Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор-составитель: Барышников Е.Н., зав. Центром теории и методики воспитания, к. п. н.

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Педагогического мастерства

 

 


Я не спешу пробовать

табак

алкоголь

наркотики

 

методические рекомендации

по организации профилактической работы в классе

 

 

Санкт-Петербург

2002г.

 

 

Автор-составитель: Барышников Е.Н., зав. Центром теории и методики воспитания, к. п. н.

 

Рецензенты:

 

 

Методические рекомендации адресованы классным руководителям 5-9 классов. Они направлены на помощь классному руководителю в создании условий, которые помогли бы учащимся осознанно не употреблять табак, алкоголь, наркотики. В их основе лежит понимание воспитания как педагогического взаимодействия на субъект-субъектной основе. Помимо общих рекомендаций в работе содержатся описания 25 разнообразных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы в рамках целевой программы «Я не спешу пробовать табак, алкоголь, наркотики».

 

Содержание

 

 

Введение
Раздел 1.Методические рекомендации в помощь классному руководителю по профилактике вредных привычек учащихся.
Раздел 2. Формы внеклассной работы с учащимися 5-9 классов «Я не хочу пробовать наркотики, алкоголь, табак».
Заключение.
Список литературы.

 

 

Введение.

В данном сборнике предлагаются методические рекомендации для классных руководителей 5-9 классов, ведущих работу по преодолению и профилактике различных зависимостей (вредных привычек учащихся). Классным руководителям рекомендуется в качестве одного из направлений работы с учащимися программу «Я не спешу пробовать табак, алкоголь, наркотики». Цель программы заключена в ее названии, она направлена на формирование осознанного неприятия учащимися табака, алкоголя, наркотиков.

Предлагаемые рекомендации не столько служат единственно верными способами действия, сколько служат основой для самоопределения педагога при организации профилактической деятельности.

Основное в предлагаемых рекомендациях и формах работы не содержание (существует большое количество литературы, где убедительно излагается вред наркотиков, алкоголизма, табакокурения и т.д.), а некие педагогические технологии.

На наш взгляд, необходим поиск в пространстве педагогических технологий, т.к. существует большое количество медицинских, социологических, психологических способов борьбы с вредными привычками.

Данные рекомендации предлагают технологии, доступные любому педагогу и не требует специальных умений и знаний.

 

Раздел 1.Методические рекомендации в помощь классному руководителю по профилактике вредных привычек учащихся.

Сложность деятельности воспитателя заключается в том, что чем конкретнее задачи, которые он пытается решить, тем сложнее добиться результатов.

Эффективность педагогической деятельности повышается в том случае, когда она ценностно - ориентированна и целостна. Опыт показывает, что любой классный руководитель регулярно в индивидуальных и групповых беседах говорит о вреде алкоголя, курения, наркотиков. Об этом же говорят с детьми и большинство родителей. Возникает вопрос, в чем причина не эффективности педагогических усилий в данном направлении.

На наш взгляд, решение проблемы не связано с увеличением объема информации. Можно предположить, что каждый ребенок в возрасте 12 - 15 лет хотя бы раз в неделю слышит подобную информацию, но это его не останавливает.

Выделим ряд причин этого явления:

E Расхождение слов и реальной жизни, когда ребенок видит, что взрослые регулярно пьют и курят, он понимает, что их слова некая педагогическая обязанность, но не более того;

E Востребованность вредных привычек в подростковой субкультуре. Трудно остановиться, когда большинство сверстников пьют, курят, употребляют наркотики;

E Низкий уровень развития субъектных качеств подростков, которые не осознают, что делают. Они не готовы нести ответственность за свои поступки;

E Неверие педагогов в эффективность собственной деятельности. Часть педагогов заранее признают бесполезность собственной деятельности.

Все существующие методы профилактики можно разделить по предполагаемым результатам:

E формирование убеждения и аргументов, направленных на осознанный отказ от употребления наркотиков, алкоголя, табака;

E формирование эмоционального неприятия и отторжения использования наркотиков, алкоголя, табака;

E формирование общественного мнения, коллективного мнения в классе, осуждающего и не принимающего учащихся, рекламирующих и употребляющих наркотиков, алкоголя, табака;

E создание условий для становления внутренней позиции учащихся, направленных на отказ от использования наркотиков, алкоголя, табака.

В соответствии с предполагаемыми результатами можно разделить и применяемые педагогические средства:

E информация и аргументированное убеждение;

E коллективная творческая деятельность;

E создание эмоционально воспитывающая среда;

E рефлексия и тренинг самосовершенствования.

В связи с этим, возникает сложность, связанная с выбором педагогами, в частности, классными руководителями тех или иных технологий работы с учащимися. На наш взгляд в педагогической практике не так часто используются технологии, в основе которых лежат субъект - субъектные отношения воспитателя воспитанника.

В данной технологии способствует осознанию происходящего, обеспечивают согласование позиций воспитателя и воспитанника относительно проблемы употребления наркотиков, алкоголя, табака. Попытаемся выстроить систему работы в классе, направленную на профилактику.

Такая система включает в себя работу по следующим направлениям:

E диагностика отношения учащихся к употреблению наркотиков, алкоголя, табака;

E информационное обеспечение учащихся по данным проблемам;

E создание классного коллектива и формирование негативного отношения в нем к употреблению наркотиков, алкоголя, табака;

E проведение мероприятий направленных на формирование эмоционального неприятия употребления наркотиков, алкоголя, табака;

E совместная деятельность учащихся по осознанию и профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табака;

E индивидуальная работа с учащимися, склонными к употреблению наркотиков, алкоголя, табака;

E работа с родителями по профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табака.

В основе системы профилактики лежат нравственные ценности и ориентиры, позволяющие обеспечить осознанное, активное неприятие употребления наркотиков, алкоголя, табака.

Решение этой задачи возможно при организации деятельности по трем взаимосвязанным направлениям:

E создание эмоционально привлекательной, воспитывающей среды через организацию коллектива, культурных событий и совместной деятельностью учащихся;

E решение проблем учащихся (социальные, индивидуально – личностные, помощь в самоопределении);

E контроль за поведением учащихся и профилактическая работа, формирование активной позиции учащихся по отношению к употреблению наркотиков, алкоголя, табака.

Важным элементом профилактической деятельности является диагностика направленная на изучение отношений учащихся к употреблению наркотиков, алкоголя. В целом, система профилактики в классе может быть представлена следующим виде (см. схему № 1.).

Одной из важных задач в работе с учащимися 5-9 классов является создание условий не позволяющие попробовать табак, наркотики, алкоголь. Человек по своей природе любопытен, ему всегда хочется попробовать чего-нибудь новое, ранее неизвестное. Особенно это относится к детям. К сожалению, в процессе профилактической работы у учащихся может сложиться впечатление, что запретный плод сладок. Это приводит к тому, что подобная работа способствует появлению желания быстрее попробовать табак, алкоголь, наркотики.

 

Практикум «Полезные советы».

Цель: Формирование потребности в оказании помощи своим друзьям, которые пытаются избавить от вредных привычек.

Особенности проведения:

1. Учащиеся по группам готовят рефераты на следующие темы:

E Полезные советы тем, кто хочет бросить курить.

E Полезные советы тем, кто хочет помочь другу в борьбе с вредными привычками.

E Полезные советы тем, кто хочет казаться быть взрослым.

E Полезные советы тем, кто хочет бросить употреблять наркотики. Умение находить полезные советы о сохранении здоровья в различных литературных источниках.

2. Выступление представителей групп с подготовленными рефератами. После каждого выступления представителям других групп предлагается проанализировать и оценить выступление.

3.Подведение итогов. Анализ и оценка педагогом представленных рефератов. Выражение надежды на то, что учащиеся класса смогут оказать помощь грамотным советам, тем, кто в нем нуждается.

Педагогический комментарий: основная сложность, как убедить учащихся в необходимости создания рефератов.

* * *

Практикум «В мире увлечений».

Цель практикума: Развитие навыков организации свободного времени.

Особенности проведения:

1. Класс делится на группы, которые разрабатывают главы в «энциклопедию досуга»:

E Один дома

E В компании друзей

E В кружках и клубах

E Вместе с родителями

E Куда пойти отдохнуть.

E Полезные предупреждения.

2. Защита и презентация глав «Энциклопедии досуга». Представляется текст главы и защищается в творческой форме.

3. Подведение итогов. Оценка представленных материалов. Создание условий, чтобы каждый учащийся класса при желании мог легко пользоваться этой энциклопедией.

Педагогический комментарий: желательно регулярно (хотя бы раз в полгода) пополнять материалы энциклопедии.

* * *

2.10. Практикум «Я могу…».

Цель практикума: создание условий для самоанализа учащимися своих возможностей.

Особенности проведения:

1.Практикум проводится в форме путешествия. Организуется 5 станций, где учащимся предлагается ряд ситуаций, в которых есть возможность испытать себя:

E я могу найти и исправить собственную ошибку;

E я могу отказаться от вредной привычки;

E я могу переубедить друзей;

E я могу отстоять свою точку зрения;

E я могу признать свою неправоту и принести извинения.

2.Класс делится на пять групп,каждая из которых получает маршрутный лист. Классный руководитель объясняет суть практикума, представляет руководителей станций, выражает надежду на то, что в процессе работы многие учащиеся осознают свои возможность и обретут полезные навыки.

3.Организация работы на станциях:

E «Я могу найти и исправить собственную ошибку».

Учащимся последовательно предлагается: вспомнить ситуацию из своей жизни, где ему удалось найти и исправить ошибку; выполнить многоэтапное действие (небольшой диктант, математический пример в несколько действий, любая игра на внимание и т.д.); алгоритм анализа и поиска ошибок(повторение данного задания, выделение этапов , анализ каждого этапа, проверка действий в которых сомневаешься, поиск правильного решения, исправление ошибки); проанализировать свои действия.

Руководитель станции, подводя итоги, отмечает необходимость и полезность самоанализа и поиска ошибок, объясняет типичные ошибки, совершенные учащимися при самоанализе.

E «Я могу отказаться от вредной привычки».

Учащимся последовательно предлагается: перечислить типичные «вредные» привычки; вспомнить свой опыт преодоления вредных привычек; алгоритм преодоления вредной привычки (самоубеждение, в том, что от этой привычки необходимо избавиться в любом случае; переключение своих желаний и интересов в другую область; перетерпеть, даже если очень хочется; регулярная самопохвала за отказ от вредной привычки); выбрать одну из своих вредных привычек и составить план отказа от нее.

Руководитель станции отмечает сложность отказа от вредной привычки, напоминает, что легче не заводить вредную привычку, чем отказаться от нее. Он желает успеха всем, кто решил отказаться от вредной привычки.

E «Я могу переубедить друзей»

Учащимся последовательно предлагается: вспомнить ситуации, когда возникала необходимость убедить в своей правоте друзей;

Алгоритм переубеждения (поиск и изложение аргументов, опровержение аргументов своих друзей; поиск компромиссного решения; сдерживания негативных эмоций; изложение негативных последствий предложения друзей); разделиться на пары и по очереди попытаться переубедить в чем либо своего партнера по паре; проанализировать свою попытку переубедить партнера.

Руководитель станции отмечает сложность переубеждения и желает учащимся переубеждая друзей, сохранить с ними дружеские отношения.

E «Я могу отстоять свою точку зрения» Учащимся последовательно предлагается: вспомнить случаи, когда пришлось отстаивать свою точку зрения; алгоритм защиты своей точки зрения (изложения мотивов, из-за которых защищается определенная точка зрения; критика других точек зрения; объяснение своей позиции); учащиеся по очереди отстаивают свою точку зрения, не курить, когда тебе предлагают.

Руководитель станции отмечает наиболее грамотное отстаивание своей точки зрения, желает никогда не отказываться от своей точки зрения.

E «Я могу признать свою неправоту и принести извинения».

Учащимся последовательно предлагается: вспомнить случаи, когда они были не правы и пришлось извиняться; по очереди принести извинения за утерянную в библиотеке книгу, за грубость родителям, за плохое поведение на уроках; проанализировать свои действия и действия других при извинении; разработать правила «Как следует извиняться».

Руководитель станции отмечает наиболее искрение извинения, отмечает, что принесение извинений нет ничего особенного.

4. Подведение итогов. После окончания путешествия весь класс собирается. Каждый руководитель станции дает отчет о работе групп на станции и отмечает наиболее успешно работающие группы. Классный руководитель благодарит всех за участие в практикуме и выражает надежду, что полученные навыки пригодятся в жизни.

Педагогический комментарий: наибольшую сложность представляет подбор руководителей станций, которыми могут быть как другие педагоги, так и учащиеся старших классов. В случае отсутствия руководителя станции данный практикум может быть проведен силами одного классного руководителя, тогда все станции осуществляются для всех учащихся класса последовательно. Возможен вариант когда данный практикум будет представлять собой последовательность из пяти классных часов, каждый из которых посвящен освоению определенной возможности. При подготовки практикума необходима консультация школьного психолога, т.к. для повышения эффективности практикума можно использовать отдельные элементы психологических тренингов. Кроме того, именно школьный психолог посоветует как избежать негативных последствий данного практикума.

* * *

Коллективное творческое дело «Приложение сил».

Основная цель: развитие самостоятельности учащихся, способности осознанно ставить цели и добиваться их достижения.

Особенности проведения:

Этап 1.Целеполагания, беседа классного руководителя на тему: «Все беды от безделья», в которой приводятся факты, связанные с тем, что многие проступки учащихся совершаются просто так, от нечего делать. Учащимся предлагается поразмышлять на тему: «Чем следует заняться, когда делать нечего?» В результате размышления выясняется наличие (отсутствие) проблемы «Нечем заняться» у учащихся класса. В случае наличия проблемы предлагается провести совместное дело «Приложение сил», с целью помочь каждому учащемуся класса найти дело по душе.

Этап 2. Коллективного планирования, организуются группы, которые предлагают виды деятельности, которые требуют приложения сил и энергии. По итогам совместной дискуссии составляется список возможных полезных дел. Возникает новая проблема: как сделать так, чтобы захотелось заняться тем или иным полезным делом. Решению этой проблемы и будет посвящено организуемое дело.

Этап 3. Совместной подготовки, каждая группа выбирает 4 –5 полезных дел из списка и готовит их рекламу.

Этап 4. Проведения, каждая группа по очереди предлагает творческую рекламу полезного дела. После каждого выступления учащиеся размышляют, увлекла ли их предложенная реклама, готовы ли они в свободное время заняться этим делом. После всех выступлений выбираются три самых ярких и интересных рекламы. Затем каждой группе предлагается придумать анти-рекламу: «Чем не следует заниматься, даже от безделья».

Этап 5. Подведения итогов, каждая группа представляет план полезных дел на месяц, которыми будет заниматься или вся группа в целом, или отдельные ее участники.

Этап 6. Педагогического последействия, классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учащимися, которые продолжают бездельничать и совершать от безделья глупости.

Педагогический комментарий: особо следует обратить внимание на этап коллективной подготовки, чем больше разнообразных, полезных дел придумают учащиеся, чем интереснее и не стандартнее будет реклама этих дел, тем продуктивнее пройдет все коллективное творческое дело. Этап коллективной подготовки может длиться 3-4 недели.

* * *

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Педагогического мастерства

 

 


Я не спешу пробовать

табак

алкоголь

наркотики

 

методические рекомендации

по организации профилактической работы в классе

 

 

Санкт-Петербург

2002г.

 

 

Автор-составитель: Барышников Е.Н., зав. Центром теории и методики воспитания, к. п. н.

 

Рецензенты:

 

 

Методические рекомендации адресованы классным руководителям 5-9 классов. Они направлены на помощь классному руководителю в создании условий, которые помогли бы учащимся осознанно не употреблять табак, алкоголь, наркотики. В их основе лежит понимание воспитания как педагогического взаимодействия на субъект-субъектной основе. Помимо общих рекомендаций в работе содержатся описания 25 разнообразных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы в рамках целевой программы «Я не спешу пробовать табак, алкоголь, наркотики».

 

Содержание

 

 

Введение
Раздел 1.Методические рекомендации в помощь классному руководителю по профилактике вредных привычек учащихся.
Раздел 2. Формы внеклассной работы с учащимися 5-9 классов «Я не хочу пробовать наркотики, алкоголь, табак».
Заключение.
Список литературы.

 

 

Введение.

В данном сборнике предлагаются методические рекомендации для классных руководителей 5-9 классов, ведущих работу по преодолению и профилактике различных зависимостей (вредных привычек учащихся). Классным руководителям рекомендуется в качестве одного из направлений работы с учащимися программу «Я не спешу пробовать табак, алкоголь, наркотики». Цель программы заключена в ее названии, она направлена на формирование осознанного неприятия учащимися табака, алкоголя, наркотиков.

Предлагаемые рекомендации не столько служат единственно верными способами действия, сколько служат основой для самоопределения педагога при организации профилактической деятельности.

Основное в предлагаемых рекомендациях и формах работы не содержание (существует большое количество литературы, где убедительно излагается вред наркотиков, алкоголизма, табакокурения и т.д.), а некие педагогические технологии.

На наш взгляд, необходим поиск в пространстве педагогических технологий, т.к. существует большое количество медицинских, социологических, психологических способов борьбы с вредными привычками.

Данные рекомендации предлагают технологии, доступные любому педагогу и не требует специальных умений и знаний.

 

Раздел 1.Методические рекомендации в помощь классному руководителю по профилактике вредных привычек учащихся.

Сложность деятельности воспитателя заключается в том, что чем конкретнее задачи, которые он пытается решить, тем сложнее добиться результатов.

Эффективность педагогической деятельности повышается в том случае, когда она ценностно - ориентированна и целостна. Опыт показывает, что любой классный руководитель регулярно в индивидуальных и групповых беседах говорит о вреде алкоголя, курения, наркотиков. Об этом же говорят с детьми и большинство родителей. Возникает вопрос, в чем причина не эффективности педагогических усилий в данном направлении.

На наш взгляд, решение проблемы не связано с увеличением объема информации. Можно предположить, что каждый ребенок в возрасте 12 - 15 лет хотя бы раз в неделю слышит подобную информацию, но это его не останавливает.

Выделим ряд причин этого явления:

E Расхождение слов и реальной жизни, когда ребенок видит, что взрослые регулярно пьют и курят, он понимает, что их слова некая педагогическая обязанность, но не более того;

E Востребованность вредных привычек в подростковой субкультуре. Трудно остановиться, когда большинство сверстников пьют, курят, употребляют наркотики;

E Низкий уровень развития субъектных качеств подростков, которые не осознают, что делают. Они не готовы нести ответственность за свои поступки;

E Неверие педагогов в эффективность собственной деятельности. Часть педагогов заранее признают бесполезность собственной деятельности.

Все существующие методы профилактики можно разделить по предполагаемым результатам:

E формирование убеждения и аргументов, направленных на осознанный отказ от употребления наркотиков, алкоголя, табака;

E формирование эмоционального неприятия и отторжения использования наркотиков, алкоголя, табака;

E формирование общественного мнения, коллективного мнения в классе, осуждающего и не принимающего учащихся, рекламирующих и употребляющих наркотиков, алкоголя, табака;

E создание условий для становления внутренней позиции учащихся, направленных на отказ от использования наркотиков, алкоголя, табака.

В соответствии с предполагаемыми результатами можно разделить и применяемые педагогические средства:

E информация и аргументированное убеждение;

E коллективная творческая деятельность;

E создание эмоционально воспитывающая среда;

E рефлексия и тренинг самосовершенствования.

В связи с этим, возникает сложность, связанная с выбором педагогами, в частности, классными руководителями тех или иных технологий работы с учащимися. На наш взгляд в педагогической практике не так часто используются технологии, в основе которых лежат субъект - субъектные отношения воспитателя воспитанника.

В данной технологии способствует осознанию происходящего, обеспечивают согласование позиций воспитателя и воспитанника относительно проблемы употребления наркотиков, алкоголя, табака. Попытаемся выстроить систему работы в классе, направленную на профилактику.

Такая система включает в себя работу по следующим направлениям:

E диагностика отношения учащихся к употреблению наркотиков, алкоголя, табака;

E информационное обеспечение учащихся по данным проблемам;

E создание классного коллектива и формирование негативного отношения в нем к употреблению наркотиков, алкоголя, табака;

E проведение мероприятий направленных на формирование эмоционального неприятия употребления наркотиков, алкоголя, табака;

E совместная деятельность учащихся по осознанию и профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табака;

E индивидуальная работа с учащимися, склонными к употреблению наркотиков, алкоголя, табака;

E работа с родителями по профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табака.

В основе системы профилактики лежат нравственные ценности и ориентиры, позволяющие обеспечить осознанное, активное неприятие употребления наркотиков, алкоголя, табака.

Решение этой задачи возможно при организации деятельности по трем взаимосвязанным направлениям:

E создание эмоционально привлекательной, воспитывающей среды через организацию коллектива, культурных событий и совместной деятельностью учащихся;

E решение проблем учащихся (социальные, индивидуально – личностные, помощь в самоопределении);

E контроль за поведением учащихся и профилактическая работа, формирование активной позиции учащихся по отношению к употреблению наркотиков, алкоголя, табака.

Важным элементом профилактической деятельности является диагностика направленная на изучение отношений учащихся к употреблению наркотиков, алкоголя. В целом, система профилактики в классе может быть представлена следующим виде (см. схему № 1.).

Одной из важных задач в работе с учащимися 5-9 классов является создание условий не позволяющие попробовать табак, наркотики, алкоголь. Человек по своей природе любопытен, ему всегда хочется попробовать чего-нибудь новое, ранее неизвестное. Особенно это относится к детям. К сожалению, в процессе профилактической работы у учащихся может сложиться впечатление, что запретный плод сладок. Это приводит к тому, что подобная работа способствует появлению желания быстрее попробовать табак, алкоголь, наркотики.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...