Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Основы дизайн проектирования.

 

2.1. Первые теоретики дизайна в Западной Европе (Д. Рёскин. У. Морис. Г. Земпер, М. Тонет, П. Беренс).

Джон Рёскин(1819-1900)- английский теоретик искусства, педагог призывал вернуться к природе искреннему искусству взамен процветавшей в то время викторианской эклектики, в качестве образцовой культуры он предлагал средневековое искусство, в основе которого лежал ручной труд ремесленника. Уильям Моррис (1834-1896) предложил вернуться к ремесленному производству, но в условиях технического прогресса и производства массовой продукции. Готфрид Земпер (1803-1879), немецкий архитектор считал, что происхождение всех видов искусства идет от первоначальной «технической» деятельности: плетения (ткачества) и гончарного ремесла (керамики). Петер Беренс (1869-1940) развил идеи ансамбля жилой архитектуры модерна У. Мориса в сферу промышленных архитектуры и форм, создав в 1907 г фирменный стиль концерна АЭГ. М. Тонет (1796-1871) применил принцип комплексности к бытовым изделиям – гнутой мебели (стул «Модель 14).

 

2.2. Концепции функционализма (Л. Салливен, А. Лоос, Ф.Л. Райт).

Форма, следующая за функцией, интерпретированная в чисто утилитарном плане (без учета социальной составляющей функции) – стала принципом в эстетике функционализма. Луис Салливен (1856-1924),американский архитектор и теоретик, автор высотных конторских зданий в Чикаго со стальным каркасом, почерпнул идею «каркасности» в строении растений, обосновал теорию органической архитектуры, которую развил Ф.Л. Райт. У него уже не подражание природным формам, а следование природе в поиске конкретных, каждый раз индивидуальных путей решения проблемы. («Дома прерий», «Вилла над водопадом»). - Австрийский архитектор-конструктивист Адольф Лоос (1870-1933)вульгаризировал идеи Л. Салливена, считая архитектуру чисто функциональным проектированием.

2.3. Теория коммерческого дизайна. Реклама, стримлайн и стайлинг в США.

В 1912 г. в Нью-Йорке немецкими и австрийскими художниками открывается студия Международное художественное обслуживание. Студия оказала огромное влияние на развитие искусства рекламы. Американские графики уже с 1914г. объединились в организацию, которая занималась и вопросами дизайна, заявившего о себе в 1930-е гг. Видами рекламы были графический плакат, выставка, витрина. Стримлайн Норман Белл Геддеса. Теория обтекаемой формы, учитывала интерес потребителя к высоким скоростям в авиации и автомобилестроении. Стайлинг(1950-1960-е гг) – используя интерес массового потребителя к космической технике внедрялась как маркетинговая стратегия американской индустрии, чтобы значительно ускорить цикличность смены внешнего вида продукта. Даже скромный настольный радиоприемник приобрел линии мчащегося автомобиля.

2.4. Теории советского конструктивизма и производственного искусства (В. Хлебников, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин. О. Брик, Б. Арватов, А. Ган и др.).

Главное место в теории Хлебникова занимала экспериментальная проблема создания всемирного общего для всех людей языка будущего. Хлебников утверждает, что в слове существует два равноправных начала: звук и разум, которые находятся в различных отношениях друг к другу в зависимости от контекста словоупотребления. Последнее часто преобладает в поэзии, но особенно сильно — в заговорах, заклинаниях, «священных языках язычества». Ученый разъединил звуки и графическое начертание в словах и предложив их свободное комбинирование – основы заумного языка. К. Малевич в развитие зауми дополнил графику объемными объектами (архитектонами), а В. Татлин – предложил использовать промышленные конструкции. По Кандинскому. художник, «слышит» внутреннее звучание космоса и каждого отдельного предмета, «видит» его сокровенную духовную жизнь и стремится материализовать ее, воплотить средствами подвластного ему искусства – абстракциях или абсолютах.

2.5. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна. Стиль Браун. Т. Мальдонадо.

В школе четыре факультета промышленного дизайна и строительства, визуальных коммуникаций и средств массовой информации должны обладать технологическими и научными знаниями, определять и учитывать в своей деятельности ее социальные и культурные последствия. Концепция Томаса Мальдонадо как руководителя школы (с 1964-1966 гг.) заключалась в разделении сложных процессов проектирования изделий на многочисленные составляющие простые элементы с выделением различных уровней (от социального до технологического). Одновременно велась усиленная подготовка по инженерная составляющей дизайна, с другой преобладание ремесленнических навыков в художественной подготовке. Концепция стиля «Браун» - подобие планетарной системе атома: ядро фирменного стиля - символ (знак), вокруг которого группируются элементы. Десять правил «хорошего дизайна» Дитера Рамса. «Меньше дизайна – больше дизайна».

2.6. Теоретические концепции дизайна ВНИИТЭ.

Аксиоморфологическая концепция. Проектируемый предмет выступает, с одной стороны, как оформленное производством «природное тело», имеющее свою морфологию, пространственную организованность, с другой - как общественно-человеческая (утилитарная, культурная, эстетическая) полезность, значимость, ценность. Особое внимание начальному этапу проектирования, когда проводится доскональный анализ того, чем вещь (изделие) является для человека и как она взаимодействует с ним и обществом («аксиология») Одновременно выясняется типичная морфология, свойственная изделиям и предметной ситуации данного вида (композиционный анализ). Анализируются изделия-аналоги, прототипы проектируемых вещей и их комплексов, выявляются их характеристики.

 

2.7. Теоретические концепции «Сенежской студии» при Союзе художников СССР.

Вокруг проектируемой вещи или системы вещей разворачивается процедура описания «сферы» человеческого действия с ним, в результате чего объект превращается в сложную функциональную пару «человек-вещь». Данная система не тождественна психофизиологической системе «человек - машина». Имеется виду комплекс социально-культурных взаимоотношений между человеком и вещью, когда связи между ними носят ценностный характер и проектирование изделия ориентировано на его общественную значимость, выявление его значений для человека как субъекта культурного действия. Принцип «отрытой формы» призван решить проблему творческой самодеятельности человека в сфере производства, так и в процессе использования предметов бытового назначения. Деятельность дизайнера при этом не сводится к созданию невариабельных форм. Сфера применения – средовой дизайн. Проекты признаются произведениями искусства.

2.8. Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ.

В конце 1970-х годов крупные социальные и народнохозяйственные целевые программы потребовали иных подходов к деятельности проектировщика. Дизайн-программа - конкретная практическая форма реализации системного дизайна, в структуру которого входят четыре блока, проблемно-целевой, концептуальный. организационно-управленческий, проектно-конструкторский. Проблемно-целевой блок содержит формулировку проблемы, цели и задачи программы, анализ и оценку исходного состояния проблемы, формулировку конечных результатов и сроков их реализации. Концептуальный блок содержит описание основного замысла и подхода к решению проблемы, обобщенной и целостной программной модели комплексного объекта. Организационный блок дает характеристику конкретных и детально разработанных форм организации и управления разработкой программы, а также перечень необходимых организационно-хозяйственных мероприятий. Проектный блок охватывает вопросы всего комплекса изделий, мероприятий и решений по проектированию комплексного объекта, поэтапно, на всех стадиях формирования и выполнения дизайн-программы, вплоть до промышленной организации проекта.

 

2.9. Теории эргодизайна ВНИИТЭ.

Концепция построения целостной системы знаний в области эргономики и художественного проектирования, опирающейся на феномен нерасчлененности естественного и культурного начал в человеческой природе. Актуальность концепции – понимание, что предметная среда является активным фактором формирования или разрушения личности в условиях индустриального производства, в связи с тем необходимо разработать производственные стандарты, учитывающие индивидуальные характеристики человека. Исторические примеры человекоориентированного проектирования в сфере эргономики и сфере художественной культуры. Проблема одностороннего научного исследования мира вещей, выключенность из этой сфере общественной практики обрядовых, магических предметов.

 

2.10. Реди-мейдс, перформанс, акцизм, инсталляция, хэппенинг, энвайронмент как формы и течения современного искусства.

Реди-мейдс Дюшана, когда утилитарный, переставший выполнять свои прямые функции и включенный в контекст пространства искусства, события искусства, созерцания, начинал выявлять новые смыслы. Перформанс, «Акция" (или искусство акции) – общее понятие для обозначения любых динамических, процессуальных практик современного искусства, в которых акцент переносится с результата арт-деятельности на ее процесс. С сер. XX в. появляются художественные манифесты в которых декларируется необходимость в соответствии с новыми жизненными условиями создавать четырехмерное искусство, развивающееся в пространстве и во времени, использующее все новейшие достижения техники и технологии. В отличие от традиционного театрального акции носят, иррациональный, парадоксально-аб­сурдный характер и обращены непосредственно к внесознательным уровням психики реципиента. Организаторы хэппенингов пытались вырвать случайных прохожих на время события акции из обыденного контекста и как бы заставить включиться в неутилитарную игру некоего иного измерения. Энвайронмент - принципиально новый пространственный художественный объект, включающий в себя и экспонируемые предметы, и всю систему их экспонирования, и самого посетителя и подчиняющего его восприятие теме..

 

2.11. Основные принципы и методы изобразительного языка академического рисунка

Основы изобразительной грамоты. Освоение понятий графических средств. Деление углов на равные части. Освоение понятий симметрии. Изучение и изображение формы отдельных предметов с натуры и по представлению. Метод построения от центральной точки плоских фигур. Метод построения от центральной точки формы объемных отдельных предметов. Освоение метода изображения формы группы предметов с натуры и по представлению. Знакомство и познание строения форм растительного и животного миров. Открытие и передача в рисунке красоты классических и современных форм. Исторические примеры выдающихся рисовальщиков и их произведений. (В. Серов., М. Врубель, и др.).

 

2.12. Академическая живопись – принципы реалистического изображения действительности.

Принципы реалистической живописи. Н.П. Крымов теоретик и педагог. Законы неповторимости колорита, цветовой гармонии в живописном произведении, базируются на общей тональности картины. Живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала. Исторические примеры живописных произведений и их авторов (Рембрант, К. Коровин, М. Врубель, П. Корин и др.).

 

2.13. Основы академической скульптуры и пластического моделирования.

Скульптура, ваяние, пластика вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму. Скульптура изготавливается в любом жанре. Материал (металл, камень, глина и обожженная глина, дерево, кость и др.). Методы обработки скульптуры (литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.). Два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающаяся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости). Лепкой называется техника выполнения скульптуры из мягких материалов, которая имеет свои особенности. При высекании скульптуры из камня скульптор, постепенно удаляя материал, как бы «освобождает» заключенную в нем форму. Работая в глине, пластилине или воске, скульптор лепит из кусков материала. Исторические примеры скульптурных памятников и их авторов (Фидий, Поликлет, Микеланджело, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, В. Мухина и др).

 

2.14. Начертательная геометрия – основные принципы и положения

Начертательная геометрия — раздел геометрии, в котором изучаются различные методы изображения пространственных форм на плоскости. Проекционный чертеж является графическим языком дизайнера, однозначно, в необходимой мере точности изображающий предмет. Изображение служит важнейшим средством, с помощью которого конкретизируется дизайнерский замысел проектируемого объекта. В начертательной геометрии содержатся практические приемы построения графической формы: 1) методы изображения пространственных форм на плоскости; 2) способы графического решения различных геометрических задач, связанных с оригиналом; 3) основные принципы геометрического формообразования поверхностей; 4) приемы увеличения наглядности и визуальной до­стоверности изображений проектируемого объекта.

 

2.15. Основные принципы и положения информационных технологий в дизайне

Понятие, определение и эволюция информационных технологий.. Компьютерные средства реализации информационных технологий. Комплексная подготовка изображения к печати. Верстка текста. Типовые решения в дизайне Web-страниц. Направления и стили в Web-дизайне.. Знакомство и моделирование трехмерных объектов с заданными свойствами поверхности в приложении 3DStudioMax, Методы оптимизации трехмерных объектов и изображений с камерами, источниками освещения и пр. Современные информационные приложения в сфере дизайна. Способы обмена данными в локальных и глобальных сетях

2.16. Теоретико-исторические и современные аспекты понимания природы света и цвета.

Исторически понимание цвета делится на два периода: донаучный (с доисторических времен до конца XVI в.), и второй - научный — (с XVII в. до настоящего времени). В донаучный период отношение древних людей к цвету базировалось на жизненно наиболее важных для них явлениях и представляло собой мифологически-символически-практическое отношение. С античной эпохи выделяется эстетическое сознание (при сохранении символики разных цветов). Опыты И. Ньютона (в 1665г.) с разложением стеклянной призмой пучка солнечного цвета. Исследователи цвета И. В. Гете, Я. Э. Пуркине, И. П. Мюллер, Г. Л. Гельмгольц, Т. Юнг. Открытие физических свойств цвета: длина волны, насыщенности, чистоты, светлоты, яркости.

 

2.17. Музейное дело.

Музееведение - научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения социальной информации, ее познания и передачи с помощью музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности. Институциональный, предметный и комплексный подходы к пониманию предмета музееведения. Исторические взгляды на функцию музеев. Музейный предмет как центральная категория музееведения, основной элемент системы музейной коммуникации. Теория, методы и средства музееведения. Общее между системами знаний дизайна и музееведения - передача известной информации с помощью предметов и вещей, их рациональная компоновка с целью визуализации смысла какого-либо явления, ориентация на построение экспозиции по законам красоты и целесообразности, междисциплинарный характер структуры знаний.

2.18. Закономерности и практические приемы построения композиции в дизайне среды.

Первичные графические элементы. Средства организации графической композиции. Единство, симметрия, динамика. Зрительное восприятие графической композиции на листе. Целостность восприятия. Единство и соподчинённость элементов композиции. Понятие «асимметрия», «симметрия», «дисимметрия». Виды симметрии. Направленность движения восприятия. Динамика и статика. Ритм, нюанс. О ритмическом и метрическом в композиции листа. Нюанс, тождество, контраст в композиции. Цвет в графической композиции. Цвет и цветовая гармония. Образная выразительность. Пропорции и подобия. Золотое сечение. Египетский треугольник. Канон. Современная модульная сетка. Модульность в композиции. Соразмерность частей и целого в композиции.

2.19. Изобразительные средства проектной графики

Исторические традиции. Графика на разных этапах проектирования. Графика эскиза. Графика завершенного проекта. Шрифтовая информация проекта. Компоновка чертежей. Цели и задачи в проектной графике. Образно-смысловой аспект проектирования. Форма и пространство в графическом проектировании. Функция и тектоника части и целого в структуре проекта.. Статика и динамика единичного в структуре проекта. Метод мотивации действия или движения при создании проектной графики. Ритмический ряд (нагрузка-пауза). Концепция проекта. Принципиальная схема модульных акцентов в произведении, определяемых по заглавию или по фрагменту текста. Слово и его пространство. Структура фразы - как образ в проектной графике. Средства и методы проектной графики.. Парадигма мышления и смена стилей..

 

2.20. Культурно-историческое и современное значение орнамента.

Орнамент – форма абстрагирования, отделение изображения от предмета и превращение его в понятие- признак разумной деятельности человека.. Утилитарное предназначение знака соединяется с зачатками духовности, вместе участвовали в формирования основ мировоззрения и мифологии. Обладая информативностью, орнамент являл собой подобие письменности, однажды разделившись, они идут рядом, расходясь, пересекаясь, вторгаясь в пределы друг друга. Орнамент и «Мировое древо».- Специфика орнамента в культуре первобыта, Древних восточных цивилизаций, народов античности и средневековья, эпох Возрождения и Нового Времени. Современное понимание орнамента. Техноцентрический уклон в понимании орнамента (симметрия, кристаллография). Три операции симметрии - «трансляция», «поворот», «отражение»- обеспечивают организацию осевых, бордюрных, раппортных орнаментальных систем. Цель орнамента (как и цель человеческой жизни)- достижение и демонстрация гармонически уравновешенных форм.

 

2.21. Этапы, направления, школы, имена и тенденции становления и развития графического дизайна и рекламы.

Основы организации рекламной деятельности. Предмет, методы и задачи графического дизайна и рекламы. Взаимосвязь дизайн-деятельности и рекламной деятельности. Структура, формы и виды рекламной деятельности. Социально-правовые аспекты рекламной деятельности. Понятие авторского права. Общее представление о творческом компоненте в рекламной деятельности. Графический дизайн - как инструмент рекламы. Композиция в рекламе. Роль дизайнера в рекламных технологиях. Творчество в составлении текстовой рекламы. Печатные средства массовой информации. Шрифтовые композиции. Электронные средства массовой информации. Телевизионная реклама. Радио-реклама. Фокус-группа: проблема оценки и прогнозирования результатов работы дизайнера. Техника и процесс производства рекламной продукции. Экономические вопросы рекламного бизнеса.

2.22. Принципы и правила проектирования в графическом дизайне.

Проектирование как процесс создания синтеза функционально-компоновочного решения и его эмоционально-образного содержания опирается на принципиальную схему процесса - параллельный поиск прагматических предложений (техническая, организационная, пространственная «дизайнерская» идея) и их эстетическая визуализация («художественная идея» - композиционная структура, зрительная трактовка ее элементов и т.п.). Иисторические предпосылки возникновения необходимости в разработке теоретических основ в проектирования графического продукта; Художественные и изобразительные системы проектной графики. Композиционно-ритмические средства построения графической формы. Особенности эмоционального восприятия объектов в графическом дизайне.

 

2.23. Методы и технологии работы в классических техниках станковой графики.

Станковая (не прикладная, ценная сама по себе) графика раздел графики - вида изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литогрофия, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Выразительные средства станковой графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), которые образуют нюанс или контраст с фоном листа, обычно белым. Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, не­посредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых.

 

2.24. Эволюция шрифтовых форм и их взаимосвязь с технологиями печати.

Шрифтовой дизайн - художественное проектирование шрифта, наборного и индивидуального, включающее разработку способов и приемов создания шрифтовых композиций в книжной и газетно-журнальной графике, в промышленной графике, системах визуальной коммуникации. Возникновение и развитие письма. Техника и материалы шрифта. Особенности работы со шрифтом. Антиква и гротеск. Пространство в шрифтовом дизайне. Ритм в шрифте. Знак, символ и шрифт. Модуль, сетка и шрифт. Золотая пропорция и шрифт. Эскизирование шрифта. Образ и концепция шрифта. Функциональная особенность вновь создаваемого шрифта. Ритм контраста по вертикали. Ритм контраста по горизонтали. Внутренний просвет и межбуквенное расстояние. Значение засечек в шрифте. Виды засечек. Типизация гротесковых шрифтов. Компьютерные шрифты и их особенность восприятия. Наклонный шрифт. Курсивный шрифт. Шрифт для идентификации рода деятельности.

 

2.25. Типографика – основные композиционные закономерности набора и верстки.

Типографика как особый вид графики, использующий в оформлении словесный текст, составленный по законам композиции шрифтового дизайна, а основным средством и техникой — наборный шрифт и монтаж. Таким образом, Типографика есть искусство экспозиции готовых графических форм в реальном пространстве листа или книжного блока. Традиционная и современная типографика. Единицы измерений в типографике. Акцидентный набор. Шрифт и образ издания. Гарнитура шрифтовая Компьютерный набор и верстка. Линейно-горизонтальное движение и вертикаль шрифта. Внутренний ритм текста. Членение информации. Классификация типографских шрифтов. Взаимодействие текста и формата издания. Шрифт и изображение.

 

2.26. Идеи и поиск образа в фотографики. Задачи и средства построения образа.

Фотографика в графическом дизайне. современный вид графики, применяемый в типогрофике, рекламе, плакате, иллюстрации и т.д., с использованием специфических фототехнических средств (специальная химическая или компьютерная обработка, увеличение контрастности или «размытости», создание впечатления объемности, стереоско­пичности и др.).

В фотографике используется ряд художественных средств и приемов (изменение масштаба изображения, спе­циальные оптические эффекты, транс­формация цвета, наложение изобра­жений, коллажность и другие), свой­ственных именно этому виду графики. Пионерами советской фотографики являются такие художники, как А. Родченко и Эль Лисицкий.

2.27. Основные компьютерные графические пакеты и технологии предпечатной подготовки полиграфических изданий.

Основные понятия компьютерной графики. Терминология. Создание и оптимизация рабочей среды. Цвет и модели цвета. Понятие о цветоделении. Хранение графических данных. Основы векторной графики. Программа CorelDRAW. Способы формирования графического объекта в CorelDRAW. Создание и редактирование контуров. Работа с цветом. Оформление текста. Использование спецэффектов. Экспорт документа в стандартные графические форматы. Печать документа. Назначение и состав программы Adobe PhotoShop. Техника выделения областей изображения. Создание многослойного изображения. Работа со слоями многослойного изображения. Техника рисования. Техника ретуширования.

 

2.28. История полиграфии, структура и процесс полиграфического производства.

История и роль полиграфии в графическом дизайне. Основные понятия и этапы полиграфического процесса. Запечатываемые материалы и красители. Виды печати и способы нанесения изображения. Офсетная печать. Цифровая печать. Шелкография. Полноцветное изображение. Плоская офсетная печать. Глубокая офсетная печать. Высокая печать (печатные элементы расположены выше пробельных). Трафаретная печать. Широкоформатная печать. Тампопечать (использование тампона или роллера). Метод «печать по сырому». Флексография (высокая печать с применением эластичных печатных форм) Классификация полиграфического оборудования. Послепечатные процессы.

2.29. Основные виды, термины и определения в художественно-техническом редактировании.

Классификация печатной продукции. Схема издательского процесса. Методика и основные этапы процесса редактирования. Система типометрии в полиграфии. Знаки разметки и корректуры. Государственный стандарт 7.60-2003 содержит критерии, определяющие виды полиграфической продукции: назначение, функционально-информационные требования, конструкцию, объем, периодичность. Классификация полиграфической продукции зависит от технических условий, предъявляемых к издательско-полиграфическому оформлению издания и содержит требования к формату, шрифту, элементам конструкции, внешнему оформлению.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...