Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»

 

ТВЕРЬ 2010

Составители: к.э.н., доцент Гайдукова Н.С.,

к.э.н., доцент Старшинова Т.А.,

к.э.н., доцент Чистяков М.В.,

к.э.н., доцент Стельмаш И.А.,

к.э.н., доцент Мошкова Л.Е.,

к.э.н., доцент Божко Л.М.,

к. психол. н., доцент Чегринцова С.В.,

д.т.н., профессор Негомедзянов Ю.А.,

доцент Яковлева И.И., ст. преп. Торская А.Н.

 

Ответственный редактор: к.э.н., заведующая кафедрой менеджмента,

Генг В.А.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление…………………………………………………………………..….....4
1 Общие положения и требования……………………………………….….5
2 Порядок выбора темы. Этапы подготовки дипломного проекта……….6
3 Структура и объем дипломного проекта……………………………..…..9
4 Содержание разделов дипломного проекта………………………………10
5 Оформление дипломного проекта……………………………….………13
6 Руководство дипломным проектом и контроль его выполнения…...…25
7 Представление и рецензирование дипломного проекта…………..……27
8 Подготовка доклада и презентации к защите дипломного проекта...…29
9 Защита дипломного проекта и критерии его оценки……………..…….31
Приложения………………………………………………………………..…….34

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Выпускники кафедры менеджмента ТвГУ должны иметь определенные знания по специальности и навыки ведения научно-исследовательской работы. Они должны владеть методами сбора и обобщения экономической и управленческой информации, анализа социально-экономических явлений, которые отражаются этой информацией. Они должны уметь соединять теорию с практикой работы организаций, давать критическую оценку фактам, делать выводы по результатам проведенного анализа и готовить предложения по улучшению работы на основе вскрытия и использования резервов повышения эффективности управления деятельностью организаций.

Завершающим этапом процесса обучения студентов является подготовка ими выпускной квалификационной работы (ВКР) - дипломного проекта.

Дипломный проект направлен на получение результата в виде законченных организационно-экономических и инженерно-технических мероприятий, имеющих всестороннее обоснование.

Отличительным признаком дипломного проекта является наличие развернутой расчетно-проектной части, при выполнении которой студент демонстрирует знания и умения практического использования методик технических и экономических расчетов, стандартов, пакетов программного обеспечения.

Методические указания составлены на основе ГОСТов, действующих методических, инструктивных материалов и положений с учетом положительного опыта кафедр ТвГУ и других вузов страны.

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

Дипломный проект завершает процесс теоретической, методической и практической подготовки студентов. Дипломный проект выполняется в соответствии с учебным планом по специальности "Менеджмент организации" студентами 5 курса очного, 6 курса заочного отделений и 4 курса очно-заочной (3 г. 10 мес.) форм обучения факультета управления и социологии.

В дипломном проекте студент должен самостоятельно под контролем научного руководителя разработать тему, проявить в ходе исследования генеративные способности, элементы творчества, теоретически и аналитически аргументировать выдвигаемые научные положения и практические рекомендации.

Целью написания дипломного проекта являются систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических знаний и практических навыков в соответствующей области исследования, применения этих знаний и навыков для решения перспективных и текущих задач в процессе управления, принятия правильных и научно-обоснованных управленческих решений.

Методической основой дипломного проекта должны быть Федеральные законы, Указы Президента РФ, решения, Постановления Правительства, иные нормативные акты, инструктивные и методические материалы.

При подготовке дипломного проекта используются знания, полученные выпускниками в процессе учебы, а также материалы, собранные ими во время прохождения преддипломной практики. Важную роль играет информация, которую студенты получают и обобщают, подготавливая курсовые работы, участвуя в научно-практических конференциях, конкурсах и других формах научно-исследовательской работы под руководством преподавателей.

Тема дипломного проекта должна соответствовать требованиям практики, а также отвечать запросам той организации, на материалах которой изучаются и разрабатываются поставленные в дипломном проекте вопросы. Дипломный проект может выполняться по заказу организации любого вида собственности.

В качестве объекта исследования выступает управленческая деятельность предприятий, организаций, фирм, где выпускник проходит практику. Наряду с этим ему необходимо ознакомиться с опытом работы по исследуемой теме ведущих фирм России и зарубежных стран.

При обработке первичных материалов студент должен использовать статистические методы, методы экономико-математического моделирования и системного анализа, методики конкретных социологических исследований, методы стратегического, финансового, маркетингового анализа, результаты маркетинговых исследований и др.

 

ПОРЯДОК ВЫБОРА ТЕМЫ. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Выполнение дипломного проекта состоит из следующих этапов:

- выбор, обоснование и согласование с научным руководителем темы проекта;

- составление библиографического списка по теме и разработка плана исследования;

- подбор материалов в соответствии с намеченным планом;

- изучение и систематизация собранных материалов;

- подготовка и оформление работы

- подготовка выступления и презентации.

Тема дипломного проекта должна быть актуальной, что определяется степенью ее соответствия управленческой науке и потребностям практики, а также ступенью ее изученности. При выборе темы рекомендуется продолжить исследования тех проблем, которые начаты в курсовых и студенческих научно-исследовательских работах ранее.

Темы дипломных проектов выбираются по собственному усмотрению студентов в соответствии с их научными интересами и согласовываются с требованиями баз практики для студентов очного и предприятий и организаций, на которых работают студенты заочного отделения.

Перечень тем дипломных проектов разрабатываются выпускающей кафедрой и подлежит ежегодному уточнению. Тематика дипломных проектов сообщается студентам дневной формы обучения в конце 8-го семестра, заочной формы обучения – в конце 10-го семестра.

Студент может предложить дополнительную тему, не включенную в общий перечень. При этом должна быть обоснована целесообразность разработки такой темы. Студент обязан уточнить окончательную формулировку темы с научным руководителем.

Студент должен согласовать выбранную тему с руководителем преддипломной практики от предприятия, поскольку тема дипломного проектирования должна быть актуальна для предприятия – объекта исследования. Студент должен представить на кафедру заявку организации на выполнение дипломного проекта от имени руководителя предприятия на имя декана факультета, оформленную на фирменном бланке (если имеется) и закрепленную печатью организации (приложение 1).

Тема дипломного проекта закрепляется за студентом на основании его письменного заявления, представленного на имя заведующего кафедрой (приложение 2).

Темы дипломных проектов утверждаются на заседании кафедры в начале учебного года. В процессе подготовки дипломного проекта тема может быть уточнена (изменена), но изменение темы должно иметь веские основания и является крайним случаем. Изменение темы дипломного проекта отражается в протоколе заседания кафедры.

Одновременно с утверждением темы дипломного проекта утверждается руководитель от кафедры. После окончательного согласования темы с руководителем начинается второй этап, который завершается составлением плана дипломного проекта. Для этого студент должен ознакомиться со специальной литературой по теме, составить ее список. Предпочтительнее пользоваться изданиями последних лет. При составлении плана следует иметь в виду, что изложение отдельных вопросов должно быть подчинено раскрытию темы в целом. Поэтому намеченные вопросы необходимо увязать друг с другом. Предварительный план студент предъявляет научному руководителю. Затем согласовывается окончательный план, по которому организуется дальнейшее исследование. Этот план включается в задание по дипломному проекту и является основой для составления календарного графика работы с указанием сроков завершения отдельных этапов (приложение 3). В задании по дипломному проектированию в п. 7 указывается возможная кандидатура рецензента дипломного проекта (подробнее в п. 7 «Представление и рецензирование дипломного проекта» настоящих методических указаний).

Третий этап – подбор материалов в соответствии с намеченным планом. При этом автор собирает и обрабатывает необходимую информацию и во время преддипломной практики (или работы) на предприятии. Одновременно изучается научная и специальная литература, составляются конспекты и делаются выписки цитат, отдельных положений, статистических данных и т.д. из прочитанных источников. Неприемлемо использовать устаревшие данные (отчетную, статистическую информацию). Для записи прочитанного материала можно пользоваться различными способами и приемами; но в любом случае необходимо указывать точное название источника, его автора, место и год издания, страницы, откуда сделаны выписки. Более удобны в использовании выписки, сделанные на карточках или в отдельных файлах, т.к. их можно классифицировать и сортировать по любому признаку (например, по тематике, хронологии, алфавиту и т.п.).

Четвертый этап – изучение и систематизация собранных материалов. При этом следует глубоко изучить теоретические положения поставленной проблемы и, по возможности сделать выводы, которые могут лечь в основу дальнейшего исследования.

Пятый этап. После критического анализа имеющихся в его распоряжении теоретических и практических данных автор должен выявить в них наиболее важные моменты и на основании этого дать самостоятельное изложение темы. При этом дипломник должен подготовить выводы о проделанной работе и практически используемые предложения. Черновик работы (предпочтительно по главам) в распечатанном виде представляется научному руководителю.

После просмотра научным руководителем дипломный проект (глава) исправляется, дорабатывается в окончательном виде (требования по оформлению смотри ниже) представляется к намеченному сроку на кафедру.

Студентам дневной формы обучения в соответствии с учебным планом в 9-м семестре требуется подготовить и защитить курсовую работу по специализации. Поскольку выбор темы дипломного проекта (и, соответственно, подготовка дипломного проекта) приходится на начало 9-го семестра, то обычно курсовая работа по специализации пишется на тему, связанную с темой дипломного проекта и представляет собой часть дипломного проекта (особенно это касается теоретического раздела дипломного проекта). Тема курсовой работы по специализации уточняется с научным руководителем по дипломному проектированию, но она не должна полностью совпадать с темой дипломного проекта. Курсовая работа по специализации направлена на исследование более конкретных вопросов, в то время как в дипломном проекте изучается более широкий круг проблем.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Введение является весьма важной частью дипломного проекта, должно содержать следующие вопросы:

- обоснование актуальности темы дипломного проекта;

- определение объекта и предмета исследования, обоснование выбора объекта исследования и периода времени, за который анализируется деятельность предприятия, организации;

- формулировка цели работы;

- определение задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели;

- обоснование структуры работы;

- характеристика приемов и методов исследования;

- описание теоретической и информационной базы исследования.

Основная часть работы должна быть подразделена на 3 главы (раздела): теоретический, аналитический и проектно-рекомендательный., главы на 3-4 параграфа (подраздела) (см. приложение 4). Традиционно дипломный проект состоит из трех глав, соответствующих трем разделам. Последовательность «теоретический раздел, аналитический раздел, проектно-рекомендательный раздел» должна сохраняться. Далее разъясняется содержание разделов исходя из того, что в дипломном проекте имеются три главы.

Глава первая содержит обычно теоретическую, методологическую и методическую оценку изучаемой проблемы. В ней раскрывается сущность изучаемой проблемы, подчеркивается необходимость и важность ее углубленного анализа с учетом современных требований. Дается краткая характеристика степени разработанности отдельных теоретических и методических положений, указываются недостатки точек зрения различных авторов по изучаемой проблеме, приводятся аргументы в пользу того или иного суждения. В главе могут быть приведены необходимые фактические данные по региону, стране в целом, в отдельных случаях по зарубежным странам. В конце главы, как правило, должна быть приведена методика, которой будет придерживаться автор при анализе изучаемой проблемы.

Вторая глава представляет собой аналитическую часть работы.

Вне зависимости от темы дипломного проекта вторая глава должна начинаться с параграфа (подраздела), посвященного оценке финансового состояния предприятия. В зависимости от темы дипломного проекта этот параграф (подраздел) может называться «общая технико-экономическая характеристика предприятия», «общая социально-экономическая характеристика предприятия», «общая финансово-экономическая характеристика предприятия» или «общая производственно-экономическая характеристика предприятия». В этом параграфе (подразделе) приводятся особенности создания и функционирования предприятия (основные виды деятельности, организационная структура управления и т.п.). Необходимо провести финансово-экономический анализ деятельности предприятия с использованием специальных методик (глубина данного анализа определяется темой дипломного проекта). Желательно показать влияние рассматриваемых вопросов на улучшение основных экономических, социально-психологических и иных оценочных показателей работы предприятия, организации.

Аналитическая часть дипломного проекта выполняется по материалам предприятий, организаций, фирм, собранных во время преддипломной практики. Состав анализируемых показателей определяется целью и задачами работы. При анализе предпочтительнее использовать данные за последние 2-3 года. В процессе анализа должны быть выявлены масштабы и темпы роста (падения) отдельных показателей, закономерности их развития, взаимосвязи между ними; вскрыты факторы, влияющие на уровень различных социально-экономических показателей, и определена степень этого влияния. Кроме того, в процессе анализа необходимо определить причины недостатков.

При анализе могут применять различные методы сравнения. Анализируемые показатели группируются по отдельным признакам. Анализ сопровождается построением различных таблиц, графиков, организационных моделей, схем и диаграмм. Полученные аналитические зависимости иллюстрируются таблицами и графиками, которые дают более конкретное и наглядное представление.

Вторая глава должна завершаться выводами по аналитической части исследования, в которых должны быть четко названы недостатки управления, на устранение которых будут направлены мероприятия проектно-рекомендательной части (третьей главы), или выдвинуты аргументы, обосновывающие необходимость управленческих воздействий, предложенных студентом в проектной части. Выводы по второй главе должны завершаться логическим переходом к третьей главе.

Глава третья – это проектная часть работы. Она разрабатывается на основе результатов анализа, обобщения опыта аналогичных предприятий и использования специальной литературы. Результатом написания третьей главы могут являться: проект программы развития предприятия в целом или отдельного подразделения, разработка бизнес-плана, организационный проект, разработка или доработка различных систем управления. При этом проект, разработанный студентом, должен содержать элементы организационно-технического, организационно-экономического, социально-экономического, методического характера.

Каждое рекомендуемое мероприятие сопровождается изложением его сущности и содержания, подробным обоснованием. При этом по каждому мероприятию определяется место внедрения, его влияние на эффективность менеджмента организации.

Сформулированные во введении задачи должны быть четко увязаны с разработанным проектом в третьей главе.

В этой части работы целесообразно привести схемы, формулы, расчетный материал для обоснования целесообразности, эффективности спроектированных мероприятий. Это необходимо сделать, например, при выполнении работ по организационному проектированию, организации маркетинга, информационного обеспечения системы управления, управления персоналом и т.п. Глубина разработки отдельных мероприятий и расчетов устанавливается вместе с научным руководителем в зависимости от темы исследования.

В конце главы делаются общие выводы по возможному повышению социально-экономической эффективности менеджмента организации. При принятии к внедрению или внедрении проектной части работы студент представляет соответствующий документ (справка о внедрении).

Во второй и третьей главах необходимо четко указать авторскую позицию (студентом должны быть дана собственная оценка ситуации, явлений, определен собственный вклад в решение проблем предприятия и т.п.).

По каждой из глав дипломного проекта обязательно должны быть сформулированы выводы, соответствующие поставленным целям и задачам.

В заключении излагаются основные результаты дипломного проекта в соответствии с задачами, указанными во введении, оценивается степень достижения цели проекта, приводятся основные выводы по разделам проекта, обосновывается целесообразность и эффективность спроектированных мероприятий.

В особых случаях по согласованию с руководителем дипломного проекта и по решению выпускающей кафедры допускается изменения в структуре дипломного проекта.

Дипломный проект завершает список использованной литературы и приложения.

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Дипломный проект выполняется на белой бумаге формата "А4". Дипломный проект должен быть сброшюрован или переплетен.

 

Требования к тексту работы

 

Оформление текста выполняется в соответствии со следующими требованиями:

· в текстовом редакторе WORD;

· автоматический перенос слов;

· формат страницы А4, параметры страницы 210-297 мм;

· поля: правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, левое и нижнее – 20 мм;

· шрифт Times New Roman, цвет шрифта – черный;

· кегль шрифта в основном тексте – 14, в сносках – 12;

· использование компьютерных возможностей акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры;

· не допускается использование курсива, полужирного шрифта, подчеркивания по тексту;

· качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц и другого графического материала должно удовлетворять требование их четкого воспроизведения;

· пропуск страниц, повреждения листов ВКР, помарки, следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются;

· межстрочный интервал в основном тексте – 1,5; в подстрочных ссылках – 1;

· интервал между словами – 1 знак;

· абзац – 1,25, одинаковый по всему тексту работы;

· выравнивание основного текста - по ширине, выравнивание заголовков – по центру;

· страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки;

· номер страницы на титульном листе и на листе содержания работы не проставляют, включая их в общую нумерацию страниц ВКР (см. приложение 5);

· иллюстрации, таблицы и другой графический материал, расположенные на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;

· иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу;

· нумерация страниц ВКР должна быть сквозная;.

· приложения, входящие в состав ВКР нумеруются отдельно.

Введение, заключение и начало каждой главы пишутся с новой страницы. Новый параграф должен начинаться на той же странице, на которой был окончен предыдущий.

Разделы (главы) и подразделы (параграфы) ВКР должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают содержание разделов и подразделов.

Следует соблюдать следующие требования:

· главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами;

· главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах текста, за исключением приложений;

· номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (например, 1.1, 1.2 и т.д.);

· после номера главы, параграфа в тексте точку не ставят;

· заголовки разделов, глав и параграфов пишутся с прописной буквы, без точки на конце, без переноса слов, выравниваются по центру и оформляются полужирным шрифтом;

· подчеркивать заголовки разделов, глав и параграфов нельзя.

 

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой, не ставя точку в конце второго. Заголовки не должны находиться внизу страницы и быть оторванными от последующего текста.

Название глав в тексте и в оглавлении должно быть написано с заглавной буквы. Необходимо предусмотреть один отступ от основного текста после воспроизведения заголовков разделов или подразделов (т.е. расстояние от текста до заголовка и от заголовка до текста должно составлять 3 интервала). Между заголовками главы и параграфа также должен быть один отступ (3 интервала).

Пример:

 

Оформление ссылок

 

В работе допускаются ссылки на документы, стандарты, учебники, учебно-методические пособия, статьи, монографии и другие источники информации при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений при чтении текста.

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, таблиц и иллюстраций данной ВКР.

Ссылки следует приводить не только при написании первой главы, но и при написании второй и третьей глав, когда автор использует результаты отчетов, статистическую информацию, разработанные кем-то методы и методики и т.д. Количество ссылок в дипломном проекте из расчета 1-1,5 в среднем на одну страницу основного текста (Если ВКР представлена на 80 страницах основного текста количество ссылок должно быть от 80 до 100 штук)

Ссылки на источник (документ) – библиографические ссылки – по месту расположения бывают:

· внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);

· подстрочные (помещаются в нижней части страницы, под строками основного документа);

· затекстовые (размещенные за основным текстом всей работы или каждой главы);

· комбинированные.

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда они являются частью основного текста. Описание подобных ссылок содержит: имя автора, заглавие, которое заключается в кавычки, в круглых скобках приводятся данные о месте издания, издательстве, годе издания.

Пример:

Методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлены в учебнике Г.В. Савицкой «Экономический анализ» (М.: ООО «Новое знание», 2010).

Цитаты должна заключаться в кавычки. Пересказ мыслей и выводов других авторов должен производиться объективно, без малейших искажений взглядов авторов. Списывание (плагиат) не допускается и является грубым нарушением научной добросовестности.

В подстрочных ссылках приводится библиографическое описание источника и указывается страница, на которой размещена цитата.

Пример:

1 Савицкая, Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. - М.: Новое знание, 2005. – С. 28.

 

Нумерация подстрочных ссылок должна быть самостоятельной для каждой страницы по всей ВКР.

 

Цифровой материал, который берется из неопубликованных источников (материал предприятий, организаций) и используется автором без соответствующей обработки, должен сопровождаться ссылкой на источник.

Пример:

1 Отчет о прибылях и убытках за 2010 год, форма № 2 годового отчета.

 

Если в работе приводятся результаты расчетов автора, необходимо в сноске указать источник данных для расчетов.

Пример:

1 Рассчитано автором по данным формы № 2 годового отчета за 2010 год "Отчет о прибылях и убытках".

При использовании затекстовых ссылок достигается значительная экономия в объеме текста ВКР, так как устраняется необходимость подстрочных ссылок на библиографические источники при использовании цитат из этих источников или сведений из них. Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы. Ссылка на источник в целом оформляется в виде порядкового номера библиографической записи, который ставится после упоминания автора или коллектива авторов, либо цитаты из работы.

Пример:

Б.З. Мильнер [12] считает, что управленческая деятельность менеджера предусматривает знания общей методологии и особенностей анализа и синтеза технических, человеко-машинных и организационных систем управления.

А.В. Грачев, В.В. Ковалев [8] считают, что комплексный анализ хозяйственной финансово-хозяйственной деятельности предприятия помогает определить причины возникновения проблем в организации.

 

Ссылки на определенный фрагмент источникаприводится с указанием страниц цитируемого документа.

Пример:

А.Д. Сахаров [27, с. 201-202] писал, что "…".

 

Комбинированные ссылки применяются, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников.

Пример:

Как видно из исследований [16, с. 7-9; 18, с. 56-60] целесообразно…

 

В случае если необходимо сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументированное в ряде работ одного и того же автора, то следует указать все порядковые номера источников информации, которые разделяются точкой и запятой.

Пример:

Исследованием ряда авторов [12; 15; 26; 31] установлено, что … .

 

 

Оформление таблиц, иллюстраций, формул, примечаний

Оформление таблиц

Таблицы в ВКР применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей, выравнивая по левому краю, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Точка после названия таблицы не ставится (за исключением случая, когда название таблицы заканчивается на сокращенное слово с точкой). Слово «Таблица» можно писать полностью или в сокращенном виде («Табл.»).

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в ВКР непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «таблица» (можно сокращенно «табл.») с указанием ее номера.

Пример.

Данные по динамике объема продаж (см. таблицу 2.4) показывают, что за последние два года … .

 

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «таблица» и ее номер указывают один раз справа на первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «продолжение» и указывают номер таблицы.

Пример: Продолжение таблицы 1.1

 

При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью

Единицы измерения отражаются в названии таблицы после запятой от заголовка таблицы (если речь идет об одном показателе) или в названии граф.

Пример (единицы измерения указаны в названии таблицы):

Таблица 2.4 – Динамика объема продаж ОАО «Машресурс» за 2008-2010 г.г., млн руб.

 

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.

Пример:

Таблица 1.1 – Показатели эффективности использования основных средств

ОАО «Машресурс»

 

Наименование показателя
         

 

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (например, Таблица 1, Таблица 2 и т.д.). Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела (например, Таблица 1.1, Таблица 1.2, … , Таблица 2.1, Таблица 2.2 и т.д.). В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Пример(для приложения В):

Таблица В.1 – Структура основных фондов ООО «Темп»

Или (для приложения 1):

Таблица 1.1 – Структура основных фондов ООО «Темп»

 

Все графы (столбцы) таблицы должны иметь заголовки. Заголовки граф строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.Заголовки граф таблицы, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовковграф.

Оформление иллюстраций

Все иллюстрации – схемы, графики, диаграммы, картограммы и т.п. – именуются рисунками. Они помещаются сразу после ссылки на них в тексте. Рисунки желательно размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота дипломного проекта. Если поворот неизбежен, то рисунок надо ориентировать так, чтобы для его рассмотрения надо было повернуть работу по часовой стрелке.

Рисунки, как таблицы, нумеруются арабскими цифрами, нумерация сквозная или в пределах главы (за исключением иллюстраций приложений). Каждый рисунок должен сопровождаться содержательным названием, которое помещается под рисунком рядом с его номером и выравнивается посередине. Слово «рисунок» в тексте под иллюстрацией может быть написано сокращенно, при этом сокращение должно использоваться во всех названиях иллюстраций. Точка после названия рисунка не ставится.

Пример:

Рис.1 – Классификация внутрипроизводственных резервов роста производительности труда

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и др.) следует располагать в ВКР непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в ВКР. При ссылках в тексте на иллюстрации пишется: «В соответствии с рисунком 2 …», « … (см. рис. 2)».

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в ВКР, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Если в работе используются графики, то оси координат должны быть подписаны с указанием единиц измерения (тыс. руб., млн руб., тыс. шт., % и т.п.)

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

Пример:

Рисунок 1.1 – Структура рынка замороженных полуфабрикатов в 2010 г., %

Или:

Рис. 1.1 – Структура рынка замороженных полуфабрикатов в 2010 г., %

 

Помимо названия иллюстрации могут иметь пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрами обозначения приложения.

Пример:

Рисунок А.3 – Организационная структура управления ОАО «Техмонтаж»

Или:

Рисунок 1.1 – Организационная структура управления ОАО «Техмонтаж»

 

Оформление формул

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+) или минус (-), умножения (х), деления (:) или других математически знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак (х).

Помещаемые в тексте формулы нумеруются порядковой нумерацией арабскими цифрами в пределах всей работы (например, 1, 2 и т.д.) в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример:

С= а:b (1)

 

Допускается нумерация формул в пределах раздела работы. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.

Пример:Расчет представлен в формуле (3.1).

 

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

После формулы ставится запятая, если формула сопровождается экспликацией, в которой разъясняется значение символов и числовых коэффициентов.

Экспликация должна приводиться непосредственно после формулы, значение символов и коэффициентов следует указывать в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента следует пояснять с новой строки. Первую строку начинают со слова "где", после которого двоеточие не ставится.

В экспликации указывается единица измерения каждого символа.

Пример. Определение годовой потребности в материалах поиздельным методом прямого счета производится по следующей формуле (12, с.137):

П = Н х Р, (2.4)

 

где П – годовая потребность в материалах, кг;

Н – норма расхода материала на изделие, кг;

Р – программа производства изделия в плановом году, шт.

 

При ссылке в тексте на формулу необходимо указывать в скобках ее номер.

Пример. В формуле (2.4) определяется … .

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...