Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть III. Ученичество: построение практики

«Ограничения» на занятия йогой

Я хочу умереть с сознанием того, что сделал все
возможное с тем телом, которое у меня есть.

Б. К. С. Айенгар

В любом руководстве по йоге вы найдете список ограничений на занятия йогой вообще, а также в отношении частных аспектов (пища, место и т. п.), который всегда более или менее стандартен. Если с частными ограничениями можно и нужно разбираться, то следует сразу уяснить: ограничений на занятия йогой вообще не существует! Достаточно серьезным ограничением следует признать только смерть, ибо йога, по определению, предполагает работу с сознанием посредством трансформации физического тела. Другой вопрос, какую именно форму работы с телом мы намерены понимать под йогой, а конкретнее, под хатха-йогой. Чем сильнее внешнее существование «обусловлено» (болезнями и проблемами), тем «йогичнее» ситуация, начиная с подбора самой формы практики йоги. Есть лишь несовместимость определенных действий с конкретным состоянием, и йога позволяет найти «рабочий» ракурс в любой ситуации.

Что же касается частных ограничений на условия занятий йогой, то они варьируют в разных системах хатха-йоги, поэтому имеет смысл отметить только аспекты, с которыми неизбежно придется столкнуться. Если не считать болезней и кармических проблем, которые лечатся и решаются строго индивидуально, в основном, ограничения касаются места, времени и питания. На самом деле, правильнее было бы считать их ограничениями самой практики йоги от внешних воздействий, необходимыми на начальном этапе. Ибо факт занятий йогой «высекает» в пространственно-временном континууме «нишу» с повышенной плотностью пустоты, — что понятно имеющим опыт медитации, — и она работает как своего рода линза, преломляющая причинно-следственные связи во всех направлениях, не обрывая их.

Выделение периодов времени

В «классической» хатха-йоге лучшим временем суток для практики считается период брахмамухурты примерно в 3–4 часа утра. В «современной» хатха-йоге вы можете встретить самые разные рекомендации, вплоть до прямо противоположных. Так, одни инструктора считают, что асаны нужно выполнять по утрам, тогда как другие находят, что утром тело «деревянное» и асаны лучше делать вечером, а утром отводить время для пранаямы. Также следует обратить внимание на времена года: многие учителя не советуют осваивать растяжки зимой, чтобы не повредить сухожилия и т. п. Если вы обратитесь к ведической астрологии, то у вас появится дополнительная возможность ориентироваться на благоприятные и неблагоприятные периоды в соответствии с положением звезд в созвездиях. Наиболее существенными среди временных ограничений представляются периоды лунного цикла, особенно для женщин.

Согласование практики с фазами луны

Наиболее радикально к «переломным» точкам лунного цикла относятся в традиции аштанга-виньяса-йоги. Ни асаны, ни пранаямы не следует практиковать в дни новолуния и полнолуния, которые сравниваются с фазами дыхательного цикла. Энергия полнолуния соответствует концу вдоха, когда предельно возрастает сила праны, что перемещает энергию наружу и вверх, заставляя нас чувствовать себя энергично и эмоционально, но плохо укорененными. Энергия новолуния соответствует концу выдоха, когда предельно возрастает сила апаны, что перемещает энергию внутрь и вниз, заставляя нас чувствовать себя спокойно и уверенно, но слишком плотными и неподвижными. Практика йоги делает ученика восприимчивым к естественным циклам, поэтому в моменты экстремального лунного притяжения и отталкивания лучше сохранять нейтральное состояние.

«Женская йога» в период менструации

Гита Айенгар развеивает предубеждение о необходимости полностью прервать практику во время менструации. Просто в этот период нужно сосредоточиться на выполнении тех асан, которые помогают сохранить здоровье и не препятствуют протеканию очищения. Асаны должны быть подобраны таким образом, чтобы избежать энергетического истощения или гормональных нарушений. Так, супта-асаны («половинные» асаны в положении лежа, выполняемые с использованием ремней и одеял) способствуют расслаблению мышечных и нервных волокон, которые могут быть напряжены и раздражены, а также сохраняют жизненную энергию. Сидячие асаны позволяют устранить напряжение и стресс, ибо успокоение ног сказывается на успокоении мозга. Следует избегать перевернутых поз, ибо они препятствуют выделению крови, балансов на руках, прогибов назад, «завязывания тела в узел» и сжатия живота. Лучше отказаться от пранаямы в положении сидя, или сократить время до 15 минут, воздерживаясь от выполнения бандх и мудр, замыкающих энергетическую систему, а также пранаям, активизирующих восходящие токи энергии.

Ориентация в пространстве

Описание места для практики в древних текстах относится к ситуации отшельничества, поэтому оно должно быть «тихим, ровным, сухим, безветренным» и т. д. Сейчас йога стала уделом городских жителей, которые ищут в ней спасение от гиподинамии, и для них такие рекомендации неактуальны. Однако на практику безусловно влияет обстановка в помещении для занятий, и на нее нужно обратить особое внимание. Парадоксально, но многие из практикующих йогу обустраивают свои дома по фэн-шуй, часто просто в силу недостатка сведений о существовании соответствующей индийской системы — васту. Но даже в самой Индии принципы васту редко осознанно связываются с йогой, за исключением отдельных попыток истолкования. Книга на данную тему планируется мною в соавторстве с мастером васту Сурешем Паваром из Майсора, который практикует аштанга-виньяса-йогу более восьми лет.

Здесь я остановлюсь лишь на наиболее очевидном соответствии организации внутреннего пространства дома с работой над телом в хатха-йоге, выраженном в концепции Васту-пуруша-мандалы. Помещение делится на зоны путем схематического проецирования на него человеческого тела, голова которого располагается в северо-восточном углу, где должен быть главный вход, а ноги –в юго-западном углу. Соответственно, по диагонали проходят три главные нади (канала), на которых располагаются семь основных чакр. Кроме того, эти зоны посвящены различным богам в зависимости от качества присутствующей в них энергии. Несомненно, заниматься духовной практикой следует в «комнате для пуджи (богослужения)».

Чакровая система Васту-пуруши

Последовательное описание чакр в символическом «теле» дома приводит Х. А. Саваркар в своей статье «Концепция Васту-пуруша-мандалы». Муладхара расположена в самом дальнем углу дома, на юго-западе, где заходит солнце, и соответствует элементу земля. Здесь должно быть «неподвижное основание существования» — комната хозяина, где рекомендуется ставить самую тяжелую мебель и утолщать стены. Свадхистхана находится внизу живота пуруши и связана с элементом воды, поэтому здесь хорошее место для ванной комнаты. Манипура располагается в области пупа и связана с элементом огня (теджасом). Здесь зона Брахмы, и его место должно быть свободным, а в Индии — даже с отверстием в крыше, чтобы не стеснять «дыхание» пуруши. Анахата приближена к сердцу и связана с элементом воздуха, который регулируется легкими. Вишуддха расположена в горле и связана с эфиром, или акашей — чистым пространством. Здесь принято устраивать комнату для пуджи, в которой и следует заниматься йогой.

Вегетарианское питание

Все школы йоги сходятся на том, что питание в целом должно быть саттвичным (позволяющим поддерживать качество психофизического равновесия), а относительно вегетарианства вы либо принимаете точку зрения выбранной вами школы, либо позволяете себе выработать по этому вопросу собственное мнение. Споры на эту тему бесконечны, и участвовать в них бессмысленно, хотя аргументов в пользу вегетарианства явно больше. Что касается моего выбора, то последние десять лет я придерживаюсь вегетарианства (с некоторыми дополнительными ограничениями) в силу личной предрасположенности, ставшей для меня очевидной после нескольких лет экспериментирования с разными сочетаниями продуктов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...