Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники формирования оборотных средств. Чистый (собственный) оборотный капитал, его влияние на уровень риска и доходность предприятия.

Источники формирования оборотных средств. Чистый (собственный) оборотный капитал, его влияние на уровень риска и доходность предприятия.

Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения, которые обеспечивают непрерывность процесса производства и продажи продукции.

Одним из важнейших принципов организации оборотных средств является деление их по источникам формирования. Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные и приравненные к ним средства, заемные, при­влеченные и прочие источники.

1.Оборотные средства, сформированные за счет собственных источников в большинстве отраслей промышленности являются основой хоз. деят-ти предпр. 2.Формирование оборотных средств происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставный фонд. Источником формирования в этом случае служат инвестицион­ные средства учредителей предприятия.

3. Для сокращения общей потребности предприятия в оборотных средствах, а также стимулирования их эффективного использования целесообразно привлечение заемных средств.

4. Привлеченные источники - это ценные бумаги, ресурсы вышестоящих организаций, ассигнования из бюджета.

5. Следует также выделить прочие источники формирования оборотных средств, к которым относятся средства предприятия, временно не используемые по целевому назначению (фонды, резервы и др.).

Кроме того, в обороте предпр. постоянно находятся средства, которые приравнены к собственным, так называемые устойчивые пассивы.

6. Устойчивые пассивы не принадлежат предпр. и организациям, но поскольку наличие таких средств носит устойчивый характер, они приравниваются к собственным. К ним относятся: min, переходящая из месяца в месяц, задолженность по оплате труда работникам предпр., резервы на покрытие предстоящих расходов; min, переходящая задолженность перед бюд­жетом и внебюджетными фондами, средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты за прод. (товары, работы, услуги), средства покупателей по залогам за возвратную тару, переходящие остатки фонда потребления, задолженность по некоторым видам налогов и др.

Использование собственных или заемных средств определяет коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Собственный об капитал / Собств и заемный об капитал)

ЧИСТЫЙ ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ - текущие активы компании за вычетом сумм по текущим обязательствам. Определяется сопоставлением оборотного капитала (текущих активов, мобильных средств) и текущих (краткосрочных) обязательств.

Оборотные средства имеют особенность: они быстро оборачиваются в течении операционного цикла. Размеры текущих активов определяются потребностями сферы деятельности. Поэтому выделяют:

а) постоянная часть – характеризует необходимый min средств для поддержания бесперебойной деятельности предприятия.

б) варьирующуюся (переменную) часть – наличие производственных активов в какие-либо пиковые этапы, связано с отклонениями от нормального хода производства.

Чистый оборотный капитал и постоянная и переменные части оборотного капитала необходимы, чтобы определить какими источниками финансирования следует покрывать потребность, в их постоянной и переменной части и к каким последствиям приводит недостаток чистого оборотного капитала.

Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия. Например: выпуск акций или получение кредитов сверх реальной потребности.

 

 

Планирование затрат на производство и реализацию продукции. Смета затрат. Финансовые методы управления расходами.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, т.е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.).

Вследствие того, что процесс производства совершается в определенной технологической последовательности, когда непрерывно проходят стадии приобретения сырья и подготовки его в производству – превращение сырья в полуфабрикаты, затем в незавершенное производство и наконец в готовую продукцию, потребность в средствах на покрытие производственных расходов на каждой из этих стадий возникает у предприятия одновременно.

В результате непрерывности процесса производства средства, вложенные в эти затраты, переходят из одной стадии в другую, совершают кругооборот. После завершения кругооборота они, как правило, полностью возмещаются предприятию из выручки от реализации продукции. Следовательно, они не расходуются безвозвратно, а лишь авансируются, постоянно находясь в обороте предприятия.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно, прежде всего, для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

Смета затрат предприятия на выполнение заказа служит расчетной основой цены произведеннойпродукции и определяет верхний предел себестоимости производства товара. Смета затрат отражает расход материальных и денежных средств предприятия вне зависимости от их целевого назначения и места (объекта) расходования по экономическим элементам затрат: сырье и основные материалы (за вычетом отходов); покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты; вспомогательные материалы; топливо и энергия; з/посновного персонала; отчисления на государственное социальное страхование; амортизация основных производственных фондов; прочие расходы.

В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения.

Директ-костинг - Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли

Абзорпшн-костинг - В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные)

Стандарт-кост - Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно

Метод ABC - Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций

Таргет-костинг - На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия.

Кайзен-костинг - Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение, обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции, используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем

CVP-анализ (анализ точки безубыточности) - Основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат

Бенчмаркинг затрат - Предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами

Кост-киллинг - Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития.

LCC-анализ - Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами.

Метод VCC - Рассматривает цепочку потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия предприятия.

 

Планирование и использование выручки от реализации, методы, факторы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки на предстоящий год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подтверждено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. В такой ситуации более целесообразно поквартальное планирование.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.

Планирование выручки от реализации осуществляется одним из 2-х способов.

1. Метод прямого счёта. Выручка от реализации (В) определяется как произведение цены (Ц) без налогов в виде надбавок к цене на объём реализованной продукции (выполненных работ) в натуральном выражении (Р). В=Ц*Р

2. Расчётный метод. Этим методом учитываются выпуск товарной продукции (Т), остатки готовой продукции на складе и в товарах отгруженных на начало (Он) и конец (Ок) планируемого года. В= Он +Т - Ок

Расчёт осуществляется в ценах продаж; остатки на начало планируемого года оцениваются по ценам предыдущего года и остатки на конец планируемого года – в плановых ценах.

Поступая на предприятие, выручка от реализации распределяется по направлениям возмещения потреблённых средств пр-ва, а также формирует валовый и чистый доход. Выручка от реализации должна покрывать совокупные затраты предприятия и приносить ему прибыль. Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.

Поступление выручки на денежные счета предприятия – завершение кругооборота средств.

На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

- в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

- в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

Традиционный подход

Метод прямого счета является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :

П тп= Ц тп– С тп ;

Где П тп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

Ц тп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С тп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода ( рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

П рн = В рн - С рн ,

Где, В рн - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),

П рн - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;

С рн– полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Другая разновидность метода прямого счета – метод по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными. Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течении планируемого периода является его точность.

При планирования прибыли аналитическим методом расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.

Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Рб .

Рб = (По : тп) * 100% ,

Где По – ожидаемая прибыль ( расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

 

22 Производственный леверидж (операционный рычаг), его сущность, практическое значение, оценка с позиций доходности и риска. Система «директ-костинг».

ЛЕВЕРИДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

Любое изменение объема производства (продаж) оказывает существенное влияние на прибыль. Данная зависимость называется эффектом производственного (или операционного) левериджа. Производственный леверидж показывает степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства. Производственный леверидж (Лпр) можно представить в следующем виде:

Лпр=(В - Зпер) : П=(Зпост+ П) : П

где П— балансовая прибыль от реализации (до выплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и дивидендам): В— выручка от реализации; Зпер— переменные затраты; 3пост— постоянные затраты.

Одним из эффективных методов управленческого учета является методика анализа соотношения “затраты – объем – прибыль” (“Cost – Volume – Profit” или “CVP–анализ”), которая позволяет определить точку безубыточности (порог рентабельности), т.е. момент, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы. Проведение данного анализа невозможно без такого важного показателя как производственный леверижд (leverage в дословном переводе – рычаг). С его помощью можно прогнозировать изменение результата (прибыли или убытка) в зависимости от изменения выручки предприятия, а также определить точку безубыточной деятельности (порог рентабельности).

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные.

Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:

(1) Эпп=МД/П

либо ,(2) Эпп=Зпост+П / П = 1 + Зпост/П

где ЭПЛ — эффект производственного левериджа;

МД — маржинальный доход;

Зпост — постоянные затраты;

П — прибыль.

Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

· цены и объема продаж;

· переменных и постоянных затрат;

· комбинации любых перечисленных факторов.

1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. 3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени.

Система "директ-костинг", система учета переменных затрат - метод учета затрат и калькулирования себестоимости, согласно которому только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и, следовательно, в оценку конечных запасов, а постоянные общепроизводственные расходы учитываются как периодические текущие расходы

Директ-костинг должен быть определен как разделение производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоянными и на затраты, которые изменяются пропорционально объему производства.

Главной особенностью директ-костинга, основанного на классификации расходов на постоянные и переменные является то, что продукции промышленного предприятия учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например, прибыли и убытков. Постоянные расходы не включаются в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списываются с полученной прибыли, в течение того периода, в котором они были произведены.

Затраты.

Как правило, выделяются три элемента:

1. Прямые материалы.

2. Прямая заработная плата / заработная плата сдельщиков.

3. Накладные расходы

 

Планирование чистой прибыли предприятия. Влияние налогов. Финансовый леверидж: сущность принцип и сфера действия.

Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.

Существует три основных метода планирования прибыли:

1. метод прямого счета

2. аналитический метод

3. метод совмещенного расчета

Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью:

П = (О × Ц) ― (О × С),

где П – плановая прибыль, О – объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении, Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов), С – полная себестоимость единицы продукции

Прибыль от реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле

Прп = Врп – Срп,

где Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок), Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции

Объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (пн) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (Пк). Плановая прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле

Прп = Пн + Птп – Пк

Достоинством данного метода является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Метод совмещенного расчетавключает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

Существуют факторы, которые влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различным признакам:

- внешние -это природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают значительное влияние на величину прибыли.

- внутренние –подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы – это факторы которые непосредственно влияют на производство; интенсивныекачественные изменения, экстенсивный – количественное изменение.

Внепроизводственные факторы – снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

Виды бюджетов предприятия

Общий бюджет (основной, генеральный бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В результате составления генерального бюджета создаются:

§ прогнозируемый баланс;

§ план прибылей и убытков;

§ план движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.

Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.

На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж. Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации.

На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.)

Источники формирования оборотных средств. Чистый (собственный) оборотный капитал, его влияние на уровень риска и доходность предприятия.

Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения, которые обеспечивают непрерывность процесса производства и продажи продукции.

Одним из важнейших принципов организации оборотных средств является деление их по источникам формирования. Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные и приравненные к ним средства, заемные, при­влеченные и прочие источники.

1.Оборотные средства, сформированные за счет собственных источников в большинстве отраслей промышленности являются основой хоз. деят-ти предпр. 2.Формирование оборотных средств происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставный фонд. Источником формирования в этом случае служат инвестицион­ные средства учредителей предприятия.

3. Для сокращения общей потребности предприятия в оборотных средствах, а также стимулирования их эффективного использования целесообразно привлечение заемных средств.

4. Привлеченные источники - это ценные бумаги, ресурсы вышестоящих организаций, ассигнования из бюджета.

5. Следует также выделить прочие источники формирования оборотных средств, к которым относятся средства предприятия, временно не используемые по целевому назначению (фонды, резервы и др.).

Кроме того, в обороте предпр. постоянно находятся средства, которые приравнены к собственным, так называемые устойчивые пассивы.

6. Устойчивые пассивы не принадлежат предпр. и организациям, но поскольку наличие таких средств носит устойчивый характер, они приравниваются к собственным. К ним относятся: min, переходящая из месяца в месяц, задолженность по оплате труда работникам предпр., резервы на покрытие предстоящих расходов; min, переходящая задолженность перед бюд­жетом и внебюджетными фондами, средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты за прод. (товары, работы, услуги), средства покупателей по залогам за возвратную тару, переходящие остатки фонда потребления, задолженность по некоторым видам налогов и др.

Использование собственных или заемных средств определяет коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Собственный об капитал / Собств и заемный об капитал)

ЧИСТЫЙ ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ - текущие активы компании за вычетом сумм по текущим обязательствам. Определяется сопоставлением оборотного капитала (текущих активов, мобильных средств) и текущих (краткосрочных) обязательств.

Оборотные средства имеют особенность: они быстро оборачиваются в течении операционного цикла. Размеры текущих активов определяются потребностями сферы деятельности. Поэтому выделяют:

а) постоянная часть – характеризует необходимый min средств для поддержания бесперебойной деятельности предприятия.

б) варьирующуюся (переменную) часть – наличие производственных активов в какие-либо пиковые этапы, связано с отклонениями от нормального хода производства.

Чистый оборотный капитал и постоянная и переменные части оборотного капитала необходимы, чтобы определить какими источниками финансирования следует покрывать потребность, в их постоянной и переменной части и к каким последствиям приводит недостаток чистого оборотного капитала.

Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия. Например: выпуск акций или получение кредитов сверх реальной потребности.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...