Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Некоторые отрасли социальной психологии

Глава 7. Некоторые отрасли социальной психологии

 

Политическая психология

Предпосылки политической психологии

Американский психолог С. Хоффман справедливо заметил, что не вся психология посвящена политике, но вся политика психологична. И он совершенно прав: поскольку политику «делают» живые люди, то их психология неизбежно накладывает свою печать на всю политическую жизнь общества,

Историю политической психологии можно исчислять с тех времен, когда появились первые, пусть самые примитивные политические отношения между людьми. Тогда и возникли остающиеся актуальными и сегодня вопросы о том, кто, кому и почему должен подчиняться, то есть проблема власти, и кто, какие права и почему имеет в отношениях между различными сообществами, то есть проблема социальных и международных отношений. Первоначально знания в этой области формировались на основе опыта и традиций, а затем находили место в трудах философов о мироздании, человеке и обществе. Потребовалось много веков накопления и осмысления этих знаний, прежде чем стало возможным формирование самостоятельной науки о политике — политологии, заявившей о себе в конце XIX в., и особой психологической дисциплины — политической психологии, возникновение которой можно отнести к 60-м гг. XX столетия.

Задолго до возникновения политической психологии интерес к ее проблемам проявляли почти все авторитетные представители психологической науки. 3. Фрейд, по мнению некоторых его последователей, считается «творцом современной социальной науки» (П. Розен, 1973). а сам он претендовал на разработку «психологии народов, которая вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности, религии...» (3. Фрейд, 1923, 1991). А. Адлер предложил концепцию психологии власти, которая до сих пор сохраняет свое влияние в политической мысли на Западе, Б. Скиннер (1972) разработал теорию «Запрограммированном культуры» как новой формы общества и государства. А. Маслоу (1977) написал работу о способе формирования политической структуры власти на основе принципов гуманистической психологии. Г. Айзенк был озабочен поиском психологических предпосылок различных политических ориентации граждан. Этологическое течение в психологии (К. Лоренц, 1966, Д. Моррис и др.), бурно проявившее себя в разгар «холодной войны», отражало запросы политики того времени, объясняя неизбежность гонки вооружений биологически детерминированной склонностью человека к агрессивности.

Многие американские психологи — К. Левин, Г. Мюррей, Л. Фестингер, О. Кляйберг, Ю. Бронфенбреннер и другие — приглашались в качестве консультантов при решении конкретных политических вопросов.

Россию можно по праву назвать первой страной, где уже в XIX в, были проведены серьезные социально-психологические и политико-психологические исследования. Не случайно Г. Спенсер и В. Вундт, признанные мировые авторитеты, высказывали сожаление по поводу незнания русского языка, полагая, что российские исследователи в некоторых вопросах опередили их. К политико-психологическим исследованиям можно отнести, например, изучение поведения солдат при разгоне толпы и демонстраций (Д. Д. Безсонов), работы по проблемам массовых психических заражений и самоубийств (В. X. Кандинский, А. А. Токарский и др.), попытки анализа психологических основ правосознания (Л. И. Петражицкий, М. А. Рейснер) и многие другие.

В 1905 г. вышла книга К. Головина «Вне партий. Опыт политической психологии», в которой с удивительной глубиной прослежено влияние национально-исторических и этнопсихологических особенностей народов Франции, Германии и США на развитие государственности и политической жизни в этих странах.

Предмет политической психологии

Американские психологи не всегда утруждают себя разработкой строгих академических описаний предмета той или иной науки. Поэтому их определения часто носят операциональный характер и нередко бывают либо слишком общими, либо наоборот, слишком узкими. Приведем некоторые примеры. «Политическая психология — изучение взаимодействия политических и психологических процессов» (М. Дойч); «исследование психологических компонентов политического поведения» (Дж. Дэвис); «политическая психология — это изучение людей, принимающих властные решения, а также тех, кто пытается влиять на эти решения» (Барнер-Бэрри и Розенвейн).

С учетом многообразия субъектов политической деятельности, тех задач, которые им приходится решать, а также различных форм отражения реальностей политической жизни в сознании и поведении индивидов и групп, предлагается следующее определение предмета политической психологии: эта наука изучает психологические компоненты политической жизни общества, которые формируются и проявляются в политическом сознании наций, социальных групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов политических процессов.

Что касается методов политической психологии, то, будучи ответвлением психологии социальной, она использует ее опыт и весь методический арсенал, начиная от устных опросов, анкетирования, наблюдения и включая эксперимент, моделирование и проективные методики.

Личность и политика

Личность в политической жизни общества представлена в большом разнообразии аспектов и социально-политических ролей. Она выступает как носитель индивидуального политического сознания и как представитель больших социальных групп, отличающихся по типу политических ориентации и политического поведения. Сточки зрения статуса и ролевых признаков личность предстает в качестве гражданина своего общества, избирателя, политического деятеля, члена групп, принимающих решения, участника социально-политических конфликтов.

С учетом этого проблема личности в политике исследуется на макроуровне (личность и общество), на уровне различных типов, выделенных по разным признакам (особенности политического сознания и поведения; принадлежность к различным социальным группам, ролевые характеристики), и на уровне индивидуального поведения. Некоторые из проблем первого и второго уровней включены в другие разделы настоящего пособия (политическая социализация; идеологические ориентации и психологические особенности личности; психологические основания включенности личности в социально-политическую систему).

Принятие политических решений

Эта проблема уже была затронута, когда речь шла об индивидуально-личностных особенностях политических деятелей. Следует лишь подчеркнуть, что среди этих особенностей особенно важную роль играет мотивация, которой руководствуется индивид в отношении к своим обязанностям вообще и в процессе принятия конкретного решения, в частности.

Поскольку политические решения принимаются, как правило, в группе, то здесь проявляются все социально-психологические закономерности групповой деятельности и отношений внутри группы.

Специфика политических решений заключается в том, что при их принятии нередко возникают противоречия между практическими задачами, которые требуется решить, и идеологическими и политическими установками лиц, принимающих решение. Такие противоречия вносят дополнительные, иногда критические сложности в процесс принятия решения, выход из которых бывает доступен лишь зрелым и талантливым политикам.

Можно выделить несколько стратегий или моделей принятия политического решения, от рационально-идеальной, алгоритм действий в которой определяется точностью в диагнозе ситуации и постановке задачи, разносторонним и полным информационным обеспечением, поиском всех возможных альтернатив и выбором лучшей из них, до стратегии «проб и ошибок» , которая отличается отсутствием точности в оценке ситуации и в постановке задач, неполным информационным обеспечением и ограниченным поиском возможных альтернатив, результатом чего бывают, как правило, ошибочные решения.

Первую стратегию далеко не всегда возможно осуществить на практике по объективным и субъективным причинам. К первым можно отнести слишком большой объем информации, которую нужно осмыслить, противоречия между практическими целями и политическими установками, противоречия групповых интересов и т. д. Субъективные причины выражаются прежде всего в интеллектуально-психологической неподготовленности политических и государственных деятелей к осознанию глубины и сложности самого процесса принятия политических решений.

Поэтому в политической практике используется нечто среднее между двумя названными стратегиями с преобладающей тенденцией приблизиться к методу «проб и ошибок». Степень этого приближения зависит от уровня политической культуры как общества к целом, так и тех лидеров, которые его возглавляют,

Особого внимания заслуживает концепция «групп-мышления», предложенная американским психологом И. Джейнисом (1982). Самое понятие «групп-мышление» (у Джейниса «group-think») носит искусственный характер (не следует путать с групповым мышлением), оно специально создано для обозначения процесса принятия решения ограниченного типа.

«Групп-мышление» -это парадоксальный вариант принятия явно неадекватных, а нередко катастрофических политических решений, когда каждый из участников группы, принимающей решение, является человеком умным, образованным, опытным и т. д., а решение, принятое в группе, оказывается ущербным. История накопила большое количество примеров такого рода. К ним можно отнести Мюнхенские соглашения 1938 г., которые развязали руки Гитлеру для агрессии, в том числе и против участников соглашения; позицию Сталина и его ближайшего окружения перед вторжением Германии в СССР, в которое Станин не хотел верить; позицию властей США в 1950 г. при принятии решения о вступлении в войну в Корее, когда было заранее ясно, что это приведет к поражению США; позицию Брежнева и его окружения, когда принималось решение о вторжении в Афганистан, и т, п. Главным фактором, определяющим принятие такого рода решении, выступают специфические социально-психологические характеристики тех групп, в которых они принимаются.

К этим характеристикам следует отнести: идейно-нравственное и социальное единство членов группы и ее сплоченность на этой основе; убежденность в моральной обоснованности и непогрешимости принимаемых решений; предвзятость в отборе и оценке поступающей информации и выводов из нее по принципу принимать «желаемое за действительное»; стремление к видимому единодушию и отсюда тенденции оказывать групповое давление на несогласных и сомневающихся; опасение членов группы показаться «белой вороной» на фоне общего единодушия. Огромную роль при этом играет позиция лидера группы, в частности, его терпимость к критике, умение воспринимать мнения других и способность создавать условия для свободной дискуссии.

Проблема принятия политических решений исключительно важна потому, что от умения управлять процессами их принятия зависит содержание и качество жизни общества.

Как уже отмечалось, рассмотренные вопросы далеко не исчерпывают всего содержания политической психологии, круг интересов которой постоянно расширяется.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы предпосылки и основные вехи становления политической психологии?

2. Выделите психологические основания политической активности личности.

3. Какие психологические типы политических деятелей выделяются в политической психологии?

4. Назовите наиболее значимые качества политического лидера.

5. В чем заключаются психологические особенности принятия политических решений?

 

Литература

 

1. Гознак Л. Я., Шестопал Е. Б, Политическая психология. Ростов н / Д., 1996.

2. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М.. 1994.

3. Егорова Е. В. Психологические методики исследования личности политических деятелей капиталистических стран. М.. 1986.

4. Егорова Е. В. США в международных кризисах: политико-психологические аспекты. М., 1988,

5. Пианов В. Политическая психология. М., 1990.

6. Косолапой Н. А. Социальная психология и международные отношения. М., 19S3.

7. Косолапов Н. А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. М.. 1994.

8. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.

9. Одайник В. Психология политики: Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. М.: Ювента, 1996.

10. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М., 1980.

11. Рощин С, К. Психологические проблемы политического развития личности. // Психол. журн. Т. 5. 1984. № 2, 3.

12. Рощин С. К. Политическая психология. // Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: АОН, 1988.

13. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1923.

14. Шестопал Е. Б. Очерки политической психологии. М., 1988.

 

 

Экономическая психология

Введение

Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии — нового научного направления, призванного интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании хозяйственной жизни общества, экономического поведения, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. Объективной предпосылкой становления экономической психологии в России явились радикальные преобразования, смена экономических отношений, прежде всего в сфере отношений собственности на средства производства, появление новых субъектов экономической активности. Становление и углубление рыночных отношений в российской экономике, ее включение в систему мировых экономических связей, обострение внутренних проблем экономического реформирования и развития сделали чрезвычайно актуальным научное исследование социально-психологических механизмов и закономерностей происходящих процессов. Неудачи первого этапа экономического реформирования ярко продемонстрировали ограниченность узко экономического подхода, породили ряд социальных проблем (безработицы, нищеты, преступности, апатии), для решения которых все более востребованными становятся знания и методы практической психологии.

Между тем в развитии двух материнских наук: экономики и социальной психологии также сложились отчетливые предпосылки к интеграции. С одной стороны, очевидный и признаваемый самими экономистами кризис экономической теории побуждает их к поиску контактов с представителями смежных, в первую очередь, социальных наук— социологии, культурологии, психологии, С другой стороны, в самой психологической науке, и в первую очередь в социальной психологии, отчетливо обозначились две взаимосвязанных тенденции. Дифференциация социально-психологического знания, связанная с появлением новых отраслей социальной психологии, призванных изучать психологическую сторону основных сфер жизни общества (экономики, политики, идеологии), сопровождается интеграцией социальной психологии с базовыми научными дисциплинами, изучающими фундаментальные законы развития этих сфер общественной жизни. Поэтому становление экономической психологии именно на стыке социальной психологии и экономики является вполне закономерным феноменом, позволяющим рассматривать его в ряду других, сходных с ним, а именно — с развитием политической, юридической, этнической психологии. Оно же со всей очевидностью отражает и положение экономической психологии в системе современного научного знания.

Вопросы для контроля

 

1. Назовите основные сферы экономической жизнедеятельности.

2. Определите предмет экономической психологии и ее основные задачи.

3. Расскажите об особенностях подхода экономики и психологии к пониманию экономического поведения

4. Назовите основные направлении эмпирических исследований в области экономической психологии.

5. Приведите примеры использования психологической теории и понятии и экономике и экономических — в психологии.

6. Расскажите об основных этапах становления экономической психологии.

7. Назовите преимущества и недостатки эксперимента и полевых эмпирических исследовании в экономической психологии.

8. Охарактеризуйте место экономической психологии в системе современного научного знания

9. Назовите и раскройте основные методологические принципы экономической психологии.

10. Расскажите об исследовании динамики социально-психологических явлений в условиях изменении форм собственности.

 

Практические задания

 

1. Проанализируйте свое экономическое поведение в течение дня.

2. Приведите примеры нерациональною с экономической точки зрения поведения, лайте психологический анализ этих поступков.

3. Сформулируйте свои предложения по практическому применению психологических знании и методов в различных сферах экономической жизнедеятельности.

 

Литература

 

1. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993.

2. Андреева Н.А, Экономическая психология М., 2000.

3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

4. Бункина М.К , Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. М , 1998.

5. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998.

6. Дейнека О.С. Экономическая психология. СПб., 1999

7. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. /Отв. ред. А.Л.Журавлев. М.: ИП РАН, 1996.

8. Диттмар X. Экономические представлена подростков. // Иностранная психолог. 1997. №9, С. 25-36.

9. Дробышева Т.В. Изменение субъективной семантики социально-экономических понятий у детей. // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: «Наука», 1999.

10. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дисс. д-ра психол. наук. М, 1999.

11. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социально-психологические трудности развития малого бизнеса в России. // Психол.журн.Т.14.1993. № 6. С. 23-34.

12. Журавлев А.Л.. Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М.: ИП РАН, 1995.

13. Китов А.И. Введение в экономическую психологию. М., АНХ, 1993.

14. Китов А.И. Экономическая психология. М.; Экономика, 1987.

15. Лебедев А Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1995.

16. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. // Теория потребительского поведения и спроса /Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1993.

17. Линчевский Э.Э. Социальная психология торговли. М.: Экономика, 1981.

18. Лунт П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра // Иностранная психология. 1997. №9. С. 8-16.

19. Малахов С.В, Основы экономической психологии. М., 1992.

20. Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб., 1997.

21. Позняков В.П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности. // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М.: ИП РАН, 1997. С. 91-103.

22. Позняков В.П. Межгрупповая дифференциация в сельских общностях в условиях изменении форм собственности. //Психол.жури. Т.18. 1997. № 5. С. 62-73.

23. Позняков В.П Деловая активность личности и выбор формы собственности. // Психол. обозр. 1997. № 5.

24. Позняков В.Л. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности. // Психол. жури. T.21. 2000. № 6 С. 38-50.

25. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000.

26. Позняков В.П., Познякова ЕВ. Исследование сберегающего повеления жителей Москвы. //Социально-психологическая динамика в условиях ЭКОНОМИЧЕСКИХ изменений. / Отв. ред А.Л. Журавлев и Е.В. Шорохова. М., ИП РАН, 1998.

27. Позняков В.П. Экономическая психология. // Современная психология. / Под ред. В.Н. Дружинина. М,: Инфра-М, 1999. С. 566-571.

28. Попов В.Д. Психология и экономика: Социально-психологические очерки. М.: Сов. Россия, 1989. 304 с.

29. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М,: Аспект пресс.,2000. 368с.

30. Ростовский В.П. Социально-психологические проблемы безработицы. // Социальная психология экономического поведения. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: «Наука», 1999.

31. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М., 1999.

32. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

33. Социальная психология экономического поведения. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999.

34. Тугарева Е.В. Введение в экономическую психологию. // Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2000. С. 482-515.

35. Фоксал Г. О природе торгующей фирмы // Иностранная психология. 1997. №9. С, 17-24.

36. Фоломеева Т.В., Цехоня О.С. Проективные тесты в исследовании потребительского поведения. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. №4.

37. Энджел Д., Блекуэлл Р., Миниарл П. Поведение потребителей. СПб., 1999.

 

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп — народов. С древних времен существовала потребность в психологических характеристиках этносов, обусловленная дипломатическими, военными и иными нуждами. В связи с этим изучение психологических особенностей народов и практическое использование полученных материалов стало осуществляться задолго до создания основ этнической психологии. В истории исследований по этнической и кросскультурной психологии за рубежом и в России выделяют четыре периода (этапа).

Первый этап (донаучный) включает работы до середины XIX века. В 1859 г. в Германии вышел первый номер журнала «Психология народов и языкознание» под редакцией Г. Шгейнталя и М. Лацаруса. В России в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программным заявлением на заседании Русского географического общества по изучению народов, входящих в состав Российского государства. В программе исследования он выделил три области: язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую» (Будилова, 1983), Как видно по датам, донаучный период за рубежом и в России примерно совпадают.

Второй этап (описательный) в западной этнической психологии закончился в 1905 г. Наиболее известной работой данного периода являются первые тома многотомного издания немецкого ученого В. Вундта «Психология народов» (Вундт, 2001). В России этот период длился до 1935 г. Наиболее известной работой этого периода является работа Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию», которая была опубликована в 1927 г. (Шпет, 1996).

Третий период (создание научных основ) в западной этнической психологии начался в 1906 г., когда В. Риверс в Великобритании опубликовал результаты исследований по зрительному восприятию в разных этносах, полученные с помощью экспериментальных методов. 1925 г. — знаменательная дата в истории развития этнической психологии: в США был впервые опубликован психологический и социально-психологический тест на этническую предубежденность (шкала Богардуса) (Bogardus, 1925). Это позволило в дальнейшем перейти от описательных характеристик этносов к количественным замерам. В 1934 г. в США сложилось первое научное направление в этнической психологии «Модели культуры», основоположником которого является Р. Бенедикт (Benedict, 1934). Затем появляется совместная концепция А. Кардинера и Р. Линтона «Основная структура личности» (Kardmer, 1939; Linton, 1945).

В России создание научных основ началось в 1936 г. Названная дата связана с проведением А.Р. Лурия в Средней Азии полевых работ с использованием экспериментальных методик. Результаты этого исследования были опубликованы лишь в 1974 г. (Лурия, 1974). Этот этап характеризовался первоначальным запретом на исследования по этнической психологии (1937-1958), а потом значительным увеличением количества публикаций и защит диссертаций по проблемам национальной психологии. В данный период более активно использовалось понятие «национальная психология». К исследованиям по национальной психологии активно подключились философы, этнографы, психологи, историки и представители многих других профессий, публикации которых носили в основном теоретический характер (исключение составляют работы военных психологов, проводивших прикладные исследования).

Четвертый период (становление этнической психологии) на Западе с 1946 г. и продолжается по настоящее время. Данный этап характеризуется лавинообразным потоком публикаций по кросскультурной и этнической психологии и стремительной тенденцией использования экспериментальных методов. В научных изысканиях также участвуют этнологи, психологические антропологи и представители других профессий, использующие качественные методы исследования,

Возникшая позднее теория национального характера представлена работами М. Мид и Дж. Горера (Mead, 1951; Gorer, 1950). Подход, связанный с «модальной личностью», был предложен X. Дьюкером и Н. Фрайда, А. Инкелисом, Д. Лсвинсоном, ( Duijker, Frijda, 1960; Inkeles, Levinson, 1965) Теория географических факторов в этнопсихологии разрабатывалась В. Хелльпагом и П. Хофштеттером (Hellpach, 1954; Hoffstatter, 1957). В настоящее время наиболее известными специалистами в этой области считаются X. Триандис {Triandis, 1979, 1994), В. Лоннер, Д. Берри (Lonner, Berry, 1989), Хофштед (Hofstede 1980, 1991) и др.

В России четвертый период начался в 1985 г., когда Г.У. Кцоева (Солдатова) защитила в Институте психологии АН СССР кандидатскую диссертацию, впервые использовав количественные методики сбора информации и методы математической статистики для обработки результатов (Кцоева, 1985).

Этот период в нашей стране характеризуется активным привлечением экспериментальных методов в проводимые исследования, увеличением числа публикаций и подготовкой высококвалифицированных специалистов (кандидатов и докторов наук) по проблемам этнической психологии. Для данного этапа характерно резкое снижение финансирования фундаментальной науки (в том числе и этнической психологии), но оказание целенаправленной помощи ученым с помощью различных грантов, в том числе и зарубежных. В России появляются многочисленные публикации по этнической и кросскультурной психологии. Снимается запрет на исследование политически острых проблем этнической психологии.

Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г. Г. Шпета (Шпет, 1927), С. И. Королева (Королев, 1970), И. С. Кона (Кон, 1971), Б. Ф. Поршнева (Поршнев, 1979), в экспериментальном плане — А. Р. Лурию (Лурия, 1974) и Г.У. Кцоеву (Солдатову) (Кцоева, 1985).

Основными центрами по исследованию различных проблем этнической психологии в настоящее время являются Институт психологии и Институт антропологии и этнологии РАН, кафедры социальной психологии Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, а также других вузов, где работают преподаватели, занимающиеся этой проблемой [Единственной кафедрой в России, в название которой входит этническая психология, является кафедра «Социальной и этнической психологии», организованная А Л. Журавлевым в 1994 г. в Московской гуманитарно-социальной академии].

Основные понятия.В настоящее время в мировом этническом процессе прослеживаются две тенденции. Первая заключается в глобальной интеграции народов, а вторая — в дифференциации этносов, сохранении этнической идентичности.

Выделяют следующие общественно-исторические типы этнических общностей: нация, народность, племя и род. Применительно ко всем группам используется понятие «этническая психология». По отношению к нации и народности иногда применяется понятие «национальная психология» , а к племени и роду — «трайбалистская психология» (в России употребляются понятия «родоплеменная психология» и «родоплеменные пережитки»).

В англо-американской научной литературе вместо понятия «этническая психология» принято название «кросскультурные исследования», или «кросскультурная психология», что предполагает проведение эмпирических работ, цель которых — сравнение психологических характеристик одного, двух, а иногда и большего количества представителей разных народов.

Этническая психология занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения.

Этнические (национальные) стереотипы — широко распространенные традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представителях разных этнических групп. Они могут формироваться как на основе личного опыта общения с представителями этнической общности, так и на основе прочитанных книг (научных, популярных и др.), просмотренных видео- и кинофильмов, рассказов о данной национальной группе и пр. Выделяются гетеро- и автостереотипы. Гетеростереотип — это представление об этнопсихологическом облике другого народа (аутгруппы) и фиксация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппе) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения.

Этническое (национальное) сознание представляет собой отражение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в духовной и материальной культуре, а также в обыденном сознании (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.).

Процесс перемещения народов с одних мест в другие принято называть этническими миграциями, а приспособление к новым, ранее неизвестным для них условиям, — этнической адаптацией. Процесс адаптации к языку и культуре, сопровождаемый сложностью и напряженностью, носит название аккультурации, а процесс социальной адаптации — эджастмент (приспособление) (Стефаненко, 1993). Психологические проблемы процесса адаптации мигрантов к новой среде глубоко и обстоятельно исследованы в англоязычной литературе (Oberg, 1960; Bochner, 1982; Kim, 1988; Berry, 1976, 1992). Среди отечественных источников этим проблемам посвящены работы Н.М. Лебедевой (1993) и Т.Г. Стефаненко (1993,1996). В названных исследованиях рассматриваются вопросы «культурного шока» (негативные чувства, дискомфорт и пр.), который сопровождает приспособление мигрантов к ранее неизвестным им условиям, формы адаптации: геноцид (доминирующая или обладающая большими ресурсами общность стремится уничтожить противоположную группу; здесь проявляется этническая нетерпимость или интолерантносгь к представителям другой общности); ассимиляция (господствующая этническая группа принуждает представителей других этнических общностей заимствовать ценности, образ жизни и другие стороны своей доминирующей культуры); сегрегация (раздельное независимое развитие двух этнических общностей; допускается идея их реального существования) и интеграция (обе этнические группы сохраняют идентичность; их представители «принимают» другой образ жизни и находят в положительные моменты).

Последующие исследования выявили так называемые U-образную и W-образную кривые (психические подъемы и спады), которые сопровождают адаптационные процессы мигрантов.

За рубежом и в России разрабатываются конкретные программы по подготовке людей к межкультурному взаимодействию (Tnandis, 1975, 1994, Handbook of intercultural training, I983; Bnslm, Cnshner, Cherrie, Yong, 1989; Стефаненко, 1996; Шеинов, 1996; Резников, Марасанов, 1998) В них рассматриваются конкретные методики повышения межкультурной сензитивности и рекомендации к общекультурному и культурно-специфическому подходам (когда человеку придется общаться с большим количеством представителей разных этносов или с представителем одной этнической группы).

Р. Альберт предложил метод, назвав его «техникой повышения межкультурной сензитивности» (культурный ассимилятор), представляющий описание разнообразных ситуаций, в которых взаимодействуют представители двух разных культур и четырех вариантов пояснений (интерпретаций) возможного поведения персонажа в каждой ситуации. Человек, проходящий подготовку, должен выбрать один из возможных вариантов и пояснить мотивы своего выбора (Albert, 1983). Л. Коле выделяет четыре типа обучающих программ: просвещение, ориентирование, инструктаж и межкультурный тренинг (Kohls, 1987).

При описании психологического облика конкретного этноса порой некорректно используются выражения типа «психология русских», «психология японцев» и пр. Точнее будет сказать — «психологические (этнопсихологические или национально-психологические) особенности русских», «психологические (этнопсихологические или национально-психологические) особенности японцев».

Рассмотрим, что вкладывается в понятия «национальный характер», «национальный темперамент» и «национальное чувство».

Национальный характер вбирает в себя наиболее типичные и достаточно устойчивые психологические особенности, выражающие отношения большинства представителей этнической общности к разным явлениям окружающего мира. Он может быть концептуально рассмотрен как детерминант поведения представителя этнической общности.

Под национальным темпераментом понимаются типичные проявления его свойств у большинства представителей этноса. Несмотря на то, что в каждом народе имеются все типы темпераментов, динамика проявления их психической деятельности осуществляется по исторически закрепленным в сознании народа канонам (этническим нормам).

В основе этнического (национального) чувства лежит эмоциональная сторона осознания своей этнической принадлежности. Оно тесно связано с существованием в народе национальных и националистических идеи. В зависимости от господства национальных или националистических идей в обществе проявляются и соответствующие национальные чувства. Национальное чувство из всех компонентов этнической психологии является наиболее ранимым.

Этническая психология тесно связана с этнологией (этнографией), социологией (этносоциологией), историей, культурой и многими общественными науками.

Природа этнической психологии.На формирование этнопсихологических особенностей народа влияют многие факторы. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором становления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик. На формирование психологии этносов большое влияние оказывает политика и идеология, господствующие в обществе. Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенациональных масштабов. Своеобразие психологии этноса может быть обусловлено и религией. В ходе распространения мировых религий сложившаяся религиозная система накладывалась на местные традиции, обычаи и привычки. В результате происходило взаимное изменение как местных нравов, так и религиозных концепций. На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.) и межнациональный опыт общения. Определенное значение для образования этнопсихологического своеобразия имела географическая среда. Важная роль в изменении психологии народов принадлежит миграциям. Перемещающимся представителям этноса приходится адаптироваться к новой географической среде и культурным условиям.

Проживание в сходных экономических, социальных и природно-экономических условиях обусловило возникновение одинаковых черт в национальном характере различных народов, похожих между собой норм и правил поведения. В быстро меняющихся общественно-политических и экономических условиях этнопсихологическое своеобразие народа является относительно устойчивой системой. Вместе с изменением основополагающих детерминант происходит и незаметное изменение этнопсихологических характеристик (Резников, 1997; Резников, Нгуен Нгок Тхыонг, 1999).

Функции этнической психологии.Этническая психология раскрывается в трех взаимосвязанных функциях: отражательной, регулятивной и воспитательной (Резников, 1997).

Особенностью от<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...