Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кадровый ресурс арт – менеджмента

 

Обращая внимание, что кадровая составляющая играет решающую роль в реализации задач арт-менеджмента, рассмотрим ряд подходов к формированию теории управления в сфере культуры и искусства как научной отрасли знания.

В ресурсной базе отрасли культуры в группе ресурсов воздействия определяющее место принадлежит кадрам культуры: как социально-профессиональная организация кадры обладают особыми запасами творческой энергии, не только суммирующими индивидуальную творческую энергию, но и дающее новое качество, которое направлено на коллективное созидание, преобразование социально-культурной среды. Кадры культуры выступают непосредственным субъектом социокультурной деятельности и являются значительной социально-профессиональной группой общества. Такая организация предстает как носитель определенных норм деятельности и познания, коллективных ценностей и представлений.

Функционирование кадров культуры происходит в сфере культуры как совокупности организаций и учреждений, которые в процессе общественного воспроизводства обеспечивают существование художественной культуры (народной и профессиональной), осуществляют "духовное производство" (создание художественных ценностей) и приобщение к ним населения. Кадры действуют в культурно-просветительных и театрально-зрелищных организациях культуры, средних специальных и высших учебных заведениях. Изучение их имеет ключевое значение при разработке путей и методов интенсификации социокультурной деятельности.

Кадры культуры – это основной состав специалистов, обеспечивающих функционирование учреждений культуры. Они осуществляют производство художественных ценностей как в предметном, так и в идеальном (художественные образы) выражении, их распространение (тиражирование) и сохранение, а также производство услуг по потреблению (освоению) художественной продукции и удовлетворению потребностей населения в культурно-досуговой деятельности. В соответствии с функциональными направлениями, с проявлениями личной творческой деятельности кадры культуры возможно подразделить на две группы: творцы (создатели и интерпретаторы) ценностей и организаторы культурного процесса. Эти две большие группы включают все существующие профессии специалистов культуры.

Кадры культуры объединены общими целями (стремлением к формированию благоприятной социально-культурной среды, в которой человек может развивать и удовлетворять свои культурные интересы и потребности, созданию и распространению разнообразных культурных благ); интересами (стремлением к совместному творчеству в культурно-просветительной или театрально-зрелищной сфере); ценностями (созданными или преобразованными материальными объектами и нематериальными проявлениями творчества); нормами (равенством субъектов культурной деятельности перед законом, недопустимостью установления преимуществ и привилегий в отрасли культуры, ориентацией на общенациональные и общечеловеческие принципы); совместной деятельностью (созданием, воспроизводством, сохранением, изучением, популяризацией, использованием и распространением культурных ценностей, удовлетворением информационных, культурных, научных, образовательных потребностей, организацией досуга населения).

Основу кадров культуры составляют специалисты отрасли, которые определяют содержание, статусную характеристику профессионального сообщества. Состояние и уровень функционирования учреждения культуры, художественного коллектива во многом обусловливаются их соответствующими способностями (природными склонностями и потенциальными возможностями к определенному виду художественного творчества); образованностью (владением широкими и разносторонними знаниями и умениями); квалифицированностью (уровнем знаний и подготовленностью к художественной деятельности); заинтересованностью (стремлением, направленностью на достижение творческих целей); активностью (энергичностью, подвижностью в творчестве, открытостью к общению).

Основной становится профессиональная компетентность в разных видах: концептуальная – глубокое понимание теоретических и методологических основ своей профессии или специальности; контекстуальная – представление о экономическом, социальном, психологическом окружении (фоне), в котором свершается тот или другой социально-культурный проект; технологическая – владение базовыми профессиональными умениями и навыками; адаптивная – способность предугадать изменения, важные для собственной профессии и быть готовым приспособиться к ним; коммуникативная – умение эффективно пользоваться разными средствами и способами связей; интегративная – способность сочетать теоретические знания с социально-культурной практикой [3].

Определяя суть социально-профессиональной организации культуры своей непосредственной функционально-деятельной активностью (через личностные, индивидуализированные черты), специалисты культуры в свою очередь испытывают влияние коллективных норм и образцов, являются носителями (проводниками) коллективных знаний, представлений и ценностей, свойственных данному сообществу. И это не просто направленность, а мироощущение, мировоззрение, особенная жизнь (душевная, эмоциональная) – в художественной культуре.

Кадры культуры обеспечивают: адаптацию личности в системе социальных коммуникаций; развитие последовательных процессов социализации и инкультурации; образование личности через постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков; ориентацию на внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности человека; вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в разные виды художественного, технического, прикладного и социального творчества; сохранение природной и культурной среды, обеспечение гармонии в системе "человек-природа"; рекреацию – зрелищно-развлекательный и оздоровительный отдых, психологическую разрядку человека; коммуникации – полноценное, содержательное общение в соответствия с интересами и потребностями личности, формирование деловых и межличностных отношений.

Кадры культуры как социально-профессиональное организация индивидов проявляется в определенной системе, которая вырастает из последовательности элементов. Представляется возможность графического изображения этой системы .

Фундамент системы – человеческие ресурсы культуры, чем в обществе появляются все носители художественных способностей, начиная с детей и подростков и включая взрослых участников любительского (самодеятельного) творчества. Количественно это самая большая часть кадровой составляющей сферы культуры: всего свыше 600 тыс. человек (данные 2002 г.). Среди них свыше 300 тыс. участников клубных (самодеятельных) формирований, в том числе 150 тыс. детей, а также около 300 тыс. учеников общеобразовательных школ и заведений внешкольного воспитания системы Минобразования, школ искусств системы Минкультуры. На человеческие ресурсы культуры направлены значительные профессиональные силы отрасли культуры, их обслуживает вся сфера культуры. Рабочие ресурсы культуры – это все фактические и потенциальные работники, которые владеют способностями к работе в культуре. Потенциальные работники – часть населения с художественным образованием, соответствующими способностями, но которые

 

 

Рисунок 7.1 – Система человеческого фактора культуры

или служат в Вооруженных силках, или повышают квалификацию с отрывом от производства, или занятые домохозяйством. Это учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений культуры и искусства, а также дипломированные специалисты культуры, работающие в других сферах народного хозяйства.

Для определения творческой силы в культуре используем понятие совокупной физической, духовной и интеллектуальной энергии человека, направленной на производство ценностей художественной культуры. Сюда же отнесем художественно-творческие задатки и способности людей, которые принадлежат как производителям, так и потребителям продуктов культуры. Непосредственную основу творческой силы складывает трудоспособность, а также знания, навыки и умения, которые позволяют человеку исполнять работу определенного качества и объема. Вершину пирамиды составляют художественно-творческие специалисты и вспомогательный персонал – кадры сферы культуры (штатные квалифицированные работники, прошедшие профессиональную подготовку и владеющие специальными познаниями, рабочими навыками или опытам работы в культуре).

Приведенная схема полезная для анализа кадровой составляющей художественной культуры, так как дает возможность наглядно представить с научной точки зрения качественную иерархию человеческого фактора и пропорции человеческих ресурсов культуры.

Общеизвестно, что важнейшим условием управления является лидерство, воздействующее на группы людей и побуждающее их к достижению общих целей. Связано это с возросшей ролью человеческого фактора в управлении организациями любой сферы человеческой деятельности, усложнением управления и усилением его зависимости от содержания и ценностей человеческих отношений. Практически каждая функция мене­джмента одновременно является и лидерской: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но прежде всего лидерство обусловлено так называемыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся процессы принятия управленческих решений и коммуникаций, а также технологии управления персоналом.

Французский ученый Э. де Боне выделяет следующие типы лидерства:

 

Тип лидера Характеристика лидера
Ведущие за собой Наиболее распространенный тип. Предпочитающие принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние, пришедшее к ним с опытом
Организаторы групп Основное качество — знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах
Исполнители Самый рациональный и значимый тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение пре­одолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив
Дипломаты Хорошо относятся к сотрудникам, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз
Генераторы идей Ориентация на новые задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичность
Продавцы Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Контроль своих идей и чужих эмоций
Синтезаторы Умеют выделить самое главное даже из большого объема информа­ции, что позволяет им открыть нечто новое
Разъяснители Умеют ясно объяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации
Реакторы Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями
Коммуника- торы Отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей. Хороший учитель
Исследова- тели Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты
Следопыты Идущие в одном направлении. Получив задачу, они выбирают методы ее решения и находят последователей
Хранители информации Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать
Организаторы Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом

Приведенные типы лидерства являются идеальными моделями [2].

В сфере искусства в коллективных формах художественной деятельности всегда на первом плане находилась и находится деятельность творческих руководителей (дирижеров, режиссеров, балетмейстеров, хормейстеров, художников-постановщиков) - лидеров-творцов, интерпретаторов художественных произведений, непосредственных создателей спектаклей, концертных программ, шоу-представлений. Имидж любой значимой организации искусства связан, прежде всего с харизматичес­ким лидером, который ярким личностным проявлением воздействует не только на свой артистический коллектив, но и является притягательным для публики. Таким образом, лидерство выступает как характерный признак и компонент арт-среды.

С возникновением арт-рынка, его становлением и широким распространением возросло значение и лидеров-организаторов, деятельность которых направлена на создание условий для творчества и продвижение художественного продукта к слушателю-зрителю. В данном случае проявляются такие социальные роли лидера-организатора как «вдохновителя и генератора идей, мотиватора, диспетчера, координатора» [3]. Все эти качественные, содержательные роли являются необходимой профессиональной принадлежностью культуролога-менеджера.

Таким образом, кадровая составляющая арт-менеджмента является основой организации производства культурного продукта, обеспечения доступа к культурным ценностям, создания условий для занятий народным и художественным творчеством, самообразованием. Непременным условием эффективной деятельности является целенаправленное управленческое регулирование, заключающееся в создании экономических и организационных условий, благоприятного социально-психологического климата. Стержнем такого управленческого регулирования являются кадры как субъект управления, направляющий свое воздействие на объект управления для согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития.

Кадры культуры активно и содержательно участвуют в культурном процессе. Бессмысленно представлять функциональные элементы культуры – создание ценностей и норм, их сохранение и потребление – без людей, объединенных в сообщество и направленных на культурно-творческую деятельность. Государство, осуществляя культурную политику, заинтересованно в высоком профессиональном уровне кадров культуры, потому значительное внимание придается совершенствованию системы образования в стране, повышаются требования к образовательного уровню специалистов, осуществляется их материальное стимулирование в зависимости от уровня образования, поддерживается и требуется систематическое повышение квалификации специалистов и руководящих работников.

Заключение

 

Результаты исследования арт-менеджмента в различных сферах социально – культурной деятельности позволяют следует рассматривать его как синтез искусства и управления.Представляя арт-менеджмент как новое пространство для распространения теории управления идентифицирем саму управленческую деятельность в искусстве. Как известно, в теории искусства выделяются процесс творчества (создания художественных ценностей, их интерпретацию) и процесс организации творчества (создания условий для творчества и обеспечение функционирования в обществе художественных ценностей, их потребление и распространение). Соответственно второе направление является полем профессиональной менеджерской деятельности направленных на соорганизацию, координацию действий всех участников культурного процесса для достижения эффективного результата.

Следует также подчеркнуть, что элементы менеджерства присутствуют в деятельно­сти любого специалиста сферы культуры. Связано это со способностью личности к самоменеджменту: познанию самого себя, своего места и своей роли в социальной среде, поддержанию внутреннего равновесия, формированию у себя приоритетных качеств, оценке и корректировке своей деятельности и поведения, умению рационально организовать свое творчество.

В арт – менеджменте имеют место общие принципы менеджмента, такие как: системность – использование методологии ситемного подхода в управлении; компетентность – необходимость знания менеджером системы управления в области культуры и искусства; комплексность и последовательность организационных действий; иерхаичность – выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинения низших уровней управления высшим; выделение ведущего звена – выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения; совершенствование – трансформация организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Принципы менеджмента анализируют и синтезируют объективные закономерности управления, определяя черты реальной управленческой практики в любой организации культуры искусства. Они представляют собой общие правила, формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления.

Система принципов арт – менеджмента в сфере культуры и искусства открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления.

Закономерности арт-менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами руководства и управления в организации культуры и искусства.

К числу важнейших закономерностей арт – менеджмента следует отнести:

1) развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации деятельности в сфере культуры и искусства;

2) определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании технологий арт – менеджмента и системы управления организацией культуры и искусства;

3) эффективность арт – менеджмента определяется действенностью проектного менеджмента, основанного на совмещении функционального управления и управления по бизнесу

4) потенциал арт – менеджмента определяется ресурсом управленческих структур, прежде всего кадровым ресурсом;

5) преимущество сознательного (планомерного) управления культурными процессами и организационными структурами;

6) соответствие организационно – управлеческой модели управления реально осуществимым видам и формам социокультурной деятельности;

7) оптимизация уровней и задач руководства и управления организацией;

8) оптимальное использование в процессах управления художественно – творческой деятельностью функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента в сфере культуры и искусства. Под воздействием проявления закономерностей в организациях культуры и искусства формируются принципы менеджмента.

Таковы основные принципы и основные технологии менеджмента в руководстве и управлении организациях сферы культуры и искусства.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...