Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освоение асан в процессе практики

Разминочные комплексы

Разминка является важным элементом практики именно для начинающих, поскольку практикующие давно и систематически нередко приступают непосредственно к асанам. В этом аспекте показательны импровизационные комплексы Йоги Сандипа: если на занятиях для начинающих разминка заняла едва ли не половину всего времени, то на занятиях для практикующих она вообще отсутствовала, хотя начальные асаны были несколько проще. Но и это не жесткое правило: например, инструктор по айенгар-йоге Панкадж Шарма в силу отстройки и тщательного объяснения каждой асаны не дает разминки вовсе. Так, после интенсива я решила сходить на его занятия для начинающих, и была крайне удивлена, когда сразу после мантры он произнес: «Стойка на руках!» — разумеется, у стенки, и все-таки... Когда же тело начнет функционировать в режиме «непрерывной практики», разминка и вовсе будет постепенно вытеснена правильно подобранными «вступительными» асанами.

Приводить разминочные комплексы в отрыве от описания основной практики не имеет смысла, поскольку они и выстраиваются с ориентацией на дальнейшую работу. Для того чтобы понять, какая степень приближения разминки к уровню основной практики вас устраивает на данном этапе, вы можете сравнить три варианта постепенного включения тела в работу, приведенные ниже по мере их усложнения. Занятия Упендры Прасада проходят в мягком стиле шивананда-йоги, воздействие которого в целом приближено к йога-терапии, поэтому и разминка носит предельно щадящий характер. Наиболее «показателен» и пригоден для самостоятельного выполнения тщательно выверенный разминочный комплекс Суриндера Сингха. В практике Йоги Сандипа подготовка занимала почти все время занятий для начинающих, однако следует учитывать его импровизационную манеру, при которой комплекс с неизбежностью всякий раз обновляется, поэтому нельзя воспринимать приведенный пример как нечто устойчивое.

Сурья-намаскар – «поклонение Солнцу»

Сурья-намаскар считается наиболее сбалансированным разминочным комплексом, равномерно прорабатывающим все тело, и применяется во многих школах. Вышеназванные учителя предпочитают подготовить начинающих еще более простыми упражнениями, поэтому используют Сурья-намаскар после разминки, в качестве прослойки между подготовкой к практике и собственно асанами. Данный комплекс всегда несколько модифицирован по сравнению с абстрактным классическим вариантом, который можно выделить лишь путем «усреднения», ибо каждый учитель привносит в него свои особенности, и я буду обращать на них внимание при описании. В традиции аштанга-виньясы — будь то в системе Паттабхи Джойса, Б. Н. С. Айенгара, В. Шешадри или Б. Н. Шастри — Сурья-намаскар играет роль самой разминки, к тому же он усложнен прыжками вместо обычной поочередной перестановки стоп. Более того, ученики выполняют два варианта – «А» и «Б», которые затем в несколько редуцированном виде превращаются в виньясы, соединяющие асаны в последовательность.

Аспекты «постижения асаны»

Повторение — основа духовной практики, и основной аспект «постижения асаны» состоит в многократном повторении ее внешней формы при внимательном отношении к ее внутреннему воздействию. Начинающим придется выучить «язык» хатха-йоги на двух уровнях. Во-первых, желательно освоить названия асан на санскрите, поскольку системы варьируются, но сами асаны используются во всех школах с незначительными разночтениями. И если вы относитесь к тем начинающим, которые намерены продолжать заниматься йогой, лучше сразу научиться схватывать рекомендации с полуслова. Во-вторых, необходимо отнестись к самим асанам как к словарному запасу, посредством которого вы можете самовыражаться более или менее полно. Каждая асана имеет определенный смысл в общем контексте йоги, вроде некоего «словарного значения», а также она приобретает бесконечные оттенки смысла, будучи встроена в различные последовательности с той или иной целью. Трансформация каждой асаны в контексте различных систем и представляется наиболее важной для понимания посланий «йогических текстов».

Внутренняя структура асаны

В большинстве руководств по хатха-йоге описание асаны обычно включает следующие элементы: противопоказания, техника выполнения, эффекты. В разных школах йоги одна и та же асана получает различные истолкования, и, по-видимому, нет никакого смысла составлять очередное «школьное» руководство. Выучить перечень асан можно по любому из них, гораздо важнее научиться разбираться с различными подходами к работе с асанами. Поэтому я буду полностью опускать сведения из области психофизиологии йоги, к которой относятся противопоказания и эффекты, ибо данная информация далеко не объективна. Точнее, объективная часть подобных данных совпадает во всех описаниях, и здесь снова можно порекомендовать воспользоваться любым из них, а субъективная часть получается путем наблюдения за процессом практики и полностью зависит от техники выполнения. Бесполезно «обтачивать» тело под «идеальную асану», как сестры Золушки ногу под золотую туфельку, - лучше научиться подбирать обувь по размеру и совершенствовать походку.

Кроме собственно техники выполнения следует обратить внимание на «перспективы детализирования». Для каждой «классической» асаны существуют, хотя и не всегда приводятся, варианты упрощения и усложнения. Так, если вы видите асану, заведомо невыполнимую, это не значит, что есть только один путь – пытаться ее делать. Впрочем, можно и так, а некоторые инструкторы считают это единственным достойным подходом к делу. Например, Паттабхи Джойс подчеркивает, что в последовательности аштанга-виньясы нельзя подменять тяжелую для выполнения асану другой, иначе одни мышцы укрепятся, а другие останутся слабыми. Тем не менее, в айенгар-йоге для каждой асаны разработаны варианты не только упрощения, но и использования различных опор, а в шивананда-йоге обычно указывается упрощенный вариант, либо асаны в принципе делятся на три категории по степени сложности, причем в разные категории попадают вариации одной и той же асаны. Наиболее разумный подход аналогичен тому, который приведен выше для освоения медитативной позы. Так можно поступать с любой асаной, подолгу удерживая доступный упрощенный вариант, что подспудно развивает способность принимать усложненный вариант на все более длительные промежутки времени, постепенно переводя его в разряд «доступных».

В технике выполнения важно не просто получить положение тела, в точности соответствующее представленному на фотографии или показанному инструктором. Принцип карма-йоги: «Лишь на действие будь направлен, от плодов же его отвращайся», - работает и в хатха-йоге. Важен осознанный процесс входа в асану и выхода из нее, а также понимание, каким именно образом вы ее удерживаете. На асану нужно смотреть «изнутри», а не снаружи, и если вы выполняете правильные внутренние движения мышцами, а внешне поза остается несовершенной, это не так страшно, как обратная ситуация. В силу же личностных особенностей состояния организма в разных его частях, вам могут подходить разные техники выполнения. Так, для того чтобы выйти в Куккутасану, одному человеку проще сначала сложить ноги в лотос, а затем продеть руки в отверстия между голенями и бедрами, тогда как другому проще поочередно «оплести» ноги вокруг вытянутых рук. Поэтому при возможности получать информацию из независимых источников, вы можете обнаружить, что одну асану вам проще осваивать в шивананда-стиле, а другую – в айенгар-стиле.

Представления инструкторов о том, какая из двух асан представляет сложность для начинающих, тоже нередко отличаются. Например, Упендра Прасад всегда дает сначала Халасану, а затем Сарвангасану, причем для выхода во вторую асану он обычно предлагает повторить первую. Таким образом, сначала вы принимаете «простую» Халасану, а затем из нее поднимаете ноги в «сложную» Сарвангасану, и сложность здесь заключается в напряжении при удержании вертикального положения тела, поскольку приходится прикладывать больше физической силы. И наоборот, Йоги Гупта предпочитает на занятиях для начинающих выполнять сначала Сарвангасану, а затем Халасану, причем выход во вторую асану осуществляется непосредственно из первой. Таким образом, сначала вы принимаете «простую» Сарвангасану, а затем из нее опускаете ноги в «сложную» Халасану, и сложность здесь заключается в складывании тела, поскольку для этого нужна значительная гибкость. Инструктор был крайне удивлен, когда я после занятий поделилась альтернативными соображениями, и с уверенностью настоял на своей правоте. Однако вполне очевидно, что все зависит от самого начинающего: располагает он в большей мере силой или гибкостью.

«Разбор» асаны: Карин (Халасана)

Выстраивание разных комплексов

Даже выполнение асан по отдельности в период их освоения уже предполагает некий внешний порядок асан, поэтому с самого начала нужно ориентироваться на построение комплексов. Основное стилистическое деление при создании комплексов производится по принципу «статика – динамика», которому соответствует результат «блок – последовательность». Если вы ориентированы на статический стиль, то для вас важнее набор асан в каждом блоке (например, сначала стоячие асаны, а затем сидячие), тогда как переходы между ними осуществляются через отдых в Шавасане или другой позе для промежуточного расслабления, и порядок не существенен. Если же вы ориентированы на динамический стиль, то для вас важнее именно порядок выстраивания последовательности в соответствии с определенными принципами перехода, а сами асаны могут оказываться разнородными. Например, в комплексе Сурья-намаскар в шивананда-стиле вы начинаете со стоячих асан, затем доходите до Бхуджангасаны в положении лежа на животе, а после снова возвращаетесь к стоячим асанам. Итак, прежде всего нужно определиться с предпочтительностью статической или динамической работы, хотя в пределе предпочтительнее всего сочетать их в своей практике.

Промежуточным этапом между статической проработкой асан и самостоятельным составлением динамических последовательностей выступает сочетание асан во взаимодополнительные пары по принципу контр-позы. Наиболее известны виньясы Сурья-намаскара, из которых Адхо-мукха-шванасану и Урдхва-мукха-шванасану можно чередовать бесконечно долго, добиваясь эффективного воздействия на все отделы позвоночника. Преподавая йогу индийским студентам в Гималайском университете, я предлагала им и другие варианты. Можно чередовать Шашакасану и Уштрасану, поскольку при выполнении обеих асан нужно неотрывно держать ладони на стопах, замыкая контур тела. Из положения Ваджрасаны вы делаете поочередно следующие движения: ставите голову на пол перед коленями и поднимаете таз, накатываясь на затылок и выгибая спину; поднимаете голову и прогибаетесь в спине, равномерно по дуге выпрямляя тело от коленей до макушки. Другой пример: Бакасана и Какасана, смена которых позволяет постоянно отдыхать от предыдущей асаны в следующей. При выполнении Бакасаны весь вес тела на руках, а ноги «покоятся» на плечах, тогда как при выполнении Какасаны вес тела приходится на согнутые в коленях ноги, а руки просто служат «распоркой» между коленями, и их легко расслабить. Подобных примеров можно привести множество.

Альтернативный принцип сочетания состоит в подборе таких пар асан, которые оказывают одинаковое воздействие, но в разной степени. Так, в Ришикеше инструктор айенгар-йоги Рудра, который учился непосредственно у Б. К. С. Айенгара, строил занятия, разбив группу по индийскому обычаю на «мужскую» и «женскую» половины. Пока одни стояли в Адхо-мукха-шванасане, другие выполняли стойку на руках у стены, а затем они менялись местами. В обеих асанах важно равномерно распределить давление на ладони, и если вам удается сделать это в первой асане, что способствует правильному положению спины, то у вас получится и удерживать равновесие во второй асане, ибо в ней также самое главное – соотношение спины и ладоней. Другую пару асан составляли «скорпион» у стены и обычный прогиб назад в положении стоя. В обоих положениях важнее всего раскрытие грудного отдела, и если его удается проработать в простом прогибе, то и в крайне сложном «скорпионе» трудностей практически не возникнет. Данный принцип несколько ближе к подбору соответствия разминки основному комплексу, хотя здесь разминочное упражнение выполняется непосредственно перед асаной, а кроме того они несколько раз чередуются, чтобы охватить полный спектр степеней воздействия.

При выполнении существующих последовательностей всегда делается комплекс в целом, а сложные асаны сначала пропускаются и «продумываются», потом имитируются с опорами, затем к ним делаются пробные подходы, и постепенно они вводятся в практику. Наиболее показателен в данном отношении первый круг аштанга-виньясы, поэтому мы вернемся к тонкостям осуществления этой задачи в соответствующем месте.

Применение личного комплекса в группе. Три примера «сильнодействующих» комплексов при недостатке времени, состоящих из перевернутых асан и скруток (наиболее контрастных к обычным телодвижениям). ???

Дыхание, энергия, осознание

Как известно, именно работа с указанными тремя параметрами – дыханием, энергией и сознанием – отличает хатха-йогу от простой гимнастики. Тем не менее, нередко инструктора по хатха-йоге подчеркивают, что на начальном этапе следует основательно проработать «грубую» физическую форму и лишь потом приступать к глубинному воздействию на тонкое тело. Остановившись на компромиссном варианте, я постараюсь обратить здесь внимание лишь на самые общие моменты. При описании построения практики различными учителями я буду отмечать те аспекты работы с дыханием, энергией и сознанием, которые они сами подчеркивали в процессе занятий с начинающими.

Дыхание

Установки на работу с дыханием, как и все в «проявленной вселенной» хатха-йоги, бывают диаметрально противопложными. В айенгар-йоге вам скажут ни в коем случае не контролировать дыхание в асанах, а поддерживать его свободно естественное течение, а в аштанга-виньяса-йоге вам придется с самого начала все два часа практики воспроизводить уджджайи-пранаяму с целью энергетизации процесса. К промежуточным вариантам относятся наблюдение за дыханием без попыток влиять на его ход, а также соотношение определенных движений с вдохом и выдохом. Очевидно, что все наклоны удобно делать на выдохе, а прогибы – на вдохе, и так далее. Безусловно, дыхание служит важным ориентиром правильности выполнения асан: неровное, сбитое, сдавленное и любое другое «ненормальное» дыхание свидетельствует о технических недостатках практики или просто потребности в отдыхе. Кроме того, иногда рекомендуют отслеживать длительность пребывания в асане по количеству дыхательных циклов, что действительно лучше, чем пользоваться часами, отвлекаясь от сосредоточения на собственном теле. Что же касается задержек дыхания в асанах, то их, поистине, следует вводить постепенно и под руководством инструктора, владеющего подобными техниками, особенно задержки после выдоха.

Энергия

Первичным опытом работы с энергетической структурой в асанах становится замыкание ауры, для чего самой простой техникой выступает вайю-набхи-мудра – прикосновение кончиком языка к твердому нёбу сразу над верхней десной, которое надо удерживать на протяжении всей практики. Вайю означает «воздух», но в данном случае речь идет о пране, циркулирующей по тонкому телу, особенно по основным нади, проходящим вдоль позвоночника. Данная мудра позволяет замкнуть верхний разрыв контура, который в даосизме именуется «микрокосмической орбитой» и проходит по позвоночнику и центральной линии передней стороны тела. При этом энергетический смысл моуны – обета молчания – также становится вполне очевидным. Вторая точка «замыкания» находится в промежности и удерживается посредством мула-бандхи – легкого напряжения анального и мочеиспускательного сфинктеров. В качестве изначальной установки этого вполне достаточно, а все дальнейшие тонкости организации энергетических потоков неизбежно будут «нанизываться» на эту основу.

Интересной представляется работа с внешними энергетическими потоками, особенно в равновесных асанах, которые проще всего удерживать именно настроив тело на устойчивые силовые линии окружающего энергетического пространства. Тогда все тело можно расслабить, как бы «вложив» его в выделенные вниманием потоки. Однако подобная деятельность становится актуальной только после периода предварительного очищения, повышающего общую чувствительность, а также по мере приобретения навыка отслеживать протекание процессов в тонком теле. С другой стороны, равномерная проработка всего тела предполагает его «фоновое» восприятие, на котором не возникает никаких ярко-выраженных признаков преобладания или недостатка энергии. Как всегда, ценность тех или иных феноменов определяется только в общем контексте целенаправленной работы, который вы выстраиваете в рамках конкретной школы или традиции.

В качестве простого упражнения на восприятие собственной энергетической структуры в окружающем пространстве можно предложить сравнить ощущения в нескольких асанах, которые имеют совершенно одинаковую конфигурацию тела, но требуют по-разному располагать ее в целом. Например, возьмите Халасану, Навасану и Пашчимоттанасану, где во всех трех вариантах вы выдерживаете треугольник, образованный прямыми руками, ногами и спиной. Разница состоит только в опоре на поверхность пола: в Халасане вы удерживаете весь вес тела на плечевом поясе, в Навасане балансируете на копчике, а в Пашчимоттанасане просто сидите с вытянутыми вперед ногами. В любом случае вы держитесь пальцами рук за пальцы стоп, получая таким образом более полный замкнутый контур, чем микрокосмическая орбита. Теперь повторите те же самые асаны в «разомкнутом» варианте. Для Халасаны это либо просто подъем ног вертикально вверх и возвращение их на ладони, либо перемещение прямых рук за спину (с замком или без). Для Навасаны это вариация с вытянутыми горизонтально прямыми руками, ладони которых обращены друг к другу. Для Пашчимоттанасаны это динамическая вариация с опусканием на спину, вытянув руки над головой, и последующим возвращением в положение сидя и «вкладыванием» всего захваченного пространства в прежний контур. Таким образом можно получить представление об отличиях замкнутого и разомкнутого контуров.

Внешние потоки делятся прежде всего на вертикальные и горизонтальные. Очевидно, прочувствовать первые проще всего при переменной работе с равновесными стоячими асанами и перевернутыми асанами, а вторые – в таких асанах, как Чатуранга-дандасана, Маюрасана и других, где все тело вытянуто в одну прямую линию либо расположено строго в горизонтальной плоскости при разведении рук и ног. Примечательно, что инструктор Рудра, проводя отдельное занятие специально для женщин, посвятил его преимущественно асанам в положении лежа, что согласуется с даосскими представлениями об особенностях мужской и женской энергетической структуры, хотя в йоге это направление практически не разработано, а лишь намечено. В целом, работа с вертикальными потоками важнее, ибо, по мнению Свами Шивананды, без поднятия кундалини невозможно достичь самадхи, а это именно «вертикальный» поток.

Осознание

Главная цель работы с сознанием выражена в определении йоги – «читта-вритти-ниродхи», предполагающем устранение всех конкретных проявлений сознания и переходе к проявлению чистого сознания как такового. Однако абстрактная установка, присутствующая во всех школах хатха-йоги, на «сквозную» осознанность телодвижений, также реализуется по-разному. Вы можете встретиться либо с детальным разбором психофизиологической подоплеки действующих в теле механизмов, либо с требованием схватывать вниманием тело в целом, либо с другими «ухищрениями». Я приведу ниже один из своих методов контроля степени осознанности, с помощью которого можно судить о степени иллюзорности собственного существования, то есть дистанции между представлением о своих возможностях и способностью к их реализации. Можно посвятить этому целое занятие, «проверив» себя всесторонне, а можно выбрать отдельный переход из асаны в асану, например, процесс опускания прямых ног в Ширшасане на пол или перенос веса тела в Випарита-карани на одну руку с последующим отведением прямых ног от себя в продолжение тела.

1. Проверьте энергетическую структуру, чтобы орбита внутри тела была встроена в вертикальный канал.

2. Закройте глаза, определите свое местонахождение в пространстве, запомните положение тела.

3. Представьте следующее положение тела, в которое вам предстоит перейти, ясно и отчетливо, не позволяя телу неконтролируемо смещаться.

4. Медленно поменяйте физическую позу в реальном пространстве, стараясь совместить ее с проектом, выполнив всего одно целенаправленное усилие.

5. Сравните местонахождение и конфигурацию тела, полученное в результате движения, с созданными в вашем воображении.

6. Оцените степень «расхождения» между достижениями в представлении и реальности.

7. Откорректируйте позу, восстановите «сбитую» энергетическую структуру во второй асане.

8. Медленно, но одним плавным движением, вернитесь в предыдущую асану и сравните результат с исходным выполнением.

9. Откройте глаза и восстановите в памяти весь процесс, соотносясь с реальной обстановкой.

10. Повторите все действия с самого начала, уловив более тесную связь между умом и телом.

В итоге, постепенно в подобном опыте начинает нарастать переживание блаженства на пути к воссоединению сознания и реальности, переводя качество личностного существования все ближе к уровню интеграции «бытия-сознания-блаженства», известного в философии йоги как сат-чит-ананда.

Часть IV. Преподавание:
«нестандартная» ситуация

Хатха-йога в Ришикеше

Ришикеш, или «местожительство мудрецов», по праву называется «столицей йоги», ибо в нем представлены практически все стили хатха-йоги, и, посетив занятия около полутора десятка учителей, я с уверенностью могу сказать, что видела менее половины доступного, не говоря уже о целенаправленных поисках. Находясь на территории Сварг-ашрама, нетрудно организовать для себя программу ежедневного посещения до четырех разных классов хатха-йоги, что я и осуществляла в течение двух месяцев. И все же преимущественно Ришикеш — обитель шивананда-йоги, поэтому под общим названием «хатха-йога» обычно подразумевается шивананда-стиль. В ашраме Шивананды возле самадхи Гуруджи ежедневно проводится сатсанг, который начинается с чтения Бхагавадгиты на санскрите, а заканчивается пением бхаджанов. Во время этого действа я испытала такое же сильное чувство «сущностной трансцендентности учителя», которое пережила двумя годами ранее возле самадхи Шри Ауробиндо и Матери в Пондишери, хотя его и следует отнести к «субъективным ощущениям».

Каждый вечер на берегу Ганги проводится Арати, на которое неизменно собирается множество народа, и отдельно ровными рядами рассаживаются индийские мальчики в желтых одеждах, воспитывающиеся в ашраме Парамартх Никетан. На ступени гхата настилаются ковры, а возле самой воды в специально сооруженном «алтаре» разводится огонь, освещающий в быстро сгущающейся темноте статую Шивы, которая установлена напротив — на отмели, отделенной от берега узким протоком. Церемония начинается с речетатива санскритских шлок, в конце каждой избранные для проведения ритуала индийцы кидают в огонь по щепотке травяной смеси. Затем подолгу поются бхаджаны и собственно Арати: тогда все встают, и по рядам начинают передавать большие подсвечники, сплошь уставленные маленькими горящими свечками. Каждый из присутствующих берет средоточие живых огней в руки, обводит несколько кругов перед Гангой и передает следующему. Потом всем раздаются из корзины головки цветы, и люди спускаются к реке, чтобы бросить цветок в стремительный чистый поток и смочить лоб каплями священной воды.

Поздним вечером в зимний период начинают дуть студеные ветры с Гималаев, от которых индийцы с гловы до ног закутываются в шали. Перед сном хорошо пить горячий масала-чай со специями, сидя на крыше ресторана и созерцая сверху таинственные очертания городка с подсветкой бесчисленных огней, среди которых выделяется длинный мост, соединяющий берега Ганги, — настолько узкий, что на нем вплотную расходятся два человека. Именно тогда вся полученная за дель информация становится предельно ясной, превращаясь в сознании в упорядоченные пособия для практики. Приведенные ниже примеры подобраны таким образом, чтобы представить не просто варианты комплексов, но различные типы инструкторов, работающих в разных стилях хатха-йоги.

Суриндер Сингх

«Жизнь сегодня полна напряжения, возбуждения, раздражительности, поспешности. В этой обстановке каждый ищет покоя любой ценой. Йога — самая большая потребность человека, как мать для ребенка: время от времени он хочет есть, спать, играть, но больше всего его тянет к матери. Так же и человеку нужны жена, деньги, вещи, дом; он счастлив, наслаждаясь любовью и славой, и все же иногда он чувствует пустоту. Вначале ему и самому не понятно, чего он ищет, он не способен объяснять это другим, а если и пытается, то они не в состоянии понять. Его поведение в период внутренней борьбы слишком необычно. Люди находят его странным и избегают, он кажется одиноким, грустным и подавленным.

Йога учит нас создавать покой и равновесие, выйти за пределы повседневных проблем, а также обрести мудрость, позволяющую разобраться в перипетиях существования. Йога — целостная система всей жизни, метод, позволяющий перестроить человека в целом: тело, разум, душу. Йога есть искусство проживания, и освоившие его живут в блаженстве и покое, без всякого напряжения. Йога ведет от невежества к мудрости, от слабости к силе, от шаткости к равновесию, от ненависти к любви, от вожделения к довольству, от нехватки к полноте, от ущербности к совершенству.

Йога усиливает все процессы, происходящие в теле и сознании, пробуждая божественную искру души, позволяя нам проявить подлинную реальность БЫТИЯ-СОЗНАНИЯ-БЛАЖЕНСТВА в повседневной жизни. Йога помогает расширять сознание, ограниченное телом, до бескрайнего вселенского сознания. Яма и нияма делают нас социально адекватными, придают внутреннюю силу и ценность нашей жизни. Асаны и пранаямы делают нас физически адекватными, очищают и закаляют наше тело. Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи делают нас духовно адекватными, ведут нас к высшему познанию».

Суриндер Сингх. Письмо о «сущности йоги».

Суриндер Сингх не рекламирует свои занятия, но как учитель йоги пользуется в Ришикеше большим уважением. Сейчас у него очень маленький зал, вмещающий всего до десяти человек, и там всегда довольно тесно. Недавно появилось лишь одно объявление о его занятиях на стене Интернет-кафе, по просьбе самих владельцев. Суриндер больше доверяет «доброй молве», чем рекламе, и в его правоте я могла убедиться на собственном опыте. На второй день по приезде в Ришикеш, я шла по улочке, пестрящей афишами по йоге. Неожиданно мимо меня быстро прошел пожилой мужчина (как потом выяснилось — доктор химии) и бросил на ходу: «Йогу ищете? Это все “йога для маленьких”! Пойдемте со мной, и я покажу вам мистера Сингха…» Сначала я повременила с решением, но когда он почти скрылся в воротах отеля, бросилась его догонять. На расспросы времени не осталось: в открытую дверь было видно, что занятия уже начались, и Суриндер жестом предложил мне войти.

Суриндер сочетает в своей практике продолжение древней традиции и овладение современными приемами обучения, а на вопрос о стиле его йоги предложил назвать ее «интегральной». Его учитель Дхармананда был учеником прославленного Свами Йогананды, автора книги «Автобиография йога», передающего учение крия-йоги в традиции полулегендарного Бабаджи. Также он получил сертификат инструктора по йоге в известном институте йоги «Кавальядхама» в Лонавале, неподалеку от Пуны. Кроме того, Суриндер является мастером рейки и владеет техникой аюрведического массажа, который он делает на двух уровнях — физическом и тонком. Раньше он полтора года преподавал йогу в Гималайском институте, или Вед Никетане, и на его занятиях просторный йога-холл неизменно был полон. Суриндеру 36 лет, подобно большинству индийцев он живет в большой семье со своими родителями, женой и двумя детьми. По вероисповеданию он сикх, поэтому не стрижет волосы, а скручивает и завязывает на макушке.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...