Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арт-менеджмент в структуре этнокультурной деятельности

Народное художественное творчество – неотъемлемая часть народной художественной культуры, в основе которой – этнохудожественное сознание во всем многообразии его культурно-исторических типов и форм воплощения. Такое сознание определяет этнические стереотипы коллективной и индивидуальной художественной деятельности и ее предметные результаты. Оно отражает менталитет народа, «народный характер», те или иные народные картины мира. Этнохудожественное сознание своеобразно преломляется в субэтнических культурах [1, с. 5].

Давая определение народной художественной культуре, В.Е. Гусев пишет: «Понятием народная художественная культура интегрируются разнообразные формы творческой деятельности народа, его различных социальных слоев и групп. В процессе своего исторического развития она во все большей степени включает различные виды массовой художественной самодеятельности» [2, с. 107].

А.С. Каргин основными структурными образованиями современной народной художественной культурысчитает устно-поэтический и музыкально-драматический фольклор, художественную самодеятельность как социально-организованное творчество, неофольклор как неформализованное бытовое досуговое творчество, фольклоризм или вторичный, сценический фольклор, а также декоративно-прикладное, художественно-прикладное искусство и изобразительный фольклор [3, с. 17-18].

Системная научно-исследовательская работа и практическое освоение узоров народного искусства ведётся в коллективах детского художественного творчества, кружках прикладных навыков в учреждениях сферы образования, в государственной клубной системе, клубных учреждениях нового типа (домах ремёсел, центрах и школах народного творчества, фольклора, национальной культуры, классах фольклорного искусства в детских школах искусств и др.). В 2002 году в клубных учреждениях страны работало 13,5 тысяч клубных формирований для детей. В содержании работы многих из их ― изучение традиционной белорусской культуры и искусства [4, с. 71].

Ведется работа по созданию и реализации региональных целевых программ, делаются попытки практического освоения и подражания фольклорного художественного наследия детьми и молодежью, создаются новые фольклорные коллективы. В деятельности стационарных заведений культуры получили распространение программы обучения по таким традиционным белорусским видам декоративно-прикладного искусства, как ткачество, вышивка, плетение поясов, гончарство, резьба по дереву, соломоплетение, инкрустация, изделие кукол, вытинанка и др. [4, с. 95, 99]. Специфика работы этих заведений заключается в тем, что процесс обучения способам и приемам прикладных видов искусства ведется в непосредственном контакте мастера и учеников, а их изделия ― конкретные итоги детского творчества ― активно включаются в художественно-воспитательный процесс: используются в выставочной деятельности, для украшения интерьеров учебных заведений и частных квартир, для отделки национальных костюмов и т.д.

Этнокультурная деятельность ― деятельность по изучению, сохранению, производству, распространению, потреблению, транслированию этнокультурных ценностей. Цель данной работы ― охарактеризовать современную организационную структуру (формы, методы, направления) этнокультурной деятельности в Республике Беларусь и выявить в ней роль арт-менеджмента как организационно-управленческого сопровождения вышеназванных процессов в народном художественном творчестве.

Базой исследования является центральный регион нашей страны ― Минская область, где работа в названном направлении ведется достаточно активно, последовательно и системно.

По мнению исследователя Г.Н.Новиковой, арт-менеджмент представляет собой “профессиональное управление процессом создания художественных ценностей, продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов” [5].

Современное народное художественное творчество является объектом внимания исследователей различных областей знаний.

В Беларуси освоение и воссоздание песенных, инструментальных и хореографических традиций осуществляется в деятельности фольклорных коллективов. Фольклорный коллектив 1) В традиционной культуре ― устойчивая группа исполнителей фольклорных произведений, связанных с народными обрядами и праздниками. 2) Форма современного любительского творчества, в которой воссоздается традиционное народное искусство (танцы, песни, инструментальная музыка) преимущественно в сценических условиях; один с видов современного фольклоризма. Фольклорный коллектив 2-го типа потеряли свои изначальные функции, в их фольклор оторван от своей традиционной бытовой приуроченности.

В современной фольклористической литературе выделено несколько типов фольклорных коллективов: а) аутентичные, либо так называемые. этнографические ансамбли, в репертуаре которых сохраняется определенная локально-региональная традиция. Для их характерна диалектная форма исполнительства. Эти коллективы генетически связаны с народным бытовым музицырованием, их склад формируется в натуральном деревенском окружении. Фольклорные коллективы функционируют согласно законам натурального бытования традиционного искусства, которыми появляется самоорганизация, саморегуляция и самоуправление.

Характерным свойством художественного творчества фольклорных коллективов является синкретизм, это значит неделимость на отдельные виды и жанры. Слово, мелодия, движение и другие выразительные средства находятся здесь в неразрывном единстве, сочетании и взаимодополнении. Коллективный характер художественного творчества фольклорных коллективов и устный способ передачи произведений народного искусства ведет к отсутствию (незафиксированности) авторства. Их выступления имеют импровизационную основу.

Деятельность этих фольклорных коллективовориентировано на освоение аутентичных форм традиционной культуры. В таких объединениях обучение ведется устным путем, устанавливается непосредственный контакт с носителями традиции, используются фольклорные первоисточники, ведется комплексное изучение истории и культуры стороны, происходит освоение микрорегиональных особенностей музыкального, вокального, хореографического наследия, художественные образцы включаются в бытовую практику.

Освоение аутентичных фольклорных традиций появляется характерной чертой творчества детских фольклорных коллективов Минской области "Калыханка" Михановичского Дома фольклора Минского района (руководитель Лариса Рыжкова), "Берагіня" д. Мётча Борисовского района (руководитель Николай Козенко), "Верабейкі" Любанского Центра культуры (руководитель Сергей Выскварка), “Вянок” Раковского СДК Воложинского района и др.

Для экспериментальных фольклорных коллективовхарактерно возрождение и освоение жанров традиционного фольклора. Их деятельность протекает в окружения, не связанных с народной культурой. Такие фольклорные коллективы(городские, молодежные, студенческие) преследуют цели точного воссоздания настоящих диалектных стилей фольклора. Им свойственно не копирования аутентичного фольклора, а глубокое постижение и осмысление художественного прототипа. Репертуар усваивается ими целенаправленно как итог изучения народных традиций, часто в процессе самостоятельной собирательской работы. Участники таких фольклорных коллективовне являются носителями определенной локальной традиции, их творчество возникла на иной, отличной от аутентичных фольклорных ансамблей, социально-психологической и культурно-бытовой основе.

К этому типу фольклорных коллективов относятся певческие молодежные группы "Ветах", "Гуда", "Дэсань" , вокально-инструментальный "Ліцьвіны", инструментальный ― капелла Алеся Лося (все ― г. Минск) и др.

Деятельность стилизаторских фольклорных коллективовоснована на обработках фольклорных произведений профессиональными композиторами и композиторами-любителями. Их творчество направленно на вторичный, секундарный фольклор ― разные его виды и жанры в обработках, аранжировках (литературных, композиторских, хореографических, режиссерских), которые сохраняют функцию фольклорной первоосновы, не переходят в формы профессионального искусства и могут функционировать в любых условиях города или деревни. Для их характерно трансформация фольклора, наддиалектная форма его воссоздания, переосмысление художественных прототипов и традиции. Эти ансамбли ориентируются на создание условно традиционных, обобщенных, общенациональных форм. Яны возникают, как правило, не в бытовой сфере и не путей прямого развития локальной традиции. Репертуар стилизаторских коллективов не совпадает ни с одной конкретной традицией. Региональные особенности проявляются слабо, причем в основном на сюжетно-содержательным, а не на стилевом уровне.

Люди разного социального, национального происхождения и профессиональной принадлежности, для каких занятия фольклором ― это форма препровождения досуга, считаются любителями фольклора, субъектами вторичного фольклора, а их деятельность, организуемая и управляемая официальным художественным руководителем в организованных формах (кружках, коллективах при клубах, Домах и Дворцах культуры, заведениях образования), в декоративно-прикладном, музыкальном, театральном, хореографическом, цирковом, киноискусстве и фотографии, носит название любительского искусства или самодеятельного художественного творчества.

Фольклорные коллективы данного типа различаются между собой подходом к формированию репертуару, а также степенью стилизации фольклора. Среди их встречаются коллективы, которые усваивают и творчески перерабатывают региональные фольклорные традиции, делают оригинальные обработки и аранжировки. Среди их заслуженные ансамбли народной музыки "Выцінанка" Столинского ГДК, "Палешукі" Ивановского РДК Брестской области, "Поозерье" Поставской детской музыкальной школы Витебской обл., "Крупіцкія музыкі" Крупицкого центра культуры Минского района и др.

Большинство фольклорных коллективовназванного типа развивается по профессиональному образцу, ориентируется исключительно на сценические формы воплощения, в основе их репертуару обработанные узоры народного искусства. Руководство такими коллективами осуществляют, как правило, специалисты, которые не владеют методикой освоения устной фольклорной традиции. Обучение происходит исключительно согласно письменным источникам, без направленности на местные диалектные особенности художественного наследия.

Охарактеризованные выше фольклорные коллективы ведут активную культуротвоческую, социально-педагогическую, концертно-гастрольную деятельность, успех которой зависит от содержания и направленности усилий арт-менеджмента, материально-технических и организационно-управленческих задач, которые ставятся и успешно решаются.

Целенаправленную работу по изучению, сохранению, распространению белорусской традиционной культуры, выявлению её региональных особенностей, изучению и обеспечению преемственности промыслов и ремесел ведут Дома (Центры) фольклора, ремесел, школы народного творчества, национальной культуры, классы фольклорного искусства детских школ искусств.

В республике действует сеть районных и сельских домой ремесел, домов фольклора, кружков. Согласно статистическим данным, в 1997г., в республике существовало 32 Дома (Центра) ремесел, из их 14 сельских; 30 Домов (Центров) фольклора, из них на селе - 25; 40 школ народного творчества, из них сельских - 39, городских - 1. Уже в 2005 году действовали 61 Дом (Центр) ремесел и 46 Домов (Центров) фольклора. Их деятельность позволяет комплексно решать задачи сохранения местных традиций того или иного вида народного искусства или художественного ремесла. Инициатором в этой области выступила Витебская область, где на сегодняшний день дома ремесел действуют во всех районных центрах. В последние годы ее примеру активно следуют и другие регионы Беларуси.

Дома (Центры) фольклора, народного творчества, народных традиций это новые типы заведений культуры комплексного характера, деятельность которых ориентирована на традиционную культуру (обучение ремеслам, работа с песенно-музыкально-танцевальными видами народного искусства).

Деятельность сельских Домов фольклора сочетает в себе формы фольклористической и клубной работы. Основными направлениями их деятельности являются: работа с коллективами любительского художественного творчества; организация и проведение традиционных праздников; работа с аутентичными фольклорными группами; организация преемственности народных местных традиций детьми; собирательская работа. В Домах (Центрах) ремесел органично сочетаются деятельность по обучению художественным ремеслам взрослых и детей с другими родственными направлениями деятельности по сбережению и дальнейшему развитию традиций народного искусства, поддержке народных мастеров, повышению уровню их мастерства, сбора материала по традиционным видам народного декоративно-прикладного искусства, их научной обработке.

Спектр работы этих учреждений культуры довольно широкий - от исследований в ветви этнологии и фольклора к апробирования полученных знаний в методической и практической деятельности кружков, студий изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Творческие поиски Домов (Центров) ремесел ведутся, главным образом, в двух основных направлениях: работа с мастерами по развитию народных промыслов и ремесел, выявлению их региональных и локальных черт и обучение народным ремеслам в кружках и студиях.

В Домах (Центрах) ремесел как специализированных учреждениях определённого профиля сложилась следующая система обучения:

- кружки на базе Домов ремесел в районных центрах;

- филиалы Дома ремесел в сельских населенных пунктах, где кружки работают на базе клубов, библиотек, средних школ;

- школы мастера на дому.

Такая расширенная сеть обучения позволила привлечь к сотрудничеству с Домами (Центрами) ремесел народных мастеров, продолжить натуральную преемственность традиционных видов народных ремесел.

Дом (Центр) ремесел представляет собой ядро работы по обучению ремеслам, работе с народными мастерами, как в районном центре, так и в сельских населенных пунктах. Дом (Центр) ремесел выполняет функции основного организатора этого направления работы в районе, и одновременно решает ее научно-методические задачи.

Модель районного Дома (Центра) ремесел наиболее полно соответствует Целям и задачам обучения художественным ремеслам. Эти учреждения имеют собственную базу (приспособленные здания), классы, мастерские для проведения кружковой работы, выставочной деятельности, продажи изделий учеников, педагогов и народных мастеров. Районные Дома (Центры) ремесел хорошо обеспеченны оснащением, оборудованием и инструментами для занятий. Они имеют значительные преимущества в обеспечения квалифицированными кадрами руководителей кружков с высшим и средним специальным образованием по сравнению с аналогичными сельскими учреждениями культуры.

Деятельность районных Домов (Центров) ремесел в основном основывается на научной базе местных краеведческих музеев. В Домах (Центрах) ремесел формируются библиотечки специальной литературы по ремеслам, этнографии Беларуси. В Домах (Центрах) ремесел создаются фонды этнографических экспонатов, видеоархивы, собираются фотоматериалы о мастерах, выставках, фиксируются технологии изготовления произведений народного искусства. Все это составляет хорошую базу для учебного процесса [6, c. 98].

Удачное сочетание образовательных форм и актуального содержания получилось в деятельности школ народного творчества, которые получили распространение в Брестской области. Там работают классы по традиционным народным ремеслам (вышивка, ткачество, соломоплетение, инкрустация соломкой, резьба, роспись по дереву), многие изучают песенно-музыкально-танцевальные традиции. Важность этой работы заключается в тем, что учебный процесс предусматривает выполнение древних законов межпоколенной трансмиссии: привлечение к занятиям местных знатоков народных традиций, потомственных мастеров, обучение должно вестись устным путем и путём имитации. Например, обучение игры на музыкальных инструментах должно вестись без нот, песенной традиции ― с голоса, народному танцу ― без расчленения его на отдельные элементы и т.д.

Дома (Центры) фольклора, народного творчества, народных традиций можно отнести к комплексным учреждениям, где осваиваются формы и материальной, и духовной культуры (народные ремесла, обряды, песни, музыка, танцы).

В материально-техническом плане Дом ремесел представляет собой отдельно расположенное нежилое помещение из нескольких комнат, в которых располагаются различные мастерские для занятий тем или иным ремеслом, нередко - выставочный залов, салон-магазин по реализации работ мастеров и т.д. Направление деятельности жестко не регламентируется и обычно зависит вот наличия тех или иных специалистов - как местных народных мастеров, да и выпускников различных курсов или учебных заведений, получивших необходимые навыки. Немаловажным фактором является доступность того или иного сырья, наличие необходимого оборудования и т.д. Наиболее популярные виды ремесел ― соломоплетение, аппликация соломой, вытинанка, ткачество, вышивка, мелкая глиняная пластика, нередко в комплексе предоставленные в одном учреждении. Однако во многих случаях преобладает какой-либо один доминирующий в окрестностях вид народного искусства, требующий особой заботы и поддержки. Например, в г. Гродок Витебской области возрождают характерное для региона разреженное ткачество, в г. Ивенец Минской области ― традиционную фляндрованую керамику, которой когда-то славилось местечко.

Основной контингент учащихся в домах ремёсел составляют преимущественно местные школьники, которые с удовольствием осваивают секреты того или иного художественного ремесла или вида народного искусства.

В 2005 году в Минской области действовало 9 Домов фольклора, 11 Домов ремесел, Центр ткачества, 2 Центра традиционной культуры, 5 Центров народного творчества, 3 Дома мастеров и клуб-музей народного быта. В 2007 году работало 14 домов (центров) ремёсел и 10 домов фольклора.

В Минской области насчитывается более чем 3200 мастеров. Дома, Центры ремесел являются базой для методического и практического обеспечения деятельности районных клубов мастеров народного творчества, которых в области 15. 9 из них имеют почетное звание "народный самодеятельный коллектив". В Воложинском районе клуб народных мастеров объединил более чем 50 умельцов, в Мядельском - 70, в Березинском районе - 60.

Дома ремесел, клубы народных мастеров организуют выставки народного творчества. В 2002 году Домами ремесел проведено 200 выставок народного творчества.

На базе Домов и Центров ремесел Молодеченского, Вилейского, Несвижского, Клецкого районов открыты салоны-магазины по продаже изделий мастеров народного творчества. Данные учреждения достаточно хорошо обеспечены инструментами и оборудованием для занятий, необходимыми материалами и сырьем. Многие из их имеют гончарные круги, муфельные печи для обжига керамических изделий, деревообрабатывающие и ткацкие станки.

Дома (Центры) ремёсел проводят целенаправленную работу по развитию народных промыслов и ремёсел в своих регионах. Важной её составляющей является объединение и координация деятельности мастеров народного художественного творчества. Системную целенаправленную деятельность осуществляют объединения народных умельцев, которые проводят коллективные и персональные выставки народного творчества, вечера отдыха, творческие встречи, организуют обмен опытом.

Дома (Центры) ремесел оказывают платные услуги населению. Популярным видом платных услуг стала выставка-продажа изделий мастеров народного творчества. Особого внимания в этом направлении заслуживает опыт Молодеченского районного Центра ремесел в д. Красовщина, который имеет 4 филиала (г. Молодечно, деревни Турец-Бояры, Городок, Красное), 9 помещений для кружковой работы, 2 выставочных зала, в одной их которых создан и работает музей, включаемый в республиканский туристический маршрут. На базе Центра ремесел открыт салон-магазин по продаже произведений мастеров народного творчества. Вилейский районный Дом ремесел д. Избино принимает заказы на изготовление изделий из дерева. Морочский Дом ремесел Клецкого района ежегодно реализует сотни изделий из этого материала, здесь работает салон-выставка по продаже изделий народных умельцев.

Анализ деятельности новых типов заведений культуры свидетельствовать об определенном положительном опыте работы по сохранению, поддержке и развитию традиционного искусства.

Деятельность в сфере народного художественного творчества координируют областные Центры народного творчества, которые выполняют функции арт-менеджмента на региональном уровне.

В менеджменте этнокультурной деятельности огромное значение имеют такие массовые формы социально-культурной деятельности, как фестивали народного художественного творчеств и праздники-конкурсы народных ремёсел, которые позволяют комплексно решать художественно-эстетические, социально-педагогические и иные задачи культурного развития и являются составной частью государственной культурной политики и показателем системной и целенаправленной деятельности по поддержке народного художественного творчества в регионе.

В Минской области проводятся одножанровые фестивали вокального (“Пеўчае поле”), инструментального (“Майскі вальс”, “Сымон-музыка”), хореографического (“Карагод сяброў”), театрального (“Бярэзінская рампа”, “Чароўны куфэрак”) искусства и многожанровые (“Напеў зямлі маёй”, “Свет тволрчасці, свет захапленняў”, фестивали юмора) и другие.

Праздники-конкурсынародных ремёселпроводятся с целью выявления состояния и перспектив развития народного декоративно-прикладного искусства, его пропаганды и популяризации, стимулирования деятельности народных мастеров. На Минщине традиционными стали праздники-конкурсы гончарства “Гліняны звон” (с 1996), соломоплетения “Саламяныя дзівосы” (с 1997), мастеров лозоплетения “Лазовыя карункі” (с 1998), ткачества “Матчыны кросны” (с 2002), а также резчиков по дереву “Разьбы зачараванне” (с 2001), вытинанки “Папяровыя карункі” (с 2002), “Беларуская лялька” (с 2007) и др. Праздники-конкурсы организуются с определённой периодичностью, чаще всего в традиционных центрах развития ремёсел (плетения, ткачества и т.д.). Программа включает художественную составляющую (демонстрация результатов творческой деятельности на выставках) и соревнование непосредственно в ходе мероприятия.

Условиями конкурса определяются приоритеты в развитии видов и жанров народного искусства. Работы рассматриваются на соответствие традициям белорусской народной культуры, оцениваются жюри по скорости, качеству, техническому и художественному уровню выполнения. Победителям присваивают почётные звания (лауреат, дипломант), вручают грамоты, в качестве поощрения дипломы, денежные премии, ценные подарки и др. Художественное оформление праздников-конкурсов включает выставочные, концертные, театрализованные, развлекательные и другие мероприятия.

Система праздников и фестивалей свидетельствует о разнообразии интересов населения Минской области в сфере народного художественного твочества, а также об умелом сочетании организационно-управленческих и художественно-творческих усилий для достижения значимых социально-культурных результатов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...