Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии жизненного цикла государственных корпораций и возможные модели поведения

Для более точного и полного анализа деятельность вышеперечисленных государственных корпораций, по мнению автора, необходимо рассматривать с учетом их развития во временном аспекте. Для этого требуется ввести понятие жизненного цикла государственной корпорации. С учетом сложившегося в научном экономическом сообществе подхода к определению жизненного цикла организаций4 под жизненным циклом государственных корпораций в данной работе понимается совокупность стадий развития, которые госкорпорация проходит за период своего существования. В результате анализа деятельности государственных корпораций можно выделить четыре основные стадии жизненного цикла, присущие государственным корпорациям:

· стадия возникновения;

· стадия становления;

· стадия развития;

· стадия зрелости.

Опираясь на исторический опыт деятельности отечественных госкорпораций, можно прийти к выводу о том, что различные государственные корпорации на разных стадиях имеют отличительные особенности в своем развитии (см.

таблицу).

В зависимости от механизмов создания современных отечественных государственных корпораций на стадии возникновения можно выделить три условные группы:

· Государственные корпорации, созданные путем трансформации уже существующих структур - Внешэкономбанк, Росатом, Фонд содействия реформированию ЖКХ;

· Государственные корпорации, созданные как принципиально новые структуры -Роснано,Олимпстрой;

· Государственные корпорации, созданные путем консолидации принадлежащих государству активов -Ростехнологии, ОАО “ОАК”, ОАО “ОСК”.

Стадия становления подразумевает формирование структурных подразделений внутри гос-

корпорации и характеризуется снижением уровня неопределенности в отношении внешней среды, распределением ответственности и значительным увеличением хозяйственных связей государственных корпораций с другими субъектами отечественной экономики. На текущей стадии

автор выделяет две модели возможного поведения государственных корпораций:

· Модель роста/расширения характеризуется стремлением государственных корпораций к более широкому охвату рынка путем присоединения к себе как частных, так и государственных активов и выхода на новый стратегический уровень ведения бизнеса. При данной модели поведения на этапе становления компании достигают своих наибольших

размеров и характеризуются наличием бюрократической системы корпоративного управления (Ростехнологии, ОАО “ОАК”, ОАО “ОСК”);

· Модель специализации подразумевает формирование стратегии управления госкорпораци-

ей, направленной на то, чтобы сделать госкорпорацию более специализированной в своей рыночной или производственной спецификации, с целью наиболее максимального достижения поставленных целей (Росатом, Роснано). Стадия развития характеризуется уже наличием в структуре государственных корпораций производственных, финансовых и административных подразделений, каждое из которых имеет свою цель и стратегию. На данной стадии деятельность госкорпораций направлена на наращивание производственной и финансовой базы государственных корпораций. На стадии развития автор выделяет три различные модели поведения госкорпораций:

· классическая модель -охарактеризуется сосредоточением на максимальном освоении средств, выделенных на работу государственной корпорации и активным процессом создания

инфраструктуры для освоения бюджетных средств (Росатом);

· монополистическая модель - характеризуется созданием крупных холдинговых структур, входящих в состав госкорпорации с целью максимально широкого охвата рынка. В рамках данной модели госкорпорации часто прибегают к административному давлению с целью поглощения других компаний (Ростехнологии, ОАО “ОАК”, ОАО “ОСК”);

· кластерная модель - характеризуется созданием вокруг государственной корпорации производственных, сервисных, обслуживающих и других компаний, призванных стать очагами промышленного роста (Роснано). Заключительным этапом деятельности государственных корпораций является стадия зрелости, которая заключается в достижении всех поставленных задач перед государственными корпорациями и достаточной стабильностью внешней экономической среды, а стратегия управления госкорпорации становится мониторинговой.

Опыт развитых стран показывает, что увеличение доли государственного сектора в любой современной экономике - явление временное. Когда потребность в ускоренной модернизации снижается либо исчезает, структура собственности меняется в пользу частного сектора5. При об-

суждении проблем функционирования государственных корпораций возникает вопрос о рациональных масштабах такого функционирования. Ориентиром, как правило, выступает принцип, в соответствии с которым, государству не следует участвовать в компаниях, в которых оно не располагает целями, отличными от целей частного инвестора. Другими словами, имущество, которое не служит достижению общенациональных целей и реализации социальных функций государства, следует выводить в частный сектор экономики. В этой связи на данном этапе автор выделяет три модели развития деятельности государственных корпораций:

· Реорганизация. Данная модель подразумевает переход государственных корпораций в качественно иную организационно-правовую форму с сохранением части функций и задач. Это во многом касается госкорпораций, которые действуют в тех сферах экономики, где данная организационно-правовая модель не является наиболее эффективной для достижения поставленных задач.

· Приватизация. Данная модель подразумевает переход части либо всех активов, ранее принадлежащих государственным корпорациям, в частные руки. Подобная модель является эффективной в тех случаях, когда государственные корпорации были призваны ликвидировать провалы рынка и в результате своей деятельности достигли сглаживания негативных последствий от чистого рыночного механизма.

· Прекращение деятельности. Подразумевает ликвидацию государственной корпорации в связи с достижением поставленных макроэкономических задач либо со сменой экономических приоритетов в государственной политике. Здесь можно отметить, что первые две модели наиболее вероятно применимы, в первую очередь, к государственных корпорациям “Ростехнологии” и “Роснано”6, так как именно эти госкорпорации создавались с целью коммерциализации высокотехнологичных и наукоемких производств и, по мнению многих экспертов, должны функционировать в конкурентной среде. Необходимо уделить внимание и тому факту, что стадия “Реорганизация” может предшествовать стадии “Приватизация”, так как, по словам некоторых руководителей государственных корпораций, одной из главных целей после создания надлежащей организационной и производственной инфраструктуры является выход на IPO и продажа определенных долей компании частным инвесторам.

Очевидным является и тот факт, что по достижению своих целей такие государственные корпорации, как “Олимпстрой 2014” и “Фонд содействия реформированию ЖКХ”, рано или поздно прекратят свою деятельность в связи с исчерпанием поставленных перед ними задач.

В последние месяцы известной критике была подвергнута деятельность государственных корпораций. Следует признать, что их создание было необходимо, например, в таких деградирующих отраслях, как самолетостроение и судостроение. Однако в ряде случаев деятельность государственных корпораций была искусственно ограждена от рыночной конкуренции. Стали раздаваться требования акционировать те из государственных корпораций, которые работают в конкурентной среде.

Таким образом, в настоящее время в российской экономике государственные корпорации прошли стадии создания и становления и находятся в процессе своего развития. Создание таких корпораций имеет своей целью поддержку и развитие тех отраслей стратегического значения, где бизнес в краткосрочной и среднесрочной перспективе не видит привлекательности для инвестирования своих средств и где позиции страны неуклонно снижаются. Функциональное назначение вновь созданных госкорпораций весьма разнообразно - от реализации определенных проектов и программ, содействия отдельным видам деятельности до управления конкретными отраслями и группами компаний. Однако для всех государственных корпораций неотъемлемым является так называемый жизненный цикл. Все государственные корпорации, с различным временным интервалом, применяя различные функциональные модели, проходят через одни и те же стадии развития, и логическим итогом эволюции данных госкорпораций является приватизация либо же полное прекращение их деятельности. А высвободившиеся финансовые и управленческие ресурсы позволяют государству решать новые социальные и экономические задачи и путем создания новых государственных корпораций.

 

Заключение

 

Анализ правовой и экономической структуры государственных корпораций позволяет сделать следующие выводы.

1) Государственная корпорация – организационно правовая форма, позволяющая выводить значительное количество государственных активов в негосударственную собственность при слабом контроле государства – учредителя государственных корпораций – за использованием этих активов.

2) Профиль большинства государственных корпораций, их целевые виды деятельности также затрудняют правительственный контроль над ними, так как подразумевается выполнение нестандартных, не имеющих аналогов проектов. Продвижение инноваций, возложенное на ряд корпораций, неизбежно означает высокую степень риска и неопределенности, и в этих условиях государственный контроль не может отличить «естественные» неудачные результаты инновационных экспериментов от результатов некомпетентного и недобросовестного управления. Таким образом, государство не может ни вознаграждать успешных руководителей корпорации, ни наказывать неуспешных, что создает систему отрицательных стимулов и способствует злоупотреблениям.

3) Предусмотренные принятыми законами механизмы в основном не позволяют осуществлять эффективный контроль со стороны государства за степенью соответствия деятельности государственных корпораций установленным целям. В большинстве случаев отсутствуют необходимые для этого критерии и процедуры, что противоречит основным принципам реформы государственного управления и делает государственные корпорации слабо управляемыми.

4) В имеющихся механизмах контроля со стороны учредителя (государства) за персональным составом руководящих органов государственных корпораций отсутствует единообразие, что делает эффективный контроль со стороны учредителя технически громоздким, а по мере роста количества государственных корпораций – практически невозможным.

5) Функции, выполняемые государственными корпорациями, могут и должны выполняться либо частными предпринимателями, либо федеральными министерствами, агентствами и службами, либо государственными учреждениями, либо коммерческими организациями, в капитале которых участвует государство.

6) К числу мер государственной политики, осуществление которых следует начать незамедлительно, должны быть:

- возвращение властных функций (нормотворческих, надзорных, контрольных, правоприменительных) от всех созданных государственных корпораций государству и явный законодательный запрет на передачу им таких функций;

- установление единообразных правил формирования руководящих органов государственных корпораций и контроля над их деятельностью со стороны государства;

- разработка и реализация программы акционирования и последующей приватизации государственных корпораций.

 

 

Список используемой литературы

1. Авдашева С., Симачев. Ю. Государственные корпорации: можно ли оценить корпоративное управление?. Вопросы экономики. 2009, №6

2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: Маркет ДС, 2009

3. Алехин Б.А., Захаров А. Государственные корпорации: облеченные властью и гибкие. Экономика России: XXI век.

4. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике.М: Дело и сервис, 2002

5. Ясин Е.Г. Модернизация экономики и государство: в 3 кн. М.: ГУ-ВШЭ, 2007

6. Паппэ Я.Ш., Галухина Я.С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники. М.: ГУ-ВШЭ, 2009

7. Гайдар Е.Т. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2009.

8. www.asv.org.ru

9. www.veb.ru

10. www.fondgkh.ru

11. www.rosatom.ru

12. www.rostechnologii.ru

13. www.rusnano.com

14. www.sc-olympstroy.r


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...