Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Позднего Возрождения (Италия)

Во второй половине 16в в Италии нарастал упадок экономики и торговли, капитализм вступил в борьбу с гуманистической культурой, иск-во переживало глубокий кризис. Представителем позднего Возрождения является Андреа Палладио. Палладио был крупным теоретиком архитектуры и один из ярких зодчий в истории европейской архитектуры, оказал большое влияние на весь последующий ход ее развития. Свои идеи изложил в труде «4 книги об архитектуре». Под влиянием учения Палладио находились английские зодчие, немецкие, французские, итальянские, русские(Казаков, Жолтовский).

Композиции Палладио исполнены естественности, покоя, завершенности, строгой упорядоченности, чувство меры, удобство, симметрия, свобода композиции, гармонично связанная с окружающей средой. В Виченце он часто строил дворцы и загородные виллы. Театр в Виченце –первый театр в Европе, построенный под крышей.

Вилла Ротонда (1551-1567) расположена на возвышенности среди долин, хорошо видна со всех сторон. Четыре фасада организованы портиками-лоджиями. Широкие лестницы портиков выдвинуты в перед. Портики вместе с куполом, венчающим ротонду составляют четкую композицию. В центре виллы круглый купольный зал, вокруг которого расположены помещения. План централизованный, квадратный. Лестницы, ведущие на второй этаж, находятся в местах примыкания круглого зала с внутренним помещением. Планы помещений и всего здания представляют собой законченные построения благодаря хорошей связи центральной части с другими частями виллы и здания с природой. хозяйственные блоки скрыты в склонах холма.

Палладио возводит замечательные дворцы – палаццо Кьеригати(1580), Тьене, Вальдемарана(1556); церкви Сан-Джорджо Маджоре(1560-1610), Сан-Франческа делла Винья(1562-1570), Реденторе(1576-1592).

Джакомо да Виньола.Одним из лучших произведений Виньолы является вилла папы Юлия2, расположенная к северу от Рима. Сооружение представляет собой удлиненный замкнутый прямоугольник, состоящий из трех элементов: двух дворов и небольшого сада. Дворы имеют полукруглую форму. Первый двор большой, и в нем устроен проход во второй двор - с площадки можно спустится вниз по одной из двух симметрично расположенных плоских лестниц. Второй двор замыкает стена с проемами: в центре стены полуциркульная арка с прямоугольными проемами.

В 1568-1584 гг. Виньола спроектировал римскую церковь Иль-Джезу (во имя Христа) –главную церковь ордена иезуитов. Уже в этой работе прослеживаются элементы барроко – пластичные элементы на фасаде.

В 1562 г. Виньола написал трактат «Правила пяти ордеров», который приобрел европейскую известность. В России трактат появился при Петре I, а в 1778 г. полностью напечатан в Москве.

Период позднего возрождения – это период перехода к новым исканиям, формам.

Особенности развития искусства первобытного общества. Мезолит. Неолит.

Мезолит (средн каменный век) 12-8тыс до н э

Неолит (новый каменный век) 8-4тыс до н э

Мезолит

Изменились климатические условия на планете, произошло отступление ледников. Это привело к исчезновению некоторых животных, и на их смену пришли другие. Исчезли мамонты. Переход к оседлому образу жизни. В силу развития орудия труда развивается земледелие, рыболовство, ремесло. Происходит разделение труда, усиление родовых общин. Появляются новые оружия : лук, стрела. Переход от матриархата к патриархату. Происходит усиление роли магии. Появляются изображения людей. Появляются многофигурные композиция, повествовательное начало (пиктограмма-рисунок, передающее сообщение). Художнику интересно передавать смысл происходящего, порывистость, динамику движения. Появляются изящные силуэты женских фигур. Изображение силуэтное, более примитивное с художественной точки зрения. Развивается композиция. Более содержательный взгляд на мир, более целостный рождается в сознании чел. Он показывает события в их взаимосвязи.

Период Мадлен:

Сцена охоты (пещера Ласко). Войны. Росписи африканского цикла в Испании. Лучники и олени (Арано, Восточная Испания). Девушка, собирающая мед (Арано). Изображение оленей (рельеф из Лорте, Верхний Палиолит); олени в сочетании с рыбами передают среду нахождения оленей.

Неолит

Появление керамики (обожженной глины) способствовало появлению различных сосудов. Украшение орнаментными узорами посуды развивает зачатки изобразительно-прикладного искусства. Распространение мелкой пластики. Четкий оседлый образ жизни – усиление межплеменной борьбы за новые земли, новые угодья. Чел начинает угрожать чел, что ведет к войнам. Соответственно новые поселения возникают на островах, на небольших холмах, т.е. в местах, защищенных от нападений. Чел общество становится обществом земледельцев, скотоводов. В это время начинают появляться маленькие скульптуры, статуэтки животных, изображения отличают обобщенностью, сохраняя черты реализма. Все чаще появляются геометрические формы. Искусство неолита более условно, чем палеолитическое. Изображения лишь слегка напоминают чел или животного. Схематизм и силуэтность остаются. Динамика и ритм стремительны. Фигуры – это собственно знаки людей, а не люди силуэты - как это было в мезолите, которые только благодаря своей неистовой подвижности создают впечатление жизни. В Сахаре найдены загадочные ритуальные сцены, где фигуры людей с шарообразными головами. Есть такие неолитические произведения, где изображение как значок, т.е. иероглиф. Наскальная живопись выходит из пещер (украшение входа в пещеру), чел может быть показан в превычной бытовой сцене. Но уже не встретишь столь живые непосредственные портреты зверей с чувством осязаемой формы, как это было в палеолите.

Танцующие женщины. Когул. Испания.

Стрелок из лука. Вальторто. Испания.

Стадо скота у деревни. Сахара. Горное плато. Тассилинг-Аджер.

2.3.Типология культуры. Принципы типологизации культур (формационный, цивилизационный, религиозный). Основные школы и концепции культурно-исторических типов (Данилевский, Шпенглер, Тойнби…)

Типология культуры

Культура едина, потому что в ней едино слито общее и особенное, традиционное и новаторское, прошлое и настоящее. Нарушение этого единства чревато нарушением его развития, порой регрессом. Другой объективной реальностью и важной закономерностью является преемственность в развитии культуры. К-ра – унаследованный опыт поколений. Объективной реальностью и важной закономерностью является преемственность в развитии к-ры. Преемственность предполагает критическое осмысление и творческое преобразование. Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др. подчеркивали духовную культуру.

Типы культуры рассматривали с точки зрения двух основных принципов:

· Историко-формационный (феодализм, капитализм, рабовладельческий строй, первобытный строй и т.д.)

· Цивилизационный (с точки зрения изучения крупных социальных и культурных ценностей или суперсистем, которые не совпадают ни с нацией, ни с государством и выходят за пределы геогр. и национальных границ – религия, язык, внешность)

Данилевский (19в) «Россия и Европа»: «Человечество не представляет с собой живого целого, эта живая стихия, в которой происходит развитие и смена отдельно культурно-исторических типов».

Выделял 10типов культуры:

Греческую(античную), индийскую, германо-романскую, самый молодой тип славянский(наиболее полное выражение нашел в русском народе).

Данилевский говорил: «Установление всемирного господства одного культурно исторического типа, одной культуры лишило бы человечество такого важного культурного элемента развития как разнообразия и привило бы к потери национальной самобытности.»

Шпенглер (19-20в)- нем. философ и теоретик культуры. «Закат Европы». «Нет единой мировой культуры, есть лишь различные культуры, каждая имеет свою судьбу». Культура в понимании Шпенглера – это смысловая ценность, в которой реализует себя соотв. душа. «Каждая культура уникальна, и не может быть выражена рациональными средствами».

Шпенглер выделяет 8типов культур:

· Египетская;

· Вавилонская;

· Китайская;

· Индийская.

Но главное, он выделяет три типа души:

· Аполлоновская;

· Магическая;

· Фаустовская, т.е. греческая, византийская, арабская, европейская.

Смысл этих типов души в том, что он обращает внимание на особенности этих типов. В основе каждой культуры лежит душа. Смерть культуры, по Шпенглеру, – это исчерпание ее души (ее атрибуты и достижения не вдохновляют людей) и она обращает свой взор к цивилизации. Душа культуры не существует сама по себе, она существует в душах людей. Не со всем можно согласиться. Нельзя согласится с тем, что культура изолирована и непроницаема.

Арнольд Тойнби –англ. культуролог.

Он выделяет свыше 20 локальных цивилизаций: западную, европейскую, сев Америки, Канады, 2 православных (русскую и византийскую); иранскую, арабскую, индийскую, античную, китайскую, египетскую и др. Окаменевшие или мертворожденные – не рассматриваются как цивилизации локальные(местные). Движущей силой развития цивилизации он считал творческую элиту, которая увлекает за собой инертное большинство. Нарушение внутренней целостности и единства, разрыв между творческой элитой приводит к разложению и распаду цивилизации. Тойнби считал, что все цивилизации умерли, жива только Западная.

Культура как общественное явление. Содержание и эволюция понятия «культура». В.И. Даль об определении культуры.

Частотность, широта применения к любой сфере чел. деятельности.

Основные критерии в содержании понятия «культура»:

5. К-ра понимается как рез-т социальной, а не биологической активности;

6. Генезис к-ры – факт ее происхождения и развития;

7. Необходимость к-ры для становления и развития личности и прогресса общества;

8. Признается невозможность избежать к-рного воздействия, влияния окр. среды и общества в целом.

Культура– уровень развития общества, а также особенности жизни разных народов и этнических групп.

Культура– совокупность результатов и процессов деятельности человека и общества в целом.

Гегель: «Культура – это созданная человеком вторая природа».

ДАЛЬ: «Это также образование умственное и нравственное».

Культура не существует вне человека, а напротив порождена его деятельностью. Человек – действующий субъект культуры.

Билет 3

3.1.Архитектура Московского Кремля(15-1/2 16в)

Это время правления Ивана III. В 1462 г. – венчан на царство. С 1485 г. – именует себя государем всея Руси. XV в. – время объединения русских земель, вызванное необходимостью самообороны. Закрепляя положение единовласца, он в 1472 г. вступил в брак с византийской принцессой Софьей Палеолог. И герб двуглавого орла становится нашим государственным гербом (византийский герб цесарей).

В данной ситуации необходима была демонстрация новой власти московской (могущество властителей). Москва – столица, каменное строительство Кремля. Подчеркивается духовная статусность Москвы – продолжательница христианства (3 Рим). Обновление камнем городской стены, перестраиваются Спасские врата, строительство первых вариантов соборов на соборной площади.

Кирпичные стены кремля на белокаменном цоколе с забутовкой из булыжника и каменного лома на известковом растворе с внутренней стороны имеют глухую аркаду с боевой площадкой вверху. Завершением стен с самого начала являлись двухгорбовые зубцы, «ласточкины скворцы». Высота стен без зубцов от 5 до 17м, толщина – от3до 6м. Каждая башня –крепость внутри разделена сводами и деревянными настилами на ярусы. В башнях имелись амбразуры для орудий, а в стенах – для стрелков. Для лучшего обзора угловые башни были круглыми и многогранными, а промежуточные – прямоугольными. Площадь кремля составляет – 27,5га, протяженность стен с башнями – 2235м. всего в кремле 20 башен – 19 по периметру стен (Арсенальная, Никольская, Сенатская, Спасская, Тайницкая, Водовзводная, Боровицкая и др.) и Кутафья – предмостная.

Грановитая палата(1487-1491)- арх-ры:Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари

Палата входила в обширный комплекс дворцовых царских палат, возведенных в конце 15в-начале 16в на Соборной площади и служила парадным тронным залом. Ее главный фасад облицован граненным рустом – отсюда произошло и ее название. Здание покрыто 4-скатной высокой крышей. До перестройки после пожара 1682г окна второго этажа были со стрельчатым завершением, парными и меньшего размера. Вход в палату был со стороны южного фасада, к нему вела открытая Красная лестница, украшенная не сохранившимися фигурками золотых львов. Перед входом в просторный интерьер традиционного для Руси одностолпного зала площадью 495м2 , перекрытого 4 крестовыми сводами находились Святые сени с резными золоченными порталами. Стены и своды зала были расписаны, а позже обиты тканями, закрывшие обветшалые фрески.

1-ым стоился Успенский собор (1472 г.) – главный кафедральный храм. В этом храме должно было происходить «посажение на стол». Собор возводится на месте старого Успенского собора в XIV в. Зодчие Кривцов и Мышкин. Собор возводится по образу и подобию Успенского во Владимире. В 1474 г. – рухнул.

Фиораванти Болонский берется за Успенский собор. 6-столпный храм с 5 главами. Пространство поделено на равные 12 ячеек. Средикрестие не выделяется, отсутствуют хоры. Нет расширенного пространства под главным куполом. Внутреннее пространство воспринимается единым целым. Все ячейки на 1 высоте – ощущение простора. Все ячейки перекрыты крестовыми сводами и расчленены круглыми столбами (имели базу и капитель). Интерьер равномерно освещен окнами.

Внешний облик: целостность и мощность объема. Слитность частей достигается равновысотными пряслами, они как бы стянуты аркатурным поясом. Колончато-аркатурный пояс, скорее декор – вдавлен в стену. Центральная апсида выступает, а боковые спрятаны за лопатками, как контрфорсом. Апсиды резко занижены и как бы вдавлены в общий объем. Над порталом гирька. Впечатлению устойчивости собора содействуют щелевидные окна и приставленные к стенам лопатки. Позакомаренный храм.

Фиораванти создавал собирательный образ общерусского храма.

Благовещенский собор (1484 – 1489 гг.) – домовая церковь великих князей. Вариант старой перестроенной церкви. Изначально был 3-купольным.

4-столпный храм, имел хоры, аркатурный пояс (декор), который венчает апсиды. Он перекликается с подкупольными арочками. Система ступенчатых подпружных арок (Псков). Дыньки, кокошники, капители у лопаток (Москва). В 1564 г. храм был окружен галереями с 4-мя пределами. Возвели дополнительные купола – 9 куполов.

Церковь Ризположения (1484 – 1488 гг.) – как домовой храм, за Успенским собором, соединена проходами с патриаршим двором.

Лопатки и колонны, украшающие апсиды (приставлены), имеют капитель. Арочки, соединены колоннами – килевидный вариант. Общим карнизом завершаются карнизочки + раннемосковские детали. Знаменует переход к строительству из кирпича. Детали – замена резного камня керамическим вариантом.

Архангельский собор (1505 – 1509 гг.). Алевиз Новый. В отличие от Фиораванти более точно придерживается объемно-пространственной структуры крестово-купольного 5-главого храма. Данный храм обладает меньшим национальным своеобразием, чем у Фиораванти (2-ярусное палаццо, решенное ордерной системой). Стена расчленена пилястрами и карнизами на 2 яруса. Закомары, отрезанные венчающим карнизом и украшенные раковинами, приобретают характер декоративного завершения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...