Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Проторенессанса и Раннего Возрождения

14-16в – время коренных перемен в социально-экономической жизни многих стран Европы и в первую очередь Италии. Бурно развивается торговля, создаются капиталистические предприятия – мануфактуры. На смену феодальному классу тприходит буржуазия. Освобождаясь от всесильного влияния церкви, люди начали больше обращать внимание на земную жизнь, познавать природу человека. В центре внимания людей иск-ва оказался человек. Именно в эту эпоху, когда буржуазия выступает против феодалов и их взглядов, провозглашая принципы равенства и справедливости, появляется слово «гуманный» - человечный. Гуманистов привлекал всесторонне развитый человек. В поисках идеала такого человека гуманисты обратились к античности. Раннее Возрождение (1420-1500), центр Флоренция.

Знаменитый Флорентийский собор - собор Санта-Мария дель Фьоре - был заложен в 1296г архитектором Арнольфо ди Камбио(1245-1310). Строительство собора, прерванное смертью зодчего, возобновилось только в 1357г по планам Франческо Таленти. Одновременно известный живописец и архитектор Джотто(1276-1337) строит в 1334г колокольню – кампанилу собора. Строительство кампанилы было продолжено в 1337-1343 Андреа Пизано (1290-1349). В завершающем этапе строительства кампанилы участвовал Франческо Таленти. Он увенчал башню большим карнизом, а не греческим шатром, как хотел Джотто. Строительство собора велось до самой смерти зодчего, но купол так и не был возведен. Почти спустя столетие проект по возведению купола был осуществлен Филиппо Брунеллески (1377-1446).

Купол диаметром 42м представляет собой восьмигранный свод из двух оболочек- внещней и внутренней, соединенных между собой. Завершается небольшим барабаном, с проемами для вентиляции и освещения – фонарем. Высота купола 114м.

Воспитательный дом (1419-1444). Первый этаж организован в виде лоджии, состоящей из 9аркад полуциркульной формы, опирающихся на колонны. К первому уровню ведет невысокая лестница (9ст) почти во всю ширину зд. От капителей к внутренней стене идут арки, к-е опираются на выступ, устроенный в стене - консоль. Весь этот портик воспринимается как единое целое. Окна прямоугольной формы, впервые украшенные наличниками и завершенные фронтончиками. Пространство между арками заполнено медальонами (керамич) с рельефами, выполненными позднее Андреа дела Робиа. Сооружение имеет выход в квадратный двор, окруженный портиками. Впервые используется разделение фасада на ярусы (2яруса).

Второе произведение, в котором Брунеллеске воплотил свои идеалы, было помещение, где хранились ризы (одежда) священников, - ризница Сан Лоренцово Флоренции. Старая церковь была построена в 390 г. В 1420 г.настоятель церкви Дельфини апо собственному проекту начал новую постройку. Строительство было приостановлено. Богатые семьи Флоренции взяли на себя расходы по строительству.Известная семья Медичи превликла к постройке церкви Сан Лоренцо Брунеллески. Когда зодчий взялся на работу, стены алтаря уже были возведены, ризница строилась, а с другой стороны находились остатки старой церкви Сан Лоренцо. Приложив все сво знания и мастерство, Брунеллески создает произведение, полное света и жизни.

Около 1430 г Брунеллески пристраивает к правой стороне церкви Санта-Кроче капеллу Паццы. Почти квадратное в плане небольшое сооружение (20х18). В центре зд. главный зал перекрыт большим куполом, установ. на невысокий барабан. Со стороны главного входа устроена лоджия в виде ордернорй коллонады, в центре которой прорезана большая арка. Лоджия перекрыта сводом, на котором выступающие арки переходят на внутреннюю стену лоджии в виде каннелированных пилястр. Сооружение также имеет деление на ярусы, разделенные между собой выступающим карнизом. Внутренние стены разделены пилястрами темного цвета, переходящими на арки свода, повторяя аналогичное решение в лоджии.

Одной из последних работ Брунеллески была церковь Санто Спирито во Флоренции, начатая в 1436 г (достроена к 1482 г, после смерти автора). Эта церковь - самая крупная во Флоренции. Она имеет много общего с церковью Сан Лоренцо. Математическая точность пропорций в церкви Санто Спирито позволила ей стать самой совершенной в архитектуре Раннего Возрождения.

Древнеегипетские росписи

Росписи были строго каноничны. Изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображениям в гробницах сцен, усопшим гарантировались в загробном мире те же блага, что были в земной жизни. Цель, поставленная перед росписями – увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире, поэтому здесь нет места чувствам и эмоциям.

2 принципа:

· правильность геометрических форм;

· состояние созерцательности.

Магические достоинства зависели от качества росписи: тщательность, канон, кач-во графики. Образ и слово сосуществуют, сцены сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения.

Древнее царство.

Росписи на ряду с рельефами украшали стены гробниц и храмов, были связаны с заупокойным культом. Росписи располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены. Росписи подчеркивают лаконизм и строгость образов в целом. Этим объясняется отсутствие глубинного пространства многопланового построения.

Сцена предстоянияфараон Анфенмут и бог Ра

Изображения даются либо вертикально (Сахара, «Жертвоприношение»), либо одно за другим. Этим же объясняется повествование фризами (т е построчно) и специфическое изображение фигур.

Сахара. Жертвоприношение

Характеристика росписи:

· Сдержанность

· Спокойная ясность

· Чистота линий

Анубис, принимающий усопшего.

В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, которые наносились на сухую поверхность. Женская фигура была желто-розовой, прозрачно-коричневой. Мужское тело – красно-коричневым – насыщенный цвет загара.

За точку отсчета брали либо руку до локтя, либо 3-ий палец.

В сценах предстояния нет никаких эмоциональной нагрузки. Присутствует состояние созерцательности. Изображение фигур явл вневременным. Нет чувств, действия. Картину надо рассматривать как заклинание, как обращение в вечность. Сопровождение росписей иероглифами, которые несли информационную нагрузку, как дополнительный декор.

Все раннее перечисленные правила обязательны для изображения знатных персон. Ремесленники, крестьяне, прислуга изображались со всевозможными деталямив процессе выполнения работы. Здесь большая легкость в линиях, степень свободы в формах и композиции. Фигуры простых людей следовательно отображают больший реализм. Движения здесь более динамичны, позы естественны. Однако исчезает почтение привносимое священным.

Символика цвета

Зеленый– цвет возрождения растительности, цвет Осириса, жизненной надежды.

Черный– благородный чернозем; символ возвращения жизни после смерти.

Красный – цвет зла, необитаемый и бесплодной земли до разлива (Сет).

Белый – синоним утренней зари; цвет победы и радости.

Ярко-желтый – цвет вечности; нетленной плоти богов.

Голубой – очищающая вода.

Синий – волосы божества.

Роспись выполнялась по штукатурке, в к-ой использовалась глининая смесь с добавлением соломы для большей вязкости. Стена раскрашивалась в желтый, белый, серый цвета. А затем рассчитав все фигуры, проводят красный контур, и только потом делается картинка.

Среднее царство

Темы становятся разнообразней. Появляются сцены охоты. Продолжаются традиции древнего царства: сцены предстояния.

Сцены охоты

Звери и птицы показываются свободнее и живее чем прежде. Их фигуры располагаются не строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже (среди холмов, где они могут скрываться от охотников). В изображении зверей и птиц чувствуется большой реализм. В изображении птиц и зверей нет общей связи. Каждый экземпляр как бы на первом плане. Заставляет остановить взор на каждом из них.

Фрагмент росписи в Бени Хасане – птичка на ветке.

Характеристика

Строгие фризы сменяются более свободными сгруппированными сценами. Краски становятся прозрачнее и нежнее. Художники пользуются смешанными красками, не ограничиваясь только локальными тонами, наложенными то густо, то еле уловимы. Контур обозначается то резко, то нежно, от чего плоские силуэты становятся легче, живее.

Новое царство

Темы изображения: мчащиеся колесницы, бегущие от стрел охотников олени, летящие галопом кони.

Экономические связи с др. странами, пробудил интерес к далеким краям. Этот интерес нашел свое воплощение в искусстве. Появляются картины торгового обмена.

Живопись достигает наивысшего блеска. Цвета приобретают тончайшее разнообразие. Появляются мягкие тональные переливы (Небомон на охоте птиц на болотах).Сцена из гробницы писца Нахта (музыкантши). Динамизм средней подчеркивается статикой крайних. Средняя фигура выделяется большей гибкостью и цветом. Это пример утонченного вкуса искусства нового царства в др. Египте.

Туалетная ложечка в виде плывущей девушки – слоновая кость и дерево – пример утонченного вкуса Нового царства.

Мастера нового царства расширяют тематику изображения. Появляются темы: быт знати, охота, пиры и выезды. Усложненная композиция, разнообразнее стали движения фигур.

Колорит обогатился сиреневыми и розовыми оттенками. Также вводят золотисто-розовый цвет. Иногда отступают от канонов раскраски. Женщины могут быть с румянцем на щеках, в прозрачных одеждах, танцующие или музицирующие. В обрисовке тел появляется мягкость, округлость очертаний, большая свобода в пластики.

Амарнский период

В начале XIV в. до н.э. Аменхотеп IV провел социальные и религиозные реформы. Были объявлены ложными все старые боги. Закрывались их храмы, уничтожались их изображения. Новым единым божеством провозглашено само солнце – Атон. Аменхотеп изменил свое имя – Эхнатон – душа Атона, любезный Атону. Из города Фив столица перенесена в новый построенный Ахетатон – горизонт, небосклон Атона.

Столь резкие изменения не могли сказаться и в искусстве. Поиски новых образов были связаны со стремлением Эхнатона удалиться от канонов, приблизится к жизни, найти новые выразительные средства. Большая подвижность, легкость рисунка , лирика и интимность показывают фараона в обычной обстановке, в кругу семьи; отсутствие идеализации образов без прикрас; большая свобода движения.

Дочери Эхнатона.

Второй период нового царства

После смерти Эхнатона наступают года реакции. Восстанавливаются прежние верования и ритуалы. Стены храмов по-прежнему оформляются росписями. Темы: сцены борьбы, боевые колесницы. Идея: показать фараона как защитника, и подчеркнуть могущество фараона.

Сцены охоты и пейзажи продолжают быть как тематика. Наблюдение за природой.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...