Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 7.1. Государственная корпорация

Зимоглядова Евгения

Руководитель: Щекочихин В.В.

 

Москва

 

Содержание

Введение 3

Глава I Государственные корпорации 4

§1 Государственная корпорация как организационно-правовая форма. 4

§2 Виды государственных корпораций 7

Глава II Внутренние противоречия государственных корпораций 17

§1 Противоречия в организационно-правовой форме 17

§2 Противоречия между интересами акционеров, общества и

топ-менеджеров корпораций 22

Глава Ш Перспективы развития государственных корпораций 31

§1 Современный этап социально-экономического развития в России 31

§2 Стадии жизненного цикла государственных корпораций и возможные модели поведения 33

Заключение 36
Список используемых материалов 37

 

Введение
Словосочетание «государственная корпорация», помимо строгого юридического значения, принятого в российском законодательстве, несет в себе иной смысл - «корпорация, которой владеет государство». Англоязычная калька этого термина – “government-owned corporation” или “State-owned corporation” ‑ обозначает просто предприятие, находящееся в государственной собственности, причем обычно подразумевается акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. Часто встречающаяся в публикациях ссылка на большое число государственных корпораций, существующих в зарубежных странах, справедлива только в том случае, если понимать под «государственными корпорациями» именно акционерные общества.

Настоящий реферат посвящен государственным корпорациям в специфическом смысле, а именно, юридическим лицам, имеющим организационно-правовую форму «государственная корпорация», существующую в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях». Именно так понимаемые «государственные корпорации» стали предметом активного обсуждения в России в последнее время. Предприятия и организации, находящиеся в государственной собственности в той или иной организационно-правовой форме (акционерные общества, государственные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, автономные учреждения) не являются предметом доклада.

 

Глава I. Государственные корпорации

§1 Государственная корпорация как организационно-правовая форма.

Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она появилась в результате поправки в федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – закон об НКО), введенной в 1999 году федеральным законом от 08.07.1999 №40-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Данная организационно-правовая форма была решением ad hoc, принятым с целью придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. По-видимому, разработчиков закона «О реструктуризации кредитных организаций», как и законодателей, не устроили имевшиеся на тот момент организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ и законом об НКО, однако чем именно не устроили ‑ неясно, т.к. никакого обсуждения данной нормы в ходе прохождения закона через Федеральное Собрание фактически не состоялось.

Следующим этапом в истории данной организационно-правовой формы стало создание Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в 2003 году. И АРКО, и АСВ являлись соответственно кредитной и страховой организациями, поэтому подпадали под весьма жесткое регулирование, применяемое в этих сферах деятельности.

Наблюдаемый ныне всплеск активности по созданию государственных корпораций представляет собой эксплуатацию этой нормы, принятой ad hoc, в совершенно новых сферах и условиях, а также в совершенно иных целях.

В соответствии с п.1 ст.50 ГК РФ некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками; согласно п.3. той же статьи «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». ГК РФ перечисляет некоторые виды некоммерческих организаций, но никак не упоминает государственные корпорации (как и ряд других организационно-правовых форм, введенных после выхода первой главы ГК).

Закон об НКО определяет государственные корпорации следующим образом:

 

Виды государственных корпораций.

Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов

Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года. Главной функцией госкорпорации является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Для выполнения своих функций Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов. В момент острой фазы кризиса в октябре 2008 года Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков.

Целью деятельности Агентства в соответствии с Федеральным законом является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов на основании настоящего Федерального закона не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности. Агентство в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций. Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России по кредитам. Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29 декабря 2003 года, № 52 (ч. I), ст. 5029.

Имущество Агентства формируется за счет имущественного взноса в соответствии со статьей 50 Федерального закона, страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений. Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом. Агентство использует свое имущество для выполнения функций, предусмотренных Федеральным законом, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Органами управления Агентства являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства. Генеральный директор -- Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)

Но, несмотря на достигнутые результаты, предлагают АСВ преобразовать в страховую компанию. Авторы говорят о том, что госкорпорация занимается коммерческой деятельностью, фактически представляя коммерческую организацию. Но на самом деле все не так просто, страхуются банки, а в случае проблем у банка выплаты получают вкладчики. АСВ является уникальной организацией. Как и Центральный банк, она может обладать особым статусом. Положение об Экспертно-аналитическом совете при Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» утверждено решением правления государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 22 марта 2004 года (протокол № 10 раздел № 1). Никого не удивляет, что американская Federal Deposit Insurance Corporation создана как независимое агентство в форме корпорации федерального правительства. Никому в голову не пришло из-за ее уникального статуса превращать FDIC в страховое общество. Гаврилин Д.В. Особенности правового статуса агентства по страхованию вкладов как элемента банковской системы Российской Федерации /Д.В.Гаврилин. Дисс. . канд. юрид. наук. -- М. -- 2005. Так зачем нам нужно что-то менять, если госкорпорация справляется со своими задачами?

Целью госкорпорации стало повышение конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой и консультационной деятельности.

На государственные и привлеченные средства банк осуществляет финансирование инвестиционных проектов, страхование экспортных кредитов, рефинансирование внешних долгов российских банков и российских компаний. Кроме того, ВЭБ осуществляет деятельность по реализации в РФ и за рубежом проектов, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства. Также Внешэкономбанку поручено выполнять в 2009 г. функции агента правительства РФ по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса, а также иными организациями, отобранными в порядке, установленном правительством, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.

С момента своего создания госкорпорация заключила соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом федеральных органов власти, региональных администраций, крупнейших государственных компаний (ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ГК «Ростехнологии», ОАО «Роснефть» ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»). К октябрю 2008 г. наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил участие госкорпорации в реализации уже более чем 20 крупных проектов на сумму около 200 млрд. руб. Федеральный закон от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ «О банке развития» // «Собрание законодательства РФ», 28 мая 2007 года, № 22, ст. 2562.

В настоящее время Внешэкономбанк является важным инструментом обеспечения финансовой устойчивости отечественных кредитных организаций и компаний реального сектора. Для обеспечения реализации антикризисных мер госкорпорации предоставлены дополнительные ресурсы. Так, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Банк России размещает во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму до 50 млрд. долл. сроком на 1 год, также предусмотрена возможность размещения во Внешэкономбанке на депозиты средств фонда национального благосостояния на сумму до 450 млрд. руб. до конца 2019 г. Кроме того, принято решение внести в уставный капитал Внешэкономбанка имущественный взнос в сумме 75 млрд. руб. на реализацию мер по поддержке финансового рынка. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 5 февраля1996 года, № 6, ст. 492.

Однако руководство банка говорит, что выполнение антикризисных функций очень дорого обходится госкорпорации. Внешэкономбанк указывает, что появились риски снижения его финансовой устойчивости, связанные с ухудшением финансового положения заемщиков и ростом резервов.

Благодаря особому статусу «Внешэкономбанк» не обязан соблюдать требования и нормативы банковского регулятора. Таким образом, будучи по всем признакам банком, «Внешэкономбанк» считается некоммерческой организацией, то есть спрос с него невелик. Для ее акционирования, собственные средства надо увеличить на 1 трлн. руб., чтобы сохранить рейтинги международных агентств и соответствовать требованиям по капиталу, предъявляемым к банкам, и с учетом рискованности активов Внешэкономбанка. Акционирование требует огромных средств, которые государство в сегодняшней ситуации вряд ли готово предоставить.

Госкорпорация создана для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Для решения данной задачи госкорпорация должна выступать соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров - частных инвесторов. Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры. На деятельность Корпорации Правительством Российской Федерации выделено 130 млрд. рублей, которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 года. Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 139-Ф3 «О российской корпорации нанотехнологий» // «Собрание законодательства РФ», 23 июля 2007 года, № 30, ст. 3753.

Имущество Корпорации формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений и является собственностью Корпорации. Корпорация вправе передать в собственность Российской Федерации средства в размере, не превышающем размер переданного Корпорации имущественного взноса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Корпорации, а Корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Корпорация использует свое имущество исключительно для достижения целей, ради которых она создана. Корпорация для достижения целей, ради которых она создана, формирует в составе своего имущества резервный фонд и иные целевые фонды в порядке и размерах, которые определены наблюдательным советом Корпорации. Для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Корпорация вправе за счет своего имущества создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы на условиях, определенных наблюдательным советом Корпорации.

За первый год функционирования госкорпорации к ней поступило около 650 заявок от более 350 организаций на общую сумму свыше 400 млрд. руб., из которых, впрочем, была одобрена лишь одна: в конце мая 2008 г. наблюдательный совет утвердил первый инвестиционный проект по производству сферических оптических элементов. Однако затем данный процесс несколько активизировался, и к началу 2009 г. руководством корпорации были приняты решения о финансировании 7 проектов в объеме около 6 млрд. руб.

При проверке Генпрокуратура выявила ряд нарушений в деятельности госкорпораци. «Роснано» пока работает не слишком эффективно. «Роснано» получила 130 млрд. руб. из бюджета, однако за два года было потрачено лишь 10 млрд. руб., из них 5 млрд. - на собственные нужды. В госкорпорации на это заявили, что не видят смысла в быстрой трате всех 130 млрд. К концу года будут рассмотрены проекты общей стоимостью 30 млрд.

Целями деятельности Фонда являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей, а также доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств, и других, не запрещенных законом поступлений. Функции, прописанные в законе, Фонд осуществляет безвозмездно. Фонд действует до 1 января 2012 года и подлежит ликвидации.

Госкорпорация активно выполняет свои функции. К настоящему моменту принято положительное решение о выделении средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда по 202 заявкам 81 субъекта Российской Федерации на общую сумму 136,5 млрд. рублей (с учетом софинансирования субъектов - 183,7 млрд. рублей), что позволит отремонтировать 80,8 тысяч домов, улучшив условия проживания 10,4 млн. человек и расселить 4137 аварийных домов, где проживает 71,6 тысяч человек. Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // «Собрание законодательства РФ», 23 июля 2007 года, № 30, ст. 3799

Общий объем осваиваемых средств - 224,2 млрд. рублей (Фонд - 166,6 млрд. рублей; софинансирование субъектов РФ - 57,6 млрд. рублей). При этом 18 субъектов Российской Федерации полностью выбрали свой лимит до 2011 года.

В конце 2008 г. Фонд содействия реформированию ЖКХ был в определенной мере привлечен к реализации антикризисных мер: разместил на депозитах 11 банков средства в размере 35 млрд. руб. сроком на полгода на особых условиях, в соответствии с которыми банки обязались предоставить кредиты российским компаниям.

Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей, а также доходов, получаемых Фондом от инвестирования временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений. Фонд вправе передать в собственность Российской Федерации средства в размере, не превышающем размер переданного Фонду имущественного взноса Российской Федерации впорядке, установленном Правительством Российской Федерации. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Порядок и процедуры функционирования госкорпорации к настоящему моменту достаточно отработаны, фонд осуществляет деятельность в «штатном» режиме, принимает участие в реализации антикризисных мер, несмотря на значительный объем используемых для этих целей средств (около 7% капитала, внесенного в корпорацию государством), едва ли существенным образом влияет на выполнение фондом профильных функций. Таким образом, госкорпорация, скорее всего не изменит своего статуса и когда программа реформирования ЖКХ закончиться она будет распущена. Некоторые предлагают преобразовать госкорпорацию в фонд. Но различий между фондом и госкорпорацией не так уж много, получится реформа ради самой реформы. На мой взгляд, не разумно, что-то менять, если всё идет по плану.

Целью деятельности Корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта. После выполнения своих функций государственная корпорация должна быть ликвидирована. Федеральный закон от 27 октября 2007 года № 238-Ф3 «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // «Собрание законодательства РФ», 5 ноября 2007 года, № 45, ст. 5415.

В настоящее время «Олимпстрой» активно реализует Программу строительства: проводит землеотвод, проводит конкурсы и тендеры, осуществляет процедуры, связанные с выкупом и изъятием объектов недвижимости и земельных участков, заключает договора на строительство объектов, организует публичные мероприятия, в том числе общественные слушания. За 2008 год выручка у компании отсутствовала, чистая прибыль в размере 4,3 млрд. руб. была в основном сформирована за счет полученных процентов по депозитам, на которых были размещены полученные от государства денежные средства. Денежные средства не используются по назначению, но руководство госкорпорации заявляет, что все происходит согласно плану и денежные средства начнут расходовать, когда фактически начнется строительство.

Имущество Корпорации формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, пожертвований, а также за счет других законных поступлений и является собственностью Корпорации. Помимо имущественных взносов в денежной форме в качестве имущественного взноса Российской Федерации Корпорации на основании решения Правительства Российской Федерации может быть передано иное имущество, находящееся в федеральной собственности. Корпорация использует свое имущество исключительно для достижения цели, ради которой она создана. Корпорация формирует в составе своего имущества резервный фонд и иные целевые фонды в порядке и размерах, которые определяются наблюдательным советом Корпорации. Финансовое обеспечение деятельности Корпорации осуществляется за счет:

1) доходов от деятельности Корпорации;

2) имущественных взносов Российской Федерации из федерального бюджета и иных бюджетных ассигнований;

3) средств резервного фонда и иных целевых фондов Корпорации;

Предлагается преобразовать госкорпорацию в орган правительства. За счета статуса госкорпорации «Олимпстрой» имеет возможность платить огромные зарплаты своим работникам. Если госкорпорация будет преобразована в государственный орган, зарплаты будут на порядок ниже. Только ради этого необходима реорганизация госкорпорации.

В целом данная корпорация де-факто является не столько хозяйствующим субъектом, сколько органом государственной власти. И обратная рокировка вполне оправдана. Интересна мысль о разделении «Росатома» на гражданскую и военную части. При этом гражданская часть может быть полноценным бизнесом, а военная поддерживаться государством.

Главной функцией корпорации является обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерной и радиационной безопасности. Управляет всеми ядерными активами Российской Федерации, включая как гражданскую часть атомной отрасли, так и ядерный оружейный комплекс. На государственную корпорацию возложена ответственность за развитие прикладной и фундаментальной науки. Кроме того, Госкорпорация уполномочена от имени Российской Федерации выполнять международные обязательства России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Государство ставит перед Госкорпорацией «Росатом» следующие задачи: обеспечение устойчивого развития ядерного оружейного комплекса, наращивание доли атомной энергии в энергобалансе страны при повышении уровня безопасности работы отрасли и расширение традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых. Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 317-ФЭ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // «Собрание законодательства РФ», 5 декабря 2007 года, № 49, ст. 6078.

Развитие деятельности госкорпорации в значительной мере было связано с расширением и диверсификацией ее имущественного комплекса за счет разного рода промышленных активов. Наряду с масштабным увеличением производственных активов данная госкорпорация также была наделена в отношении дочерних компаний дополнительными функциями, в числе которых организация выполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и мобилизационного плана, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества. Ключевым направлением деятельности ГК «Ростехнологии» в прошедший период (помимо концентрации производственных и финансовых активов) стало содействие развитию включенных (либо только подлежащих включению) в состав корпорации предприятий путем привлечения инвесторов, создания стратегических партнерств. Стенаяев Е.С. Проблемы становления крупнейших государственных корпораций в современной России (на примере госкорпорации «Росатом») .3

Стремление к наращиванию активов (финансовых или промышленных) и к получению дополнительных полномочий, может повлечь за собой негативные последствия, такие как усиление нерационального вмешательства государства в экономику, ухудшение бизнес-климата, особенно в условиях недостаточно четкой регламентации деятельности корпораций, их задач и функций. Положение об Общественном совете Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» утверждено решением правления Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 29 января 2009 года.

Ставится вопрос об акционировании «Ростехнологий». Госкорпорация - некоммерческая организация, реализующая цели развития. Но если сравнить цели и деятельность корпорации, то могут возникнуть вопросы. Какое отношение к высокотехнологической продукции имеет такая составляющая госкорпорации как «Строительные технологии»? И это не единственный пример. Занимаясь чисто коммерческой деятельностью, госкорпорация получает преимущества некоммерческой организации, за счет прикрытия целями развития. «Ростехнологии» необходимо акционировать, для соблюдения правил конкуренции.

 

 

 

 

Топ-менеджеров корпораций

За долгие годы «творческого» применения корпоративного законодательства со стороны многочисленных рейдеров и гринмейлеров, само понятие корпоративный конфликт в массовом сознании приобрело исключительно отрицательный смысл. Однако события последних лет, когда число случаев недружественного поглощения и корпоративного шантажа значительно снизилось, заставило по-новому взглянуть и на устоявшееся понимание корпоративного конфликта.

Каждая компания уникальна. Это вызвано и ее особой неповторимой историей создания и развития, и составом акционеров, ну и, разумеется, системой органов управления. Лица, контролирующие компанию самостоятельно выбирают: становиться ли ей публичной, размещая свои акции на фондовом рынке или максимально затруднить сторонним лицам приобретение ее акций или долей участия.

Среди отечественных предпринимателей довольно часто встречается мнение о том, что компания может развиваться стабильно лишь при условии того, что количество ее владельцев стремится к одному лицу. Данная точка зрения исходит из того, что чем больше в компании различных участников, тем выше вероятность возникновения конфликтных ситуаций. При этом любое действие миноритарного акционера, например, с целью получения информации о компании, трактуется как гринмейл и получает жесткий и агрессивный отпор. Возникающие противоречия, контролирующие акционеры склонны объяснять стремлением «младших партнеров» заработать денег на компании либо вовсе перехватить контроль над управлением предприятием, что обостряется их безответственностью за судьбу компании. Казалось бы, ситуация должна коренным образом измениться в тех случаях, когда в обществе остается всего лишь несколько основных акционеров. Каждый из них является ответственным человеком, который умеет ставить разумные цели и добиваться своего. Что может быть проще- внутри компании поделить выполняемые функции со своим партнером и продолжать заниматься любимым делом- извлекать прибыль.

Однако не тут-то было. Практика показывает, что конфликты между двумя «заклятыми компаньонами» возникают не реже, чем при участии миноритарных акционеров. Причем в отличие от противостояния с миноритариями основные акционеры стараются не выносить сор из избы, пытаясь разрешить конфликтную ситуацию в закрытом режиме. Иногда это не получается и подробности акционерных войн предаются огласке (стоит хотя бы ознакомится с хрониками противоборства между Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым). Причиной конфликта между контролирующими акционерами отнюдь не является стремление одного из них осуществить недружественный захват компании. Так в чем же дело, почему наличие небольшого числа акционеров не гарантирует так модной ныне стабильности.

Для того чтобы разобраться в источниках корпоративных конфликтов давайте предположим, что причина их возникновения носит не субъективный характер и зависит не от количества акционеров, особенностей их характера, или склонности к сиюминутному обогащению с использованием рейдерских технологий. Может быть, причина возникновения конфликтов таится в самой корпоративной конструкции. Существует множество подходов к определению термина корпорация, которая как правильно отметила И.Н. Шабунова, «не свойственен российскому законодательству, в отличие от законодательства зарубежных стран».

Вероятнее всего это обстоятельство и привело к отсутствию единого мнения по поводу определения понятия корпорация. Наибольшее признание получила точка зрения, согласно которой корпорацией являются хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства и иные организации, основанные на началах участия (членства).

В то же время некоторые авторы склонны более широко толковать рассматриваемый термин, в частности, Т.В. Кашанина относит к корпорациям и унитарные предприятия3, В.Н. Петухов использует термин «корпорация» для обозначения объединений промышленных предприятий, существовавших в советский период4. Расширительной точки зрения придерживается и Н.В. Козлова, отмечающая, что «…взаимоотношения между любым юридическим лицом и его учредителем имеют корпоративную природу...»5. Другие авторы сужают круг лиц, имеющих право называться корпорациями. По мнению П.В. Степанова, корпорация не только должна являться организацией, основанной на началах участия (членства), но она еще и должна иметь особую структуру органов управления, в число которых входят волеобразующие и волеизъявляющие органы. В связи с этим он не включает в число корпораций полные и коммандитные товарищества6.

Необходимо особо подчеркнуть, что государственная корпорация, предусмотренная ст. 7.1. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не может быть отнесена к числу корпораций в смысле используемого в настоящей работе определения. Дело в том, что ч. 1 ст. 7.1. упомянутого закона предусматривает, что государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией. При этом не соблюдается основной признак корпораций- начала участия (членства). Таким образом, несмотря на созвучное название, данный вид некоммерческих организаций корпорацией не является.

Как видно из приведенных позиций все же основная точка зрения состоит в том что корпорация подразумевает наличие нескольких субъектов- прежде всего акционеров (участников). Корпоративная структура позволяет в рамках одной конструкции объединить капиталы большого числа лиц, но наряду с этим несомненным преимуществом само наличие нескольких участников неизбежно ведет к возникновению противоречий, перерастающих в конфликты. Какими бы замечательными ни были отношения между акционерами, возникновение конфликтных ситуаций предопределяется самой акционерной конструкцией. У каждого акционера (участника) есть свои особенные интересы, которые, тем не менее, на определенном этапе существования компании могут совпадать с интересами других участников. Например, три основных акционера ведут переговоря о продаже принадлежащих им акций в рамках единого пакета стороннему инвестору. Очевидно, что в большинстве случаев их интересы будут совпадать так как они направлены на скорейшее завершение сделки. Однако не всегда ситуация на корпоративном небосводе настолько безоблачна, как правило, в той или иной степени она омрачается тучками корпоративных противоречий.

В последнее время участники российских акционерных обществ, преодолев период разгула недружественных поглощений, который в сугубо отечественной трактовке превратился в банальный отъем собственности, столкнулись с отмеченной выше проблемой. Вместо внешних знакомых угроз на первый план вышли иные проблемы - так называемые внутренние очаги нестабильности. Как говорилось в одном романе О Генри- "Настоящий трест может лопнуть только изнутри".

Именно с этой проблемой и стали все чаще сталкиваться акционеры многих отечественных компаний

Давайте попробуем классифицировать корпоративные конфликты, угрожающие стабильности акционерных компаний на современном этапе. Представляется возможным выделить три основные разновидности подобных конфликтов:

1) конфликты между основными акционерами;

2) конфликты между основными акционерами и миноритарными акционерами;

3) конфликты между акционерами и членами органов управления компаний.

Пожалуй, наиболее интересной чертой всех вышеперечисленных конфликтов является то, что их участники не ставят своей целью получить контроль над компанией. Напротив, они признают право других участников акционерных отношений на принадлежащие им акции. В качестве основных побудительных мотивов их действий выступают совсем иные причины. Рассмотрим некоторые из них

1. Различные подходы к дальнейшему развитию компании.

Чаще всего подобные конфликты возникают либо между основными акционерами, либо между акционерами и менеджментом компании. Наиболее яркий пример современной отечественной истории бизнеса - это конфликт основных акционеров компании «Вымпелком». Именно в связи с разногласиями по вопросу того выходить ли компании на перспективные рынки некоторых стран СНГ и началось корпоративное противостояние. Что интересно, менеджмент компании был фактически поставлен перед выбором: кого поддержать в этом конфликте.

В появлении таких конфликтов нет ничего удивительного: многие российские компании уже давно прошли этап своего становления. В настоящее время перед ними остро встает вопрос: в каком направлении двигаться дальше, чтобы не потерять завоеванные позиции.

Рассмотрим следующую историю, начавшуюся в ноябре прошлого года в одном из городов Центральной России. Итак, волею судеб в девяностые годы двум партнерам достался контрольный пакет акций небольшого предприятия, которое занималось как научными изысканиями, так и производством некогда пользовавшейся спросом продукции. К настоящему времени, никаких научных изысканий давно не ведется, производство так же находится в плачевном состоянии. Однако акционеры компании на жизнь не жалуются, потому что в собственности предприятия находится большой земельный участок в центре города, на нем и расположены несколько зданий, которые с успехом сдаются в аренду. В 2005 году была предпринята попытка недружественного поглощения со стороны одной широко известных в узких кругах рейдерских компаний. Компаньонам удалось отбиться, они даже выкупили у рейдеров скупленный теми пакет акций в 23% и стали владеть 80% акций. Казалось бы, нет повода для беспокойства. Однако один из акционеров посчитал, что компания развивается в неправильном направлении. Он предложил возродить производство и использовать пока еще не совсем растерянный научный потенциал предприятия. Благо одной из разработок предприятия заинтересовалась крупная немецкая корпорация. Однако для крупномасштабного возрождения компании требовались серьезные денежные вливания, которые акционер предлагал получить при помощи продажи одного из зданий принадлежащих компании. К его удивлению второй собственник компании от идеи был не в восторге и не согласился с планами партнера. В сухом остатке на настоящее время в компании одно за другим проходят внеочередные собрания акционеров, каждое заседание совета директоров напоминает встречу двух противоборствующих мафиозных кланов, а генеральный директор вот уже два месяца находится на больничном, не желая вмешиваться в акционерные разборки.

Кстати говоря, во многих компаниях все чаще стали появляться проблемы, связанные с различными подходами к развитию бизнеса акционеров и наемных менеджеров. Зачас

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...