Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Количество предприятий в Венгрии.

Годы   Виды   Темпы роста
90/89 (%) 91/90 (%)
Государственные предприятия 22.4 -5.3
Кооперативы -4.4 0.3
- большие кооперативы (а)* -6.0 1.8
- малые кооперативы (б)** -2.4 -1.7
Коммерческие компании (в)***
Совместные предприятия
Предприниматели без образования юридические лица (г)****

 

Источник: Central statistical Office officials and bulletens. Примечания:

(а)* - действующие на основе государственных предпри­ятий

(б)** - действующие по большей части как частные по своей сути предприятия.

(в)*** - включены акционерные предприятия, предприятия с ограниченной ответственностью, предприятия со смешанной собственностью (государственная и частная).

(г)**** - включены предприниматели, занимающиеся индиви­дуальной трудовой деятельностью.

Польша.

Стратегии польского правительства по экономической стабилизации, либерализации и преобразованию экономики сосредотачивались на быстрой, всеобъемлющей реформе. Результаты осуществления программы стабилизации в 1990 были многообещающими, однако проблемы с поддержанием положительных тенденций стали очевидными уже в 1991 г., по мере того как достоинства превращались в недостатки. На положительной чаше весов; политика либерализации положила конец дефицитам, привела к быстрому возникновению и формированию рынков и открыли экономику международной торговле. На негативной чаше весов; наступил спад, сопровождавшийся падением производства в государственном секторе и ростом безработицы. Стали очевидными трудности, связанные с приватизацией большого количества госу­дарственных предприятий.

При принятии мер, направленных на стимулирование развития частного сектора, польские реформаторы заявили о своем намерении отменить дискриминационные законы и положения, которые исторически благоприятствовали государственным предприятиям, и поставить частные фирмы в равное положение с предприятиями других форм собственности. Принятый в январе 1989 года "Закон о хозяйственной деятельности" создал место для крупномасштабного появления частных предпринимателей в результате ликвидации ограничений на хозяйственную деятельность и численность наемных рабочих, разрешенную в частных фирмах, и посредством минимизации лицензионных и регистрационных требований. Существовавший ранее "Закон о компаниях" от 1934 года был возрожден для правового обеспечения создания корпоративных форм - компаний с ограниченной ответственностью и акционерных обществ - для тех предпринимателей, которые хотели двигаться дальше индивидуального бизнеса или единоличного владения.

К концу 1989 года более 800 000 людей открыли свои индивидуальные предприятия, было зарегистрировано более 16 000 новых компаний. Тенденция к увеличению числа новых частных предприятий продолжала существовать на протяжении всего 1990 и 1991 г.г. и, согласно оценкам, -к концу 1990 г. частные предприятия, за исключением сельскохозяйст­венных предприятий и кооперативов, производили около 19% ВВП и обеспечивали 18-20% общей занятости населения. К концу 1991 года доля частного сектора в общей занятости населения (исключая сельское хозяйство и кооперативы) достигла около 26%.

Тем не менее, бурный экономический рост 1990 года частных промышленных предприятий значительно замедлился в первой половине 1991 г. в полном соответствии с состоянием остальной части народного хозяйства страны. Численность частных промышленных предприятий продолжала расти, но меньшими темпами. В 1991 году снизился совокупный объем продаж частного сектора; а способность поглощать допол­нительную рабочую силу находилась в состоянии стагнации. Заслуживает внимания тот факт, что в этот период наибольший рост частного сектора произошел главным образом в торговле, в частности в торговле импортными товарами. К 1991 году благоприятные условия 1990 исчезли. Проблемы стали очевидными. Государственный сектор разрушался; торговля в рамках СЭВ прекратилась; злотый повысился в цене; частные торговцы поставляли конкурирующие импортные товары даже в самые маленькие города страны; и уровень безработицы вырос до 10 процентов от численности рабочей силы (таблица 5).

Таблица 5.

Количество предприятий в Польше.

Годы   Виды Темпы роста
90/89 (%) 91/90 (%)
Государственные предприятия 15.2 -2.7
Коммерческие компании 144.5 48.3
1.совместн.предпр. 238.4 191.6
2.частные фирмы 153.6 52.0
3.другие 3.2 -25.4
ИТД 39.6 25.1
Кооперативы 10.8 4.3
Малые зарубежные предприятия 2.5 -8.7
Другие предприниматели - -16,0 -

Источник: ЕС2СО, The World Bank from the Central Statistical Office.

2.Особенности развития малого бизнеса.

Основные проблемы

К числу преимуществ мелких предприятий относятся способность быстро налаживать выпуск новых видов продукции, оперативно производить организационную перестройку производства, формировать простые структуры управления. Однако временно мелкие предприятия зачастую испытывают нехватку финансовых средств для модернизации производства, имеют слабо развитую систему информационного обеспечения, подвержены большей вероятности банкротств. Одним из вариантов обеспечения выживаемости мелких предприятий является укрепление сотрудничества с крупными производственными структурами. Крупные производственные структуры могут оказать мелким предприятиям содействие во внедрении современных технологий, освоении внешних рынков сбыта, предоставлении дополнительной технической информации.

В последние шесть лет наблюдается существенный рост малого бизнеса в Центральной и Восточной Европе. Более быстрый рост малого бизнеса отмечается в таких странах, как Польша, Ч и С, Венгрия. Малый бизнес в странах Центральной и Восточной Европы играет иную роль, чем в странах Западной Европы. Развитие малого бизнеса в странах Западной Европы в 80-е годы было связано с необходимостью создания новых рабочих мест. Создание малого бизнеса в бывших социалистических странах связано с переходом к рыночной экономике.

Основные проблемы, связанные с созданием малого бизнеса в этих странах по мнению западных исследователей следующие:

1.Отсутствует культура восприятия предпринима­тельского поведения.

2.Функционирование в условиях неопределенности, зависимости от клиентов, риска означает коренное изменение культура.

3.Малый бизнес может рассматриваться как аморальное, неэтичное и незаконное экономическое и социальное поведение. Так, покупка и продажа товаров не всегда отличается от спекуляции.

4.Имеются проблемы в определении типа рыночной экономики: к которому переходит та или иная страна.

5.На Западе имеются разнообразные модели с разной степенью свободы и разной культурой, влияющими на предпринимательство. Это отражает различные взгляды на роль государства в регулировании экономики. В странах Центральной и Восточной Европы этого нет.

6.В некоторых странах, в частности в Украине, отсутствуют законы, касающиеся собственности и ее передачи. В Украине, кроме того, проблемы возникают в связи с сохранившейся властью планирующих органов. Все это приводит к борьбе за власть: к существованию подпольной экономики и бюрократическим барьерам на пути развития бизнеса.

7.Существуют значительные проблемы, связанные с неадекватностью человеческих ресурсов процессу приватизации, что в совокупности с отсутствием соответствующей банковской системы создает барьеры на пути бизнеса любого размера. Отсутствие развитой инфраструктуры также не благоприятствует развитию малого бизнеса. В создании малого бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы большое значение имеет опыт стран Западной Европы. Но простая передача, его без учета всего вышесказанного не приведет к успеху.

 

Правовая реформа

Развитие мелкого и частного предпринимательства в бывших социалистических странах связано прежде всего с созданием законодательной базы. В разделе приведены данные по формированию законодательной базы в пост­социалистических странах, подготовленные Всемирным Банком.

Черил У. Грей Правовая реформа в Чехословакии. Доклад. Май 1992 г. СЕСТМ. Мировой Банк.

Правовая реформа частного сектора в Венгрии. Авторы: Черил Грей, Ребекка Хансон и Майкл Хеллер. Мировой Банк, СЕСТМ, рабочий доклад No 983, октябрь 1992.

Правовые рамки развития частного сектора в экономике переходного периода' на примере Польши. Авторы: Черил Грей, Ребекка Хансон, Михаэль Хеллер, Петр Яначков, Даниэль Остас и Иосиф Джейн, PRE Working Paper 800, Мировой Банк, ноябрь 1991.

Чехия и Словакия

Закон о предпринимательстве, принятый в апреле 1990 г., легализовал создание частных компаний в Чехословакии и разрешил их владельцам нанимать неограниченное количество рабочих и производить полный спектр товаров. Одновременно, в кодекс коммерческих правил, действовавший с 60-х годов, были внесены исправления и дополнения, которые содержали положения, предусматривавшие акционирование частных фирм и точно объяснявшие правовые требования к компаниям с ограниченной ответственностью, акционерным компаниям и товариществам.

Требования включали в себя минимальный размер начального капитала для компаний с ограниченной ответствен­ностью и акционерных компаний в размере 100 000 и 1 миллиона крон, соответственно.

Принятый в октябре 1990 г. "Закон о малой приватизации" наметил для продажи, аренды и реституции (возвращение собственности законным владельцам) небольшие магазины, рестораны и производственные мощности. В 1991 г. статус частного предприятия был в еще большей мере закреплен поправкой к конституции страны , которая констатировала равенство частных и государственных предприятий перед законом. Новое законодательство о банкротстве предусматривало два основных пути решения вопроса о неплатежеспособности фирм: ликвидацию и сокращение долга в результате переговорного процесса.

В дополнение к этим ранним правовым изменениям в 1992 г. было принято большое количество новых законов и постановлений, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность частных предприятий. В январе был введен в действие всеобъемлющий коммерческий кодекс правил, регулирующий формы компаний и коммерческих договоров для отечественных и иностранных инвесторов.

В июле 1992 г. вступил в силу новый закон, требовавший от компаний получения лицензии на осуществление своей деятельности до того как они смогут зарегистрироваться в Коммерческом Реестре.

Правительство обещало частным предприятиям в первый год их существования амнистию на налоги на прибыль в размере до 36000 долларов для реинвестированной прибыли. Данному закону был придан статус закона, имеющего обратную силу, и его действие распространялось на 1991 финансовый год для частных фирм, возникших в 1990 и 1991 гг., с последующим продлением на период до двух лет для фирм в определенных отраслях (здравоохранение, защита окружа­ющей среды) и регионах (Северная Богемия и Северная Моравия). 1 января 1993 года унифицированы на уровне 45% ставки налога с доходов корпораций для иностранных и отечественных предприятий (ранее, 40% и 55%, соответственно). Максимальная ставка подоходного налога была снижена с 55% до 47%. Новое законодательство разрешило лицам, занимающимся собственным бизнесом, иметь неограниченный доступ к иностранной валюте для долгосрочного финанси­рования и инвестиций (но не для торговых операций).

 

Венгрия

Введенный в действие с 1 января 1989 г. "Закон о хозяйственных ассоциациях" установил требования по созданию и деятельности коммерческих компаний в Венгрии. Данный закон о компаниях в сочетании с "Законом о преобразовании", принятым в мае 1989 г., распространяет свое действие как на процесс создание новых отечественных и иностранных компаний, так и на преобразование или акционирование прошлых форм предприятий, включая предприятия, находящиеся в государственной собственности, и формы предприятий, возникшие в 1982 году. Иностранные инвестиции регулируются венгерским законодательством по иностранным инвестициям: закон XXIV, принятый в 1988 г. Данный закон оказался благоприятным для иностранных инвестиций, он содержал положения о том, что иностранцы имеют право 100% собственности на компанию, право вывоза прибылей и налоговые льготы.

"Закон о хозяйственных ассоциациях" определяет, что компании с ограниченной ответственностью, обследованные в ходе осуществления данного проекта и известные в Венгрии под аббревиатурой KFT, могут быть созданы одним человеком или несколькими людьми. Минимальный начальный капитал равняется одному миллиону форинтов или приблизительно 13 500 долл. США наличными или натурой. Процедуры регистрации включают в себя проект устава акционерного общества, который должен быть подписан всеми учредителями и поверенным адвокатом затем заверен нотариусом. Затем подается заявка в Отдел регистрации с просьбой зарегистрировать компанию. Компания получает правосубъектность (становится юридическим лицом) после регистрации в Торговом реестре, после этого она может использовать начальный капитал, размещенный на депозите, и начинать свою деятельность.

 

Польша.

Приняв ряд мер, направленных на содействие развитию частного сектора экономики, польские реформаторы заявили тем самым о своем намерении устранить дискриминационные законы и положения, которые исторически благоприятствовали государственным предприятиям, и тем самым поставить частные фирмы в равное положение с предприятиями других форм собственности. Принятый в январе 1989 г. "Закон о хозяйственной деятельности" создал место для крупномасштабного появления частных предпринимателей, посредством отмены ограничений на виды хозяйственной деятельности и количество наемных работников, разрешенных в частной фирме, а также посредством минимизации требований по лицензированию и регистрации. Был возрожден "Закон о компаниях" 1934 года, который дает правовое обеспечение развитию корпоративных форм, т.е. компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний - для тех, кто желает выйти за границы единоличного владения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...