Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не только звону, что в Звенигороде, есть и в Москве

Москва и другие города

Высоко Кремль белеет над горой,
Блестят кресты и главы золотые;
Колокола гудят - и торжества
Священного исполнен звук обильный,
И внемлет им надежды, веры сильной
И жизни полная Москва!

К.С. Аксаков

Hеоспоpимо пеpвенство Москвы.

 

То есть, нет смысла искать иной город, который бы занял место Москвы в истории страны. Об этом писала в своем стихотворении Марина Цветаева:

Цаpю Петpу и вам, о цаpь, хвала!

Hо выше вас, цаpи: колокола.

Пока они гpемят из синевы —

Hеоспоpимо пеpвенство Москвы.

— И целых соpок соpоков цеpквей

Смеются над гордынею цаpей!

Марина Ивановна Цветаева родилась почти в самом центре Москвы. Дом в Трехпрудном переулке она любила словно родное существо. Московская тема появляется уже в ранних стихах поэтессы. Москва – часть её души, души истинно русского поэта. Русь у нее – прежде всего «московская». Ей всегда была по-особому дорога Москва, с её «домиками, церквами, колоколами». Поэтому московская тема проходит сквозь все её творчество; Кремль, его башни, гробницы, музыка Москвы – звон колоколов – постоянные образы её поэзии.

Не только звону, что в Звенигороде, есть и в Москве

Как бы кто чем ни хвалился, а в первопрестольной и то, чем хвалятся, есть, а то и лучше.

 

Кому нужно, и в Москву не далеко.

Когда что-то, кому-то надо, то он оправится за тем, что надо, как бы ни было далеко. Нужда — лучший стимул.

 

 

Наших дураков отсель до Москвы не перевешаешь

Этой едкой и злой пословицей бичует глупость местных начальников.К пословицам, говорящим о глупости местных начальников относится и такая: Костромичи на сосну лазили Москву смотреть.

 

Москва женского рода, а Петербург мужского

 

То есть, Москва, как мать, всегда добрее и понятней. Так писал Н.В. Гоголь, ..."Москва женского рода, — Петербург мужского. В Москве все невесты, в Петербурге все женихи. Петербург наблюдает большое приличие в своей одежде, не любит пёстрых цветов и никаких резких и дерзких отступлений от моды; зато Москва требует, если уж пошло на моду, то чтобы по всей форме была мода<...> Петербург - аккуратный человек, совершенный немец, на всё глядит с расчётом и прежде, нежели задумает дать вечеринку, посмотрит в карман; Москва — русский дворянин, и если уж веселится, до веселится до упаду и не заботится о том, что уже хватает больше того, сколько находится в кармане: она не любит средины. <...> Московские журналы говорят о Канте, Шеллинге и прочих, и прочих; в петербургских журналах говорят только о публике и благонамеренности. В Москве журналы идут наряду с веком, но опаздывают книжками; в Петербурге журналы нейдут наравне с веком, но выходят аккуратно, в положенное время. В Москве литераторы проживаются, в Петербурге наживаются»

 

 

Петербург и Москва — две односторонности.

В.Г. Белинский в очерке "Петербург и Москва" (1845 год) писал в своё время: "Петербург и Москва – две стороны или, лучше сказать, две односторонности, которые могут со временем образовать своим слиянием прекрасное и гармоническое целое, привив друг другу то, что в них есть лучшего. Время это близко: железная дорога деятельно делается"

 

 

В Москве — живут, в Петербурге наживаются

 

Эта поговорка была актуальна до 1917 года, когда столицей империи был Петербург. Сейчас, зачастую говорят наоборот, использую туже словесную конструкцию: «В Петербурге живут, а в Москве наживаются».

 

«У вас Нева, У нас Москва»

У каждого есть свое, чем можно гордиться, а чего и можно стыдиться. Остроумнейший человек пушкинского времени П.А. Вяземский, отвечая искателям различий между Петербургом и Москвой, пишет эпиграмму, в которой, наоборот, подчеркивает сходство жизни в старой и новой столицах:

У вас Нева,
У нас Москва.
У вас Княжнин,
У нас Ильин.

В чахотке честь,
А в брюхе лесть —
Как на Неве,
Так и в Москве.

 

 

Питер — кормило, Москва — корм

 

Петербург руководит, а Москва кормит. Несходство двух городов в 18 -19 веках отражалось во многих пословицах и поговорках. Белинский же заметил: "Петербург и Москва — две стороны, или лучше сказать, две односторонности, которые могут со временем образовать своим слиянием прекрасное и гармоничное целое". Конечно, оба города оба города выполняли общую историческую миссию, о чем точно сказал Достоевский: "Россию вели Петербург и Москва".

 


За делом и в Москву не велик переезд.

Когда надо, то все можно сделать.

Бей челом на Туле, ищи на Москве.

Если хочешь что-то решить, чего-то добиться — путь один в Москву.

Над туляками подшучивали: Хорош заяц, да тумак; хорош малой, да туляк, Живет в Туле да ест дули.

 

Не долга оглобля, а до Москвы достает

 

Москва на все откликается, на всё реагирует. В Москве все замечают.

Правда московская

Одно из исторических присловий. По мнению Максимова, присловье родилось среди псковичей, когда москвичи взяли Псков. После того, псковичи на Москве били челом в своей покорности.

 

 

Москва молодцев видала

Москву вся Россия строила. Издревле со всех концов Руси сюда съезжались плотники и каменщики, столяры и гранильщики: Ярославцы-красавцы,Кострома - веселая сторона,
Олонцы добры молодцы... Одним словом, — Москва молодцев видала. Каждый был на свой образец мастер. Но все одинаково гордились работой в первопрестольной, приговаривая: О добре трудиться — есть чем похвалиться.

 

В Москву ходить — землю сиротить

Уходить в Москву оставляя свое хозяйство. Так говорили крестьяне, которых нужда срывала с земли, и отправляла в первопрестольную на заработки. Поэтому часто вспоминали и другую поговорку: На стороне добывай, а дома не покидай.

 

Хороша Москва, да не те дома

Москвичи на эту поговорку отвечали другой: Всяк кулик свое болото хвалит.

Родима деревня краше Москвы.

Каждому своё.

Бей в доску, поминай Москву.

В Москве рубят, а к нам щепки летят.

Чтобы в Москве ни происходило, чтобы ни случилось, а последствия по всей стране ощущаются.

 

 

Москва людей не боится

 

Сила Москвы в ее открытости. И в гостеприимстве. Так пояснял эту поговорку Владимир Иванович Даль.

 

 

Прям, как московская оглобля.

Так говорят о любителях всем и всякому резать правду-матку в глаза.

 

И только что в газетах
Осталось: выехал в Ростов

Что был в Москве, что и не был. Цитата из стихотворения И. И. Дмитриева «Эпитафия» (1803):
Здесь бригадир лежит, умерший в поздних летах.
Вот жребий наш каков!
Живи, живи, умри — и только что в газетах
Осталось: выехал в Ростов.
В первую половину XIX в. в московских газетах печатались списки лиц, приехавших в город и выехавших из него с указанием, откуда они прибыли и куда выехали. Выражение из стихотворения Дмитриева употреблялось в значении: умер, бесплодно прожив жизнь, не оставив яркого следа.
В повести Е. А. Салиаса «Бригадирская внучка. Московская быль» рассказывается, что выражение «выехал в Ростов» в значении «умер» возникло в разговорной речи москвичей во время чумы 1771 г. «Все меры ... — пишет он, — против распространения моровой язвы [так называли тогда эпидемию чумы] не вели ни к чему ... чумового покойника хоронили тайком, в огороде или в подвале, и в случае огласки клялись и божились, что у них в доме покойника никогда не бывало и что исчезнувшее лицо выехало из Москвы. При этом большею частью ссылались на одну из застав, где пропуск из столицы был свободен, по дороге на город Ростов. Всякий раз, когда обыватели заявляли об исчезнувшем лице, что он выехал в Ростов, начальство знало, что человек этот умер и где-нибудь тайком похоронен. И выражение: «выехал в Ростов» осталось навеки в языке, сохранив свой особый подразумеваемый смысл». Почему происхождение этого выражения, употребляемого в значении «умер», связано с заставой по дороге именно на Ростов, Салиасом не объяснено. По официальным данным выезд из Москвы тогда был разрешен из семи застав

 

Уплотнение

Явление, которое началось в Москве после октябрьского переворота. В связи с нехваткой жилья и возникало так называемое "уплотнение", когда в квартиры, рассчитанные на одну семью, вселяли две-три, а иногда и больше. Уплотнение привело к появлению коммунальных квартир.

 

 

Черемушки

 

Новостройки. Появившиеся в Москве в середине ХХ века новостройки Черемушки стали общим называнием для новостроек во многих городах страны. Но первоначально Черемушками называлась в начале XVIII одна из дворянских усадеб Юго-запада Москвы. Это название произошло от того, что в далекую старину, в южном предместье Москвы, был глубокий овраг, сплошь покрытый зарослями черемухи. Сегодня это название сохранено.

 

 

Москва и другие города

Высоко Кремль белеет над горой,
Блестят кресты и главы золотые;
Колокола гудят - и торжества
Священного исполнен звук обильный,
И внемлет им надежды, веры сильной
И жизни полная Москва!

К.С. Аксаков

Hеоспоpимо пеpвенство Москвы.

 

То есть, нет смысла искать иной город, который бы занял место Москвы в истории страны. Об этом писала в своем стихотворении Марина Цветаева:

Цаpю Петpу и вам, о цаpь, хвала!

Hо выше вас, цаpи: колокола.

Пока они гpемят из синевы —

Hеоспоpимо пеpвенство Москвы.

— И целых соpок соpоков цеpквей

Смеются над гордынею цаpей!

Марина Ивановна Цветаева родилась почти в самом центре Москвы. Дом в Трехпрудном переулке она любила словно родное существо. Московская тема появляется уже в ранних стихах поэтессы. Москва – часть её души, души истинно русского поэта. Русь у нее – прежде всего «московская». Ей всегда была по-особому дорога Москва, с её «домиками, церквами, колоколами». Поэтому московская тема проходит сквозь все её творчество; Кремль, его башни, гробницы, музыка Москвы – звон колоколов – постоянные образы её поэзии.

Не только звону, что в Звенигороде, есть и в Москве

Как бы кто чем ни хвалился, а в первопрестольной и то, чем хвалятся, есть, а то и лучше.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...