Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освобожденными от практических занятий

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Методические указания по изучению дисциплины

«Физическая культура» студентами, временно

Освобожденными от практических занятий

 

 

ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА


 

Содержание

1. Введение……………………………………………………….3

2. Структура реферата…………………………………………....3

3. Требования, предъявляемые к оформлению реферата……...6

4. Система оценивания рефератов………….……………………9

5. Рекомендуемая литература…………………..………………10

6. Приложения…...………………………………….…………..11

Введение

Изучение дисциплины студентами временно освобожденных от практических занятий идет по двум разделам учебной программы: теоретическому и практическому. Изучение теоретического раздела заключается в написании и защите реферата на заданную тему, практического – в выполнении практического задания.

Реферат— письменная работа объемом 15-20 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат(от лат. referrer — докладывать, сообщать) краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем. (Приложение 1). В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора.

Структура реферата

1. Титульный лист заполняется по единой форме.(Приложение 2)

2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифровой материал - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

5. Заключениесодержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

6. Приложениеможет включать графики, таблицы, расчеты.

7. Библиография(список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (Приложение 3).

Поиск источников

Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и решить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.

 

Наилучший способ научиться выделять главное в тексте:

· улавливать проблематичный характер утверждений;

· давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу;

· сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Требования к тексту реферата

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на:

· тексты – констатации;

· тексты - рассуждения.

Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

План реферата

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения.

Требования к введению реферата

Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата. Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

3. Требования, предъявляемые к оформлению реферата

Объем реферата от 25 до 20 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. Формат бумаги – А4, ориентация листа – книжная. Поля – со всех сторон по 2,5 см. Межстрочный интервал – 1,2., Шрифт – Times New Roman, № 14. Нумерация страниц: внизу листа, по центру, на титульном листе и обороте титульного листа (первом и втором листах) номер не проставляется.

 

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

· поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

· в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

· дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернета и т.д.

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

· Знания и умения на уровне требований стандарта дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

· Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

· Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

· Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

· Использование литературных источников.

· Культура письменного изложения материала.

· Культура оформления материалов работы.

Система оценивания рефератов

Оценка 5. Все требования по оформлению и написанию реферата соблюдены. Тема подробно и правильно раскрыта, без отступлений. Студент хорошо ориентируется в тексте написанной работы и четко отвечает на вопросы при защите.

Оценка 4. Требования по оформлению и написанию реферата соблюдены или есть незначительные замечания. Студент хорошо ориентируется в материале и умело отвечает на заданные ему вопросы.

Оценка 3. Если объем работы не соответствует требованиям. Есть замечания по оформлению. Тема не достаточно полно раскрыта. Студент плохо ориентируется в своей работе. Не указан список используемой литературы. Не четко раскрыта тема реферата со значительными отступлениями.

Выполнение практического задания

Практического задание выдается преподавателем (Приложение 4) Студент должен составить комплекс упражнений заданной направленности воздействия на организм человека. Комплекс должен содержать не менее 8-10 упражнений с указанием исходных положений, описания правил выполнения и рисунков. Студент должен уметь правильно показать выполнение упражнений комплекса и обосновать целесообразность использование каждого из упражнений.

Список рекомендуемой литературы

1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие* / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова; ред. О. П. Панфилов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 389 c.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура : учебное пособие* / Ю. И. Евсеев. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 445 c.

2. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2011. - 479 c.

 

Дополнительная литература

1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта : учебное пособие* / Б. Р. Голощапов. - М. : Академия, 2010. - 309 c.

2. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учебное пособие* / П. К. Петров. - М. : Академия, 2008. - 286 c.

3. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учебник / П. К. Петров. - М. : Академия, 2011. - 286 c.

4. Полиевский С.А. Общая и специальная гигиена : учебник* / С. А. Полиевский, А. Н. Шафранская. - М. : Академия, 2009. - 298 c.

5. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения : учебник* / ред.: Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов. - М. : Академия, 2008. - 518 c.

6. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учебноепособие / Г. С. Туманян. - М. : Академия, 2009. - 335 c.

Электронные ресурсы:

1. www.sovsportizdat.ru

2. www.skirun.ru

3. www.real-body.ru

4.

 

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Ермакова Е.Г., Паршакова В.М., Сбитнева О.А. Рекомендации по проведению занятий со студентами специальной медицинской группы. - Пермь: ПГСХА, 2009.
Ермакова Е.Г., Паршакова В.М., Сбитнева О.А. Настольный теннис. Методические рекомендации. - Пермь: ПГСХА, 2011.
Ильиных Д.В., Устюгова Е.В Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура». «Использование круговой тренировки на занятиях по легкой атлетике – Пермь: ПГСХА, 2012.
Клюкина Н.А., Щенкова И.П., Быстрых М.С. Обучение технике видов легкой атлетики. Бег на короткие дистанции, эстафетный бег. Методические рекомендации. - Пермь: ПГСХА, 2011.
Михалева Т.И., Вшивцева Е.А. Атлетическая гимнастика. Методические рекомендации. - Пермь: ПГСХА, 2011.
Михалева Т.И. Футбол. Методические рекомендации. Пермь: - ПГСХА, 2011.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура». Подготовка к выполнению обязательных тестов оценки общей физической подготовленности: учебное пособие* / С. В. Яковлев [и др.]. - Пермь: ПГСХА, 2007.
Сбитнева О.А., Борознова Л.В., Ермакова Е.Г., Паршакова В.М. Лыжная подготовка (коньковый ход) - Пермь: ПГСХА, 2009.
Сбитнева О.А., Ермакова Е.Г., Паршакова В.М. Настольный теннис. - Пермь: ПГСХА, 2011.
Сбитнева О.А., Фазлеева С.А., Борознова Л.В. Волейбол. Методические рекомендации. - Пермь: ПГСХА, 2011.
Сбитнева О.А., Яковлев С.В. Лыжная подготовка. Подготовка к сдаче контрольных нормативов и соревнованиям по лыжной подготовке. Методические указания к практическим занятиям и тренировкам – Пермь: ПГСХА, 2012.
Ширинкина С.В., Абдуллова Н.В. Дартс. Методические рекомендации. - Пермь: ПГСХА, 2011.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура». Подготовка к выполнению обязательных тестов оценки общей физической подготовленности: учебное пособие* / С. В. Яковлев [и др.]. - Пермь: Изд-во ПГСХА, 2007. - 81 c

 


Приложение 1
Темы рефератов

Темы рефератов для студентов временно освобожденных от практических занятий

(1-4 семестры)

 

I семестр Диагноз и краткая характеристика вида заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.
II семестр Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном виде заболевания.
III семестр Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном виде заболевания.
IV семестр   Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием примерной дозировки).

Темы рефератов для студентов временно освобожденных от практических занятий (5-6 семестры)

№ п/п НАЗВАНИЕ
I Физическая культура в профессиональной подготовке студентов И социокультурное развитие личности студента
Физическая культура и спорт - органическая часть общечеловеческой культуры.
Состояние физической культуры и спорта в современном обществе. Сравнительный анализ систем физической культуры в развитых странах.
Деятельностная сущность физической культуры в повседневной жизни и профессиональной деятельности специалиста данного профиля.
Сравнительный анализ систем физического воспитания различных стран (Россия и три страны, в которых наибольшая продолжительность жизни) населения).
Ценностные ориентации и отношения к физической культуре студентов вуза.
II Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической И умственной деятельности, факторам среды обитания
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности (применительно к выбранной профессии).
Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки (применительно к выбранной профессии).
Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды (применительно к выбранной профессии).
III Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности
Здоровый образ жизни и его составляющие. Структура жизнедеятельности студентов выбранной специальности и ее отражение в образе жизни. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни
Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.
IV Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий.
Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин (мужчин).
Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.
Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.
Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
V Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов
Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства.
Место ППФП в системе физического воспитания студентов – будущего специалиста данного профиля. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП по избранной профессии. Методика подбора средств ППФП.
Организация, формы и средства ППФП студентов – будущих специалистов данного профиля. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Прикладные виды спорта и их элементы.
Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов данного профиля.
Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности специалиста данного профиля.
Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов данного направления подготовки. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в рабочем коллективе.  
Выявление (определение) профессионально-важных качеств специалиста данной специальности. Использование современных оздоровительные системы для поддержания уровня профессионально-важных качеств (на примере одного качества).
Выявление (определение) профессионально-важных качеств специалиста данной специальности. Подбор средств профессионально-прикладной физической подготовки для их совершенствования.
Выявление (определение) профессионально-важных качеств специалиста данной специальности. Подбор средств производственной физической культуры для их поддержания и совершенствования.

 

 

Приложение 2

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика д.н. прянишникова»

 

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

РЕФЕРАТ

 

Общечеловеческой культуры

 

Выполнил

студент группы Тб-1

Направление подготовки___________________________________________

Иванов И.И.

 

Проверил:

Заведующий кафедрой физической культуры

Кандидат педагогических наук, доцент

Яковлев С.В.

 

ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»


 

Приложение 3
Оформление списка литературы.

 

Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:

1. Законы, постановления правительства.

2. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.

3. Специальная литература.

4. Периодические издания.

При составлении списка использованной литературы указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы (от и до). Литературные источники должны быть расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в случае, если количество авторов более трех - по названию книги, остальные материалы в хронологическом порядке. Сначала должны быть указаны источники на русском языке, затем - на иностранном.

Пример оформления списка использованной литературы:
1. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова.- М.: Издательский центр «Академия « 2004.- 416 с.


Приложение 4

Темы практических заданий

 

 

1. Составить комплекс физкультурной микропаузы при утомлении глаз.

2. Составить комплекс упражнений физкультурной паузы для работников труда преимущественно в положении сидя.

3. Составить комплекс упражнений физкультурной паузы для работников труда преимущественно в положении стоя.

4. Составить комплекс упражнений физкультурной паузы для работников с большой нервно-эмоциональной нагрузкой.

5. Составить комплекс упражнений физкультурной паузы для работников монотонного, однообразного труда.

6. Составить комплекс физических упражнений утренней гигиенической гимнастики.

7. Составить комплекс физических упражнений для тренировки сосудов головного мозга.

8. Составить комплекс физических упражнений для укрепления мышц живота.

9. Составить комплекс физических упражнений для укрепления мышц спины.

10. Составить комплекс физических упражнений для развития силы мышц плечевого пояса.

11. Составить комплекс физических упражнений для развития силы мышц ног.

12. Составить комплекс физических упражнений для развития гибкости позвоночника.

13. Составить комплекс физических упражнений, способствующий формированию правильной осанки.

 

 

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Методические указания по изучению дисциплины

«Физическая культура» студентами, временно

освобожденными от практических занятий

 

 

ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА


 

Содержание

1. Введение……………………………………………………….3

2. Структура реферата…………………………………………....3

3. Требования, предъявляемые к оформлению реферата……...6

4. Система оценивания рефератов………….……………………9

5. Рекомендуемая литература…………………..………………10

6. Приложения…...………………………………….…………..11

Введение

Изучение дисциплины студентами временно освобожденных от практических занятий идет по двум разделам учебной программы: теоретическому и практическому. Изучение теоретического раздела заключается в написании и защите реферата на заданную тему, практического – в выполнении практического задания.

Реферат— письменная работа объемом 15-20 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат(от лат. referrer — докладывать, сообщать) краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем. (Приложение 1). В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора.

Структура реферата

1. Титульный лист заполняется по единой форме.(Приложение 2)

2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифровой материал - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

5. Заключениесодержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

6. Приложениеможет включать графики, таблицы, расчеты.

7. Библиография(список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (Приложение 3).

Поиск источников

Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и решить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.

 

Наилучший способ научиться выделять главное в тексте:

· улавливать проблематичный характер утверждений;

· давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу;

· сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...