Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы педагогического исследования

1. Методы организации исследования - комплексный (изучение педагогического объекта как системы); - сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения); - лонгитюдный(выявление изменений в течение длительного времени).
2. Методы сбора данных - выявление, анализ, обобщение педагогического опыта; - педагогическое наблюдение; - самонаблюдение, самоанализ; - беседа и интервьюирование; - анкетирование; - педагогический анализ ситуаций и фактов; - педагогический консилиум (групповой экспертный анализ); - экспертные оценки; - анализ педагогической документации; - анализ и оценка результатов учебной деятельности(выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.); - педагогическое тестирование(контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по степени обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям); - педагогический эксперимент; - сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным); - праксиметрические методы(хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись).
3. Методы обработки данных - математические (регистрация, ранжирование, шкалирование); - качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение).
4. Методы интерпретации и оценки данных - теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции); - сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями); - каузальный (констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений); - структурный (выявление структурных элементов); - системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций); - генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций); - факторный (определение факторов, их роли и влияний); - апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы).

Как следует из таблицы, по названию часть методов педагогики совпадает с методами других наук (например, психологии, социологии). Но специфика исследования педагогической действительности и образовательных процессов определяет особенности применения методов.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в исследуемых педагогических процессах и явлениях, которая предполагает:

- опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

- активное воздействие исследователя на педагогическое яв­ление;

- измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

- неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

- теоретический постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

- методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

- собственно, эксперимент– проведение серии опытов (созда­ние экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опы­том и измерение «реакций испытуемых»);

- аналитический– количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный(в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный(создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий(развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

 

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

1. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования.

2. Какие методы используются для анализа педагогического опыта?

3. Каковы особенности проведения педагогического эксперимента?

4. Какие методы педагогических исследований могут использоваться в Вашей будущей профессиональной деятельности?

Рекомендуемая литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – гл.1,2.

  1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. Учебн.пособие. –М.: Изд-во УРАО, 1997. – Темы 1, 2.
  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – Стр.5-33.
  3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котов и др. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – Стр.5-38.
  4. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,1998. – Гл. 1.1-1.4.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика.— Мн., 1998. – Гл 3.

Тестовые задания для самостоятельной работы студентов по Главе I.

1. Что в переводе с греческого языка означают слова – Педагогика

Школа

2. Вставьте пропущенные словосочетания:

a) Педагогика – это наука о целенаправленном процессе ……. и ……. подрастающего поколения к самостоятельной жизни и деятельности.

b) Педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации ……. как фактора и средства ……. человека на протяжении всей его жизни.

c) Предметом педагогики как науки являются ……., ……. которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов ……., ……., ……., ……. личности.

3. Выберите из ряда понятий основные категории педагогики: воспитание, педагогические явления, педагогический процесс, личностное качество, знание, обучение, умение, навык, развитие, формирование, образование, педагогическая действительность.

4. Дополните схему и укажите взаимосвязи основных категорий педагогики

 

 

 
 

 

 


5. В какой группе указаны все отрасли педагогических знаний, составляющие систему педагогических наук?

a) Философия, социология, школьная гигиена, педагогика, психология, анатомия и физиология.

b) Основы педагогики, дидактика, теория воспитания, школоведение.

c) Педагогическая психология, педагогическая социология, социальная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

d) Общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, методика преподавания отдельных учебных предметов, история педагогики, сравнительная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, превентивная педагогика, лечебная педагогика.

6. Вставьте пропущенные названия основных образовательных парадигм, реализация которых определяет общекультурное значение педагогики:

знаниевая и …;

технократическая и …;

педоцентристская и …;

социетарная и ….

7. Какая из образовательных парадигм:

a) признает в образовательных системах личность как высшую ценность и основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сотрудничество, оказание помощи и поддержку личности;

b) ориентирует на создание образовательно-развивающей среды и благоприятных условий для становления и эффективного развития всех детей, более полный учет их индивидуальных особенностей;

c) направлена не только на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, но и на освоение ими элементов культуры, общечеловеческих ценностей, способов познания, поведения, общения; при этом особое внимание уделяется формированию у обучаемых языковой, правовой, экологической культуры и др.;

d) ориентируется в процессе воспитания и образования прежде всего учет интересов, потребностей и индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса, превращая их в равноправных субъектов образовательной деятельности.

8. Вставьте пропущенные слова:

Методология педагогики – это учение о …, …, …, … познания и преобразования педагогической действительности.

9. Дополните систему основных методологических принципов педагогики:

системный, …, …, полисубъектный (диагологический), аксиологический, …, этнопедагогический, ….

10. Какой из методологических принципов педагогики предполагает:

a) ориентацию при организации и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат, главный критерий его эффективности; уникальность личности и учет ее индивидуальных особенностей;

b) развитие человека, становление его как творческой личности посредством освоения им культуры как системы ценностей;

c) что, деятельность является важнейшим фактором развития личности;

d) системное использование и учет данных всех человековедческих наук при организации и осуществлении педагогического процесса.

11. В какой группе указаны основные методы научно-педагогического исследования, направленные на изучение педагогического опыта?

a) Социометрические измерения, анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент.

b) Наблюдение, эксперимент, беседа, изучение ученических работ и документации детских учреждений, сравнительно-исторический анализ, моделирование, математические методы.

c) Обобщение опыта, тесты анкеты, составление алгоритмов, моделирование.

d) Педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, анализ и оценка результатов учебной деятельности, анализ педагогической документации.

 

 


[1] При разработке содержания главы использовались материалы из кн.: Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001; Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000.

 

1 Материал заимствован из кн.: Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. – С. 25-27.

* Синергетика – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря стабильным факторам и хаосу.

* Диверсификация – от латинского слова «изменение, разнообразие».

* Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качественных результатов (например, умственного развития человека или уровня его нравственного воспитания).

* Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическимобществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

* Антропология – 1) наука о происхождении и эволюции человека; 2) изучение физиологических, биохимических, генетических, социальных, педагогических факторов, влияющих на развитие человека.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...