Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление источниками финансирования оборотного капитала.

Оборотные средства (оборотный капитал) — это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности предприятия, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла. Оборотные активы представлены в балансе отдельным разделом, в который входят производственные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты. Целевой установкой политики управления оборотным капиталом является определение источников покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия. Данная целевая установка имеет стратегический характер.

К наиболее существенным явлениям, потенциально несущим в себе правосторонний риск, относятся следующие:

1. Высокий уровень кредиторской задолженности. Когда предприятие приобретает производственно-материальные запасы с отсрочкой платежа, образуется кредиторская задолженность с определенными сроками погашения. Возможно, что предприятие купило запасов в большем количестве, чем ему необходимо в ближайшем будущем и, следовательно, при значительном размере кредита и с бездействующими чрезмерными запасами предприятие не будет генерировать денежные средства в размере, достаточном для оплаты счетов, что в свою очередь ведет к невыполнению обязательств.

2. Неоптимальное сочетание между краткосрочными и долгосрочными источниками заемных средств. Источниками покрытия оборотных активов являются как краткосрочная кредиторская задолженность, так и собственный капитал. Несмотря на то что долгосрочные источники, как правило, дороже, в некоторых случаях именно они могут обеспечить меньший риск ликвидности и большую суммарную эффективность. Искусство сочетания различных „источников средств является сравнительно новой проблемой для большинства российских менеджеров.

3. Высокая доля долгосрочного заемного капитала. В стабильно функционирующей экономике этот источник средств является сравнительно дорогим. Относительно высокая доля его в общей сумме источников средств требует и больших расходов по его обслуживанию, т.е. ведет к уменьшению прибыли. Это обратная сторона медали: чрезмерная краткосрочная кредиторская задолженность повышает риск потери ликвидности, а чрезмерная доля долгосрочных источников — риск снижения рентабельности, т.е. темпов генерирования прибыли. Безусловно, картина может меняться при некоторых обстоятельствах — инфляция, специфические или льготные условия кредитования и др.

В теории финансового менеджмента разработаны различные варианты воздействия на уровни рисков. Основными из них являются следующие.

1. Минимизация текущей кредиторской задолженности. Этот подход сокращает возможность потери ликвидности. Однако такая стратегия требует использования долгосрочных пассивов и собственного капитала для финансирования большей части оборотного капитала.

2. Минимизация совокупных издержек финансирования. В этом случае ставка делается на преимущественное использование краткосрочной кредиторской задолженности как источника покрытия оборотных активов. Этот источник самый дешевый, вместе с тем для него характерен высокий уровень риска невыполнения обязательств в отличие от ситуации, когда финансирование оборотных активов осуществляется преимущественно за счет долгосрочных источников.

3. Максимизация капитализированной стоимости фирмы. Эта стратегия включает процесс управления оборотным капиталом в общую финансовую стратегию фирмы. Суть ее состоит в том, что любые решения в области управления оборотным капиталом, способствующие повышению стоимости предприятия, следует признать целесообразными.

16. Финансовое планирование и прогнози­рование.

Фин планирование - умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности, определять ресурсы необходимые для достижения целей. Финансовое планирование обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.

Фин планирование решает следующие задачи:

« конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

» выявляет резервы увеличения доходов и способы их мобилизации;

» обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;

»определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;

» обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов и государства;

« осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.

Типы планов: стратегические, текущие, оперативные.

Стратегическое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Это планирование роста и развития предприятия. Оно носит долгосрочный характер и связано с принятием основополагающих финансовых и инвестиционных решений.

Текущее (краткосрочное) планирование необходимо для достижения конкретных целей .С его помощью осуществляется процесс распределения и использования финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей. На 1 год – основной документ – баланс доходов и рсходов исходя из целей фин планирования и задач.

Оперативное планирование заключается в управлении денежными потоками с целью поддержания устойчивой платежеспособности предприятия, дает возможность отслеживать состояние оборотных средств предприятия, управлять источниками финансирования. Разрабатывается платежный календарь, который детализирует на квартал или месяц текущий фин план и отражает ежедневное движение средств в балансе доходов и расходов пр-я. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность пр-я. Вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств.

Этапы состав фин-го плана:

1)анализ фин положе-я компании; 2)состав-е прогнозных смет и бюджетов; 3)опред-ие общей потреб-ти компании в фин рес-ах; 4)прогнозир-е структуры источ-в фи­н-я; 5)созд-е системы кон­троля и упр-я;

При подготовке плана нужно уч-ть:

а) ур-нь фин-ия; требов-ия рынка по V, структуре и кач-ву продукции; техн-ие, технол-ие и кадровые осо­б-ти дан п/п;

в)условность любых планов в эксирен ситуа­ции в глобал-ом и локальном масштабах.

Фин план имеет след структуру:

1Инвес-ая политика: а) фин-ие осн-х ср-в; б) фин-е НМАв)долгоср фин вложения

2Упр-ие обор-ым К-ом а)ден ср-ми б)Фин-ие произв-ых запасов в) упр-ие деб-ой задол-ью

3Дивидендная политика и стр-ра источников 4Фин-ые прогнозы а)доходы и расх б)прогноз-ая фин отч-ть в)потреб во внеш фин-ии г)хар-ка фин-х усло-й, д)бюджет ден ср-в е)общая потребность в капитале 5Учетная политика – от нее завис-ят налоги и прибыль. 6Система управленч-го контроля

Фин план дост-но сложен как по стр-ре, так и по содер-ю; для его разраб-ки тре­буются усилия различ-х подразд-й компании.

Фин прогноз –первичени является основой фин планирования, основой для расчета бюджета п/п, вкл-щего план произ-ва, план затрат, платеж календарь и плановый баланс. ФП – это обоснование показателей фин планов, приведение фин положения на опрдел -ый период времени. Глав целью фин прогноз-ия явл определение реально возможного объема фин ресурсов и их потребление в прогнозируемом периоде.

17. Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное фи­нансовое планирование.

Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы.

Стратегическое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности фирмы является следующим этапом стратегического планирования. Система стратегических целей фирмы должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях -нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются:

1) среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;

2) минимальная доля собственного капитала;

3) коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы;

4) соотношение оборотных и внеоборотных активов

фирмы и др.

На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т. п.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии фирмы является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам:

1) оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий;

2) оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде;

3) оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т. е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и при-влечении внешних финансовых ресурсов.

В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана

на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких как рост деловой репутации фирмы,повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений и т. п.

Основу стратегического планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предпринимательской фирмы на рынке.

Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на длительную перспективу. Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующи моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Важный момент при осуществлении лрогнозирования - признание факта стабильности изменения показателей деятельности фирмы от одного отчетного периода к другому

ДОЛГОСРОЧНОЕ И КРАТКОСРОЧНОЕ

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В зависимости от срока составления плана финансового развития выделяют долгосрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное финансовое планирование

определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. В современных условиях оно охватывает период от 1 года до 3 лет (редко - до 5). Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

Долгосрочное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и на-правлениями, сформулированными общей стратегией.

Краткосрочное планирование охватывает период до 1 года. Это может быть годовой, квартальный, месячный или декадный план. Он создается в целях контроля за поступлением фактической выручки

на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что

требует эффективного контроля за формирование и использованием финансовых ресурсов. Система краткосрочного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса кратко срочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности фирмы.

Краткосрочное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря,

кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам.

Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств,

вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и таким образом избежать финансовых затруднений.

18. Методы про­гнозирования основных финансовых показателей.

- экспертных оценок: Могут предусматривать многоступенчатый опрос экспертов по спец-ым схемам и обработку получ-ых результатов с пом научного инструментария эконом-ой статистики.

- методы обработки пространственных, временных и пространственно-временых совокупностей: Эти методы заним ведущее место с позиции формализ-го прогнозир-я. Можно выделить 3 типовые ситуации: 1) наличие временного ряда – встреч-ся на практике наиб часто: фин менеджер или аналитик имеет в своем распоряж-ии данные о динамике показателя, на основании кот требуется построить приемлемый прогноз. Это можно сделать разл способами: простом динамическом анализе (прогнозир-ый показатель измен-ся прямо (обратно) пропорц-но с теч-ем времени Y=a+bt) и анализе с пом авторегрес-ых зависимостей (экон процессы имеют опред специфику, они отлич-ся взаимозависимосью и определ-ой инерционностью. Это значит, что люб экон показатель в момент времени зависит от состояния этого показателя в предыдущ периодах. Y = A0+A1Yt-1+A2t). 2) наличие пространственной совокупности – имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистич-ие данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может примен-ся многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамич-го анализа на многомерный случай. 3) наличие пространственно-временной совокупности- имеет место, когда а) ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов; б) аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающихся по экон-ой природе и их динамике.

- методы ситуационного анализа и прогнозир-я. В основе лежат модели, предназнач-ые для изучения функциональных или жестко детерминир-ых связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Наглядным примером служит форма отчета о прибылях и убытках., модель Дюпона. Одним изключевых моментов разработки прогнозных оценок явл-ся учет: - уровня и динамики инфляции; - состава и структуры товарооборота.

19. Специаль­ные вопросы финансового менеджмента. 20. Финансовый ме­неджмент в условиях инфляции.

Инфляция – процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике, или снижение покупательной способности денег. Основные причины инфляции – (неденежные) нарушение пропорциональности в сфере производства и обращения, ошибки в политике ценообразования, несбалансированность инвестиций, монополизация производства, нерациональная система распределения национального дохода и др., (денежные) – дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег. Формы проявления инфляции: рост цен на товары и услуги; понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной; увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице. Виды инфляции: ползучая – при ежегодных темпах прироста цен на 3-4 %; галопирующая при ежегодных темпах прироста на 10-50%; гиперинфляция – свыше 100 %. Инфляция значительно усложняет работу финансового менеджера. Поэтому управленческим решениям финансового характера в инфляционной среде свойственна определенная специфика. Она задается, прежде всего, четким представлением менеджером основных процедур и инструментов его деятельности, которые в наибольшей степени подвержены влиянию инфляции, а также тех проблем, которые в связи с этим возникают. Основные решения финансового характера, имеющие критическое значение для предприятия, носят чаще всего долгосрочный характер и связаны с выбором инвестиционных проектов. Такой выбор основывается чаще всего на расчете прогнозных величин чистого приведенного эффекта. Качество расчета зависит от точности прогноза денежных поступлений и величины задаваемого менеджером приемлемого уровня эффективности инвестиций. При расчетах необходимо руководствоваться двумя принципами: а) применять модифицированную ставку дисконтирования, содержащую поправку на прогнозируемый уровень инфляции; б) при прочих равных условиях отдавать предпочтение проектам с более коротким сроком реализации. Планируя свою деятельность в условиях инфляции, целесообразно также придерживаться некоторых простых правил:

нецелесообразно держать излишние денежные средства «в чулке», на расчетном счете, выдавать займы и кредиты знакомым и контрагентам;

свободные деньги необходимо вкладывать либо в недвижимость, либо в дело, сулящее несомненные выгоды;

по возможности необходимо жить в долг (безусловно, это должно быть подкреплено экономическими расчетами, подтверждающими вашу будущую кредитоспособность).

В условиях инфляции величина капитала, необходимого для нормального функционирования деятельности предприятия, постоянно возрастает. Это обусловлено ростом цен на потребляемое сырье, увеличением расходов по заработной плате и пр. Таким образом, даже простое воспроизводство, т.е. поддержание неуменьшающейся величины экономического потенциала предприятия, требует дополнительных источников финансирования. Это относится прежде всего к перспективному финансовому планированию. Что касается финансовых решений кратко- и среднесрочного характера, то и здесь необходимо исходить прежде всего из принципа, что выбранное решение должно по крайней мере не уменьшать экономического потенциала предприятия. В условиях инфляции инвесторы, пытаясь обезопасить свой капитал, предоставляют его на условиях повышенного процента, называемого текущим и отличающегося от номинального на поправку на инфляцию.

Существуют различные формулы, связывающие индекс инфляции (Ipr) текущую (гc) и номинальную (гn) процентную ставки: гс= гn+ Ipr. Таким образом, видно, что в условиях инфляции стоимость привлекаемого капитала возрастает, что необходимо учитывать финансовому менеджеру при планировании источников средств и расходов, связанных с их обслуживанием.

В рыночной экономике облигации являются одним из основных источников финансирования хозяйственной деятельности. В условиях инфляции инвесторы, во-первых, отдают предпочтение краткосрочному кредитованию и, во-вторых, требуют повышенного процента на свой капитал в случае его долгосрочного инвестирования. Более привлекательными становятся облигации с плавающей процентной ставкой, привязанной к уровню инфляции. Такая политика особенно популярна в странах с постоянно высоким уровнем инфляции, например, в латиноамериканских странах. В России подобные финансовые инструменты еще не получили распространения; их заменяют долгосрочные кредиты и займы, естественно, что в период инфляции возможности получения подобных кредитов на приемлемых условиях весьма ограничены. Таким образом, основным источником финансирования становятся собственные средства.

Приобретение ценных бумаг является одним из не самых последних по важности направлений финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия. Ранее было показано, что они используются для достижения трех основных целей: а) обеспечение необходимой ликвидности предприятия; б) как источник средств для реализации непланировавшегося, т.е. случайного, выгодного инвестиционного проекта; в) как источник доходов.

В условиях инфляции возрастает риск банкротства предприятия, ценные бумаги которого приобретены. Поэтому комплектованию инвестиционного портфеля должно быть уделено особо пристальное внимание. Здесь хороши две житейские мудрости: а) не храните яйца в одной корзине (необходим достаточный уровень диверсификации); б) необольщайтесь ценными бумагами с аномально высоким уровнем обещаемого дохода.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...