Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






УЧИТЬСЯ, ИСКАТЬ НОВОЕ, ВНЕДРЯТЬ ПОЛЕЗНОЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ.

Такой девиз мы повесили в редакции и старались ему следовать. Однажды при обсуждении очередного номера газеты и попросила подумать о путях расширения студенческого актива.

Володя Мордалев внес предложение о том, что надо помочь газете приблизиться к студентам в прямом и переносном смысле. Надо больше пропагандировать опыт и успехи отличников (что мы и старались делать), чаще разоблачать лентяев и прогульщиков (с этим было слабовато), больше давать веселых карикатур и сделать газету настольной для каждого студента, изготовив стенды для газеты в учебных корпусах, в общежитиях, в спортивном зале и других местах, посещаемых студентами. Последнее предложение выходило за рамки редакционных возможностей, и мы передали его в профком, местком и в хозчасть.

Претворить свое предложение в жизнь Володя Мордалев смог значительно позже, работая проректором по воспитательной работе. Он организовал проведение конкурса на лучший стенд для газеты между факультетами. Победители – художники факультетов – получили награды, стенды, наконец, были изготовлены. Правда, когда я, встретив Владимира Михайловича, поздравила его с хоть и поздноватой победой, он грустно усмехнулся: «Победа, увы, неполная. Некоторые стенды повешены для баскетболистов, так что надо продолжать работу». В этом эпизоде я снова увидела активиста газеты Володю, жившего по принципу: предлагаешь – сам и выполняй.

На том давнем заседании редколлегии очень ценным было пожелание, высказанное Вадимом Воробьевым.

– Хорошо бы возродить при библиотеке литературный кружок, – предложил Вадим Воробьев. Некоторые ребята могут писать в газету, но стесняются, т.к. не умеют литературно выражать свои мысли, другие опасаются насмешек из-за того, что они «не шибко грамотны». В литературном кружке им помогут.

Заметка с предложением Вадима была напечатана и сразу получила отклик

Работники библиотеки, наши надежные помощники создали литературное объединение. Думаю, что именно оно положило начало будущему отделению журналистики при ФОПе.

В шестидесятые годы, когда такого отделения еще не было, именно работники институтской библиотеки: Е. Г. Мислер, В. Г. Барышева, а в более поздние годы Л. Г. Будко, Н. В. Костюкова, Г. В. Макарова и другие помогли студентам овладевать правилами грамматики, культурой речи и даже азами журналистской профессии.

В те годы я и мои добровольные помощники не имели специального журналистского образования – мы постоянно учились, постигая в работе, в деле навыки и принципы журналистики, извлекали уроки из каждого события и поступка.

Как-то один из наших активистов рассказал мне об интересном случае в своей группе. Рассказ меня сразу заинтересовал.

– Садись, пиши. Пойдет в следующий номер. Почему же сразу не написал?

– Не получилось. Не умею длинно и много писать.

– Зачем писать много? А. П. Чехов говорил, что именно краткость –сестра таланта, а Карл Маркс, заканчивая длинное письмо Ф. Энгельсу, просил у Фридриха прощения за то, что не имел времени написать короче. Для газеты важны не многословие, а злободневность, оперативность и правдивость информации.

– Вот это да, – радуется мой собеседник. – Мы с вами уже и принципы журналистики открываем.

– Они, дружок, давно открыты. Просто мы постигаем их с тобой на работе.

– Да, интересная это работа. Но согласитесь: трудная она, – сокрушается новоиспеченный журналист.

– Интересная работа не бывает легкой. Но если она любимая, ты не замечаешь трудностей, т.к. она удесятеряет твои силы, помогает побеждать. Помнишь, как у Константина Симонова:

Спросишь: трудно?

Да, трудно; душою кривить не годится…

Но работа моя выручает меня, как всегда.

Человек выживает, когда он умеет трудиться.

Так умелых пловцов на поверхности держит вода.

После этой нашей задушевной беседы на другой день Саша принес сразу две короткие интересные информации.

Так в постоянном поиске, взаимной учебе, дружеском общении набирался опыта наш редакторский коллектив. Мы постоянно искали новые формы оформления газеты, улучшения ее содержания.

КТО ИЩЕТ - ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ

Однажды я спросила ребят, почему они мало пишут о жизни в общежитии, в группе, о чем они спорят, мечтают.

– А кому это интересно, – хором ответили все. – Когда газеты пишет о таких людях, как Н. И. Мельников, Е. А. Костылев, В. В. Яксарагин, Ф. М. Иванов, М. Н. Тарасенко, В. И. Звягинцев, Костин, Редькин, Т. Е. Репкин, тогда все с интересом читают. Или материалы об истории сельхозкультур… Вот статью В. Мордалева о табаке даже старики в станице читали…

И тут меня осенило: давая информацию в газету, студент должен чувствовать, что его информация интересна не только группе или курсу – она должна вызывать интерес у любого юноши или девушки.

Для начала мы с Валей Потихонченко «подбросили» в редакцию почтовый ящик письмо, в котором анонимным автором сетовал, что в его жизни не было настоящих друзей, и что, по-видимому, дружба бывает только в книгах и кино. Письмо возмутило всех. Вера Кострюкова начала доказывать, что у них на плодфаке все настоящие друзья, а в группе, тем более, – все. Решили опубликовать письмо в газете. Откликов было много. Интерес к газете возрос.

Понимая, что этот интерес надо чем-то подкрепить, я предприняла второй шаг нашей акции и показала газету с материалами институтского диспута редактору краевого телевидения Олегу Колесниченко. Он заинтересовался и тут же решил провести городской телевизидиспут с участием авторов наиболее интересных выступлений в газете «Кубанский сельхозинститут».

Городской диспут проводили в актовом зале Политехнического института (тогда это был самый большой зал-амфитеатр). Диспут показали по телевидению, о нем напечатали в газете «Комсомолец Кубани». Газета эта передавалась из рук в руки, наши корреспонденты, участники диспута, стали героями месяца. Актив газеты сразу (хоть и не значительно) вырос.

С тех пор я начала брать на молодежные мероприятия, проводимые краевым радио и телевидением, кого-нибудь из наших активистов. Общаясь с опытными радио-журналистами, студенты получили хорошие уроки.

Кроме того мы везде рекламировали свой сельхозинститут, так как всегда брали с собой нашу многотиражку и раздавали ее участникам мероприятий.

Значительно позже, присутствуя на смотре художественной самодеятельности, я спросила у девушки с ярким даром солистки, почему она поступила не в консерваторию, а в сельхоз. В ответ девушка достала из сумочки потертую газету «Кубанский сельхозинститут».

– Я прочитала здесь, что в нашем институте смогу стать специалистом – агрономом и совершенствовать свои вокальные данные.

Я почувствовала непередаваемую гордость: наша газета сделала еще один шаг к совершенствованию – стала агитатором и пропагандистом своего вуза. Причем, она не только знакомила читателей с интересной студенческой жизнью, но и со всем новым, передовым, что рождалось в стенах наших кафедр, лабораторий, мастерских. Нашим ученым и педагогам было чем поделиться не только с другими вузами, но и с НИИ, и производством.

В стенах института постоянно рождались новые изобретения, рацпредложения, направленные на повышение урожайности сельхозкультур, продуктивности животных и птицы. Иногда некоторые хозяйства узнавали о них не из официальных сообщений, а из газеты «Кубанский сельхозинститут», которую привозили студенты во время каникул, практики, работая в стройотряде или отряде «Айболит».

Немало интересных новых форм работы – учебных и воспитательных – было на кафедрах общественных наук. Наши информации о них даже печатались на страницах «Комсомольца Кубани», «Советской Кубани», становились темами радиопередач и телевидения.

Так, благодаря нашей газете и редакторам краевого телевидения, жители края увидели студентов экономического факультета, чьи научные работы, посвященные раскрытию экономических аспектов в Великой Отечественной войне, получили награды на межвузовских студенческих конференциях; познакомились со студентами-ветеринарами из отряда «Айболит», изобретателями и одновременно увлеченными музыкантами на факультете электрификации.

Такие публикации многотиражки, как «Деловые игры», «Учебно-познавательные игры», «Проблемы кооперации сегодня», «Этому учит жизнь», «Осмысливаем важные документы» и другие заинтересовали краевое радио и, благодаря журналистке Татьяне Павловской, положили начало циклу радио-уроков «Молодежь и экономика». Иногда эти уроки записывались в сельхозинституте, иногда шли в прямом эфире из радиостудии. Однажды с радио произошел серьезный казус: при обсуждении проблем хозрасчета на селе в одной из групп заочного отделения агрономического факультета студенты высказали много интересных мыслей и практических рекомендаций. Староста напечатал об этом в газете. Статью прочла Татьяна Павловская и тут же пригласила ребят на передачу. «Ставлю в программу. Пусть край услышит трезвые голоса агрофаковцев сельхоза». В назначенный час мы всей группой вваливаемся в коридор студии радио-записи.

Оператор командует:

– Выступающие – в студию, остальные – на улицу.

– А мы все выступающие!

– Хватит шутить. Остается максимум пять человек.

– Или все, или никто, – заявляет староста группы.

Немая сцена… Оператор с перепуганным выражением лица мчится к начальству, по дороге его перехватывает Татьяна Павловская, известная смелостью и решительностью.

– Передача в программе, до эфира пять минут. Как там у Некрасова: «И хоть, конечно, не сносить мне завтра головы, я не хочу тиранить больше вас». Все в студию! Начинаем!

Передача прошла хорошо, получила высокую оценку, ребятами из сельхоза все восхищались, но мне было сделано предупреждение: впредь не создавать столпотворение в студии, приводить не армии, а отдельных бойцов.

Зато телевидение, имевшее очень большую студию записи, тут же пригласило наших студентов на передачу по проблемам молодой семьи, о чем много писала газета «Кубанский сельхозинститут» без ограничения числа участников.

Тема проблемы молодой семьи появилась на страницах нашей газеты благодаря доценту кафедры научного коммунизма А. А. Гадагатль-Ахамаховой (ныне доктор философских наук). Асиет Аскеровна организовала на плодфаке клуб молодой семьи, занятия которого проходили очень интересно. И вот все участники клуба вышли в краевой эфир, чтобы поделиться с молодежью края своими секретами благополучия молодой семьи, научить хранить семейную верность, экономно вести домашнее хозяйство, не садясь на плечи родителей.

Под девизом «Вкусно, дешево и быстро» члены клуба демонстрировали свое кулинарное искусство и угощали изделиями, изготовленными прямо в студии на глазах у телезрителей.

После этой передачи в редакцию приходило много писем, и не только от молодежи.

Институтская газета постепенно выходила за стены родного вуза. Поднимаемые ею проблемы становились интересными и в других вузах, часто далеких от Краснодара. До сих пор для меня остается загадкой, как попала наша газета в Ленинград, но именно из Ленинградского сельхозинститута пришло письмо с просьбой поделиться опытом проведения деловых и учебно-познавательных игр по первоисточникам, о которых писала газета. В те годы это была новая форма учебной работы, которую не все принимали и одобряли, поэтому информацию о нашей инновации в газете я изрядно подсократила. И вот письмо из Ленинграда. Конечно, ответила и приложила экземпляры газет с наиболее интересными информациями.

Вскоре получила приглашение в Ленинград на научную конференцию по обмену опытом новых форм учебной работы и их пропаганды студенческими газетами.

С открытием в сельхозинституте подготовительного факультета и тропического и субтропического сельского хозяйства для обучения молодежи из стран Азии, Африки и Латинской Америки в газете родилась новая рубрика «На орбите дружбы». Материалы для нее готовили студенты-иностранцы и преподаватели кафедр этих факультетов. Особенно часто писали преподаватели кафедры русского языка. Рубрика сразу же переросла в страницу.

Газета «Кубанский сельхозинститут» вышла уже за пределы страны – ее читали за рубежом. В газету приходили благодарственные письма от выпускников, окончивших институт. Приятно было читать о том, как ученые института, его преподаватели, работники библиотеки и наша газета помогли им стать хорошими специалистами, как высок за рубежом авторитет Кубанского сельскохозяйственного института.

На этом новом этапе растущей зрелости газеты я уже не была ее редактором, так как завершила диссертацию в годичной аспирантуре при кафедре политэкономии Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова (там же и защищалась), а по возвращении в институт была избрана заместителем секретаря парткома института. Но сотрудничать с газетой я никогда не переставала.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...