Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра издательского дела и редактирования

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 2011г.

МАРКЕТИНГ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ

Учебно-методический комплекс.

Программа для студентов направления 035000.62 «Издательское дело», профиль подготовки – Книгоиздательское дело

(очная и заочная форма обучения)

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________/ Т.С. Суэтина /

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры издательского дела и редактирования, _____Протокол №

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/ Н.П. Дворцова/

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук, ___________Протокол №

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/ Е.В. Тумакова/

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова/

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра издательского дела и редактирования

 

 

Суэтина Т.С.

 

МАРКЕТИНГ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ

Учебно-методический комплекс.

Программа для студентов направления 035000.62 «Издательское дело», профиль подготовки – Книгоиздательское дело

(очная и заочная форма обучения)

 

Тюменский государственный университет

Суэтина Т.С. Маркетинг в издательском деле. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035000.62 «Издательское дело». Профиль подготовки – Книгоиздательское дело (очная и заочная форма). Тюмень, 2011, 43 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Маркетинг в издательском деле [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой издательского дела и редактирования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой Н.П. Дворцова

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Суэтина Т.С., 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

2. СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 7

4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ.. 10

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 10

6. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 16

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 23

8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 39

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 40

10. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ): 42

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Современное изучение книжного маркетинга тесно связано с проблемами книжного рынка: поиском новых рынков и каналов сбыта, пропагандой и рекламой книги, чёткой сегментацией рынка и т.д. Предметомисследования в дисциплине «Маркетинг в издательском деле» являются процессы развития и становления книжного рынка.

Цель и задачи дисциплины – создать у студентов представление об основных функциях маркетинга, формах и методах маркетинговой политики, применяемых как в отечественной, так и зарубежной практике; сформировать целостною систему теоретических знаний, практических умений и навыков деятельности на рынке издательской продукции для формирования и максимального удовлетворения потребительского спроса, повышения эффективности работы предприятий издательской отрасли.

В ходе изучения дисциплины студенты должны:

· изучить основные понятия, сущность и современные концепции маркетинга;

· получить представление об исследовании рынка издательской продукции, методы сбора и анализа информации на рынке издательской продукции;

· рассмотреть основные инструменты маркетинга: товарную политику издательства и предприятия распространения издательской продукции; особенности ценообразования на издательскую продукцию; политику сбыта; продвижения издательской продукции; организацию маркетинговой деятельности в издательском бизнесе.

Курс «Маркетинг в книжном деле» ведется в течение 4 семестра, заканчивается экзаменом.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина входит в Профессиональный цикл. Б.3. Базовая (общепрофессиональная) часть (Б.13). Этот курс занимает особое место в подготовке специалистов издательского дела, поскольку с него начинается изучение комплекса дисциплин по теории и практике книжного дела. Этим обусловлен характер курса: обзорный, вводящий, ориентирующий.

В ходе изучения предмета у студентов формируется представление о маркетинге как о целостной системе, обладающей теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, которые должны пригодиться в профессиональной издательской деятельности. Кроме того, полученные знания должны помочь в изучении «Экономики издательского дела», «Современное издательское дело».

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ООП БАКАЛАВРИАТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

· владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

· быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка (ПК-1);

· участвовать в маркетинговых мероприятиях издательства (ПК-5);

· рассчитывать рентабельность конкретного издательского проекта (ПК-6);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· знать основные этапы формирования ассортиментной политики;

· иметь представление о методах и способах распространения продукции;

· уметь использовать различные методики расчёта цены издания;

· владеть методикой маркетинговых исследований, анализировать конъюнктуру рынка.

СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Семестр 4, экзамен. Всего: 4 зачетных единицы, 144 час, в том числе лекций – 34 час.; практических занятий – 34; СРС – 76 час.

Таблица 1.

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (всего)
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен
Общая трудоемкость час зач. ед.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 2.

Тематический план

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной Итого количество баллов
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
  Модуль 1              
1. 1 Понятие и сущность маркетинга. Специфика книжного маркетинга   0-7
2. 2 Рынок как экономическая основа маркетинга. Книжный рынок как специализированный рынок товаров и услуг. 0-5
3. 3 Субъекты маркетинговой деятельности на книжном рынке. Маркетинговая среда книжного предприятия 0-5
4. 4 Книжный рынок России: современное состояние, основные проблемы, пути их решения. 4-5 0-7
5. Всего   0-24
6. Модуль 2              
7. 5 Маркетинговые исследования книжного рынка. Методические основы исследований. Сегментирование книжного рынка (критерии, методы сегментации) 0-15
8. 6 Исследования структуры книжного рынка (ёмкость, конъюнктура, конкурентная среда и т.д.). Прогнозирование на книжном рынке 0-2
9. 7 Понятие товара в системе маркетинга 0-7
10. 8 Формирование товарной политики в книжном маркетинге. Концепции разработки новых товаров 0-7
11. 9 Понятие об ассортименте. Технология планирования и управления ассортиментом 0-5
12. Всего   0-36
13. Модуль 3              
14. 10 Ценовая политика в книжном маркетинге. Задачи ценовой политики. Сущность и этапы ценообразования 0-4
15. 11 Основные методы ценообразования на рынке. Особенности ценообразования на книжном рынке 0-8
16. 12 Разработка ценовой стратегии и тактики предприятия на книжном рынке   0-10
17. 13 Сбытовая политика на книжном рынке. Задачи сбытовой политики. Формирование решений по товародвижению. 0-5
18. 14 Методы реализации книжной продукции на рынке           0-5
19. 15 Организация продаж в издательстве 0-2
20. 16 Политика стимулирования сбыта на книжном рынке. Продвижение книжной продукции на современном рынке 0-9
21. 17 Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии. Разработка маркетинговой стратегии в издательстве.   0-5
22. 18 Презентации студентов (темы по выбору)     0-20
  Всего    
  Из них в интерактивной форме        
  Итого (часов, баллов):   0 – 100

Таблица 3.

Таблица 4.

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Модуль 1          
Понятие и сущность маркетинга. Специфика книжного маркетинга работа с литературой, источниками ведение записей, предполагающих интерпретацию 0-8
Рынок как экономическая основа маркетинга. Книжный рынок как специализированный рынок товаров и услуг. конспект; работа с литературой, источниками самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий 0-9
Субъекты маркетинговой деятельности на книжном рынке. Маркетинговая среда книжного предприятия конспект; работа с литературой, источниками Чтение обязательной и дополнительной литературы 0-6
Книжный рынок России: современное состояние, основные проблемы, пути их решения. конспект; решение задач (работа с текстами) ведение записей, предполагающих интерпретацию 4-5 0-10
  Всего по модулю: 0-33
Модуль 2
Маркетинговые исследования книжного рынка. Методические основы исследований. Сегментирование книжного рынка (критерии, методы сегментации) работа с Интернет-источниками самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий 5-6 0-6
Исследования структуры книжного рынка (ёмкость, конъюнктура, конкурентная среда и т.д.). Прогнозирование на книжном рынке конспект; решение задач (работа с текстами) ведение записей, предполагающих интерпретацию 0-8
Понятие товара в системе маркетинга работа с литературой, источниками сообщение, работа с источниками 0-8
Формирование товарной политики в книжном маркетинге. Концепции разработки новых товаров конспект; подготовка сообщений Чтение обязательной и дополнительной литературы  
Понятие об ассортименте. Технология планирования и управления ассортиментомв книжном маркетинге работа с литературой, источниками; анализ текстов самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий 0-6
  Всего по модулю 2: 0-28
Модуль 3
    Ценовая политика в книжном маркетинге. Задачи ценовой политики. Сущность и этапы ценообразования работа с литературой, конспект, анализ текстов самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий 0-2
Основные методы ценообразования на рынке. Особенности ценообразования на книжном рынке конспект, анализ текстов ведение записей, предполагающих интерпретацию 0-2
Разработка ценовой стратегии и тактики предприятия на книжном рынке конспект, анализ текстов, проверочный тест Чтение обязательной и дополнительной литературы 0-2
Сбытовая политика на книжном рынке. Задачи сбытовой политики. Формирование решений по товародвижению. работа с литературой, источниками проработка лекций 0-2
Методы реализации книжной продукции на рынке работа с литературой, источниками ведение записей, предполагающих интерпретацию   0-2
Организация продаж в издательстве конспект; подготовка сообщений Чтение обязательной и дополнительной литературы 0-1
Политика стимулирования сбыта на книжном рынке. Продвижение книжной продукции на современном рынке. работа с литературой, источниками; анализ текстов самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий 0-1
Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии. Разработка маркетинговой стратегии в издательстве. подготовка презентации, проверочный тест   0-2
Презентации студентов (темы по выбору) работа с литературой, презентация 0-10
  Всего по модулю 3: 0-24
  ИТОГО: 0-85
                     

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Современное издательское дело     + +         + + +            
Экономика издательского дела   +         + + + + + +          
Технология распространения книжной продукции                 +       + +      

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

Тема 1.Понятие и сущность маркетинга. Специфика книжного маркетинга

1. Содержание книжного маркетинга (предмет, цели).

2. Методы и функции маркетинга.

3. Современные концепции теории маркетинга.

4. Инструментарий книжного маркетинга.

Литература

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004. С.30-39.

2. Комаров Е.И., Маковеев Н.П. Эффективное издательство. Маркетинг и менеджмент в издательской деятельности. М., 2000. С.129-147.

3. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл.1.2-1.4.

4. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. М., 1996.

Занятие 2

Тема 2. Рынок как экономическая основа маркетинга. Книжный рынок как специализированный рынок товаров и услуг

1. Понятие о рынке.

2. Государственное регулирование рынка.

3. Формы взаимодействия спроса и предложения. Конъюнктура книжного рынка.

4. Рыночная экономика. Модели рыночной экономики.

5. Особенности становления и развития книжного рынка.

Литература

1. Рынок как условие и объективная основа // Маркетинг/ под ред. Романова. М., 1996. С.7-17.

2. Комаров Е.И. Рынок и книга // Комаров Е.И. Эффективное издательство. М., 2000. С.148-150.

3. Эриашвили Н.Д. Книгоиздательство: менеджмент и маркетинг. М., 1998. С.107-119.

Занятие 3.

Тема 3. Субъекты маркетинговой деятельности на книжном рынке. Маркетинговая среда книжного предприятия

1. Микро- и макросреда книжного маркетинга.

2. Субъекты книжного рынка.

3. Характеристика производителей (издательств).

Литература

1. Котлер Ф. Маркетинговая среда // Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004. С.102-135.

2. Эриашвили Н.Д. Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга. В 2 ч. М., 2000. Ч.1. С.111-129.

Занятие 4.

Тема 4. Книжный рынок России: современное состояние, основные проблемы, пути их решения

1. Становление книжного рынка России.

2. Структура современного книжного рынка в России. Типы книжных рынков.

3. Перспективы развития региональных книжных рынков.

Литература

1. Эриашвили Н.Д. Книгоиздательство: менеджмент и маркетинг. М., 1998. С.25-29.

2. Комаров Е.И. Рынок и книга // Комаров Е.И. Эффективное издательство. М., 2000. С.148-150.

3. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл.2.3-2.4.

4. Есенькин Б.С., Майсурадзе Ю.Ф. Книжный рынок России: 1990-2000 гг. Динамика, экономика, организация. М.: МГУП, 2001. С.8-37.

Занятие 5.

Тема 5. Маркетинговые исследования книжного рынка. Методические основы исследований. Сегментирование книжного рынка (критерии, методы сегментации)

1. Методология изучения книжного рынка. Методы и этапы исследования.

2. Сегментация книжного рынка.

3. Принципы планирования потребительского сегмента книжного рынка.

Литература

1. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл. 2 (раздел 2.1.).

2. Эриашвили Н.Д. Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга. М., 2000. Часть. 1. С.478-498; 528-557 (ксерокс).

3. Эриашвили Н.Д. Методы и этапы маркетинговых исследований // Эриашвили Н.Д. Книгоиздательство: менеджмент и маркетинг. М., 1998. С.131-146.

4. Комаров Е.И. Кто он – покупатель книги // Комаров Е.И. Эффективное издательство. М., 2000. С.160-170, 182-189.

5. Изучение потребителей // Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. М., 1995. С.85-97.

Занятие 6.

Тема 6. Исследования структуры книжного рынка. Прогнозирование на книжном рынке

  1. Методы изучения посредников и конкурентов.
  2. Методы прогнозирования на рынке: процесс принятия решения.

Литература

1. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл. 2 (раздел 2.1.).

  1. Эриашвили Н.Д. Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга. М., 2000. Часть. 1.

 

Занятие 7

Тема 7. Понятие товара в системе книжного маркетинга

1. Понятие о товаре и его характеристики. Товарная единица.

2. Книга как особый товар. Конкурентоспособность книги-товара.

3. Жизненный цикл книги-товара.

Литература

1. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл.4.1. (понятие товара и его роль в маркетинге).

2. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. М., 1996. С.122-127.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004. Глава 9.

4. Комаров Е.И. Рынок и книга // Комаров Е.И. Эффективное издательство. М., 2000. С.148-150.

Занятие 8.

Тема 8. Формирование товарной политики в книжном маркетинге. Концепции разработки новых товаров

1. Этапы разработки товарной политики.

2. Планирование новой продукции. Этапы планирования.

3. Сущность и критерии определения новых товаров. Товар-новинка.

4. Концепции разработки новых изданий. Конкурентоспособность и успех издания.

Литература

1. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл.4.2.

2. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. М., 1996. С.149-161.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004.

 

Занятие 9.

Тема 9. Понятие об ассортименте. Технология планирования и управления ассортиментом в книжном маркетинге

1. Товарный и издательский ассортимент. Структура ассортимента.

2. Формирование и управление ассортиментом. Методы анализа ассортимента.

3. Товарный знак и его сущность.

4. Упаковка и маркировка товара.

Литература

  1. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл.4.3-4.4.
  2. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. М., 1996. С.127-148.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004. Глава 8. (Разработка товаров: товары, товарные марки…)

Занятие 10.

Тема 10. Ценовая политика в книжном маркетинге. Задачи ценовой политики. Сущность и этапы ценообразования

1. Понятие цены. Функции цены.

2. Виды цен. Классификация цен.

3. Ценообразование на разных типах рынков.

4. Порядок ценообразования.

Литература

1. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. М., 1996. С.263-280.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004. Глава 10. С.291-294.

3. Эриашвили Н.Д. Книгоиздательство: менеджмент и маркетинг. М., 1998. С.147-160.

4. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000.

 

 

Занятие 11.

Тема 11. Основные методы ценообразования на рынке. Особенности ценообразования на книжном рынке

1. Выбор метода ценообразования. Основные методы ценообразования.

2. Факторы, влияющие на уровень цен на рынке.

3. Формирование ценовой политики на книжном предприятии.

4. Факторы, учитываемые при установлении цен на издания.

5. Расчёт цен на книжную продукцию. Типы издержек.

Литература

1. Маркетинг / Под. ред. А.Н. Романова. М.,1996. С.287-291.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004. С.300-308.

3. Эриашвили Н.Д. Книгоиздательство: менеджмент и маркетинг. М., 1998. С.160-174.

4. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл. 5.1.4.

 

Занятие 12.

Тема 12. Разработка ценовой стратегии и тактики предприятия

на книжном рынке

1. Понятие ценовой стратегии. Установление цены на товар.

2. Рыночная корректировка цены. Виды тактических скидок.

3. Рыночное страхование цен.

4. Концепция формирования единых твердых цен на книжном рынке.

Литература

1. Маркетинг / Под. ред. А.Н. Романова. М.,1996. С.301-304.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004. С.310-324. (Гл. 11. Установление цен на товар).

3. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл. 5.1.5-5.1.7.

4. Эриашвили Н.Д. Концепция формирования единых твёрдых цен на книжном рынке // Эриашвили Н.Д. Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга. М., 2000. Часть. 1. С. 366-387.

 

Занятие 13.

Тема 13. Сбытовая политика на книжном рынке. Задачи сбытовой политики. Формирование решений по товародвижению

1. Сбытовая политика: функции, задачи.

2. Каналы распределения товаров на рынке. Функции и уровни.

3. Сбытовые маркетинговые структуры (горизонтальные, вертикальные и др.). Координированные сбытовые структуры.

4. Понятие о товародвижении.

5. Транспортировка товаров. Скидки и товарооборачивоемость.

Литература

1. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл.

2. Маркетинг / Под. ред. А.Н. Романова. М.,1996. Гл. 17.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004. Гл. 12.

 

Занятие 14.

Тема 14. Методы реализации книжной продукции на рынке

1. Организация работы отдела сбыта.

2. Система посредников на книжном рынке.

3. Оптовая книжная торговля.

4. Розничная книжная торговля.

5. Каналы распространения книжной продукции издательством.

6. Технология работы издателя и книготорговца. Новинки, направленные издательством книготорговцу.

Литература

1. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл.6.2-6.3.

2. Маркетинг / Под. ред. А.Н. Романова. М.,1996.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004. Гл.13

 

Занятие 15.

Тема 15. Организация продаж в издательстве

1. Характеристики категорий покупателей на книжном рынке.

2. Позиционирование товара на рынке.

Литература

Занятие 16.

Тема 16. Политика стимулирования сбыта на книжном рынке. Продвижение книжной продукции на современном рынке

1. Продвижение товаров. Стратегия стимулирования.

2. Формирование бюджета продвижения. Расчёты затрат на продвижение книги.

3. Стимулирование сбыта как специфическая сбытовая политика.

4. Интерактивный и прямой маркетинг.

5. Реклама в системе маркетинга (цели, задачи, виды, средства рекламы).

6. Выставки. Ярмарки. Особенности организации и проведения.

7. Паблисити и ПР в продвижении книжной продукции. Создание имиджа издательства.

8. Прямая почтовая рассылка.

Литература

1. Форсайт П. Маркетинг в книгоиздании. М., 2008. С.80-92.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004. Гл.14-17.

3. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000. Гл.7.

 

Занятие 17.

Тема 17. «Управление маркетингом в издательском и книготорговом предприятии. Разработка маркетинговой стратегии»

1. Особенности управления издательством. Методы анализа предприятия.

2. Виды и типы стратегий маркетинга.

Литература

Занятие 18.

Тема 18. Презентация студентов (на выбор)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М., 2004.

2. Перлов В.И. Маркетинг на предприятиях отрасли печати. М., 2000.

3. Эриашвили Н.Д. Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга. М., 2000. Часть. 1

7.2. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа к занятиям:

К теме: «Понятие и сущность маркетинга. Специфика книжного маркетинга»

Вопросы для самостоятельного изучения:

Теория маркетинга: история и методология

1. Сущность и границы понятия «маркетинг».

2. Экономические, психологические и социологические основы маркетинга.

Литература

1. Теория маркетинга / Под ред. М. Бейкера. СПб.,2002. С.13-41, С.98-130, С.131-151, С.152-174.

2. Шаповалов Г. От эволюции понятия "маркетинг" / Г. Шаповалов // Российский экономический журнал. 1997. №11/12. С.53-58.

Написать рассуждение

Проанализировать маркетинговую концепцию ведущих российских издательств («АСТ», «Дрофа», «Вагриус», «Амфора», «Олма-Пресс» и др.).

 

К теме: «Рынок как экономическая основа маркетинга. Книжный рынок как специализированный рынок товаров и услуг»

Рассуждение на тему: «Как я представляю себе взаимодействие таких понятий, как «рынок» и «книга»?

К теме: «Субъекты маркетинговой деятельности на книжном рынке. Маркетинговая среда книжного предприятия»

Составьте справку-характеристику о работе оптовых продавцов на тюменском книжном рынке.

Проанализировать маркетинговую среду крупного российского издательства.

 

К теме: «Книжный рынок России: современное состояние, основные проблемы, пути их решения»

1. Составление рейтинга тюменских издательств (по тиражам).

2. Разработать проект развития тюменского книжного рынка (определить проблемы, существующие на рынке; ёмкость рынка, сегменты рынка; перспективы развития).

 

К теме: «Маркетинговые исследования книжного рынка. Методические основы исследований. Сегментирование книжного рынка (критерии, методы сегментации)»

1. Анализ маркетинговых исследований книжного рынка ведущих российских маркетинговых агентств (Интернет-ресурсы).

2. Составление плана маркетингового исследования тюменского книжного рынка (анализ работы издательства, одного из сегментов книжного рынка (на выбор)).

3. Назовите критерии сегментации, которыми будет руководствоваться производитель любовных романов, выходящий впервые на тюменский рынок.

Подготовка проекта «Книжный рынок в оценках экспертов»

Требования к проекту

Студент должен проанализировать существующие оценки, мнения экспертов о книжном рынке. Предоставить письменную работу, в которой должны быть обязательно ссылки на первоисточники, библиографический список. Работа выполняется по следующей схеме.

1. Общая характеристика книжного рынка:

- структура современного книжного рынка (субъекты рынка, количество, лидеры рынка, количество экземпляров, тиражи);

- ценовая политика на рынке (средняя стоимость книги) и читательский спрос;

- существующие тенденции и проблемы на рынке.

2. Анализ ситуации в одном из сегментов книжного рынка России:

- издательства-лидеры сегмента (тиражи, экземпляры);

- тематические разделы (репертуар издательств);

- цены на книги;

- проблемы и перспективы развития сегмента.

3. Прогнозы экспертов по развития книжного рынка.

Литература

1. Воропаев А. Книжный рынок России – 2009: прогнозы и реалии // http://www.ubook.ru/

2. Аналитический доклад Роспечати «Книгоиздание в России». М., 2009.

3. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2010.

4. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России. Доклад. М., 2010

5. Книжная индустрия // www.bookind.ru

6. РКП // www.bookchamber.ru

7. Университетская книга // http://www.ubook.ru/

8. http://pro-books.ru/

9. Айгистов Р.А. Московский книжный ассортимент: структура, ценообразование, культура издательского оформления. М., 2005.

Литература для самостоятельного изучения

1. Эриашвили Н.Д. Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга. М., 2000. Часть. 1. С.176-278; 388-412 (ксерокс).

2. Книжный маркетинг: Руководство к действию. Сб. ст. М., 1996.

К теме: «Исследования структуры книжного рынка (ёмкость, конъюнктура, конкурентная среда и т.д.). Прогнозирование на книжном рынке»

Литература для самостоятельного изучения

1. Эриашвили Н.Д. Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга. М., 2000. Часть. 1. С.478-498; 528-557 (ксерокс).

2. Эриашвили Н.Д. Методы и этапы маркетинговых исследований // Эриашвили Н.Д. Книгоиздательство: менеджмент и маркетинг. М., 1998. С.131-146.

3. Книжный маркетинг: Руководство к действию. Сб. ст. М., 1996.

К теме: «Понятие товара в системе книжного маркетинга»

1. Разработайте мультиатрибутивную модель следующих товаров (2 на выбор):

· учебник по маркетингу;

· ежедневник;

· глянцевый журнал;

· кулинарный справочник.

Какие «полезности», искомые потребителями, Вы принимали во внимание при выборе атрибутов товара? Проранжируйте предложенные атрибуты в порядке убывания важности.

К теме:Формирование товарной политики в книжном маркетинге. Концепции разработки новых товаров

  1. Назовите критерии конкурентоспособности региональных изданий.
  2. Какой этап жизненного цикла переживают в настоящее время книги «Ночной дозор» и «Властелин колец». С привязкой к месту вашего проживания. С чем это связано?
  3. Разработать концепцию (проект) будущей книги как уникального товара на рынке (описать основные характеристики).

 

К теме: Понятие об ассортименте. Технология планирования и управления ассортиментом в книжном маркетинге

  1. Составление справки об ассортименте магазина «Книжная столица» (за текущий год).
  2. Разработайте варианты упаковок для следующих товаров (определите форму упаковки, материал, из которого она будет выполнена, его фактуру, цвет, функциональные приспособления для удобства пользования товаром, содержание маркировки товара и её расположение на упаковке):
  • книга для молодых и уверенных в себе женщин;
  • блокнот-украшение для мужчин;
  • книжка-кон

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...