Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути привлечения инвестиций в реальный сектор экономики

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кар­динальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

-достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими об­щественными организациями;

-радикализация борьбы с преступностью;

-торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

-пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

-мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкла­дам;

-внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

-запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

-предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота

-капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

-формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

-принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

-создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний,

-создание в кратчайшие сроки Национальной си­стемы мониторинга инвестиционного климата в Беларуси;

-разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости. [15, с.235]

Для страны с переходной экономикой, которой является Беларусь, крайне важно привлечение относительно недорогих свободных денежных ресур­сов, имеющихся на мировых финансовых рынках.

Процедура привлечения иностранных кредитов регламентируется в соответствии с действующим порядком реализации иностранных кредитов, привлекаемых под гарантию правительства Республики Беларусь

Проект, предлагаемый к финансированию из средств иностранной кредитной линии, первоначально должен пройти экспертизу в Министерстве финансов, Министерстве экономики, Министерстве внешних экономических связей, должен быть рассмотрен в банке-агенте правительства, уполномоченном обслуживать иностранные кредитные линии. После получения положительных экспертных заключений проект представляется на рассмотрение валютно-кредитной комиссии при Совете Министров (ВКК). После рассмотрения проекта на ВКК он направляется на экспертизу в Совет Безопасности, Комитет государственного контроля, после чего направляется на согласование с Президентом Республики Беларусь. После согласования проекта с Президентом, решение ВКК утверждается постановлением Совета Министров. После этого между Министерством финансов, уполномоченным банком-агентом правительства по обслуживанию иностранных кредитных линий и белорусским предприятием (инициатором проекта) заключается трехстороннее соглашение о порядке обслуживания и погашения иностранного кредита. Совет Министров выдает безусловную и безотзывную платежную гарантию в пользу иностранного банка-кредитора, которая гарантирует ему выполнение всех обязательств белорусским заемщиком по рассмотренному проекту при условии, что обязательства заемщика действительны и имеют юридическую силу. [17, с.210]

При реализации иностранных кредитных линий могут возникать проблемы с механизмом реализации платежной гарантии правительства Республики Беларусь в пользу иностранного кредитора и контргарантии уполномоченного белорусского банка в пользу правительства. Иностранная кредитная линия для финансирования проекта в Республике Беларусь может быть открыта только при выполнении следующих условий:

· между экспортером товаров и услуг (иностранным партнером) и импортером (белорусским заемщиком) подписан контракт на поставку товаров и услуг в Республику Беларусь, который вступил в силу;

· между иностранным банком, предоставляющим кредитные ресурсы, и уполномоченным белорусским банком заключено рамочное кредитное соглашение;

· имеется компетентное юридическое заключение по рамочному кредитному соглашению;

· имеется платежная гарантия белорусского прави­тельства в пользу иностранного банка, предостав­ляющего кредитные ресурсы;

· имеется компетентное юридическое заключение по платежной гарантии белорусского правительства;

· иностранный кредитор получил подтверждение от экспортера о том, что была произведена предопла­та - 15% стоимости контракта за счет собственных средств импортера;

· агентство страхования экспортных кредитов в стране кредитора произвело страхование рисков невозврата по кредитуемому проекту в пользу банка-кредитора;

· выполнение всех других условий, содержащихся в рамочном или индивидуальном кредитных соглашениях. Открытие финансирования происходит после выполнения вышеперечисленных условий всеми участниками проекта (экспортером, импортером, банками), оформления процедуры страхования, согласования платежных инструментов для взаимных расчетов. В зависимости от страны, из которой приходят инвестиционные ресурсы, эти процедуры могут отличаться техникой исполнения, но не принципиально.

Отсутствие суверенного рейтинга Республики Беларусь усложняет процедуру страхования рисков со стороны страны-донора кредитных ресурсов. Из вышеизложенного следует, что для иностранного кредитора происходит практически тройное страхование выделяемых им кредитных ресурсов; страховка национального страхового агентства по страхованию экспортных кредитов, платежная гарантия правительства Республики Бе­ларусь, безотзывные платежные инструменты бе­лорусского банка (аккредитивы, письма-инструк­ции, векселя и т. п.).

Важным условием привлечения в Республику Беларусь иностранных инвестиций могли бы быть гарантии Национального банка, обеспеченные замороженными авуарами в первоклассных западных банках, признание белорусских банков и банковской системы в целом на внешних рынках через получение ими рейтингов у общепризнанных международных рейтинговых агентств.

Кредитный рейтинг может быть присвоен либо конкретной стране, либо конкретному ссудозаемщику, банку, эмитенту ценных бумаг. Размеры денежных средств, которые финансово-кредитные учреждения могут получить на международном финансовом рынке, напрямую зависят от присвоенного им рейтинга. То есть рейтинг представляет собой не что иное, как степень доверия инвесторов к данному ссудозаемщику. В зависимости от рейтинга ранжируется не только сумма денежных средств, предоставляемых банку, но и процентная ставка, по которой выдается эта сумма. Чем ниже рейтинг, тем выше риск работы с конкурентным ссудозаемщиком, а, соответственно, и выше процентная ставка и плата за страхование кредита.

Например, в рейтинге страновых рисков, публикуемых журналом ЕU-ROMONЕУ (October, 1998), Республика Беларусь значится на 144-м месте (все­го ранжируется 180 стран мира). Страновые риски определяются на основании статистических данных Всемирного банка и являются ориентиром для ин­весторов. Из европейских государств страновый риск больше только у Югославии (168 место). В соответствии с методикой немецкого агентства по стра­хованию экспортных кредитов HERMES Беларусь отнесена в 7-ю группу (самую низкую) страновых рисков. [12, с.173]

Что касается привлечения иностранных инвесторов для участия в финансовых инвестициях, то эта проблема не будет решена до тех пор, пока не будет принято соответствующее законодательство, созданы соответствующая инфраструктура фондового рынка, благоприятная инвестиционная среда, хорошо организованы инвестиционный процесс, финансовая и валютная стабильность, минимизирована инфляция. В современных развитых экономиках большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями.

Иностранный инвестор не станет вкладывать деньги в ту страну, где нет уверенности в возврате вложенных денег и доходов по ним. В настоящее время превалирует точка зрения, что валютные средства можно вкладывать только в так называемые валютоокупаемые проекты. При этом в понятие валютной окупаемости вкладывается возможность погашения валютных кредитов за счет будущей валютной выручки реализуемого инвестиционного проекта. Однако часто меняющиеся правила валютного регулирования не позволяют точно предсказать валютную выручку предприятию, поэтому многие инвестиционные проекты имеют большой риск валютной неокупаемости. Проблема валютной окупаемости может быть решена только стабильной и предсказуемой валютной и денежно-кредитной политикой государства.

Наиболее полный учет динамики реализации про­екта при подготовке и анализе бизнес-плана возмо­жен с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моде­лирования, приспособленных для решения подобных задач. В процессе составления бизнес-плана, как пра­вило, достаточно широко применяются экономико-математические методы. Особое значение это имеет для учета фактора инфляции и приведения разновре­менных затрат, а также для анализа чувствительности проекта к изменениям внешней среды. Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество самих бизнес-планов. Кроме того, применение авторитетных, лицензированных систем укрепляет авторитет инициаторов проекта и повыша­ет финансово-экономическую привлекательность по­следнего. [12, с.175]


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...