Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помощник палатной и процедурной медицинской сестры

Помощник палатной и процедурной медицинской сестры

Учебное пособие для самостоятельной подготовки

по летней производственной практике

студентов 2 курса ФФМО

специальности 060103 - педиатрия

 

Красноярск

 

 

УДК 614.253.52(075.8)

ББК 51.1(2)2

П 55

 

Помощник палатной и процедурной медицинской сестры(учебное пособие для самостоятельной подготовки по летней производственной практике студентов 2 курса ФФМО специальности 060103 педиатрия) /сост. Н.Ю. Гришкевич, С.А. Бахшиева. - Красноярск: типография КрасГМУ, 2010. – 74 с.

 

 

Составители: к.м.н., асс. Н.Ю.Гришкевич, асс. Бахшиева С.А

 

 

Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного стандарта (2000); учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учетом специфики обучения на педиатрическом факультете; включает обязанности палатной и процедурной медицинской сестры, технику и последовательность действий при выполнении основных манипуляций, тесты и ситуационные задачи с эталонами ответов.

 

 

Рецензенты:к.м.н., доцент кафедры поликлинической терапии и семейной медицины с курсом ПО, Е.А. Теппер.

к.м.н., доцент, председатель МК по сестринскому делу,

Л.А. Мудрова.

 

 

Утверждено к печати ЦКМС (протокол №_____ от «___» _________ 2010)

 

 

КрасГМУ

Введение

В настоящее время важнейшей задачей высших медицинских учебных заведений и органов здравоохранения является дальнейшее усиление внимания к вопросам организации и повышения уровня практической подготовки студентов. Перед детскими лечебными учреждениями стоит большая и благородная задача по облегчению страданий ребенка и значительная роль в выполнении этой задачи принадлежит медицинской сестре. В отличие от взрослого больного, способного рассказывать о своих страданиях, маленький ребенок не может объяснить, что, где и как у него болит. Это должны понять и почувствовать за него мать и медицинский персонал, дополняя друг друга. Подход к каждому больному – всегда строго индивидуален. Ключом к завоеванию доверия ребенка является доброта и сострадание.

Важно изучить психологию каждого ребенка, находящегося на лечении, поэтому знакомство с основами медицинской психологии должно формироваться с изучением клинических дисциплин, в том числе на летней производственной практике. Выхаживание ребенка, несомненно, является основой его выздоровления, поэтому овладение студентом психологическим подходом к родителям имеет существенное значение в эффективности лечения.

Большое место в эффективности лечебных мероприятий в детских учреждениях приобретают вопросы деонтологии. Спокойная, деловая обстановка в отделении, субординация и, одновременно, доброжелательное отношение персонала друг к другу создают тот оптимальный микроклимат, когда работа доставляет удовлетворение, а дети и их родители испытывают искреннее доверие к медицинскому персоналу.

Эти общие положения работы медицинского работника должны быть твердо усвоены студентами, проходящими летнюю производственную практику. От будущих врачей персонал лечебных учреждений всегда ждет примера правильного поведения и полной отдачи сил для выполнения благородной задачи – помощи больным детям. Для будущего врача детальное знание всех особенностей работы медицинской сестры (палатной и процедурной) является необходимым залогом дальнейшей, успешной врачебной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Организация работы студентов при прохождении летней производственной практики…………………………………………………………………………….4

2. Функциональные обязанности палатной и процедурной медицинской сестры……………………………………………………………………………….8

3. Алгоритмы практических навыков……………………………..........................9

4. Алгоритмы первой доврачебной помощи детям …………………………….36

5. Алгоритмы лечебно-диагностичесиких процедур у детей ………………….38

6. Подготовка больных к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследованиям…………………………………………………………………….....45

7. Правила заполнения медицинской документации на посту медицинской сестры………………………………………………………………………………...48

8. Отчетная документация студента по практике………………………….........50

7. Предлагаемые темы по УИРС…………………………………………………50

8. Тестовые задания для самоконтроля………………………………………….51

9. Эталоны ответов к тестовому контролю…………………………...…............66

10. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………..66

11. Ситуационные задачи для самоконтроля……………………………………67

11. Эталоны ответов к задачам….………………………………………..……..69

12. Литература………………………………………………………………….....74

 

 

Организация работы студентов при прохождении летней производственной практики

Цель практики предусматривает:

Закрепление знаний по организации работы детской больницы, санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимами, закрепление навыков общего ухода за больными детьми с различной патологией.

Задачи:

1.Изучение основных обязанностей палатной медицинской сестры, в условиях работы стационаров (больницах, домах ребенка).

2.Закрепление умений сестринских процедур и принципов ухода за здоровым и больным ребенком.

3.Ознакомиться с организацией работы больницы, санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимами детских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

4.Ознакомиться с оформлением основной медицинской документации при приеме и выписке больных.

5.Приобретение опыта этических и деонтологических принципов общения с медицинским персоналом, больными детьми и их родственниками.

Программа практики:

Продолжительность практики составляет 24 дня (144 часа). Рабочий день - 6 часов, при 6 дневной неделе с 8.00 до 14.00 часов. Результаты работы ежедневно фиксируются в общепринятой форме дневника.

Контроль работы осуществляют: старшая медицинская сестра отделения, с обязательной ежедневной росписью в дневнике, главная медицинская сестра и базовый руководитель практики с росписью в дневнике 2 раза в неделю.

Итоговая оценка (экзамен) производится с помощью тестового контроля, контроля мануальных навыков и собеседования.

Студенты 2 курса педиатрического факультета должны овладеть следующими умениями и навыками.

В процессе производственной практики студент должен:

Наименование навыка:
Знать:
1. значение ухода за детьми;
2. этико-деонтологические принципы работы и нормы поведения медицинского персонала, юридическую ответственность медицинского персонала;
3. правила личной гигиены персонала;
4. устройство, оборудование и лечебно-охранительный режим детской больницы и дома ребенка;
5. санитарный и противоэпидемический режим детской больницы и дома ребенка;
6. функциональные обязанности младшего (помощник медицинской сестры) и среднего (медицинская сестра) медицинского персонала;
7. технику влажной уборки помещений, проветривания палат, технику текущей и заключительной дезинфекции;
8. требования к организации рабочего места медицинской сестры, правила смены и передачи дежурств;
9. перечень и ведение медицинской документации на сестринском посту в больнице и в доме ребенка;
10. порядок хранения и учета лекарственных средств;
11. способы и методы применения лекарственных средств;
12. правила личной гигиены ребенка; технику манипуляций по уходу за детьми (умывание, уход за кожей, глазами и т.д.);
13. физиологические и лечебные столы для детей разного возраста, правила кормления детей и способы обработки посуды;
14. технику выполнения медицинских манипуляций (термометрия, антропометрия, подсчет частоты пульса, дыхания, измерение АД);
15. методы взятия материала для лабораторных исследований;
16. способы подготовки ребенка к рентгенологическим, УЗИ методам исследованиям и др.;
17. технику выполнения медицинских лечебных процедур (горчичники, банки, клизмы и др.);
18. методы ухода за больными детьми с патологией органов дыхания, сердечно - сосудистой системы, органов пищеварения, кроветворения, мочевыделительной системы и кожи;
19. методы оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях.
Уметь:
1. своевременно и точно выполнять назначения врачей и медицинских сестер отделения;
2. приготовить рабочие растворы разной концентрации (1, 3, 5%) для дезинфекции;
3. провести влажную уборку помещений, текущую и заключительную дезинфекцию;
4. поддерживать санитарный порядок в палате, проводить проветривание;
5. обработать кровати, прикроватные тумбочки, пеленальные столы и др. дезинфицирующими растворами;
6. правильно хранить белье, уборочный инвентарь и моющие средства;
7. сменить нательное и постельное белье;
8. подать судно, горшок, провести их дезинфекцию;
9. раздать пищу и накормить детей различного возраста, в том числе грудных;
    обработать посуду, выписать порционное требование на пищеблок;
11. пользоваться функциональной кроватью;
12. пеленать детей, подобрать одежду и одеть детей разного возраста в зависимости от сезона;
13. подобрать игрушки для детей различных возрастных групп, уметь их обработать;
14. провести взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки;
15. оценить и отметить в медсестринском листе или в истории болезни стул у детей грудного возраста;
16. принять больного ребенка в стационар, провести осмотр кожи и волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза;
17. обработать ребенка при педикулезе;
18. ознакомить ребенка с правилами личной гигиены, поведения и режимом дня;
19. контролировать выполнение правил личной гигиены детей старшего возраста и помогать в их выполнении детям младшего возраста (умывание, подмывание, обработка кожи, полости рта, ушей, глаз, носа, стрижка ногтей, уход за волосами);
20. наблюдать за внешним видом и состоянием больного ребенка;
21. измерить температуру и заполнить температурный лист;
22. разложить и раздать лекарства больным детям согласно назначениям врача;
23. транспортировать больного;
24. провести гигиенические и лечебные ванны;
25. подсчитать частоту пульса, дыхания, измерить АД;
26. оказать помощь при отправлении естественных потребностей, поставить клизму, ввести газоотводную трубку;
27. обработать пролежни;
28. дать кислород;
29. отсосать мокроту;
30. сделать компресс;
31. применить грелку, пузырь со льдом;
32. поставить горчичники, банки;
33. закапывать лекарственные растворы в нос, в наружный слуховой проход, в конъюнктивальный мешок;
34. обработать кожу кремом, мазью, болтушкой, присыпкой, наложить пластырь;
35. провести ингаляцию лекарственных средств;
36. произвести забор мокроты, слизи из носа и зева;
37. произвести забор кала для лабораторных исследований;
38. определить диурез, собрать мочу для общего анализа, для пробы Зимницкого, пробы Нечипорненко;
39.     подготовить больного к УЗИ, рентгенологическим и другим методам исследования;
40. оформить основную медицинскую документацию;
41. оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях (гипертермия, судороги, нарушение дыхания и сердечной деятельности, кровотечениях, рвоте, диарее, болях в животе, острой задержке, мочи).
Ознакомиться с:
1. принципами дифференцированного ухода за детьми соответственно профилю отделения;
2. техникой введения лекарственных веществ у детей;
3. техникой измерения артериального давления у детей;
4. подготовкой больных детей к лабораторным методам исследования;
5. подготовкой больных детей к функциональным методам исследования;
6. работой процедурного кабинета детского отделения.

Алгоритмы практических навыков

Измерение артериального пульса

Для того чтобы подсчитать пульс, вам необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. У новорожденного ребёнка пульс можно измерить на височной или сонной артерии. У старших детей пульс удобно измерять на лучевой артерии. Также пульс можно измерять на бедренной артерии, подколенной артерии, артерии тыла стопы и даже на незакрытом родничке. Перед исследованием нужно успокоить ребёнка и придать ему удобное положение.

Последовательность выполнения:

1. Установить доверительные отношения с пациентом.

2. Объяснить суть и ход процедуры.

3. Получить согласие пациента на процедуру.

4. Подготовить необходимое оснащение.

5. Вымыть и осушить руки

6. Придать пациенту удобное положение, сидя или лежа.

7. Охватить одновременно кисти пациента пальцами своих рук выше лучезапястного сустава так, чтобы 2, 3 и 4-й пальцы находились над лучевой артерией (2-й палец у основания большого пальца). Сравнить колебания стенок артерий на правой и левой руках.

8. Провести подсчет пульсовых волн на той артерии, где они лучше выражены в течение 60 секунд.

9. Оценить интервалы между пульсовыми волнами.

10.Оценить наполнение пульса.

11.Сдавить лучевую артерию до исчезновения пульса и оценить напряжение пульса.

12.Провести регистрацию свойств пульса на температурном листе графическим, а в листе наблюдения - цифровым способом.

13.Сообщить пациенту результаты исследования.

14.Вымыть и осушить руки.

Подсчет ЧДД

Последовательность выполнения:

1. Создать доверительные отношения с пациентом.

2. Объяснить пациенту необходимость подсчета пульса, получить согласие.

3. Взять руку пациента, как для исследования пульса.

4. Положить свою и пациента руки на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.

5. Подсчитать число вдохов за минуту, пользуясь секундомером.

6. Оценить частоту, глубину, ритм и тип дыхательных движений.

7. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.

8. Вымыть и осушить руки.

9. Провести регистрацию данных в температурном листе.

Примечание:подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

 

Измерение роста (длины тела)

Измерение роста грудных детей проводят с помощью горизонтального ростомера: теменная часть головы уложенного ребенка плотно соприкасается с неподвижной планкой ростомера, а подошвы выпрямленных ног (надавить рукой на колени) - с подвижной планкой.

Измерение роста детей старше года проводится с помощью вертикального ростомера.

Порядок выполнения:

1. Подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.

2. Поднять планку ростомера и предложить пациенту встать (без обуви!) на площадку ростомера.

3. Поставить пациента на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

4. Опустить планку ростомера на голову пациента и определить на шкале рост по нижнему краю планки.

5. Помочь пациенту сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.

Определение массы (веса) тела

Порядок выполнения:

1. Подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.

2. Открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении» должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой их части.

3. Закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви!) в центр площадки весов.

4. Открыть затвор и определить массу пациента, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.

5. Закрыть затвор.

6. Помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.

7. Записать данные измерения.

 

Смена нательного белья

Последовательность выполнения:

1. Вымыть руки, надеть перчатки.

2. Приподнять верхнюю половину туловища пациента.

3. Осторожно скатать грязную рубашку до затылка.

4. Приподнять обе руки пациента и скатанную у шеи рубашку снять через голову пациента, а затем освободить руки (если одна рука травмирована, то снять рубашку сначала со здоровой, а затем с больной руки).

5. Положить грязную рубашку в клеенчатый мешок.

6. Надеть чистую рубашку: вначале надеть рукава (если одна рука повреждена, то сначала на больную руку, затем на здоровую), потом перевести рубашку через голову и расправить на спине и груди.

7. Снять перчатки, вымыть руки.

Постановка горчичников

1. Подготовить теплую воду 40-450С.

2. Уложить больного, осмотреть кожные покровы.

3. Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах).

4. Погрузить горчичник на 5-10 сек. в приготовленную воду.

5. Приложить горчичник стороной, покрытой горчицей, на необходимый участок.

6. Область постановки горчичников накрыть полотенцем, затем одеялом.

7. Через 5-10 мин. от момента появления жжения снять горчичники, кожу протереть салфеткой, смоченной в теплой воде для удаления остатков горчицы.

8. После процедуры кожу больного вытереть насухо, накрыть больного одеялом.

 

Постановка горчичников (детям до 1 года)

1. Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах).

2. Вымыть и осушить руки.

3. Раздеть ребенка по пояс.

4. Осмотреть кожные покровы.

5. Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить ее в теплом растительном масле.

6. Отжать и расстелить на ровной поверхности.

7. Смочить горчичники в воде 40-450С в течение 5-10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх.

8. Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2-4, на левой 1-2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки), оставив свободное пространство между ними, для позвоночника.

9. Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками.

10. Перевернуть пеленку нижней стороной вверх.

11. Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве.

12. Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца).

13. Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом.

14. Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи.

15. Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала. Остатки горчицы удалить влажной салфеткой.

16. Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час.

17. Вымыть и осушить руки.

Постановка банок

Необходимое оснащение:

- банки 1—16 шт.;

- спирт этиловый 95%;

- вазелин;

- фитиль (металлический зонд с накрученной на него ватой);

- спички;

- полотенце.

Последовательность выполнения:

1. Поставить лоток с оборудованием около кровати больного.

2. Уложить больного на живот, руками он обхватывает подушку, голова повернута набок.

3. Освободить необходимый участок тела от одежды, если кожа на нем покрыта волосами их необходимо сбрить.

4. Если у больного длинные волосы их покрывают полотенцем.

5. На кожу нанести тонким слоем вазелин.

6. Фитиль смочить в спирте и слегка отжать.

7. Флакон со спиртом закрыть и отставить в сторону.

8. Поджечь фитиль. В левую руку взять банку и быстрым движением ввести в банку горящий фитиль на 1 -2 сек.

9. Энергичным движением приложить банку (банки) к коже.

10. Больного укрыть одеялом и оставить на 10 - 15 мин.

11. Снять банки: для этого слегка надавить на кожу у края банки пальцами левой руки, при этом отклонить ее правой рукой в противоположную сторону.

12. По окончании процедуры кожу протереть полотенцем для удаления вазелина, больного укрыть одеялом. После процедуры больной должен полежать не менее 1 часа.

13. Использованные банки промыть горячей водой и протереть насухо.

 

Закапывание капель в нос

1. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

2. Очистить при наличии слизи носовые ходы с помощью электроотсоса (резинового баллончика): если в носовых ходах имеются корочки, удалить их жгутиками, смоченными в стерильном масле.

Примечание: при вязком секрете для его разжижения используют раствор фурациллина 1:5000 или2% раствор натрия бикарбоната. Ребенок старшего возраста должен высмаркиваться без напряжения, поочередно из каждой ноздри.

3. Уложить ребенка, слегка запрокинув ему голову.

4. Набрать в пипетку лекарственное средство, приподнять копчик носа ребенка пальцем и закапать в каждый нижний носовой ход столько капель сколько назначено врачом или рекомендовано по инструкции.

5. Проследить, чтобы ребенок оставался в положении лежа несколько 1-2 минуты.

6. Погрузить использованную пипетку, резиновый баллончик в дезраствор.

7. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки.

8. Сделать запись о введении лекарственного средства и реакции пациента.

 

Закапывание капель в глаза

1. Уложить ребенка на пеленальный стол или усадить на стул (в зависимости от возраста).

2. При наличии гнойного отделяе­мого обработать глаза от наруж­ного угла глаза к внутреннему ват­ным тампоном, смоченным в ра­створе фурациллипа 1 : 5000 (для каждого глаза отдельный тампон). Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами.

3. Положить пинцетом в левую руку ватный тампон.

4. Набрать лекарственный раствор в пипетку, удерживая ее вертикально.

5. Правую руку с пипеткой распо­ложить в области лба так, чтобы ребро ладони надежно фиксировало голову ребенка. Пипетку держать под углом 40°.

6. Оттянуть тампоном нижнее веко. Примечание: детям с физиоло­гическим блефароспазмом открыть оба века.

7. Выпустить из пипетки в глазную щель, ближе к внутреннему углу глаза, одну каплю лекарственного раствора. Через несколько секунд ввести вторую каплю.

8. Сбросить тампон в лоток для ис­пользованного материала.

9. Закапать второй глаз, используя другой тампон, следуя тем же правилам.

10. Погрузить использованную пипетку в дезраствор.

11. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

 

Закапывание капель в уши

1. Вымыть и осушить руки (в условиях стационара).

2. Уложить или усадить ребенка, повернув голо­ву па здоровую сторону.

3. При наличии отделяемого из уха очистить наружный слуховой проход ватными жгутиками.

4. Набрать капли в пипетку и кап­нуть одну каплю на тыльную по­верхность своего лучезапястного сустава (проверка температуры капель).

5. Выпрямить наружный слуховой проход: а) если ребенок до года оттянуть мочку уха вниз; б) если ребенок старше года - оттянуть ушную раковину кзади и вверх.

6. Ввести пипетку в наружный слуховой проход и закапать по наружной стенке назначенное врачом количество капель лекарственного средства.

7. Положить пипетку в лоток для отработанного материала.

8. Нажать несколько раз на козелок уха ребенка (при невыраженном болевом синдроме).

9. Заложить в ухо ватный тампон на 10-15 минут.

10. Предупредить ребенка/родствен­ников, что в течение 10-15 минут го­лова должна оставаться повернутой на здоровую сторону. Проконтроли­ровать.

11. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

 

Применение пузыря со льдом

1. Вымыть и осушить руки.

2. Поместить кусковой лед в пеленку.

3. Разбить его на мелкие части (размером 1-2 см) деревянным молотком.

4. Наполнить пузырь льдом на 1/2 объема и долить холодной воды до 2/3 его объема.

5. Вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твердой поверхности.

6. Плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть пробкой вниз.

7. Завернуть пузырь в сухую пеленку.

8. Проверить расстояние между пузырем и головой ребенка, расположив между ними ребро ладони (оно должно свободно проходить).

9. Флаконы со льдом приложить на области крупных сосудов, предварительно прикрыв их пеленкой (подмышечные области, паховые складки, подколенные ямки).

10. Зафиксировать время.

Примечание: длительность процедуры не более 20-30 минут. При необходимости ее повторения перерыв должен составлять не менее 10-15 минут.

11. По мере таяния льда сливать воду из пузыря и подкладывать в него новые кусочки льда, менять флаконы.

12. Через 20-30 минут убрать пузырь и флаконы и перемерить температуру тела ребенку.

13. Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.

Запомните!!! Замораживать воду, налитую в пузырь, в морозильной камере нельзя, так как поверхность образовавшегося конгломерата льда при этом очень велика. В некоторых случаях это может привести к переохлаждению участка тела, а иногда и отморожению.

Согревающий компресс на уши

1. Вымыть и осушить руки.

2. Осмотреть кожные покровы на месте постановки компресса.

3. Приготовить три слоя компресса, соразмерные околоушной области ребенка.

Примечание: влажный слой 6-8 слоев марли; изолирующий – компрессная бумага или полиэтилен, перекрывающий влажный слой на 1,5 – 2 см; утепляющий – вата толщиной 2-3 см, перекрывает все предыдущие слои на 1,5 – 2 см.

4. Сделать срединный разрез, соответствующий размеру уха, во влажном и изолирующем слоях.

5. Подогреть лекарственный раствор, поместив его в емкость с водой 38-390С

Примечание: используют камфорное или растительное масло, раствор этилового спирта (у детей до 3-х лет – 20-25% раствор, у старших – 45%), масляно-спиртовый раствор 1 : 1.

6. Уложить ребенка на бок так, чтобы больное ухо было сверху.

Примечание: детям старшего возраста компресс делается в положении сидя.

7. Смочить марлевую салфетку в лекарственном растворе, отжать и приложить к коже вокруг уха.

8. Затем положить компрессную бумагу.

9. Вывести ушную раковину наружу через влажный и изолирующий слои.

10. Положить сверху вату.

11. Зафиксировать бинтом все слои компресса.

12. Зафиксировать время.

Примечание: масляный компресс накладывают на 6-8 часов, чаще на ночь; спиртовой компресс – до 4 часов.

13. Провести контроль правильности постановки компресса через 2 часа.

14. Провести указательный палец под влажный слой, не нарушая плотности наложения повязки.

15. Снять компресс, кожу протереть сухим ватным тампоном.

16. Вымыть и осушить руки.

 

Определение группы крови

Оснащение: изогемагглютинирующие сыворотки, планшетки, пипетки, стеклянные палочки, 0,9% раствор натрия хлорида, исследуемая кровь, перчатки, лотки, дезрастворы, салфетки.

Показания: необходимость переливания крови и ее компонентов.

Для определения группы крови необходимо:

- 2 серии изогемагглютинирующих сывороток 1, 2, 3, 4 групп;

- срок годности и титр сыворотки должны соответствовать;

- маркированная сухая тарелка или планшетка;

- для каждой сыворотки своя пипетка;

- для перемешивания крови стеклянные палочки;

- два стаканчика с 0,9% раствором хлорида натрия для промывания палочек;

- раствор хлорида натрия 0,9% для исключения ложной агглютинации;

- хорошее освещение помещения и температура в нем 18 – 20 градусов.

Алгоритм:

1. Надеть перчатки.

2. Подписать планшетку (Ф.И.О. пациента).

3. Открыть флаконы с сывороткой и опустить в каждую сыворотку пипетку.

4. Нанести сыворотки 1, 2, 3 групп по 1 капли в ячейки соответственно их обозначению, в верхний ряд сыворотки одной серии, в нижний ряд сыворотки другой серии. Две серии наносятся во избежание ошибок так, как одна из серии может иметь низкую активность и не дать четкой агглютинации. Результаты реакций в каплях с сыворотками одной и той же группы должны совпадать.

5. Стеклянной лопаточкой внести исследуемую кровь в каждую каплю сыворотки, смешивая. При этом лопаточка после каждой капли сыворотки промывается в физ. растворе и протирается. Соотношение крови и сыворотки 1:10.

6. После смешивания сывороток с кровью тарелку покачивать.

7. Для исключения ложной агглютинации через 3 минуты в те капли, где произошла агглютинация, добавляют по 1 капле физ. раствора.

8. Результат читать через 5 минут.

Кровь 1 группы не дает агглютинацию не с одной сывороткой, это указывает на то, что в исследуемой крови нет антигена.

2 группа крови дает агглютинацию с сывороткой 1 и 3 группы и не дает агглютинацию с одногруппной сывороткой, это указывает на то, что в исследуемой крови имеется антиген А.

3 группа крови дает агглютинацию с сывороткой 1 и 2 группы и не дает агглютинации с сывороткой 3 группы, это указывает на то, что в исследуемой крови имеется антиген В.

4 группа крови дает агглютинацию с сыворотками 1, 2 и 3 групп крови не дает реакции с сывороткой 4 группы крови, это указывает на то, что в исследуемой крови имеются антигены. А и В.

9. Использованное оснащение замочить в дезрастворе.

 

Пеленание новоржденного(рис. 4, 4а)

1. Вымыть и осушить руки.

2. Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх, флане­левая пеленка - тонкая пеленка-подгузник или выложить памперс).

3. Приготовить распашонки, вывернуть швы наружу.

4. Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть), осушить.

5. Надеть на ребенка тонкую распашонку, затем фланелевую разрезом вперед.

6. Надеть подгузник, для этого: уложить ребенка на пеленку, так чтобы широкое основание подгузника приходилось на уровень поясницы, провести нижний угол подгузника межу ножками малыша, обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.

7. Завернуть ребенка в легкую пеленку без «pyк».

8. Запеленать ребенка в теплую пеленку (при необходимости с руками).

9. Уложить ребенка в кроватку.

 


Рис.4 Пеленание с ручками Шаг 1 Пеленание с ручками Шаг 2


 

Пеленание с ручками Шаг 3 Пеленание с ручками Шаг 4

 

 


 

Пеленание с ручками Шаг 5Пеленание с ручками Шаг 6

 

Пеленание «без ручек» - свободное пеленание (рис.4а)

 

 

Рис. 4 а Свободное пеленание Шаг 1

 


Свободное пеленание Шаг 2 Свободное пеленание Шаг 3

 

Свободное пеленание Шаг 4Свободное пеленание Шаг 5

 

Свободное пеленание Шаг 6

Купание новорожденного(рис.5)

1. Вымыть руки.

2. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезраствором, вымыть щеткой, ополоснуть кипятком.

3. Положить на дно ванночки в головной конец пеленку, сложенную в несколько слоев.

4. Поместить в ванну водный термометр и наполнить ее водой на 1/2 -1/3 температурой 36-37° С.
5. Набрать из ванночки воду в кувшин для ополаскивания ребенка.

6. Раздеть малыша, завернуть в легкую пеленку.

7. Медленно погрузить в воду, уровень воды должен доходить до уровня сосков (рис. 5а).

8. Надеть на правую руку "рукавичку", при необходимости намылить ее

и помыть ребенка в следующей последовательности: голову (от лба к затылку, шея, туловище, конечности, наружные половые органы и ягодичную область (рис. 5б).

9. Снять "рукавичку", повернуть ребенка лицом вниз, ополоснуть малыша из кувшина водой 35-36°C, накинув полотенце на малыша, положить его на пеленальный столик (рис. 5в)

10. Осушить кожные покровы, обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом, одеть и запеленать ребенка.

 

Рис. а

Рис.б

Рис. в

 

 

Рис.5 Купание ребенка

Подмывание новорожденного и грудного ребенка

Показания:

- соблюдение гигиены тела;

- удовлетворение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

- формирование навыков чистоплотности.

Оснащение:

- проточная вода (температура 37-38 ° С);

- марлевые салфетки;

- полотенце и мягкая пеленка;

- стерильное растительное масло или детская присыпка;

- чистое белье, расположенное на пеленальном столике;

- резиновые перчатки;

- емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

- подмывать после дефекации обязательно;

- подмывать только проточной водой.

Выполнение процедуры:

1. Информировать маму о правилах проведения процедуры.

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем.

4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

5. Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья.

6. Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки.

7. Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки.

Помнить! Девочек подмывать только движениями спереди назад (к заднему проходу).

1. Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями осушить кожу.

2. Смазать паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой.

3. Запеленать (одеть ребенка).

4. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

 

Утренний туалет новорожденного

1. Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки.

2. Обработать пеленальный столик де­зинфицирующим раствором и постелить на него пеленку.

3.Раздеть ребенка (при необходимо­сти подмыть) и положить на пеленальный столик.

4.Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, с

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...