Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика деятельности в физическом воспитании и спорте. Понятие «спортивная деятельность».

Специфические особенности деятельности как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.

Физическое воспитание (ФВ) - часть физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработки убеждений и ценностных ориентации.

Цель- развитие и совершенствование физических качеств, функционального состояния организма, укрепление здоровья. Направлено на гармоничное развитие человека, приобретение знаний и навыков, необходимых для активной и продуктивной жизнедеятельности. В ФВ соревнование присутствует как метод.

Спорт - часть физической культуры, воспитательная, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений.

Цель - достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.

Спорт обязателен не для каждого человека, спортивные организации - это добровольные общественные группы. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди. Спорт требует от человека большого физического и психического напряжения и направлен на повышение спортивного мастерства.

Особенности деятельности в физическом воспитании (ФВ) и спорте:

1. Предметом деятельности является человек (спортсмен, учащийся). Он выступает не только в роли ее субъекта (направляет свою сознательную активность на самого себя, на совершенствование своих двигательных и физических возможностей), но и объекта (по отношению к противникам, товарищам по команде и др.).

2. В ФВ и спорте деятельность направлена на решение задач обучения, воспитания и совершенствования (физических качеств, психических и психомоторных процессов, состояний, свойств личности). Физическое воспитание и спорт предполагают не только развитие физических, но и нравственных, волевых качеств, и в то же время в процессе деятельности совершенствуются все структурные компоненты психики.

3. В ФВ, и особенно в спорте, проявляются высокие физические и психические нагрузки.

4. Продуктом деятельности в ФВ выступают оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты; в спорте - спортивное достижение (различного масштаба - от личного до мирового рекорда).

5. Сущностью спортивной деятельности, особенно на уровне высших достижений, является соревнование. Участие спортсмена (команды) в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего результата в борьбе с другими спортсменами.

Спорт - это, прежде всего, деятельность, направленная на выявление предельных уровней функционирования организма человека в процессе двигательной активности, а также раскрытие его резервных возможностей. Состязательность, специализация, нацеленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта.

Спортивная деятельность (СД) характеризуется специально организованной двигательной активностью и связана с проявлением мышечной работы различной формы при выполнении специальных физических упражнений. СД представляет собой единство трех факторов: физиологических (физиологических процессов, протекающих в организме спортсмена и обеспечивающих работу мышц), психологических (индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена) и социальных (общественная значимость спорта показывает, что в ней отражаются интересы не только отдельных спортсменов, но и общества). Эти три фактора, взаимосвязанные и взаимообусловленные друг другом, образуют единство спортивной деятельности.

В настоящее время отсутствует однозначное толкование понятия СД, в зависимости от собственных позиций и предмета исследования. Можно выделить четыре основных подхода к ее рассмотрению:

СД- это «высшая форма развития двигательной деятельности, процесс активной человеческой жизни, развивающий и совершенствующий физические и психические возможности человека в соответствии с целями и потребностями общества» (Е.И. Иванченко, 1996).

СД - это тренировочный процесс в целом, осуществляемый длительное время. В него включена сумма физической, технической, функциональной и психологической подготовленности в тренировочном процессе.

СД сводится к более узкому понятию - «соревновательной деятельности». СД - «...процесс соревновательного противоборства, направленный на достижение определенного спортивного результата или победы над противником и отражающий все достоинства и недостатки спортсменов, включая психологические компоненты» (П.А. Рудик, 1980).

СД рассматривается с точки зрения надежности и успешности. Под надежностью понимается такая характеристика СД, которая выражается в способности спортсмена показывать на соревнованиях результаты, подтверждающие спортивный уровень. Критерий надежной деятельности - ее успешность: действия, выполненные без ошибок, с качественно высокой результативностью.

Таким образом, спортивная деятельность - специфическая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на развитие и совершенствование физических и психических качеств человека, в соответствии с целями спорта.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...