Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нейроглия – классификация и строение

Макроглия Микроглия
Эпендимная глия Астроцитарная глия Олигодендроглия
Представлена клетками эпендимоцитами, которые выстилают спинномозговой канал и желудочки мозга (разновидность – танициты- выстилают дно третьего желудочка); вырабатывают цереброспинальную жидкость (ликвор) Образована клетками астроцитами; различают протолазматические астроциты (лежат в сером веществе) и волокнистые астроциты (располагаются в белом веществе); обеспечивают трофику нервных клеток, избирательную проницательность веществ из крови к нейронам ЦНС, участвуют в формировании гематоэнцефалического барьера, могут регулировать функциональную активность нейронов Образована клетками олигодендроцитами, которые присутствуют как в сером, так и в белом веществе; олигодендроциты образуют оболочки вокруг тел и отростков нейронов, принимая участие в формировании нервных волокон Представлена фагоцитирующими клетками, относящимися к системе мононуклиарных фагоцитов. Они обеспечивают иммунологические процессы в ЦНС, фагоцитоз, могут оказывать влияние на функции нейронов
Развивается из нервной трубки и нервного гребня Развивается из стволовой кроветворной клетки

Контрольно-обучающие и профессиональные задачи

7.1. Каковы источники развития нервной ткани?

7.2. K какому типу (по морфологической классификации) принадлежат нейроциты: а) спинного мозга; б) спинального ганглия; в) сетчатки глаза?

7.3. Как распределяется хроматофильная субстанция в нейроците? Эквивалентом чего она является при электронной микроскопии?

7.4. Как изменяется хроматофильная субстанция в нейроците при его интенсивной функциональной нагрузке?

7.5. Какова классификация нейроглии?

7.6. К какому типу относятся нервные волокна, проводящие нервный импульс со скоростью: а) 1-2 м/сек., б) 5-120 м/сек;

7.7. На месте перерезки нервного волокна возник грубый соединительнотканный рубец. Как это отразится на регенерации нервного волокна?

8. Тестовые задания для самоконтроля

8.1. Нервная ткань состоит из

1)нейронов и межклеточного вещества;

2)только глиоцитов;

3)нейроцитов и нейроглии;

4)только нейронов;

8.2. Микроглия развивается из

1) эктодермы;

2) мезенхимы;

3) хорды;

4) энтодермы;

5) нервной трубки.

8.3. Афферентный отросток нейроцита называется

1) аксоном;

2) синапсом;

3) дендритом;

4) нейритом.

8.4. Хроматофильная субстанция нейроцитов состоит из

1) гладкой эндоплазматической сети;

2) митохондрий;

3) лизосом;

4) нейрофибрилл;

5) гранулярной эндоплазматической сети.

8.5. В центральной и периферической нервной системе преобладают нервные волокна

1) безмиелиновые;

2) коллагеновые;

3) миелиновые;

4) эластические;

5) ретикулярные.

1. Тема занятия № 13: Нервные окончания.

2. Мотивация.

Концевые аппараты нервных волокон - нервные окончания - имеют особую организацию, позволяющую им передавать нервный импульс или генерировать его. Нервные окончания по положению и функции делятся на рецепторные, межнейрональные синапсы и эффекторные. Рецепторные (чувствительные) нервные окончания воспринимают раздражения из внешней среды и внутренних органов; межнейрональные (интернейрональные) синапсы осуществляют передачу нервного импульса с одного нейрона на другой; эффекторные нервные окончания передают нервный импульс на рабочий орган (мышечные ткани или железы).

Изучение строения нейроцитов, нейроглии, нервных волокон и окончаний, их расположения в организме необходимо для понимания сущности функциональной деятельности нервной си­стемы и ее структурных компонентов как в норме, так и при патологии.

Данное занятие является итоговым по разделу «Нервная ткань», поэтому на нем проводится рубежное тестирование.

Цели занятия.

3.1. Общая цель.

В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен знать расположение нервных окончаний по ходу рефлекторных дуг, их строение и функции. Уметь находить на гистологических препаратах осязательное (Мейснерово) тельце, пластинчатое тельце. Объяснить по схемам строение рецепторов, интернейрональных синапсов, нервно-мышечного синапса, определять структурные компоненты нервно–мышечного синапса на электронограмме.

3.2. Конкретные цели.

Знать Уметь
3.2.1. Определение понятия «нервные окончания». 3.2.2. Классификацию нервных окончаний. 3.2.3. Положение рецепторных нервных окончаний (рецепторов) в рефлекторной дуге. 3.2.4. Функциональную и морфологическую классификации рецепторов. 3.2.5. Положение межнейрональных синапсов в рефлекторных дугах. 3.2.5. Классификацию и строение межнейрональных синапсов. 3.2.6. Положение эффекторных нервных окончаний в рефлекторных дугах. 3.2.7. Принципы организации и классификацию эффекторных нервных окончаний. 3.2.8. Ультрамикроскопическое строение нервно-мышечного синапса.   3.2.9. Находить осязательное тельце кожи (тельце Мейснера) и его структуры на гистологических препаратах. 3.2.10. На гистологических препаратах поджелудочной железы или дермы кожи определять пластинчатое тельце (Фатера-Пачини) и его структуры. 3.2.11. Составить таблицу классификации нервных окончаний. 3.2.12. Определять структуры нервно-мышечного синапса на электронограмме.

Необходимый уровень знаний.

4.1. Из курса анатомии: Нейрология.

4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: Учение о тканях: Учебник гистологии, глава ХI.

4.3. Основные источники развития тканей: Учебник гистологии, с. 111-121.

Новый материал.

5.1. Нервная ткань. Конспекты лекций.

5.2. Нервные окончания. Учебник гистологии: глава ХI.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...