речевого развития являются непреодолимыми препятствиями для развития способностей.

9. Талантливые дети всегда невротики.

10. Плохое преподавание, формально реализуемые учебные программы и неквалифицированные учителя уничтожают способности ребенка.

11. Одаренные дети предпочитают иметь дело с людьми старшего возраста, а не со сверстниками.

12. Для одаренных личностей характерна внутренняя потребность в совершенстве.

13. Одаренные дети более уязвимы, чем «обычные».

14. В «средней» среде способности ребенка легко затухают.

15. Одаренные дети часто сталкиваются с враждебностью окружающих.

 

 

Задача 9. Какие описания содержат существенные отличительные признаки ощущений, а какие – восприятия:

1. отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету;

2. первоначальный источник всех знаний об окружающем мире;

3. результат совместной деятельности ряда анализаторов;

4. целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям

окружающего мира;

5. отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету.

Задача 10. Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в следующих примерах:

1. В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вам до мажор каким кажется? Красным. Ясно, что красный… Это мне так же ясно, как то, что вы стоите, и я стою… Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности. Вот у меня в «Прометее» в начале – тут как бы совмещение тональности… - поэтому тут должны быть цвета розовый и синий».

2. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

3. В романе Э. Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника, и «…от ее такого пронзительного голоса у Артура стало кисло во рту».

4. Музыкант слышал разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу лишь в 1/2 тона.

5. Люди, живущие в странах с теплым климатом, гораздо хуже переносят морозы.

6. Известный лингвист Р. Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные – черно-белые. «А» - самый яркий по окраске звук, «И» - самый светлый, «У» - самый темный.

7. Со временем человек перестает замечать тиканье часов в комнате.

8. Внимательно прислушиваясь к чему-то, человек обычно прикрывает глаза.

А. Ахматова вспоминала, как А. Блок, прослушав Игоря Северянина, вернулся в

артистическую и сказал: «У него жирный адвокатский голос».

 

Задача 11. Какие закономерности восприятия проявляются в данных примерах:

1. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль. (К.К. Платонов)

2. В. Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был большим… Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, выразительные глаза. (И. Рахилло.)

3. Человек мгновенно может распознавать любую фигуру, например, квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. (А.М. Эндрю.)

4. Поздний вечер. Деревня спит. Стук в темное окно. Хозяин неохотно просыпается: «Кто там?» - « Хозяин, дрова нужны?» - «Какие еще дрова? Не нужны мне никакие дрова!» Проснувшись утром, хозяин обнаруживает пропажу поленницы дров со своего двора. «Мерзавцы, - жалуется он соседу, - спросили, хочу ли купить дрова, а сами мои дрова украли!»

5. Однажды И.М. Файгенберг читал лекцию об активности зрительного восприятия преподавателям челюстно-лицевой хирургии мединститутов. В качестве иллюстрации он демонстрировал известный гештальтрисунок Э.Боринга, на котором смотрящий может увидеть либо прелестную молодую женщину, полуотвернувшуюся от зрителя, либо беззубую старуху, уткнувшуюся в меховой воротник. Обычно часть слушателей сразу же видят женщину, часть – старуху. Каково же было его удивление, когда он услышал только: «Старуха беззубая!», «Старая бабка!». Все увидели только старуху! В первый момент лектор был обескуражен неудачей своего демонстрационного эксперимента, но быстро догадался о причине случившегося.

 

 

Задача 12. Определите, в каком из перечисленных примеров речь идет о

Сверхкратковременной (сенсорной), кратковременной, оперативной или

Долговременной памяти.

1. При набор текста на компьютере как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти с следующей.

2. Человек, набирающий незнакомый номер телефона, не имея перед глазами его запись, мысленно повторяет его.

3. Старушка всю жизнь хранит воспоминания о своей первой любви.

4. Авиадиспетчер на несколько минут сосредотачивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней переключая внимание на следующую.

5. Люди, окончившие школу даже 40-50 лет назад, сохраняют в памяти имя первой учительницы.

6. Студент перед экзаменом помнит огромное количество информации (фактов, цифр, дат и пр.), которая после сдачи экзамена «улетучивается « из головы.

7. Кинофильм воспринимается зрителями как непрерывно текущее изображение событий, а не как набор отдельных кадров.

8. На конференции, в перерыве между выступлениями, с человеком пытается поболтать неинтересный ему собеседник. Высматривая в толпе знакомые лица, человек отвечает на его вопросы, но, наконец избавившись от своего навязчивого собеседника, совершенно не помнит, о чем был разговор.

Пожилая актриса, работающая над мемуарами, в подробностях вспоминает свои гимназические и военные годы.

Задача 13. Верны или нет следующие утверждения:

1. Мышление характеризуется как процесс решения задач.

2. Мышление является процессом непосредственно-чувственного отражения объективной действительности.

3. Мышление имеет своим источником ощущения.

4. Важнейший признак мышления – умение выделять общее и существенное.

5. Теоретическое мышление можно рассматривать как высший уровень развития мышления.

6. Понятийное мышление представляет собой более высокий уровень развития мышления, чем образное.

7. Теоретическое мышление не связано с решением задач реальной жизни.

8. Интуитивное мышление присуще только женщинам и детям.

 

Задача 14. . Какие приемы воображения использованы при создании образов воображения в приведенных примерах? По каким признакам это можно установить?

1. В мифах и легендах описываются различные фантастические существа – кентавры, сфинксы, русалки, гаргульи.

 

2. А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит злодей Разбойник по-звериному, И от его ли-то от посвисту соловьего, И от его ли-то покрику звериного, То все травушки-муравы уплетаются, все лазуревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются, А что есть людей, то все мертвы лежат. («Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

 

3. Поглядел богатырь в руку правую, Увидал тут Илью Муромца. Он берет Илью за желты кудри, Положил Илью да он к себе в карман, Илью с лошадью да богатырской… («Илья Муромец и Святогор»)

 

4. Беседуя о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д.»

 

5. Л.Н. Толстой рассказывает о том, как возник у него образ Наташи для романа «Война и мир»: « Я взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа». Таня и Соня – это свояченица и жена, две реальные женщины.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...