Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жанр антиутопии в английской литературе XX века

(Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл)

1. Какова история возникновения и развития жанров утопия и антиутопия? (Платон, Т. Мор, Свифт, Г.Уэллс) В чем сходство и различие этих жанров на содержательном и формально-стилистическом уровне?

2. Роман Е.Замятина "Мы" и его влияние на романы О. Хаксли и Д. Оруэлла.

3. "О дивный новый мир" О. Хаксли как антиутопия, раскрывающая отрицательные тенденции развития буржуазного общества. Почему, по вашему мнению, выбирая название своего романа, О. Хаксли остановился на шекспировской строке из «Бури»?

- Эпиграф и его функции в романе.

- Реализация основных признаков антиутопии в содержании романа.

- Композиция романа. Пространственно-временная организация повествования.

- Мир большой (социум) в романе: цели, законы, принципы и ценности этого мира.

- Мир малый: система персонажей и принципы ее формирования. Истоки образа Дикаря и его функция в романе.

- Ирония и сатира в романе. Прием игры.

4. Роман Дж. Оруэлла "1984" как антиутопия, раскрывающая черты тоталитарного общества.

- Структура Ангсоца: Внутренняя партия, Внешняя партия, пролы. Исторические аналогии. Основные принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии (Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила). Образ Старшего брата как метафора режима.

- Социальные, идеологические и политические функции войны в тоталитарном государстве.

- Тип нового человека - «человек-функция». Детерминированность поведения героев языком и типом мышления (способы подавления личности). Основной конфликт - столкновение У. Смита и системы.

- Концепция любви. Любовь-ненависть. Диалектика взаимоотношений

- О'Брайен - У. Смит - Джулия. Любовь сакральная и земная.

- Идеология «новояза» как языка тоталитаризма. Власть «масс-медиа» и способы манипуляции сознанием.

- Приемы иронии и сатиры в романе.

5. В чем актуальность жанра антиутопии в XXI веке?

Литература

Замятин Е. Мы.

Хаксли О. О новый дивный мир.

Оруэлл Дж. 1984, Скотный двор. Рецензия на роман Е. Замятина "Мы".

Шишкин А."Есть остров на том океане..." Утопия в мечтах и в реальности // Утопия и антиутопия XX века. - М.: Прогресс, 1990.

Недошивин В. Можно ли погасить звезды? Проза отчаяния и надежды Дж. Оруэлла // Дж. Оруэлл. Проза отчаяния и надежды. - Л., 1990.

Мортон Н. Л. Английская утопия. - М., 1956.

Шафаревич И. Две дороги к одному обрыву // Новый мир. 1989. №7.

Зверев А. Когда пробьет последний час природы.

Гребенникова Н.С. Жанр антиутопии в современной литературе // Гребенникова Н.С. ХХ век. Зарубежная литература. М., 2002.

Оруэлл Дж. Англия, ваша Англия. // И.Л., 1992, №7.

Чаликова В. Неизвестный Оруэлл. // И.Л., 1992, №2.

Чаликова В. Утопия и свобода. –М., 1994.

Практическое занятие № 5-6

Экзистенциализм во французской литературе.

 

1. Общая характеристика экзистенциализма как философского направления и отражение его идей в литературе.

2. Т.П. Сартр — философ и художник-экзистенциалист. Рассказ Сартра «Стена» как воплощение основных проблем экзистенциализма. Роман «Тошнота». Драмы Сартра.

3. Роман А. Камю «Посторонний». Проблема экзистенциального героя.

4. Эволюция экзистенциализма в годы антифашистского сопротивления. Роман А. Камю «Чума» как свидетельство этих изменений.

 

Литература:

1. Ж.П. Сартр. Стена. //И.Л., 1987, №11 (послесловие Ерофеева).

2. А. Камю. Посторонний, Чума, Миф о Сизифе. М., 1969 (предисловие С. Великовского).

3. С. Великовский. Грани несчастного созидания. М., 1973. С.46—150.

4. Е.П. Кумкин. Альбер Камю. М., 1982.

5. Ж.П. Сартр. Тошнота. //И.Л., 1989, №7.

6. Ж.П. Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм (в кн. «Сумерки богов». М., 1989).

Л.Т. Андреев. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.

Практическое занятие № 7

Мастерство Эрнеста Хемингуэя-новеллиста

1. Замысел и композиция книги Хемингуэя «В наше время».

2. Смысловая нагрузка миниатюр, предваряющих рассказы.

3. Какое место принадлежит рассказам «Дома» и «Кошка под дождем» в раннем творчестве Хемингуэя и в структуре книги «В наше время»?

4. Рассказ «Дома» в контексте творчества писателей «потерянного поколения».

5. Решение темы дома и образ дома в этом рассказе,

6. Анализ рассказа «Кошка под дождем».

  • Композиция рассказа.
  • Принципы изображения героев и своеобразие психологизма Хемингуэя.
  • Роль повторов.
  • Реализация «принципа айсберга».
  • Функция ключевой фразы.
  • Идейно-композиционная функция мотива дождя и сумерек.

7. Психологическое мастерство Хемингуэя в новеллах "Кошка под дождем", "Там, где чисто, светло", "Белые слоны" и "Биг-ривер".

8. Анализ повести Хемингуэя "Старик и море". Новое в мировосприятии и художественной манере автора.

Литература

Хемингуэй Э. В наше время. Старик и море // Собр. соч.: В 4-х т - М., 1968. -Т. 1.

Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй: Герой и время. - М., 1980.

Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. - М.,1966. (Главы 5, 9, 10)

Лидский Ю. А. Творчество Э Хемингуэя. - Киев, 1973. С. 12-75^^ ^

Маянц "Человек один не может". - М., 1966. С. 196-229.

Оленева В. "Современная американская новелла". - Киев, 1973.

Грибанов В. "Хемингуэй". - М., 1970

Практическое занятие № 8

Философская сказка Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

I. Жизненный и творческий путь А. де Сент-Экзюпери, его философские, нравственные и эстетические взгляды.

II. "Маленький принц" - философская сказка.

1. История создания сказки, связь с эпохой (война, фашизм). Причины обращения к жанру философской сказки.

2. Философские и социально-нравственные проблемы сказки, воплощенные в системе образов (летчик, маленький принц, змея, лис, роза). Гротескные образы, отражающие несовершенство человеческой жизни (король, фонарщик, пьяница и др.).

3. Поэтика сказки (композиция, фольклорные и библейские элементы, символика, поэтичность и афористичность языка).

III. Воспитательное значение сказки "Маленький принц", современность и актуальность проблем, поставленных в ней.

Литература

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Маленький принц. Цитадель (фрагменты). Писатели Франции о литературе.

Ваксмахер М.Н. Часовой в ответе за свою империю // Ваксмахер М. Н. Французская литература наших дней. - М., 1976. С. 30-67.

Днепров В. Поэзия человеческой солидарности // Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. - Л., 1970. С. 326-356.

Исбах А.А. Что нужно сказать людям А. де Сент-Экзюпери. - М., 1965.

Мижо М. Сент-Экзюпери. - М., 1961. С. 208-222.

Шкунаева И. Действие ради человека // Шкунаева И. Современная французская литература. - М., 1961. С. 208-222.

Галлай М. Не могу не участвовать...// Сент-Экзюпери. Избранное. - М. 1987. С. 5-13.

Моруа А. Антуан де Сент- Экзюпери // Литературные портреты. - М., 1970.

Моруа А. Шестьдесят лет моей литературной жизни. - М., 1977. С. 83-89.

Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. .М., 1983. С. 146-175.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...