Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические механизмы социализации личности.Социализация — не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институационный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой — отношением индивида ко всему этому.
Механизмы социализации личности
Психология малых групп. Личность в организации По своей сущности психология малой группы представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий ее членов и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной учебной, профессиональной и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива. Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами. 1. Группа личностных социально-психологических явлений, возникающих из непосредственного взаимодействия людей друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений. 2. Группа социально-психологических явлений, среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов. Некоторые результаты совместной умственной деятельности людей - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам профессиональной деятельности, а также сам процесс их формирования называют групповым мнением. Иногда в этом случае говорят о групповой мысли или групповом разуме. По своей же сути групповое мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение малой группы или ее большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации объединенных в группы людей. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава организации) групповое мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности. Социально-психологический климат малой группы всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают ее членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название группового настроения, представляющего собой эмоциональные реакции группы на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает групповое сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение группы – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности людей к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны руководителя (менеджера). Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают групповые потребности. По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды группы в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в субъективную потребность большинства членов малой группы. Обогащению арсенала потребностей людей способствуют широта и гармония их отношения к профессиональной деятельности в целом, своим сослуживцам и др. Не менее важное влияние на функционирование малой группы оказывают групповые традиции. Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной, учебной и т.д. деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов группы. К числу основных видов традиций относятся служебные, профессиональные, социальные, спортивные и ряд других. Считается, что становление и развитие групповых традиций во многом определяются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми формами группового (корпоративного) поведения лишь в том случае, если соблюдаются определенные условия. Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие малой группы, способствуют повышению сознательности и организованности. Их же утрата существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же, как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности. А это существенно влияет на проявление взаимоотношений в группе. Личность в организации Существуют два подхода к описанию и пониманию личности. При сущностном подходеличность рассматривается как: · психофизиологическое единство характеристик человека, включающее физиологические, психологические и социальные характеристики; · система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности его в социальный контекст; · множество черт, относительно устойчивых особенностей внутреннего мира человека, проявляющихся в его поведении, высказываниях, отношении к нему других людей. Одной из наиболее известных теорий данного типа является теория американского психолога Р.Б. Кэттелла; · определенный тип человека с характерными особенностями поведения. Примерами наиболее известных в психологии типологий являются типологии Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Юнга, К. Бриггс, Майерс—Бриггс; · система конструктов, где конструкт - это своеобразная оценочная ось, например «плохой работник - хороший работник», элементарная единица нашего восприятия, отношения, в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация; · система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний; · совокупность подструктур в структуре личности (инстанций). Примерами таких теорий могут быть теории, описывающие бессознательные аспекты психики: 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Берна. При деятельностном подходе,преобладающем в отечественной психологии, личность рассматривается как: · качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения; · субъект социальных отношений и сознательной деятельности; · «сознательный индивид», т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции поведения. Таким образом, личность- это индивид, который приобретает системные качества во взаимодействии с социальным окружением, протекающим в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития, формирования способности к сознательной деятельности, общению он становится личностью. На процесс развития личности влияют наследственные, биологические факторы, социальная среда и воспитание, собственная активность человека. Личность - это многоуровневая система, объединяющая психофизиологический, психологический и социальный уровни. Кроме того, личность — система динамическая, в которой содержатся как координационный (взаимосвязь между качествами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязь между качествами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. Структура личности приведена на рис. 3.2. На основе критерия соотношения социальных и биологических свойств в качествах личности в ее структуре выделяют пять иерархически соотносящихся подструктур (по мере убывания социальной составляющей). Также в личности выделяются две общие интегративные подструктуры, которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все пять уровней иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. Одновременно каждая из общих подструктур отражает определенный аспект проявления этих качеств: Рис. 3.2. Структура личности
· в различных видах деятельности, тогда речь идет о характере личности, · в каком-то конкретном виде деятельности, тогда речь идет о способностях личности к данному виду деятельности. |
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |