Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жанр антиутопии в английской литературе XX века(Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл) 1. Какова история возникновения и развития жанров утопия и антиутопия? (Платон, Т. Мор, Свифт, Г.Уэллс) В чем сходство и различие этих жанров на содержательном и формально-стилистическом уровне? 2. Роман Е.Замятина "Мы" и его влияние на романы О. Хаксли и Д. Оруэлла. 3. "О дивный новый мир" О. Хаксли как антиутопия, раскрывающая отрицательные тенденции развития буржуазного общества. Почему, по вашему мнению, выбирая название своего романа, О. Хаксли остановился на шекспировской строке из «Бури»? - Эпиграф и его функции в романе. - Реализация основных признаков антиутопии в содержании романа. - Композиция романа. Пространственно-временная организация повествования. - Мир большой (социум) в романе: цели, законы, принципы и ценности этого мира. - Мир малый: система персонажей и принципы ее формирования. Истоки образа Дикаря и его функция в романе. - Ирония и сатира в романе. Прием игры. 4. Роман Дж. Оруэлла "1984" как антиутопия, раскрывающая черты тоталитарного общества. - Структура Ангсоца: Внутренняя партия, Внешняя партия, пролы. Исторические аналогии. Основные принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии (Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила). Образ Старшего брата как метафора режима. - Социальные, идеологические и политические функции войны в тоталитарном государстве. - Тип нового человека - «человек-функция». Детерминированность поведения героев языком и типом мышления (способы подавления личности). Основной конфликт - столкновение У. Смита и системы. - Концепция любви. Любовь-ненависть. Диалектика взаимоотношений - О'Брайен - У. Смит - Джулия. Любовь сакральная и земная. - Идеология «новояза» как языка тоталитаризма. Власть «масс-медиа» и способы манипуляции сознанием. - Приемы иронии и сатиры в романе. 5. В чем актуальность жанра антиутопии в XXI веке? Литература Замятин Е. Мы. Хаксли О. О новый дивный мир. Оруэлл Дж. 1984, Скотный двор. Рецензия на роман Е. Замятина "Мы". Шишкин А."Есть остров на том океане..." Утопия в мечтах и в реальности // Утопия и антиутопия XX века. - М.: Прогресс, 1990. Недошивин В. Можно ли погасить звезды? Проза отчаяния и надежды Дж. Оруэлла // Дж. Оруэлл. Проза отчаяния и надежды. - Л., 1990. Мортон Н. Л. Английская утопия. - М., 1956. Шафаревич И. Две дороги к одному обрыву // Новый мир. 1989. №7. Зверев А. Когда пробьет последний час природы. Гребенникова Н.С. Жанр антиутопии в современной литературе // Гребенникова Н.С. ХХ век. Зарубежная литература. М., 2002. Оруэлл Дж. Англия, ваша Англия. // И.Л., 1992, №7. Чаликова В. Неизвестный Оруэлл. // И.Л., 1992, №2. Чаликова В. Утопия и свобода. –М., 1994. Практическое занятие № 5-6 Экзистенциализм во французской литературе.
1. Общая характеристика экзистенциализма как философского направления и отражение его идей в литературе. 2. Т.П. Сартр — философ и художник-экзистенциалист. Рассказ Сартра «Стена» как воплощение основных проблем экзистенциализма. Роман «Тошнота». Драмы Сартра. 3. Роман А. Камю «Посторонний». Проблема экзистенциального героя. 4. Эволюция экзистенциализма в годы антифашистского сопротивления. Роман А. Камю «Чума» как свидетельство этих изменений.
Литература: 1. Ж.П. Сартр. Стена. //И.Л., 1987, №11 (послесловие Ерофеева). 2. А. Камю. Посторонний, Чума, Миф о Сизифе. М., 1969 (предисловие С. Великовского). 3. С. Великовский. Грани несчастного созидания. М., 1973. С.46—150. 4. Е.П. Кумкин. Альбер Камю. М., 1982. 5. Ж.П. Сартр. Тошнота. //И.Л., 1989, №7. 6. Ж.П. Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм (в кн. «Сумерки богов». М., 1989). Л.Т. Андреев. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994. Практическое занятие № 7 Мастерство Эрнеста Хемингуэя-новеллиста 1. Замысел и композиция книги Хемингуэя «В наше время». 2. Смысловая нагрузка миниатюр, предваряющих рассказы. 3. Какое место принадлежит рассказам «Дома» и «Кошка под дождем» в раннем творчестве Хемингуэя и в структуре книги «В наше время»? 4. Рассказ «Дома» в контексте творчества писателей «потерянного поколения». 5. Решение темы дома и образ дома в этом рассказе, 6. Анализ рассказа «Кошка под дождем».
7. Психологическое мастерство Хемингуэя в новеллах "Кошка под дождем", "Там, где чисто, светло", "Белые слоны" и "Биг-ривер". 8. Анализ повести Хемингуэя "Старик и море". Новое в мировосприятии и художественной манере автора. Литература Хемингуэй Э. В наше время. Старик и море // Собр. соч.: В 4-х т - М., 1968. -Т. 1. Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй: Герой и время. - М., 1980. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. - М.,1966. (Главы 5, 9, 10) Лидский Ю. А. Творчество Э Хемингуэя. - Киев, 1973. С. 12-75^^ ^ Маянц "Человек один не может". - М., 1966. С. 196-229. Оленева В. "Современная американская новелла". - Киев, 1973. Грибанов В. "Хемингуэй". - М., 1970 Практическое занятие № 8 Философская сказка Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" I. Жизненный и творческий путь А. де Сент-Экзюпери, его философские, нравственные и эстетические взгляды. II. "Маленький принц" - философская сказка. 1. История создания сказки, связь с эпохой (война, фашизм). Причины обращения к жанру философской сказки. 2. Философские и социально-нравственные проблемы сказки, воплощенные в системе образов (летчик, маленький принц, змея, лис, роза). Гротескные образы, отражающие несовершенство человеческой жизни (король, фонарщик, пьяница и др.). 3. Поэтика сказки (композиция, фольклорные и библейские элементы, символика, поэтичность и афористичность языка). III. Воспитательное значение сказки "Маленький принц", современность и актуальность проблем, поставленных в ней. Литература А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Маленький принц. Цитадель (фрагменты). Писатели Франции о литературе. Ваксмахер М.Н. Часовой в ответе за свою империю // Ваксмахер М. Н. Французская литература наших дней. - М., 1976. С. 30-67. Днепров В. Поэзия человеческой солидарности // Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. - Л., 1970. С. 326-356. Исбах А.А. Что нужно сказать людям А. де Сент-Экзюпери. - М., 1965. Мижо М. Сент-Экзюпери. - М., 1961. С. 208-222. Шкунаева И. Действие ради человека // Шкунаева И. Современная французская литература. - М., 1961. С. 208-222. Галлай М. Не могу не участвовать...// Сент-Экзюпери. Избранное. - М. 1987. С. 5-13. Моруа А. Антуан де Сент- Экзюпери // Литературные портреты. - М., 1970. Моруа А. Шестьдесят лет моей литературной жизни. - М., 1977. С. 83-89. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. .М., 1983. С. 146-175.
12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |