Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология. Предмет и методы психологииПсихология. Предмет и методы психологии Объект психологии (человек) Предмет психологии изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения Психика – особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.
Отличия житейских психологических знаний от научных:
Методологические принципы отечественной психологии Научный подход в отечественной психологии основан на принципах детерминизма, единства сознания и деятельности, генетическом принципе, т.е. принципе развития. Методы психологии Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. По классификаций Б.Г.Ананьева все методы делятся на 4 группы: 1. Организационные 2. Эмпирические 3. Методы по сбору обработки данных 4. Интрепретационные методы.
Организационные методывключают в себя: · Сравнительный метод или метод поперечных срезов (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее) · Лонгитюдный или метод продольных срезов (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет) · Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: (медики, неврологи, психологи) Эмпирические методы: · Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды) · Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента) · Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее) · Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики) · Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии) По способу обработки данных: · Методы качественного описания · Методы математико-статистического анализа данных Интерпретационные методы: · Фило- и онтогенетический · Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды) Инстинкты у животных – развитие психики
ПЕДАГОГИКА Основные категории педагогики «воспитание», «обучение», «образование». ВоспитаниеВ широком смысле – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него определенной системы ценностей; воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности. В узком смысле воспитание – это систематическое, целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них определенных, конкретных качеств, взглядов, убеждений, желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание также трактуется еще в более конкретном значении – как решение определенной воспитательной задачи. Самовоспитание– осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения. Обучение– целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся (обучаемых) по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. При этом деятельность обучающих называется преподаванием, а деятельность обучающихся – учением. Обучение в определенном смысле отличается от воспитания степенью организованности – процесс обучения определен более четкими и жесткими рамками (содержательными, временными, технологическими, целевыми и т. п.), характеризуется применением специальных средств обучения. Образование– процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей; педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития. Самообразование– целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний. Непрерывное образование – процесс и результат развития личности и подготовки человека в течение всей его жизни. Андрогогика - наука об обучении взрослых Развитие– процесс становления, формирования и совершенствования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов (или процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике, интеллектуальной и духовной сфере человека). Педагогический процесс– специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся (учащихся, обучаемых, воспитанников) в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности. Он представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий. Два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Методы педагогических исследований это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. Педагогический эксперимент метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания.
Функции Обучения Образовательная функция обучения состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике. Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных ориентации, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность. Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами Принципы обучения –система основных требований к обучению и воспитанию • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения; • принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и общественной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние наук; • принцип систематичности и последовательности в овладении знаниями придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения; • принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся; • принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому; • принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития; • принцип прочности требует не только долговременного запоминания знаний, но и их интериоризацию, формирование позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверки; • принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач; • принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы предполагает использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы. Формы организации обучения три основные системы организационного оформления педагогического процесса: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система лекционно-семинарская система (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия) Методы обучения § Словесные методы сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) § Наглядные методы (использование средств наглядности): демонстрация опытов, натуральных объектов, наглядных пособий просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. § Практические методы: практические и лабораторные работы, упражнения. ВОСПИТАНИЕ Принципы воспитания -общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. § принцип гуманистической направленности воспитания предполагает рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка. § принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. § принцип коллективности воспитания предполагает, что воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе. Коллектив формализованная социально-психологическая контактная группа людей, функционирующая в рамках той или иной организации. § принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.
Классификация методов обучения М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера. в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала Объяснительно-иллюстративный метод — организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Репродуктивный метод— формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Проблемный метод — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и демонстрация способов их решения. Частично-поисковый (или эвристический) метод — постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Исследовательский метод -обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания Методы воспитания Методы воспитания — это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.
Методы воспитания условно можно разделить на три основныегруппы. § Методы убеждений, которые позволяют формировать мировоззрение воспитанников (внушение, повествование, инструктаж, обращение-призыв и т.д.). § Методы упражнений (приучения), с помощью которых организуется деятельность воспитанников и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, требования, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха и т.д.). § Методы поощрения и наказания, которые направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков (поощрение, похвала, замечание, наказание, создание ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики).
Психология. Предмет и методы психологии Объект психологии (человек) Предмет психологии изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения Психика – особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.
Отличия житейских психологических знаний от научных:
Методологические принципы отечественной психологии Научный подход в отечественной психологии основан на принципах детерминизма, единства сознания и деятельности, генетическом принципе, т.е. принципе развития. Методы психологии Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. По классификаций Б.Г.Ананьева все методы делятся на 4 группы: 1. Организационные 2. Эмпирические 3. Методы по сбору обработки данных 4. Интрепретационные методы.
Организационные методывключают в себя: · Сравнительный метод или метод поперечных срезов (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее) · Лонгитюдный или метод продольных срезов (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет) · Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: (медики, неврологи, психологи) Эмпирические методы: · Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды) · Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента) · Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее) · Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики) · Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии) По способу обработки данных: · Методы качественного описания · Методы математико-статистического анализа данных Интерпретационные методы: · Фило- и онтогенетический · Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды) Инстинкты у животных – развитие психики
ПЕДАГОГИКА Основные категории педагогики «воспитание», «обучение», «образование». ВоспитаниеВ широком смысле – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него определенной системы ценностей; воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности. В узком смысле воспитание – это систематическое, целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них определенных, конкретных качеств, взглядов, убеждений, желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание также трактуется еще в более конкретном значении – как решение определенной воспитательной задачи. Самовоспитание– осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения. Обучение– целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся (обучаемых) по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. При этом деятельность обучающих называется преподаванием, а деятельность обучающихся – учением. Обучение в определенном смысле отличается от воспитания степенью организованности – процесс обучения определен более четкими и жесткими рамками (содержательными, временными, технологическими, целевыми и т. п.), характеризуется применением специальных средств обучения. Образование– процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей; педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития. Самообразование– целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний. Непрерывное образование – процесс и результат развития личности и подготовки человека в течение всей его жизни. Андрогогика - наука об обучении взрослых Развитие– процесс становления, формирования и совершенствования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов (или процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике, интеллектуальной и духовной сфере человека). Педагогический процесс– специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся (учащихся, обучаемых, воспитанников) в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности. Он представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий. Два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Методы педагогических исследований это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. Педагогический эксперимент метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания.
12 |
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |