Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые концепции и параметры финансового менеджмента.

Цель и задачи финансового менеджмента. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

ФМ – это система управлении и поэтому в ней есть: 1)объекты – денежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия (активы и пассивы, формирующиеся в процессе текущей, инвестиционной и финансовой дея-ти пр-я).

Функции объекта – обеспечение непрерывного функционирования пред-тия кругооборота капитала.

Объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот; 2)Фин ресурсы; 3)Кругооборот капитала; 4)Финансовые отношения.

Субъектуправления - совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, фин структуры. Элементами субъекта управления являются:

1) Кадры (подготовленный персонал); 2) Финансовые инструменты и методы;

2) Технические средства управления; 4) Информационное обеспечение.

Деятельность субъектов - прогнозироание, планирование, анализи оценка состояния, контрольза ден оборотом

Цель ФМ- выработка и применение методов, ср-в и инстр-тов для достижения целей деят-ти п/п. Задачи- обеспечение наиб.эфф-го движения фин.ресурсов. Упр-е потоком фин.ресурсов выраженных в ден.ср-вах – центральный вопрос ФМ.

Главной цельюфинансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Основные задачифинансового менеджмента:

1).Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2).Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

3).Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4).Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и

благоприятной политике налогообложения.

5 обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.

Базовые концепции и параметры финансового менеджмента.

Концепция денежного потока предполагает а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; (движение, поступление, количественная оценка, регулярность), б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; (выручка от различных видов деятельности), в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

Концепция временной стоимости денежных ресурсов.Временная ценность (ВС) является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Денежная единица через какое-то время меняется. И поэтому ВС определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. Риск – любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично. Оборачиваемость денежные средства - ожидаемый доход должен быть вкладываемрой суммы.

Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском. чем выше отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска..

Концепция стоимости капитала. -обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену .

Концепция эффективности рынка.В условиях рыночной экономики степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса.. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе — рассчитано на перспективу.

Концепция альтернативных затрат –п принятие любого решения фин характера связано с отказом от какого либо варианта. Выбор варианта осуществляется в результате сравнения альтернативных затрат.

Финансовые инструменты.

Фин.инструмент – любой контракт, по кот.происходит одновременное ув.фин. активов одного п/п и ув.фин. обязательств долевого или долгового хар-ра другого. 2 хар-ки операции, как фин.инструмента: 1. В основе должны лежать фин.активы и обязат-ва. 2. Операция должна иметь форму д-ра или контракта.

К финансовым активам относятся: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях; акции другого предприятия.

К фин-ым обязательствам относятся контрактные обязательства:

выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

Как следует из приведенного определения, можно выделить две видовые характеристики, позволяющие квалифицировать ту или иную операцию как финансовый инструмент:

а) в основе операции должны лежать фин-ые активы и обязат-ва.

б) операция должна иметь форму договора (контракта).

Финансовые инструменты подразделяются на первичные, к которым относятся кредиты и займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и вторичные, или производные, к которым относятся финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Ценные бумаги обладают рядом фундаментальных качеств, отлич-их их от других видов документов, имеющих отношение к имущественным правам. Это предъявляемость, обращаемость и рыночность, доступность для гражданского оборота, стандартность и серийность, регулируемость и признание государством, ликвидность, риск.

К имеющим хождение на территории России ц.б., непосредственно затрагивающим деят-ть подавляющего большинства коммерч-их организаций, относятся: гос-ая облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, коносамент, акция, приватизационные ц.б. и другие.

Облигация – долговая ц.б. (депозитные и сберегательные сертификаты банков, ГКО, краткосрочные банковские векселя, казначейские векселя и ноты, векселя, акцептированные банком, долговые сертификаты) – это ц.б., удостоверяющая внесение её владельцем ден-ых средств на сумму, указанную в облигации, и подтверждающая обязат-во возместить ему номинальную её стоимость в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента, если иное не предусмотрено условиями выпуска

Доход по процентным облигациям выплачивается путем оплаты купонов к облигациям. Выплата может осуществляться периодически либо единовременно при погашении займа путем начисления процентов к номинальной стоимости.

Наиболее надежными ц.б. являются гос-ые ценные бумаги.Основная причина выпуска ц.б. гос-ом — желание неинфляционного покрытия дефицита нац-ого бюджета.

Казначейские обязательствакак новый фин-ый инструмент появились на рынке гос-ых ц.б. В свою очередь, п/п, получившие KО в качестве первых держателей, могут расплатиться ими со своими кредиторами из тех отраслей народного хозяйства, которые определены в договоре МинФина и банка-депозитария, обслуживающего этот выпуск. Все выпуски КО обращаются в течение 360 дней, но их погашение происходит только после прохождения ими необходимого числа индоссаментов (от одного до пяти в зависимости от серии выпуска).

Вексель – ордерная ц.б., удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить по наступлению срока денежную сумму владельцу векселя.

Различают векселя простые и переводные. В операции с простым векселем участвуют два лица: векселедатель, обязанный уплатить по векселю, и векселедержатель, имеющий право на получение платежа. Переводный вексель (тратта) выписывается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате в указанный срок обозначенной в векселе суммы третьему лицу — первому держателю (ремитенту).

Чек –денежный документ, установленной законом формы, содержащий приказ владельца счета, выписавшего чек, о выплате владельцу чека обозначенной в нем суммы денег.

Депозитный сертификат – письменное свидетельство банка эмитента о депонировании денежных средств, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему.

Сберегат-ый сертификат –то же что и депоз-ый,но для физ лиц.

Коносамент –товарораспорядительный документ, с помощью которого оформляется транспортировка грузов.

Акции –долевые ц.б., подтверждающие право их владельца участвовать в управлении обществом, в распределении прибыли и получении доли имущества, пропорциональной его вкладу в УК в случае ликвидации данного общества.

Производные финансовые инструменты –в его основе всегда лежит базисный актив – товар, облигация, акция, вексель, валюта; цена производного инструмента определяется в зависимости от цены базисного актива.

Фьючерс – соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с поставкой и расчетом в будущем. (обязательность для исполнения).

Опционы являются одним из самых распространенных финансовых инструментов рыночной экономики. Отличие от фьючерсных и форвардных контрактов - опционы не предусматривают обязательность продажи или покупки базисного актива, которая при неблагоприятных условиях (ошибочные прогнозы, изменение общей конъюнктуры и др.) может привести к существенным потерям одной из сторон. Опцион дает возможность ограничить величину потерь.

В наиболее общем смысле опцион (право выбора) представляет. собой контракт, заключенный между двумя сторонами, одна из которых выписывает и продает опцион, а вторая приобретает его и получает тем самым право в течение оговоренного в условиях опциона срока:

а) исполнить контракт, т.е. либо купить по фиксированной цене определенное количество базисных активов у лица, выписавшего опцион, — опцион на покупку, либо продать их ему — опцион на продажу;

б) отказаться от исполнения контракта;

в) продать контракт другому лицу до истечения срока его действия.

II группа.

8) Консультанты.

9) Пресса (информационные агентства).

10) Профсоюзы.

 

III группа.

11) Менеджеры.

12) Руководители подразделений.

13) Руководители фондовой биржи.

Информационное обеспечение процесса управления финансами – совокупность информационных ресурсов и способов их организации. Состоит из 5 блоков:

1 Сведения регулятивно правового характера (правовая среда)

– Законы : «Об Акцион обществах2, «о банковской деятельности» - акты : регулирующие безналичный и наслич расчеты, о соц траховании 2 Финансовые сведения нормативно-справочного характера – нормативные документы государственных органов (Минфина, ЦБ), международных организаций

3 Бухгалтерская отчетность –Ф №1 – бух баланс, Ф №2 – отчет о прибылях и убытках, Ф №3 – отчет о движении капитала, Ф №4 – отчет о движении денежных средств, Ф № 5 – приложение к балансу.

4 Статистические данные финансового характера – сведения, публикуемые органами гос-ной статистики, и специальными информационными агентствами.

5 Несистемные данные – данные публикуемые в средствах массовой информации, информация в ходе личных контактов.

Пользователи, заинтересованные в информации о деятельности предприятия делятся на две основные категории:

§ Внутренние - управленческий персонал, который принимает решения производственного характера.

§ Внешние: Пользователи, заинтересованные в деятельности компании (акционеры, налоговые органы)

Пользователи, опосредованно заинтересованные (юристы, аудиторы, статистика).

Информационная среда -

1 внешняя - информация о фин рынках, о конкурентах, о внешне эконом деятельности, налоговая инф-ия

2 внутренняя -фин отчетность, статистич. данные, внутренняя отчетность.

Налоговая среда – все виды основных налогов уплачевыемых пред-тием.

Структура капитала фирмы

1 Заемный капитал -это привлекаемые денежные средства для развития предприятия, подлежащие погашению в определенные сроки.

-Долгосрочные заемные средства(срок погашения до 1года), – показывают непогашенные суммы заемных средств, подлежащих погашению в соответствии с договорами более чем через 12 мес. после отчетной даты.

-Краткосрочные заемные средства(пассивы) (от 5лет и выше) – это обязательства предприятия перед поставщиками, работниками, банками, государством и другими, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Предельная стоимость капитала.

Одной из ключевых категорий в экономике является понятие предельных (маржинальных) затрат, под которыми понимают затраты на производство очередной единицы продукции, их величина зависит от многих факторов. Предельная (маржинальная) стоимость капитала (МСС) рассчитывается на основе прогнозных значений расходов, которые компания вынуждена будет понести для наращивания объема инвестиций . Условно считается, что в стабильно действующей организации со сложившейся системой финансирования своей деятельности средневзвешенная стоимость капитала остается постоянной при некотором объеме вовлекаемых в ходе инвестирования ресурсов, однако при достижении определенного предела она возрастает. Предельная стоимость капитала – функция объема вовлекаемых финансовых ресурсов.

 

 

Метод полных издержек.

К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины.

Обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемой прибыли.

Наиболее распространенный метод. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовые прецедентов.

2. Метод стоимости изготовления.К полной сумме затрат (на единицу товара) на покупное сырье, материалы, узлы, полуфабрикаты добавляют сумму (процент, норму прибыли), соответствующую собственному вкладу предприятия в формирование стоимости изделия.

Метод не применим для ценовых решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек.

Метод маржинальных издержек.

К переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма (процент), покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли.

Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. Метод пока недостаточно известен в России; применим практически для любых предприятий.

Доходный подход

Доходный подход основан на определении текущей стоимости будущих доходов.

Например, прогнозируются доходы на 5 лет и определяется текущая стоимость в конце 5-го года (поток будущих денежных доходов - R1). По доходному подходу можно рассматривать предприятия, которые имели доходы в ретроспективе.

1 Метод капитализации используется если:

· будущие доходы будут равны текущим или темпы роста будут умеренными и предсказуемыми;

· доходы представляют собой достаточные величины, т.е. бизнес будет стабильно существовать.

2 Метод дисконтированных денежных потоков используется при условии:

· будущие доходы не стабильны и существенно отличаются от текущих.

При изучении баланса следует обратить внимание на один очень важный показатель - чистый оборотный капитал, или чистые оборотные средства. Это абсолютный показатель, с помощью которого также можно оценить ликвидность предприятия. Изменение уровня ликвидности определяется по изменению (динамике) абсолютного показателя чистого оборотного капитала. Он составляет величину, оставшуюся после погашения всех краткосрочных обязательств. Следовательно, рост этого показателя означает повышение уровня ликвидности предприятия.

11.Анализ и оценка относительных показателей ликвидности и платежеспособности

Цель расчета - оценить соотношение имеющихся активов как предназначенных для непосредственной реализации, так и задействованных в технологическом процессе, с целью их последующей реализации и возмещения вложенных средств и существующих обязательств, которые должны быть погашены предприятием в предстоящем периоде. Для оценки ликвидности предприятия используют три относительных показателя, которые различаются набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.

1. Мгновенную ликвидность предприятия характеризует коэффициент абсолютной ликвидности. Он характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса. Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может покрыть за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстрореализуемых в случае надобности. Краткосрочные обязательства предприятия включают: краткосрочные кредиты банков и прочие краткосрочные займы, краткосрочную кредиторскую задолженность, включая задолженность по дивидендам, резервы предстоящих расходов и платежей, прочие краткосрочные пассивы. Рассчитывается как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к текущим пассивам .

Значение коэффициента должно находится в интервале от 0,2 до 0,5, это означает, что каждый день подлежат погашению 20-25% краткосрочных обязательств предприятия или, другими словами, что в случае поддержания остатка денежных средств на уровне отчетной даты краткосрочная задолженность, имеющая место на отчетную дату, может быть погашена за 5 дней. Низкое значение коэффициента указывает на снижение платежеспособности предприятия.

2. Коэффициент критической (срочной) ликвидности – показывает прогнозируемые платежеспособные возможности предприятия, при условии своевременного расчета с дебиторами. Рассчитывается как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений плюс суммы мобильных средств в расчетах с дебиторами к текущим пассивам .

Нормальное значение коэффициента критической ликвидности больше 1, что означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги. Для повышения уровня текущей ликвидности необходимо способствовать росту обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и долгосрочными кредитами и займами, для чего следует увеличивать собственные оборотные средства, привлекать долгосрочные кредиты и займы и обоснованно снижать уровень запасов. Низкое значение этого коэффициента указывает на необходимость работы с дебиторами, для того чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидных средств в денежную форму для расчетов (ценные бумаги, денежные средств в кассе и на расчетном счете).

3. Коэффициент покрытия – показывает достаточность оборотных средств предприятия, которые могут быть использованы для погашения своих краткосрочных обязательств. Характеризует запас прочности, возникающий вследствие превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами .

Нормативное ограничение показателя – от 1 до 2. Нижняя граница указывает на то, что оборотных средств должно быть достаточно для того, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в два раза нежелательно, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении своих средств и неэффективном их использовании.

Цель и задачи финансового менеджмента. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

ФМ – это система управлении и поэтому в ней есть: 1)объекты – денежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия (активы и пассивы, формирующиеся в процессе текущей, инвестиционной и финансовой дея-ти пр-я).

Функции объекта – обеспечение непрерывного функционирования пред-тия кругооборота капитала.

Объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот; 2)Фин ресурсы; 3)Кругооборот капитала; 4)Финансовые отношения.

Субъектуправления - совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, фин структуры. Элементами субъекта управления являются:

1) Кадры (подготовленный персонал); 2) Финансовые инструменты и методы;

2) Технические средства управления; 4) Информационное обеспечение.

Деятельность субъектов - прогнозироание, планирование, анализи оценка состояния, контрольза ден оборотом

Цель ФМ- выработка и применение методов, ср-в и инстр-тов для достижения целей деят-ти п/п. Задачи- обеспечение наиб.эфф-го движения фин.ресурсов. Упр-е потоком фин.ресурсов выраженных в ден.ср-вах – центральный вопрос ФМ.

Главной цельюфинансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Основные задачифинансового менеджмента:

1).Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2).Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

3).Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4).Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и

благоприятной политике налогообложения.

5 обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.

Базовые концепции и параметры финансового менеджмента.

Концепция денежного потока предполагает а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; (движение, поступление, количественная оценка, регулярность), б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; (выручка от различных видов деятельности), в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

Концепция временной стоимости денежных ресурсов.Временная ценность (ВС) является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Денежная единица через какое-то время меняется. И поэтому ВС определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. Риск – любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично. Оборачиваемость денежные средства - ожидаемый доход должен быть вкладываемрой суммы.

Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском. чем выше отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска..

Концепция стоимости капитала. -обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену .

Концепция эффективности рынка.В условиях рыночной экономики степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса.. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе — рассчитано на перспективу.

Концепция альтернативных затрат –п принятие любого решения фин характера связано с отказом от какого либо варианта. Выбор варианта осуществляется в результате сравнения альтернативных затрат.

Финансовые инструменты.

Фин.инструмент – любой контракт, по кот.происходит одновременное ув.фин. активов одного п/п и ув.фин. обязательств долевого или долгового хар-ра другого. 2 хар-ки операции, как фин.инструмента: 1. В основе должны лежать фин.активы и обязат-ва. 2. Операция должна иметь форму д-ра или контракта.

К финансовым активам относятся: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях; акции другого предприятия.

К фин-ым обязательствам относятся контрактные обязательства:

выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

Как следует из приведенного определения, можно выделить две видовые характеристики, позволяющие квалифицировать ту или иную операцию как финансовый инструмент:

а) в основе операции должны лежать фин-ые активы и обязат-ва.

б) операция должна иметь форму договора (контракта).

Финансовые инструменты подразделяются на первичные, к которым относятся кредиты и займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и вторичные, или производные, к которым относятся финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Ценные бумаги обладают рядом фундаментальных качеств, отлич-их их от других видов документов, имеющих отношение к имущественным правам. Это предъявляемость, обращаемость и рыночность, доступность для гражданского оборота, стандартность и серийность, регулируемость и признание государством, ликвидность, риск.

К имеющим хождение на территории России ц.б., непосредственно затрагивающим деят-ть подавляющего большинства коммерч-их организаций, относятся: гос-ая облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, коносамент, акция, приватизационные ц.б. и другие.

Облигация – долговая ц.б. (депозитные и сберегательные сертификаты банков, ГКО, краткосрочные банковские векселя, казначейские векселя и ноты, векселя, акцептированные банком, долговые сертификаты) – это ц.б., удостоверяющая внесение её владельцем ден-ых средств на сумму, указанную в облигации, и подтверждающая обязат-во возместить ему номинальную её стоимость в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента, если иное не предусмотрено условиями выпуска

Доход по процентным облигациям выплачивается путем оплаты купонов к облигациям. Выплата может осуществляться периодически либо единовременно при погашении займа путем начисления процентов к номинальной стоимости.

Наиболее надежными ц.б. являются гос-ые ценные бумаги.Основная причина выпуска ц.б. гос-ом — желание неинфляционного покрытия дефицита нац-ого бюджета.

Казначейские обязательствакак новый фин-ый инструмент появились на рынке гос-ых ц.б. В свою очередь, п/п, получившие KО в качестве первых держателей, могут расплатиться ими со своими кредиторами из тех отраслей народного хозяйства, которые определены в договоре МинФина и банка-депозитария, обслуживающего этот выпуск. Все выпуски КО обращаются в течение 360 дней, но их погашение происходит только после прохождения ими необходимого числа индоссаментов (от одного до пяти в зависимости от серии выпуска).

Вексель – ордерная ц.б., удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить по наступлению срока денежную сумму владельцу векселя.

Различают векселя простые и переводные. В операции с простым векселем участвуют два лица: векселедатель, обязанный уплатить по векселю, и векселедержатель, имеющий право на получение платежа. Переводный вексель (тратта) выписывается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате в указанный срок обозначенной в векселе суммы третьему лицу — первому держателю (ремитенту).

Чек –денежный документ, установленной законом формы, содержащий приказ владельца счета, выписавшего чек, о выплате владельцу чека обозначенной в нем суммы денег.

Депозитный сертификат – письменное свидетельство банка эмитента о депонировании денежных средств, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему.

Сберегат-ый сертификат –то же что и депоз-ый,но для физ лиц.

Коносамент –товарораспорядительный документ, с помощью которого оформляется транспортировка грузов.

Акции –долевые ц.б., подтверждающие право их владельца участвовать в управлении обществом, в распределении прибыли и получении доли имущества, пропорциональной его вкладу в УК в случае ликвидации данного общества.

Производные финансовые инструменты –в его основе всегда лежит базисный актив – товар, облигация, акция, вексель, валюта; цена производного инструмента определяется в зависимости от цены базисного актива.

Фьючерс – соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с поставкой и расчетом в будущем. (обязательность для исполнения).

Опционы являются одним из самых распространенных финансовых инструментов рыночной экономики. Отличие от фьючерсных и форвардных контрактов - опционы не предусматривают обязательность продажи или покупки базисного актива, которая при неблагоприятных условиях (ошибочные прогнозы, изменение общей конъюнктуры и др.) может привести к существенным потерям одной из сторон. Опцион дает возможность ограничить величину потерь.

В наиболее общем смысле опцион (право выбора) представляет. собой контракт, заключенный между двумя сторонами, одна из которых выписывает и продает опцион, а вторая приобретает его и получает тем самым право в течение оговоренного в условиях опциона срока:

а) исполнить контракт, т.е. либо купить по фиксированной цене определенное количество базисных активов у лица, выписавшего опцион, — опцион на покупку, либо продать их ему — опцион на продажу;

б) отказаться от исполнения контракта;

в) продать контракт другому лицу до истечения срока его действия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...