Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология соционормативности права

Контрольные вопросы

1. Особенности методологии социологического подхода к изучению права

2. Право как социальный институт: понятие, особенности социального института права, факторы эффективного функционирования института права и причины его дисфункции.

3. Право как нормативный комплекс: понятие, виды, структура социальных норм. Строение права как нормативной системы.

4. Право как социальное явление: социальные функции права, факторы реализации права.

5. Право как информационная система: понятие, состояние проблемы открытости/ закрытости информационной системы права в контексте юридического антиформализма/ юридического позитивизма.

6. Проблемы социальной эффективности права: механизм социального действия права, основы социальной эффективности права, инновации в праве.

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях

1. Раскройте содержание социологического понимания права.

2. В чем заключается социальная обусловленность права?

3. Каково значение теории правообразующего интереса в механизме социальной обусловленности права?

4. Проанализируйте содержание действующей Конституции РФ, а именно - ч.3 ст. 17, относительно положений теории правообразующего интереса. Приведите свой пример.

5. Проведите в своей учебной группе дискуссию по проблеме выявления и обоснования критериев правового начала в общественной жизни. Каково значение формального равенства как критерия правового начала в общественной жизни.

6. Определите, какой из перечисленных ниже примеров по налогообложению, не отражает принцип формального равенства, т.е. не является правовым, а следовательно не относится к категории справедливых:

а) низкие и высокие доходы облагаются одинаково, бедные и богатые платят поровну в абсолютном исчислении;

б) бедные и богатые платят поровну в относительном исчислении (по 30% от величины дохода), а в абсолютном выражении бедные платят существенно меньше, чем богатые;

в) налоги взимаются с таким расчетом, чтобы у всех оставшаяся часть дохода была примерно равной в абсолютном исчислении.

Определите, какой из предложенных вариантов является уравниловкой, может быть отнесен к правовому или антиправовому способу налогообложения. Приведите свои примеры о соблюдении и несоблюдении в праве принципа формального равенства.

7. Раскройте содержание понятия дисфункции социального института. Перечислите известные Вам дисфункции в действии института права в условиях современного российского общества.

8. Укажите меры по их предупреждению, нейтрализации, ликвидации.

9. Приведите примеры других социальных институтов, связанных с правом.

10. Составьте прогноз развития какого – либо социального института (например, общественного мнения, преступности, наркотизма, безработицы).

11. Дайте социологическое толкование какой – либо материальной нормы: чьи интересы она выражает, каковы социальные последствия реализации данной нормы, предусматривает ли льготы или привилегии для определенной социальной категории, насколько эффективным может быть ее применение, в том числе и в плане доступности в использовании, обеспеченности процессуальными гарантиями и механизмом реализации?

12. В чем заключается сущность эффективности права. Дайте характеристику критериям эффективности правовой нормы относительно достижения целей, поставленных законодателем, наступления общественно-полезного результата, длительности действия нормы, согласия населения с данной нормой? Аргументируйте свою точку зрения.

13. Попытайтесь сформулировать собственное определение эффективности права и указать причины его недостаточной эффективности.

14. Изобразите графически механизм социального действия права. На какие звенья механизма социального действия права могут оказывать влияние законодательная и исполнительная ветви власти, общественные организации, граждане?

15. Как соотносятся понятия механизм социального регулирования, механизм социального действия права и механизм психологического действия права?

16. Как вы полагаете, какой из выше указанных механизмов играет первостепенную роль в поведении человека? Аргументируйте свой ответ.

17. Воздействует ли правовая норма на психологию исполнителя или, наоборот, личность исполнителя нормы влияет на процесс ее реализации? Аргументируйте свой ответ с помощью примеров.

18. Попытайтесь сформулировать предложения по оптимизации механизма социального действия права, исходя из сложившейся социально – правовой ситуации в российском обществе, исходя из проблематики темы Вашего магистерского сочинения.

19. Организуйте и проведите в своей учебной группе дискуссию по вопросу о существовании в современной России гражданского общества.

20. Как Вы полагаете, существует ли прогресс в праве? Если да, то в чем он выражается?

21. Перечислите и охарактеризуйте основные факторы эволюции права.

22. Выделите тенденции в развитии современного отечественного права. Какие из них, по--вашему мнению, следует отнести к прогрессивным, а какие – к регрессивным. Почему?

23. Охарактеризуйте образ права будущего, или какого – либо правового явления, (исходя из темы магистерского сочинения).

 

Нормативные акты и другие официальные материалы:

- Конституция РФ от 12.12. 1993 в ред. от 30.12. 2008 №7 – ФКЗ.

- Всеобщая декларация прав человека от 10.11. 1948 .

- Бюджетный кодекс РФ от 31.07. 1998. № 145 – ФЗ, ред. от 6.04. 2011.

- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223 – ФЗ, в ред. от 23.12. 2010.

- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. № 197 – ФЗ в ред. от 29.12. 2010.

- Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63 – ФЗ, в ред. от 07.03.2011.

- ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 №82 – ФЗ, в ред. от 22.07.2010.

 

Основная литература по теме

1. Гревцов, Ю.И. Социология права: курс лекций/ Ю.И. Гревцов, СПб., Юридич. Центр Пресс, 2001, 312с.

2. Карбонье, Ж. Юридическая социология / Ж.Карбонье, М.,1986.

3. Кудрявцев, В.Н. Современная социология права: учебник для вузов / В.Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук, М., Юрист, 1995, 303с.

4. Лапаева, В.В. Социология права / В.В. Лапаева. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА, 2008, 336с.

5. Социология права. Учебное пособие / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. 285с.

 

Дополнительная литература

1. Алексеев С.С.Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001.

2. Байтин М.И.Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов. 2005.

3. Гегель Г.В.Философия права. М., 1990.

4. Гурвич Г.Д.Философия и социология права. СПб.2004.

5. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Отв. ред. Е.С. Петренко, М. Институт фонда «Общественное мнение». 2008, 392с.

6. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д.Вопросы теории права. М., 1961.

7. Казимирчук, В.П. Право и методы его изучения / В.П. Казимирчук, М., 1965.

8.Коробова А.П. О понятии и природе правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. №1.

9. Лейст О.Э.сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

10. Лукич, Р. Методология права / Р. Лукич, М.. 1981.

11.Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, 21-й век. М., 2000.

12.Малахов В.П. Концепция философии права. М., 2007.

13. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003.

14. Мальцев, Г.В. Социальные основания права / Г.В. Мальцев, М.: Норма: ИНФРА – М, 2011. 800с.

15. Матузов Н.И.Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь.2000. №11.

16. Матузов Н.И.Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.

17. Медников, Р.Л., Мякотина, А.В., Романов В.В. Социология права. Краткий курс / Р.Л. Медников, А.В. Мякотина, М., «Окей – книга», 2009, 112с.

18. Муромцев Г.Н., Мальцев Г.В., Лукашева Е.А. Право и политика в современной России. М., 1996.

19. Несесянц В.С.Философия права. М., 2003.

20. Палазян А.С. Современное право: функциональный аспект. М., 2009.

21. Плахов, В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории / В.Д. Плахов, М., 1985.

22. Полтавская Е.И. О понятии «социальный институт» // Социологические исследования. 2009. №3.

23. Реальная Россия: социальная стратификация современного российского общества. М., 2006.

24. Ритцер, Д. Современные социологические теории / Д. Ритцер. М.; СПб., 2002.

25. Россия: уроки реформ. М., 2008.

26. Ритцер, Д. Современные социологические теории / Д. Ритцер. М.; СПб., 2002

27. Семигин Г.Ю. Социальная справедливость и право. Основы взаимодействия // Социологические исследования. 2009. №3.

28. Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько. Саратов.2007.

29. Современные западные социологические теории: традиции, перспективы. СПб., 1992.

30. Шафалович, А.А. Социология права / А.А. Шафалович. Минск, «Амалфея», 2009. 412с.

Тема 4

Проблемы правовой социализации

Контрольные вопросы

1. Понятие правовой социализации в макросоциологическом аспекте.

2. Понятие правовой социализации в микросоциологическом аспекте.

3. Социальная адаптация, интериоризация норм и ценностей, дальнейшая их разработка как стадии правовой социализации.

4. Этапы правовой социализации.

5. Механиз правовой социализации: понятие, конструктивные и деструктивные факторы правовой социализации.

6. Агенты на микро- и макро- уровнях правовой социализации.

7. Виды воздействия в процессе правовой социализации. Проблемы правового воспитания как формы целенаправленного воздействия.

8. Социологические аспекты принципа «знание права» и их значение в процессе правовой социализации.

9. Значение системы социально – правового контроля в процессе правовой социализации.

10. Проблемы правовой социализации молодежи в современном российском обществе.

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях

1. Какова диалектика субъективного и объективного в процессе правовой социализации?

2. В чем заключается специфика правовой социализации как составной части процесса социализации личности?

3. Охарактеризуйте содержание и значение психологического механизма правовой социализации.

4. В каком возрасте начинается и когда заканчивается правовая социализация личности? От чего она зависит?

5. Какой этап личностного развития является определяющим применительно к формированию ценностных правовых ориентаций личности? Почему?

6. Как Вы полагаете - высшее юридическое образование гарантирует идеальную правовую социализацию? Аргументируйте свою точку зрения.

7. Как соотносятся понятия правовой социализации личности и правового воспитания?

8. Существует ли социальный контроль в семье, в вузе, в группе друзей, среди правонарушителей?

9. Какова специфика социального контроля на первичном и вторичном этапах социализации? Почему по-прежнему остается открытым вопрос о принадлежности социологии права к числу юридических или (и) социологических отраслей знания? Какие дискуссии ведутся в науке об этом? Обоснуйте собственную точку зрения.

10. Укажите основные характеристики современного российского «общества риска» в контексте воздействия макросоциальных факторов на процесс социализации молодежи. 11. Каковы основные тенденции социального развития молодежи на современном этапе?

12. Дайте оценку деятельности основных агентов правовой социализации молодежи в современных условиях.

13. Назовите проблемы социальной реабилитации и известные Вам способы их устранения с учетом отечественного и зарубежного опыта. В чем их достоинства и недостатки?

14. Выскажите собственную аргументированную точку зрения относительно лишения свободы как средства правовой ресоциализации.

 

Основная литература по теме

1. Кудрявцев, В.Н. Современная социология права: учебник для вузов / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук, М., Юрист, 1995, 303с.

2. Гревцов, Ю.И. Социология права: курс лекций/ Ю.И. Гревцов, СПб., Юридич. Центр Пресс, 2001, 312с.

3. Лапаева, В.В. Социология права / В.В. Лапаева. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА, 2008, 336с.

4. Социология права. Учебное пособие / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. 285с.

 

Дополнительная литература

1. Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право.2005.

2. Боботов С.В. Социализация правовая // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

3. Бойко А.И. бездействие – бездеятельность - ответственность. Ростов н/Д., 2002.

4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. М.,1996.

5. Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В., Шапко В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социологические исследования. 2009. №4.

6.Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. 2009. №6.

7. Гилинский Я.И. Методология и методика девиантологического исследования. – Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред М.Е. Поздняковой. М., 2004.

8. Гилинский, Я.И. Глобализация, девиантность, социальный контроль/ Сборник статей /Я.И. Гилинский, СПб., ДЕАН, 2009, 336с.

9. Жевакин С.Н. Правовая социализация личности в контексте проблем преобразования российского общества. Воронеж. 1995.

10. Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности социокультурный подход. М., 2003.

11. Кудрявцев, В.Н. Избранные труды по социальным наукам: в 3 т / В.Н. Кудрявцев, М.,2003.

12. Кузнецов В.Н. Идеология. М.. 2005.

13. Неновски Н. Право и ценности. М.. 1987.

14. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998.

15. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Отв. ред. Е.С. Петренко, М. Институт фонда «Общественное мнение». 2008, 392с.

16. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004.

17. Общество и преступность несовершеннолетних. Сборник статей / Под ред. Л.Ежовой, М. Маколи. Центр независимых социологических исследований. СПб., 2007. 260с.

18.Овчинников А.И. Глобализация и идея универсального правопорядка в современном юридическом мышлении // Правовая политика и правовая жизнь.2004. №2 (15).

19. Петражицкий, Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология / Л.И. Петражицкий, СПб., 1905.

20. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий, СПб., 1907.

21. Попов М.Ю. Место правового обучения в структуре правовой социализации личности // Тезисы докладов и выступлений на 2 –ом Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в 21-м веке: социальные вызовы и альтернативы». Том 4. Москва – Ростов н/Д., 2004.

22. Реальная Россия: социальная стратификация современного российского общества. М., 2006.

23. Ритцер, Д. Современные социологические теории / Д. Ритцер. М.; СПб., 2002.

24. Россия: уроки реформ. М., 2008.

25. Сальников В.П. Правовая культура. Общая теория права /Под ред. В.К.Бабаева.М., 1993.

26. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. 440с.

27. Синюкова Т.В. Правосознание и правовое воспитание. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001.

28. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

29. Щегорцев В.А. Социология правосознания. М., 1981.

 

Тема 5

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...