Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма представления результатов исследования

Завершением любой научно – исследовательской работы является оформление её результатов. Условно виды представления результатов можно разделить на 4 подвида:

  1. текстовое изложение (текстовая информация): текст, устная речь;
  2. символическая информация: знаки, формулы, модели;
  3. графическая информация: схемы, графики, таблицы;
  4. предметно – образная информация (макеты, фильмы, фотографии, продукты деятельности (например, рисунки).

Текстовое изложение. Основной способ передачи информации, организованное по определённым правилам. Различают два вида текстов: на естественном (обыденном) и на научном языке. Любое представление результатов исследования является по своей сути текстом «смешанного» вида: в естественно – речевую структуру включены «куски», сформулированные на строго научном, понятийном языке. Научная терминология очень важна. Поскольку научный термин имеет однозначное предметное содержание, значение научного термина определяется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В педагогике и психологии грань между научной и обыденной терминологией достаточно тонка, поэтому важно определиться с однозначностью терминологии.

Главное требование к тексту – последовательность и логичность изложения. По возможности не следует перегружать текст избыточной информацией, эмоциональными или неинформативными «кусками», отступлениями. Чтобы привлечь внимание, можно использовать метафоры, примеры к особо значимым для понимания сути звеньям рассуждений. В научном тексте, в отличие от литературной и повседневной речи, преобладают устойчивые структуры и обороты, делающие его похожим на «канцелярит», язык деловых бумаг. На таком языке мы в повседневной жизни не выражаем свои мысли. Но роль научных оборотов в исследовании чрезвычайно велика: внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.

Текст состоит из высказываний, у каждого из которых имеется определённая логическая форма. Основные из них: 1). Индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2). Дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3). Аналогия – нахождение общих черт и закономерностей явлений; 4). Толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Символическая (знаки, формулы, модели) и графическая информация (схемы, графики, таблицы) условно объединяются в группу геометрического описания результатов, поэтому рассмотрим их в единстве. Это традиционные способы кодирования информации, позволяющие представить её наглядно, позволяет дополнить и пояснить текст. У этих способов большая информационная ёмкость (график или таблица могут сообщить о результатах лучше, чем их вербальное описание).

Основные формы графического представления информации:

1. Теоретические модели, выполненные в геометрической форме (куб, пирамида, треугольник и др.). (Вспомните, например, «треугольник» структуры личности С.Л. Рубинштейна, или «ступени» потребностей в гуманистической психологии.)

2. Диаграммы, гистограммы, таблицы и графики. На диаграмме обозначаются два изучаемых признанка (диа, дуа – два). Один (например, показатель выраженности свойства) – по оси абсцисс, другой (например, время формирования свойства, или показатель другого признака, но связанного с первым) – на оси ординат.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма, позволяющая использовать размер и цвет столбцов для более наглядного представления полученных результатов. В настоящее время гистограммы используют достаточно часто. Если необходимо представить более наглядно соотношения между величинами, например, доли испытуемых с различными качественными особенностями, используют круговую гистограмму, где величина каждого сектора пропорциональна процентному соотношению встречаемости качества. Здесь тоже часто используется различный цвет.

График позволяет наглядно представить кривую распределения или роста качества, признака. На нём можно представить кривые экспериментальной и контрольной групп, кривые показателей качества до и после проведения специальной работы. Не стоит «загружать» один график множеством кривых (не больше четырёх) – теряется смысл графика, трудно вычленить главной – динамику изменения качества.

Таблицы - распространённый способ представления данных, имеют стандартный вид, например: по строкам – испытуемые, по столбцам – значение измеренных параметров. Вид таблиц может варьироваться в зависимости от задач, поставленных исследователем

Ко всем видам графического представления материала предъявляются требования:

  • Графический материал и текст должны взаимно дополнять друг друга.
  • Графический материал должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.
  • Каждый график, таблица и др. должен быть подписан (что это представлено) и иметь свой номер (Например, Табл. №1. Показатели развития …..в ЭГ).

Предметно – образная информация (макеты, фильмы, фотографии, продукты деятельности (например, рисунки) представляется только в случае необходимости, определяемом исследователем. Например, представляются самые значимые и интересные фотографии, самые оригинальные и информативные детские рисунки, наиболее часто встречаемый вариант заполнения анкеты и др. Это не значит, что надо прикладывать всё, что может представить исследователь: фотографии детского сада, все поделки, рисунки. Исследователю достаточно проанализировать материал экспериментальной работы, а информацию этого типа он может и не представлять.

 

После того как исследование завершено и про­шло апробацию, его результаты, а в определенной мере и ход исследования должны быть литературно оформлены в виде соответствующего научного труда либо различных научных или методических публикаций (методические пособия, ста­тьи, брошюры и т. д.). Любое исследование рождается дваж­ды, и второе его рождение связано с умением доступно и ясно изложить результаты, правильно их использовать, вскрыть их те­оретическое и практическое значение. Не всегда это удается сде­лать авторам, и тогда распространение новых научных идей и рекомендаций затягивается.

Педагог-исследователь или исследовательский коллектив долж­ны стремиться к тому, чтобы быть одновременно и популяриза­торами своих идей и методов. Ведь иначе ценнейший опыт, ин­тереснейшие находки, оригинальные идеи, методики и приемы могут остаться неизвестными, невостребованными, а затем и уйти вместе с их создателями. Так, к сожалению, нередко и получает­ся. И тот факт, что в современной педагогической науке значительное внимание уделяется не только проведению новаторского поиска, но умению исследователей глубоко, доступно и увлекательно о нем рассказать, немало способствует заметному влиянию новых идей и методов на широкую практику обучения и воспитания.

Сказанное определяет важность литературного оформления проделанной поисковой работы для ее дальнейшей судьбы. Та­кое оформление обычно выступает как заключительный этап, венец исследовательского процесса. Он начинается тогда, когда исследование или его относительно самостоятельная часть за­вершены, решены поставленные задачи, проверена гипотеза, продуманы, опробованы и апробированы рекомендации. Однако литературное оформление нельзя представлять себе только как изложение готового труда. На деле все гораздо сложнее. Оформ­ление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и белых пятен, оно стимулирует отра­ботку, уточнение, убедительное раскрытие всех положений ис­следования. В ходе изложения мысль, как известно, не только формулируется, но и во многом доформировывается, шлифует­ся, оттачивается. Вот почему литературное оформление – это важная часть самого исследования. Авторам необходимо найти, а затем точно и доступно передать основные идеи, методы, выво­ды и рекомендации.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно раз­делить на содержательные (о чем следует рассказывать) и ме­тодические (как лучше это сделать).

Прежде всего, остановимся на основных требованиях к содержанию излагаемого исследовательского материала.По мнению В.И. Загвязинского, к ним относятся: “концептуальная направленность, сущностной анализ и обобщение, аспектная определенность, сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным, определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов, четкое выделение нового и авторской позиции, мера в сочетании однозначности и вариативности, конструктивность рекомендаций”1. Кратко раскроем каждое из названных требований.

Концептуальная направленность определяется системой исход­ных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности. Это может быть понимание воспитания как комплексного, интегративного явления, пред­полагающего мобилизацию всего арсенала средств и возможно­стей общества для формирования личности, не только адекват­ной его сегодняшним требованиям, но и опережающей его раз­витие. Это понимание целей воспитания как формирования лич­ности, способной к самореализации, самоутверждению, к пре­образованию самой себя и окружающей действительности, уме­ющей адаптироваться к изменяющейся ситуации и вырабатывать адекватную стратегию поведения. Идеи могут быть разные. Они могут быть результатом интеграции иногда противополож­ных подходов, если осознаны роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения. В этом случае для достижения концептуального единства следует ясно определить, какие подходы и концепции будут выступать в качестве базовых, какие будут взаимообогащать и дополнять друг друга, где следует определить приоритеты (например, приоритет гу­манистического подхода перед технологическим), как расставить акценты (например, для современного развития вузовского обучения характерны акцент на творчество, самостоятельность и инициативу, хотя никто не отрицает исполнительности и умения работать по образцу).

Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубо­кое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явлении, не ограничиваться констатацией, а приходить к выяснению причин, факторов и пер­спектив развития. Скажем, за ростом преступности, отчужденно­сти молодежи от социальных ценностей можно обнаружить ост­рейший конфликт личного и социально-общественного, издерж­ки односторонней ориентации на коллектив или на собственную индивидуальность, недоучет потребностей подростков в самооп­ределении и общественном признании. За нежеланием части под­ростков продолжать обучение – игнорирование особенностей воз­раста, специфических интересов и устремлений, перегрузка учеб­ной работой.

Аспектная определенность предполагает рассмотрение пробле­мы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. Так, воспитание ребёнка в дошкольном образовательном учреждении может рас­сматриваться как поле развития способностей, как фактор соци­ализации, как инструмент развития интеллекта, становления личности и самосознания и т. д. В одном исследовании может быть, а чаще и должно быть не­сколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом кон­кретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.

Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с ин­дивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это оп­ределяется пониманием сущности воспитания как единства про­цессов социализации и индивидуализации. Вот почему изолиро­ванное от социальной среды рассмотрение любых объектов и свя­зей в нем неправомерно. Обяза­телен и другой ракурс: как происходит становление личности, ее индивидуальных черт, как на нее влияет среда и как личность становится субъектом образовательного процесса.

Определенность и однозначность употребляемых понятий и тер­минов. Данное требование не является абсолютным, так как в пе­дагогике и психологии многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна.

Полисемия (многозначность) вообще присуща русскому язы­ку, что имеет для научного изложения как положительные (увели­чиваются выразительные возможности языка), так и отрицатель­ные последствия (неопределенность и многозначность терминов). Однако следует все же стремиться к определенности каждого по­нятия и к однозначности обозначающего это понятие термина. Для этого целесообразно в самом начале изложения привести четкие определение тех терминов, которыми исследователь будет оперировать на протяжении всего изложения материала.

Четкое выделение нового, найденного в исследовательском по­иске и авторской позиции. Это не обязательно новые идеи и подхо­ды. Быть может, это формы или организационные структуры, спо­собы адаптации уже найденных подходов в специфических усло­виях или модернизированные методики. Если же поиск не привел к позитивным результатам, нужно выявить причины этого, про­анализировать ошибки.

Есть два способа выделения авторского начала, авторской по­зиции, собственных подходов и положений. Либо добросовестно дать ссылки на источники (отсутствие ссылок свидетельствует о том, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат авто­ру), либо указать источники суммарно, в общем списке (но тогда всякий раз выделяются авторские мысли: “как нам представляет­ся”, “как удалось установить” и т. п.).

Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом определяется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых исследователь настаивает, которые в его представлениях однозначно верны (например: человек – главное богатство и са­моцель развития общества; значительная роль среды в формиро­вании личности; суверенность личности; отношения как предмет педагогической деятельности и др.), и положений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспита­тельной среды, ситуации развития и воспитания, особенностей воспитуемых, способностей воспитателей. Почти никогда нельзя утверждать, что найденное решение или используемый набор средств – самые лучшие и единственно разумные. Чаще всего, как говорят, возможны варианты.

Конструктивность рекомендаций. Сейчас почти все сильны в критике недавно ушедших в прошлое и существующих систем и структур, в разоблачении недостатков традиционных подходов. Критика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации, лучше всего проверенные опы­том или экспериментом, позволяющие преобразовать, обновить существующие институты, связи, отношения.

Выполнение указанных требований (хотя, может быть, они не являются исчерпывающими) позволяет обеспечить содержатель­ность и глубину изложения.

Требования к логике и методике изложе­ния исследовательского материала.

Поставленных целей далеко не всегда удается достигнуть пу­тем последовательного описания, воспроизводящего весь ход ис­следования. Изложение подчиняется иным, нежели само иссле­дование, законам и обладает собственной логикой, вытекающей, конечно, из содержания и логики исследования, но не воспро­изводящей, не копирующей ее. Когда исследователь начинает писать научную работу (доклад, статью, отчет, курсовую работу, дипломный проект, дис­сертацию и т.п.), он уже знает результат, и этот результат так или иначе определяет способ изложения. Поэтому научное изложение, логика которого воспроизводит логику поиска от полученных ре­зультатов, отличается тем, что в нем не воспроизводятся все детали этого поиска. В нем как бы высвечивается самое существен­ное для понимания процесса и результатов поиска.

При изложении результатов научного исследования можно начинать его с теоретических исходных положений (постулатов, ис­ходных единиц и т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на изложение хода исследования, а, прежде всего, на воспроизведе­ние истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.

Как правило, принято выделять три основных методических варианта изло­жения содержания научной работы:

1) воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

2) воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

3) теоретическое воссоздание предмета и объекта исследо­вания.

В связи с выбором вариантов изложения возникает еще один вопрос. Что предпочтительнее: открытая или до поры до времени скрытая, завуалированная позиция автора?

Вполне возможен такой вариант изложения, при котором по­зиция автора, полученные им решения раскрываются не сра­зу. Например, ставится проблема, излагаются варианты ее воз­можного решения, рассказывается о ходе поиска, удачах и поте­рях, находках и огорчениях. Иными словами, поставив пробле­му, автор воссоздает в общих чертах ре­альный процесс исследования и уже затем, в конце, делает вы­воды, предлагает решения.

Такое изложение может быть инте­ресным, однако обрекает читателя на роль потребителя готового. Не зная позиции автора, его выводов, он не может проверять решение на прочность, аргументирование его поддер­жать или оспорить. Вот почему при изложении предпочтительнее не скрытая, а открытая позиция автора, когда он прямо излагает положения, которые собирается защищать. Тогда легче проверить убедительность, прочность аргументов, легче спорить с автором или найти основания с ним согласиться. Конечно, единого стандарта в логике и способах изложения быть не может, и каждый исследователь ищет оптимальную логику, убедительные, экономные и привлекательные способы изложе­ния результатов своих изысканий.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы.

Доклад на педагогическую тему представляет собой научное сообщение (часто первое) по результатам исследования на научной конференции. В отличие от статьи в докладе большое место занимают описание эксперимента, условия проведения и полученные результаты. Поскольку доклад предполагает устное изложение материала, его структура и стиль изложения должны быть рассчитаны на прямой контакт с аудиторией.

Особой формой научных сообщений являются тезисы. Тезисы – это краткое изложение основных положений доклада, лекции, сообщения или научной статьи без системы доказательств, аргументации и фактического материала.

Методические рекомендации – это форма научно-популярного изложения о способах эффективного внедрения достижений науки в практику воспитательно-образовательной работы, например, об условиях, необходимых для получения высоких результатов. Форма изложения в методических рекомендациях имеет ориентирующий характер для ознакомления с содержанием работы. Как правило, в рекомендациях не раскрываются вопросы теории, внимание сосредотачивается на подробном описании технологической стороны дела.

Методические рекомендацииоформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психолого-педагоги­ческих задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их специфику.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы –формы учебно-исследовательской деятельности студентов. Целью их подготовки являются углубление теоретических знаний обучающихся, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя работу, студенты учатся анализу теории по выбранной проблеме, умениям изучать педагогический опыт, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собственные суждения, делать выводы. Курсовые и дипломные работы подлежат публичной защите.

Выпускные квалификационные работы могут быть разных видов.

Теоретико-логическое исследование отличается аргументированностью и логически обоснованной системой доказательств, основывается на определенной философской концепции и дает всесторонний теоретический анализ существующего положения в теории педагогики или психологии.

При теоретико-экспериментальном исследовании основной упор делается на описании научной концепции, методике организации психолого-педагогического эксперимента, описании основных результатов и их интерпретации.

Студенческая научная работа по результатам историко-педагогического (историко-психологического) исследованияпредставляет описание процесса становления научной мысли в историческом плане. Здесь рассматриваются причины возникновения, ход развития на отдельных исторических этапах, существующее положение и тенденции развития на будущее. Основным источником при этом являются архивные материалы, исторические документы, данные этнографических экспедиций.

Любой вид более или менее развернутого изложения результа­тов работы содержит шесть основных частей: введение, теорети­ческое обоснование, описание опытно-экспериментальной рабо­ты и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и биб­лиографию. Нередко справочный материал, таблицы, схемы, гра­фики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и дру­гих источников по интересующей проблеме, изложение теорети­ческих концепций (философских, социологических, педагогичес­ких, психологических, медицинских), составляющих теоретичес­кий базис исследования, анализ существующей практики, а так­же историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска.

Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

Заключениесодержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в тео­рию, практические советы и рекомендации, указываются веду­щие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носите­лях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников.

Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся по последним изданиям (исключения де­лаются для первоисточников, которые полезно приводить по пер­вому изданию; для других случаев исключения должны быть осо­бо обоснованы) и в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003. Наиболее простой способ обеспечить выполнение требований – посмотреть, как оформлена библиография в последних научных изданиях.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разде­лов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к названию и содержанию параграфов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развернутом отчете).

Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, но даже если этого не делается, то для того, чтобы изложение было последовательным и логичным, намечаются рабочий план изло­жения каждого фрагмента или раздела и те вопросы, на которые нужно получить обоснованный ответ. В конце каждого раздела да­ется краткое резюме или выводы, а приводимые в заключении общие выводы не должны быть простым повторением выводов по главам (разделам), а давать новый уровень обобщения и конкре­тизации. Целесообразно не откладывая, сразу уточнить, проверить правильность оформле­ния ссылок, составить список используемой литературы (библиог­рафию).

Очень важно не допускать серьезных отступлений от главной линии изложения и не уходить от предмета исследования. Воз­можные отвлечения должны быть кратковременными и возвра­щать читателя к сквозной линии изложения. По этой же причине многие справочные и информационные материалы лучше указать в приложении.

Несколько слов о самой технологии создания и совершенство­вания текста.

Существуют два основных метода написания текста научной работы: конструк­тивно-синтетический и критико-аналитический.

Конструктивно-синтетический метод служит для создания первоначального вари­анта. Когда накоплен материал для написания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказа­тельств, важно все это зафиксировать на бумаге, не теряя общей нити изложения, его логики: важно, чтобы перо или компьютер­ный набор поспевали за мыслью, чтобы не упустить основного и не нарушить намеченной последовательности и системы. Это сво­его рода общий набросок, предварительная компоновка всего ма­териала. Вслед за этим применяется критико-аналитический ме­тод, идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз, делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается лишнее, в частности то, что служило автору для восполнения пробелов в его образовании. Иными словами, убираются “строительные леса”. На­конец, наступает этап авторского редактирования, когда идет ра­бота над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография.

Очень полезно, если есть время, не спешить с окончательной отделкой, дать тексту “вылежаться”, а после этого постараться взглянуть на него глазами постороннего. Многие рассуждения, отдельные фразы и слова покажутся неудачными, неточными и их можно будет улучшить или заменить. Многие отступления, ком­ментарии, описания деталей затрудняют понимание, делают ло­гику изложения излишне усложненной, поэтому важно соблюсти меру и оставить самое необходимое.

Стиль изложения научной работы может быть различным. Раз­личают стиль научный, отличающийся использованием специаль­ной терминологии, строгостью и деловитостью изложения; стиль учебно-педагогический, в котором особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности; и стиль научно-популярный, где весьма существенную роль играют доступность и заниматель­ность изложения. Однако это разделение условно. Нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктив­ность и конкретность установок с популярным раскрытием живо­го опыта. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, добиваться вырази­тельности речевых средств (экспрессии). Необходимо избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение массы ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняет понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным.

Стиль написания работы в зависимости от жанра и содержания излагаемого, его актуальности может быть спокойным или поле­мически заостренным, предельно лаконичным или развернутым. Не следует забывать об авторской скромности: нужно отдать долж­ное предшественникам, учесть все положительное, сделанное ими, и в то же время трезво и достаточно скромно оценить свой вклад в науку и практику.

Творческое использование изложенных положений и рекомендаций позволяет полно и ясно изложить результаты проведенного исследования, способствуя тем самым признанию и распространению новых, более эффективных подходов и средств.


7. Требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы

В состав (структуру) выпускной квалификационной работы входят: титульный лист, оглавление (содержание), введение, основная часть (теоретический анализ и описание экспериментальной работы), заключение, список сокращений или тезаурус (если необходимо), список использованных источников литературы, приложения.

При оформлении текста выпускной квалификационной работы следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название ведомства, университета, факультета, кафедра, тема работы, фамилии автора и руководителя, место и год написания (Приложение 2).

На следующей странице, которая нумеруется сверху номером 2, помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.

Названия каждого раздела печатаются прописными буквами, названия параграфов – строчными. Главы обычно являются основной рубрикой научной работы. Они нумеруются насквозь по всей работе Главы можно пронумеровать римскими цифрами, параграфы – арабскими.

Также применяется и другой способ, при котором все главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами, но параграфы отделяются точкой, например: 1.2. (второй параграф первой главы). В оглавлении указывается только первая страница главы или параграфа.

Заголовки глав печатают прописными буквами, а заголовки параграфов – строчными (кроме первой буквы – прописной). В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание заголовков и переносы слов в заголовках не допускается.

Заголовки должны формулироваться кратко, но раскрывать содержание главы, подраздела. В подчиненных заголовках не должно повторяться то, о чем уже говорилось в подчиняющем заголовке, например:

Неправильно

Глава 1. МЕСТО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВСЕСТОРОННЕГО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

1.1. Сущность и источники эстетического воспитания личности старшего дошкольника

1.2. Содержание эстетического воспитания старшего дошкольника на занятиях

Правильно

1.1. Сущность и источники эстетического воспитания

1.2. Содержание эстетического воспитания на занятиях…

План научной работы отличается от плана исследования, так как в плане проведения исследования отражаются этапы, длительность, контрольные факторы, а в плане литературного оформления результатов работы продумывается структура и логическая последовательность изложения имеющихся материалов.

Введение должно содержать общую постановку проблемы, обязательный обзор использованной литературы и источников (требования к структуре и объёму работы представлены в Приложении 3).

В основной части непосредственно раскрывается проблема. При этом важно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных авторов.

После номера главы ставится точка, далее следует выраженное словами заглавие. Каждая глава начинается с новой страницы, заголовки параграфов отделяются от текста сверху и снизу 4 или 3 интервалами (пропускается одна строка).

В основной части научной работы (курсовой, дипломной, квалификационной работе) обычно содержится не более двух-трех глав. В первой главе обычно излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы. Глава разбивается на параграфы. Вначале раскрываются общие вопросы, приводится аналитический обзор литературы по исследуемой проблеме, затем то, что является предметом исследования. Обзор литературы можно дать в историческом аспекте, рассмотреть разные точки зрения, выявить, в чем они расходятся, где совпадают, сделать свои выводы о нерешенных вопросах или спорных проблемах. Свою позицию необходимо обосновать, привести свои примеры и наблюдения, то есть подкрепить мысли фактическим материалом.

Проработка литературных источников может быть в следующих формах: выписка понравившихся цитат; конспектирование основных мыслей своими словами, собственные комментарии записываются на полях конспекта; составление тезисов прочитанного

материала. Тезисы представляют собой главные положения без конкретизации и без фактического материала, используемого в обосновании.

Вторая глава посвящается, как правило, проведению опытно-экспериментальной работы в детском саду, педагогическом колледже или в школе. Во второй главе описываются проведенные студентами наблюдения и эксперименты.

Полученные результаты, всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала и теоретические обобщения могут быть выделены при желании в отдельную третью главу

Все сокращения в тексте работы должны даваться в соответствии с общепринятой нормой, в противном случае в начале работы указываются все приводимые дальше сокращенные слова.

При составлении текста в научном стиле не рекомендуется вести изложение от первого лица («я», «мною»). Желательно строить предложения в безличной форме, использовать множественное число: «На наш взгляд, …», «По нашему мнению, …», «Наблюдается…», «Нами получено…» и т.п. . В конце каждой главы необходимо формулировать краткие итоги и выводы.

Ссылку на источник при цитировании или упоминании автора принято давать в квадратных скобках, первая цифра означает номер по списку, вторая цифра через запятую означает страницу: [14, 35] означает ссылку на тридцать пятую страницу четырнадцатой по списку книги. Подстрочные ссылки (на каждой странице) допустимы, но нежелательны. Важно, чтобы в работе были использованы ссылки одного типа.

Заключение содержит выводы, итоги выпускной квалификационной работы, где поощряется самостоятельность суждений и оценок. Обязательно указывать, как исследователем решены поставленные задачи. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность. В заключении должно быть отражено лишь то, что имело место в самой работе и, наоборот, те важнейшие положения, на которых останавливался автор в той или иной главе, обязательно должны быть резюмированы в заключении.

Перечень использованной литературы следует оформлять в виде библиографического списка. В ходе добросовестного исследования список использованной литературы будет включать около сотни наименований. Правила оформления списка использованной литературы строго регламентированы ГОСТ 7.1.-2003 (Приложение 4). Список литературы оформляется в алфавитном порядке. Однако в него обязательно должны войти следующие источники: труды классиков педагогики и психологии; современные монографии теоретиков педагогики, психологии, философии; последние издания психолого-педагогических журналов, периодической литературы по проблемам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, справочная литература (энциклопедии и словари по педагогике, психологии, философии, иностранных слов и др.). Использование учебников в качестве литературных источников недопустимо.

Не следует пытаться искусственно увеличивать этот список из желания угодить кому-либо, из «престижных» соображений, в погоне за педагогической модой. В список литературы, во-первых, необходимо обязательно включить всех тех авторов, на кого в тексте встречаются прямые или косвенные ссылки. Во-вторых, необходимо указать тех авторов, которые, возможно, и не цитируются, прямо не указываются, однако их работы оказали существенное воздействие в процессе работы над данным текстом.

Не вошедшие в основной текст материалы приводятся в конце работы в виде приложений. Это могут быть расчеты, иллюстрации, таблицы, графики и т.п. Приложения нумеруются. В приложения включают вспомогательный материал, дополнительные сведения, подтверждающие результаты проведенных исследований. Материалы в приложении не анализируются и авторским текстом не сопровождаются. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу иметь надпись "Приложение" с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Располагаются прило

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...