Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сома — квинтэссенция вегетарианства

Своеобразной «кульминацией» вегетарианства представляется использование в качестве специальных «стимуляторов» растений с ярко выраженными свойствами. С ведической точки зрения сок растений содержит мощную жизненную эссенцию — сому. Как считает специалист по аюрведе Д. Фроули, сома содержится в различных особых эссенциях растений, которых в одних больше, а в других меньше, но, в принципе, они имеются в любом представителе растительного мира. Важно отметить, что сома содержится исключительно в свежем соке, поэтому речь не идет о заваривании высушенных растений. Данная тема разработана мною отдельно в книге об индийских растениях, написанной в соавторстве со специалистом по ботанике Ю. Тарасовой, а здесь я приведу только принцип градации и примеры доступных растений.

· Растения, увеличивающие гибкость тела, способствующие кровообращению и движению энергии, помогают правильному выполнению асан, ибо улучшают координацию движений и функционирование мускулатуры и скелета. Примеры: мирра, куркума, шафран, сибирский женьшень, дягиль.

· Растения, применяемые для повышения физической энергии, значительно повышают запас жизненных сил и выносливость, позволяя подолгу удерживать асаны и выполнять пранаямы. Примеры: женьшень, семена лотоса, солодковый корень.

· Успокаивающие и очищающие тело растения выводят токсины из крови, тканей и внутренних органов. Примеры: алоэ, горечавка, барбарис, подорожник, одуванчик, крапива, тысячелистник обыкновенный, желтый щавель.

«Во многих вопросах практикования йоги различные растения и травы являются весьма могущественными помощниками. Они применяются не только для лечения болезней, восстановления сил и общего омоложения организма, но также для пробуждения наших высших способностей. Любой, кто намерен заниматься йогой серьезно, не должен пренебрегать пользой от применения таких растений, причем на регулярной основе. В своей йогической практике их используют подавляющее большинство йогов, поскольку это стимулирует как прану, так и развитие их высшего сознания». (Д. Фроули «Йога и аюрведа»).

«Обрамление» периода практики

Мантры как «настройки»

Мантра представляет собой неотъемлемую часть практики йоги, поскольку обращение к Учителям устанавливает правильное состояние и намерение. Так, практика аштанга-виньяса-йоги в линии передачи Паттабхи Джойса традиционно начинается с декламации мантры, которая состоит из двух шлок, взятых из трактата Шри Шанкарачарьи и молитвы к Патанджали. Мантра прокладывает метафорический путь, которым ведет нас в индивидуальной практике, и ее значение объясняется в данной традиции следующим образом. Вся первая шлока сводится к потенциальному продолжению практики: мантра не поощряет совершенствования асан как самоцели, но выводит за пределы физических действий. Вторая шлока отдает дань уважения Патанджали, которого можно отнести к «высшим гуру».

Ванде гурунам каранаравинде
Сандрасита сватма сукхава бодхе
Них шреясе джангаликаямане
Самсара халахала мохашантьяи

Абаху пурушакарам
Шанка чакраси дхариним
Сахасра ширшам шетхам
Пранавами Патанджалем

Ом. Я поклоняюсь лотосным стопам всех Учителей,

которые помогают пробудить счастье чистого Бытия,

служат прибежищем, расчищают путь в джунглях,

устраняют заблуждения, вызванные отравой Сансары.

Я склоняюсь перед мудрецом Патанджали, —

он имеет тысячи излучающих яркое сияние голов

и владеет всем на расстоянии вытянутой руки,

воплотившись с раковиной, колесом и мечом. Ом.

Первая строка относится непосредственно к практике: думая о практике как учителе, мы обращаемся за руководством к нашему опыту, полностью доверяем самой практике. Подобная самоотдача требует бесстрашия и силы, позволяющих практике происходить самой. Вторая строка содержит два слова, в которых заключена сущность йоги: «мудрость счастья». В контексте мантры, высший гуру раскрывает знание счастья, которым обладает наша собственная самость. В третьей строке используется метафора для практики: «способная излечивать», а последующие слова означают «вне сравнения».

Последняя строка первого стиха, подобно второй, сообщает о деятельности высшего гуру, а также включает два слова, в которых схватывается сущность йоги —безболезненное преодоление заблуждения. Ядовитые травы обусловленного существования держат нас в обычном мире среди людей. Самсара создает затруднения, которые мы испытываем в духовной жизни, хотя и не всегда замечаем, а практика йоги становится верным средством избавления от них. Возможности самой практики безграничны и несопоставимы с иным опытом.

По завершении практики произносится другая мантра.

Свасти праджабхьях парипалаянтам
Ньяена маргена махим махишах
Гобрахманебхьях шубхамасту нитьям
Локасамаста сукхино бхаванту

Кале варшату парджаньях
Пртхиви сасьяшалини
Дешоям кшобхарахито
Брахмана санту нирбхаях

Пусть благоденствует все человечество.

Пусть правители хранят верный путь на земле.

Пусть процветают те, кто освящает землю.

Пусть пребудет счастье во всех мирах.

Пусть дожди изливаются в срок.

Пусть земля плодоносит обильно.

Пусть страны не коснется разруха.

Пусть праведных не затронет страх.

В другой линии передачи аштанга-виньяса-йоги, представленной Б. Н. С. Айенгаром и Шешадри, используются другие мантры в начале и конце практики. Я приведу их здесь в той форме, в какой заучила во время пребывания в Майсоре, с переводом с английского подстрочника, полученного от Шешадри. Однако ту же самую начальную мантру использовали на своих занятиях и учителя в Ришикеше, преподающие другие стили йоги. Это не удивительно, ведь вторая часть мантры взята из древней молитвы к Патанджали, и она также полностью совпадает в обоих направлениях аштанга-виньяса-йоги. Однако я намеренно оставляю разные переводы, сделанные с разных английских вариантов.

Дживамани бхраджтх пхана
Сахасра видрутх вишвамбара
Мандалая анатхая
Нагараджая намаха

Абаху пурушакарам
Шанка чакраси дхариним
Сахасра ширшам шетхам
Пранавами Патанджалем

Гурубьо намаха
Деватабьо намаха

Душа сияет подобно изумруду на голове змея,

Тысячеголового и всепроникающего,

С тремя безграничными сферами…

Царь змей, преклоняюсь перед тобой!

Воплощенный в человеческой форме,

Увитый орнаментом из раковин и колес,

Имеющий тысячу белоснежных голов,

Патанджали, я вверяюсь тебе!

Поклоняюсь учителям!

Поклоняюсь божествам!

Завершающая мантра в данной линии передачи очень короткая, но повторяется трижды: «Парама ришибхьо намаха» — «Я благодарю возвысившиеся души, проторившие этот путь до меня». Если учитель считает нужным прервать чью-то практику раньше, чем ее завершит вся группа, он просто подходит и просит повторить заключительную мантру, после чего вопросы или возражения уже не принимаются, хотя причины можно выяснить после окончания общего занятия.

В традиции Свами Шивананды наиболее распространены следующие мантры, которые мне неизменно доводилось повторять каждое утро в течение месяца в Международном Гималайском университете йоги и медитации. Соответственно, первая из них произносится перед началом практики асан, а вторая — в самом конце, уже после расслабления в Шавасане. Хотя учителя, склонные смешивать традиции, нередко свободно комбинируют их с другими мантрами, все же порядок их не меняется.

Ом саха нававату саха нау бхунакту
Саха вирьям карававахай
Теджасви навадхитамасту
Ма видвишавахай
Ом шанти шанти шантих

Ом! Да наставит он нас обоих (учителя и ученика). Да позволит он нам обоим насладиться его наставлением. Да поможет он нам обрести истинный смысл писаний. Пусть предмет нашего познания станет ясным. Пусть мы никогда не нарушим нашего согласия. Ом! Покой, покой, покой…

Ом пурнамадах пурнамидам
Пурнат пурнамудачьяте
Пурнасья пурнамадая
Пурнамевавасишьяте
Ом шанти шанти шантих

Ом! Невидимое (Брахман) преисполнено, и видимое (мир) тоже наполнено. Из преисполненного произошло наполненное. Преисполненное остается неизменным даже после того, как из него произошло наполненное. Ом! Покой, покой, покой…

И, наконец, следует привести наиболее известную мантру, которая используется в начале или конце практики практически во всех школах хатха-йоги. Данная мантра поистине универсальна для индийской традиции вообще, и впервые я познакомилась с ней в ашраме Шри Сатья Саи, где практикуется исключительно бхакти-йога (в форме даршана) и карма-йога (в форме севы). В ритуальном завершении бхаджанов она поется уже в самом конце, после Арати, когда Шри Сатья Саи в последний раз проходит по дорожке и лицезрение божественного воплощения прерывается до следующего даршана. Эта древняя ведическая формула несет в себе вечный смысл, не делимый на различные истолкования.

Асато ма сад гамая
Тамасо ма джьотир гамая
Мритьор ма амритам гамая
Ом шанти шанти шантих

Ом! Веди меня от небытия к бытию,

Веди меня от тьмы к свету,

Веди меня от смерти к бессмертию.

Ом! Покой, покой, покой…

Пранаямы «до» и «после»

Пранаяма — не обязательный элемент в начале практики, однако, после настройки сознания с помощью мантры, ее часто используют для подготовки энергетического тела. Если вы не занимаетесь именно мантра-йогой, а используете мантру лишь для настройки перед хатха-йогой, то ее можно воспроизвести, сидя в «любой удобной позе». Но когда вы начинаете практику с подготовительной пранаямы, нужно принять правильную медитативную позу, основными требованиями к которой являются прямой позвоночник и возможность полностью расслабиться. Сидячие асаны для медитации можно разделить на две группы: со скрещенными ногами и на коленях, и в каждой группе их можно расположить по степени сложности в определенной последовательности. Поскольку необходим компромисс между наиболее совершенным положением тела и полным расслаблением, то вам нужно сначала выбрать наиболее комфортный из этих двух типов, а затем принять в нем самую сложную их реально доступных асан.

Выбор асаны для пранаямы

Асаны со скрещенными ногами усложняются в таком порядке: Сукхасана, Бхадрасана, Сиддхасана, Ардха-падмасана, Падмасана. С целью определить для себя наиболее подходящую асану, удобно пробовать принимать их именно в этой последовательности. То есть вы не пытаетесь сразу сесть в лотос, для чего можно использовать также другие подготовительные упражнения и подробные описания в литературе. Основное условие нахождения в лотосе — раскрытие бедер, которое происходит постепенно при целенаправленной работе. Если бедра удается развернуть, а стопу обратить подошвой вверх, то при сгибании ноги не оказывается ни малейшего давления на колено, ибо в таком случае сгиб происходит изначально в нужной плоскости, и стопа укладывается на противоположное бедро. Но поскольку нам нужно не просто принять лотос в процессе динамической практики, что гораздо проще, а пребывать в нем, лучше делать это, когда длительное нахождение в предыдущих позициях уже не представляет никакой сложности.

Имеет смысл всякий раз заново «проверять» свои возможности в каждой из асан в приведенном порядке, ибо по мере практики (даже других асан) граница «удобства» будет сдвигаться все дальше по направлению к Падмасане. Очевидно, в Сукхасану (по-турецки) может сесть каждый, особенно если воспользоваться подушкой, чтобы таз оказался несколько выше стоп. Поскольку данная книга предназначена для начинающих, но не посвящена непосредственно йога-терапии, то при наличии достаточно серьезных проблем с позвоночником, не позволяющих сидеть на полу с прямой спиной, следует обратиться к специальной литературе и опытному инструктору. Другой вариант, если вы намерены разбираться сами, — начинать практику с асан в положении стоя, например, с комплекса Суриндера. Либо просто опустить пранаяму и начинать с разминки в положении сидя с вытянутыми ногами, например, с простейшего комплекса Упендры Прасада.

Дополнительный аргумент в пользу сохранения последовательности состоит в том, что перед началом динамической практики, даже если вы в состоянии принять позу лотоса, лучше не форсировать его выполнение, поскольку тело еще не разработано и вы рискуете получить микротравму в коленях, которая впоследствии скажется при выполнении асан. Поэтому все равно лучше повторить все асаны, постепенно раскрывающие бедра, проделав в каждой из них по 3-5 скруток в каждую сторону, что займет всего несколько минут, но предохранит от дальнейших осложнений. Скручивание может быть более или менее глубоким: после полного вытягивания спины вверх одна рука кладется на противоположное колено, а другая заводится за спину и упирается в пол либо охватывает из-за спины противоположное бедро. Голова всегда следует за поворотом плеч: сначала скручивается спинной отдел позвоночника, а затем шейный, и в таком же порядке происходит раскручивание. Когда вы доходите до предельной на данный момент асаны, которую нетрудно принять, но трудно долго удерживать, нужно вернуться к предыдущей асане для выполнения пранаямы. Например, если вы способны ненадолго сесть в лотос и без напряжения сделать несколько скручиваний, то заниматься пранаямой нужно все-таки в полулотосе.

Точно так же обстоит дело с Вирасаной: сначала вы просто садитесь на колени, опустив таз на пятки, а затем пробуете сесть между пяток, отведя руками икроножные мышцы в стороны. Если это затруднительно, нужно подложить что-нибудь под ягодицы и с каждым разом постепенно уменьшать высоту опоры. В целом, довести до совершенства данный вариант обычно проще, чем позы со скрещенными ногами, и с самого начала в нем легче удерживать выпрямленную спину. Однако он менее подходит для получения нужного эффекта от пранаямы, поскольку в нем не происходит «запечатывания» нижней части тела, при котором энергия полностью сохраняется в пределах личной энергетической системы. Поэтому его можно рассматривать как временную меру, приемлемую до тех пор, пока вы не освоите лотос.

Фотографии: пять асан (Николаева)

Выбор нужной техники пранаямы

Приступая к «обрамлению» пранаямами всего периода практики, следует с самого начала продумать, какие из них вы собираетесь делать до и после занятий. Во многом выбор зависит от общего контекста существования, в который вы пытаетесь встроить и вживить поначалу «чужеродную» практику. Другими словами, вам нужно привести себя в саттвическое (уравновешенное) состояние исходя из раджасического (деятельного) или тамасического (инертного), которые преобладают в обычной жизни. Если вы социально активны и постоянно «в разъездах», то начинать надо с успокаивающих пранаям, а заканчивать теми, которые помогут вернуться к нужному ритму бытия из относительной «заторможенности». Если у вас «сидячая» работа, то начинать надо с «тонизирующих» пранаям, а заканчивать успокаивающими, иначе вам станет трудно «усидеть на месте». Регулярная практика вообще может вызвать желание поменять работу, или вы научитесь выполнять прежние обязанности в саттвическом состоянии, распространив практику на все время бодрствования. Тогда необходимость использовать пранаямы в «обрамляющей» функции отпадет, что, разумеется, не касается практики пранаямы как таковой.

В качестве таких «контрастных» пранаям вполне приемлемы Нади-шодхана и Капалабхати. Поскольку техники, приводимые в курсе Б. Н. С. Айенгара, не слишком распространены, я повторю наиболее известные варианты этих пранаям по шивананда-йоге. Суть Нади-шодханы сводится к тому, что вы вдыхаете через одну ноздрю, а выдыхаете через другую, а затем наоборот, попеременно зажимая ноздри пальцами, сложенными в Вишну-мудру (см. по Айенгару). Причем дышать следует как можно медленнее, постепенно растягивая дыхательный цикл, и обязательно сохранять равную длительность вдохи и выдоха с каждой стороны. Схема полного цикла выглядит так: вдох слева, выдох вправо, вдох справа, выдох влево. Суть Капалабхати сводится к тому, что вы резко выдыхаете животом, а потом отпускаете мышцы и позволяете произойти естественному вдоху. Выдохи повторяются в быстром темпе в течение периода, пока вы чувствуете себя комфортно. Затем делается пауза, после которой начинается новый период, и так несколько раз. При желании, вы можете узнать из литературы или на занятиях много дополнительных тонкостей этих техник, а также подобрать и другие пранаямы с успокаивающим и активизирующим эффектами.

Другим ориентиром должно выступать физиологическое состояние организма, поскольку практиковать хатха-йогу не следует при переохлаждении или перегреве. Для того чтобы установить в теле оптимальный температурный режим, можно использовать перед практикой «разогревающие» и «охлаждающие» пранаямы, в которых редко возникает нужда после практики. Описание таких пранаям приводится в главе о Б. Н. С. Айенгаре, хотя в литературе встречаются и другие варианты их выполнения. Когда слишком жарко, нужно делать Ситали, а когда слишком холодно — Бхастрику. Конечно, в зависимости от климата, можно применять после практики Ситали, если тело «перегрелось», и Бхастрику, если вы плохо утеплились перед расслаблением и попросту замерзли. Кроме того, следует учитывать, что «успокоение» соотносится с «охлаждением», а «активизация» с «разогреванием». Значит, с целью получения сходных физиологических и энергетических эффектов достаточно одной пранаямы, а при необходимости сочетать противоположности следует найти способ превратить их во взаимодополняющие стороны.

Степени расслабления

Промежуточное расслабление

Установка на расслабление присутствует на всем протяжении практики, поэтому завершающая Шавасана лишь закрепляет данное состояние. В идеальном варианте каждая асана выполняется по аналогии с Шавасаной, то есть при расслаблении всех мышц, которые не участвуют в удержании асаны. Однако если напряжение все-таки накапливается, необходимо уделять внимание расслаблению в промежутках между отдельными асанами или целыми блоками асан. К релаксационным асанам относится не только Шавасана — поза «трупа» (на спине), но и Макарасана — поза «крокодила» (на животе), а также Дарникасана — поза «младенца» (в положении сидя). Поэтому довольно удобно выбирать соответствующую релаксационную асану в зависимости от того, после какой основной асаны вам необходимо расслабиться. У инструкторов бывают свои предпочтения: так, Суриндер Сингх «отделяет» Шавасаной каждый «логический» блок асан, а Упендра Прасад часто использует Макарасану, поскольку дает много прогибов лежа на животе. Существуют и классические «связки», например, практически в любой школе хатха-йоги за Ширшасаной неизменно следует Дарникасана, что можно видеть и в первом круге аштанга-виньясы. Асаны представлены на фотографиях.

Завершающее расслабление

Шавасана считается самой сложной асаной, поскольку вся работа здесь внутренняя, и правильность ее выполнения сложно оценить и корректировать извне. Достаточно напомнить, какое внимание уделяется даже выходу из этого положения, о чем шла речь при рассмотрении противоречивых рекомендаций. Я приведу более или менее усредненное описание, на которое можно ориентироваться, чтобы не «попадаться» на такие безусловные ошибки, как «голова перекатывается набок», иногда встречающиеся в литературе. Внешне положение выглядит очень просто: лежа на спине следует отвести ноги и руки от центральной оси примерно на 450 (указания колеблются в диапазоне от 300 до 600) открыв подмышки. Глаза закрыты, дыхание естественное. Если вы удерживали какие-то мудры или бандхи в процессе практики, то теперь их нужно снять. Внимание равномерно распределено по телу, одновременно создавая и воспринимая изнутри состояние полнейшего расслабления.

Самое главное — проследить за выпрямлением позвоночника, для чего можно сделать дополнительные телодвижения. Нижний изгиб убирается, если вы сгибаете ноги в коленях, поставив стопы возле таза, приподнимаетесь на локтях и, уперевшись ими в пол, вытягиваете поясничный отдел позвоночника и прижимаете его к полу, а затем поочередно выпрямляете ноги под указанным углом. Далее нужно опуститься на спину и, для того чтобы убрать верхний изгиб, взяться за затылок руками, потянув голову вверх, а затем постепенно прижать к полу шейный отдел позвоночника. В таком случае даже при полном расслаблении голова никуда не «перекатывается», и никакого искривления и напряжения в шее не создается. И, наконец, нужно скрестить руки, обхватить ими плечи и распластать по полу грудной отдел позвоночника, после чего развести руки под тем же углом.

Йога-нидра — «йогический сон»

Йога-нидра обычно дается сразу после Шавасаны в том же положении тела и предназначается для глубинного расслабления в течение 10-20 минут, которое достигается путем сканирования всех частей тела в определенном порядке. Техника Йога-нидры была разработана Свами Сатьянандой Сарасвати и считается уникальным достоянием Бихарской школы йоги, однако ее применяют повсеместно в Ришикеше почти все учителя, проводящие занятия для начинающих по «общей» хатха-йоге, под которой преимущественно подразумевается шивананда-стиль. К настоящему моменту существуют бесчисленные вариации данной практики, но лучше всего руководствоваться таким первоисточником, как «Йога Нидра» Свами Сатьянанды Сарасвати, приведенная в списке литературы. Кроме того, можно обратиться к интересной интерпретации Рамамурти Мишры, приводимой в книге «Основания йоги», где он рассматривает Йога-нидру как состояние «магнетизма».

Инструктор шивананда-йоги Упендра Прасад объясняет Йога-нидру следующим образом. Йога-нидра означает «психический сон» — это состояние бессонного сна, когда вы находитесь на границе между сном и бодрствованием. В данном состоянии тело и ум совершенно расслаблены, а сознание остается активным. Посредством практики Йога-нидры физическая усталость полностью снимается, она дает отдых не только телу, но и уму. Расслабление — самый важный фактор в йогических упражнениях, вам следует лишь упрочить восприятие посредством слуха и ощущений. Тело спит, ум отдыхает, а сознание действует. Теперь нужно проверить положение тела в Шавасане, чтобы в нем не происходило никаких движений, сознательных или бессознательных. Вы должны сохранять бдительность, чтобы не заснуть, приказав себе мысленно оставаться в состоянии бодрствования. Если в помещении прохладно, следует укрыться одеялом или теплее одеться, поскольку «разогрев» после асан держится недолго. Порядок сканирования тела приводится в главе о построении практики на занятиях Упендры Прасада.

«Послесловие» к практике

Закрепить состояние спокойствия и расслабления помогают также дополнительные процедуры, проводимые отдельно от основной практики. Кроме массажа, польза которого очевидна, можно порекомендовать также масляные ванны и сеансы рейки.

· Масляные ванны

Масляная ванна — традиционное аюрведическое домашнее средство, которое широко применяется на юге Индии. В традиции аштанга-виньяса-йоги Паттабхи Джойс обычно рекомендует масляные ванны своим ученикам для облегчения болей в коленях и при затекании спины для снятия напряжения. Еженедельная масляная ванна уменьшает избыток питты (жара в теле), особенно в печени и коже. Паттабхи Джойс предлагает западным ученикам применять миндальное масло, которое легко смывается обычным мылом. Кроме того, достаточно использовать масло только для головы, поскольку жар в теле поднимается вверх и выходит через голову. Рекомендуется принимать ванну каждую субботу — день, предназначенный для отдыха, рано утром.

· Сеансы рейки

Интересный феномен представляет собой тот факт, что многие инструктора йоги в Ришикеше являются также мастерами рейки или имеют какую-то из степеней. Например, Суриндер Сингх — мастер рейки, а Панкадж Шарма имеет вторую степень, и периодически они дают сеансы целительства своим ученикам после занятий йогой. С другой стороны, известный американский мастер рейки Даяна Стайн использует в своей работе чакровую систему, хотя и не практикует йогу, а индийский мастер рейки Кальпна Чаухан, которая давала мне рейки в Гималайском массажном центре, много лет практикует айенгар-йогу. Данное сочетание довольно органично, поскольку рейки представляет собой своеобразный аналог йога-нидры, только с подключением дополнительных источников энергии. Я сама имею вторую ступень рейки и периодически пользуюсь настройками рейки непосредственно во время практики йоги. Поскольку в последнее время тенденция к синтезу традиций становится все более ярко выраженной, подобные сочетания могут быть достаточно устойчивыми в практике.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...