Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура Древнего Востока. Восточная деспотия как социальная основа древних культурВ восточной к-ре принято выделять следующие типы культур: Египетскую, Шумер-Аккатскую (Вавилонскую), Индийскую, Китайскую. Эти к-ры относятся к речным цивилизациям. Земледелие (требует знаний); ирригационные сооружения (платина, канал), коллективные способы выживания (воспитывают коллективизм и общинность) сказались на формировании к-р Др. Востока, специфике и роли гос-ва. Деспотические государства Востока, как социальная основа Древних культур. Около 5тыс.лет назад в Египте, Месопотамии и Индии появляются первые восточные гос-ва (деспотические), где господствовала неограниченная власть монарха. В основе деспотии было обрезание индивидуальности и жесткое подавление свободной воли человека. Обладал абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных, они были его рабами. Особенность восточной деспотии – обожествление верховного правителя, эти гос-ва не носили гражданского характера. Власть имела божественное начало. Им как богам приносились жертвы, в их честь возводились храмы, а статуи были значительно величественнее, чем статуи Богов. Развитие инженерной системы, математики, техники (пирамиды Египта). Пирамиды олицетворяли дух египетской культуры и гений безымянных архитекторов. Пирамиды не только надгробный монумент, но они связаны с религией и заупокойным культом. Единство и многообразие культур. Материальная и духовная культура В культуре органично соединено особое и общее, прошлое и настоящее, традиционное и новаторское. преемственность культуры – наследовать, продолжать (надо брать лучшее). Огромное количество субкультур. Материальная к-ра – совокупность зримых результатов труда деятельности человека в их физическом воплощении. Духовная к-ра – создание, распространение духовных ценностей, которые включают художественный, эстетический, образовательный, религиозный, морально-нравственный и др. аспекты деятельности человека и общества. Духовная культура – важнейший показатель зрелости (уровня развития) общества. Деление этих культур достаточно условное. Билет 5 Архитектура стран Западной Европы и США конца 19-начала 20века 1. Экспрессивные направления: а) Развитие европейской архитектуры этого периода характеризовалась постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. Ретроспективизм – обращение к прошлому. Эклектика – выбор разумного и необходимого для данного здания. Поиски правильного объемно-пространственного решения. Классицизм, с определенного момента, перестал удовлетворять жизненным, идеологическим, социальным, бытовым и иным требованиям общества. Резко возрастает интерес к собственному национальному наследию. Зодчие обращаются к историческим стилям, пробуют использовать их формы в современных постройках. Стремление к максимальной парадности зданий. Преобладание имитации стилей, богатые лепные украшения и другие декоративные формы. И. Штейндль – парламент в Будапеште (готика) П. Валло – Рехстаг в Берлине (смешанные формы западноевропейской архитектуры XVI – XVIII вв.) Ш. Гранье – Большая опера в Париже (зрелое европейское барокко с явной ориентацией на сооружения XVII вв.). б) Модерн Это направление имело своей задачей осовременить средства и формы архитектуры, дав им живую и динамическую пластику, оригинальную и логическую форму с учетом применения новых строительных материалов и конструкций. Отличительными чертами стиля модерн были плавность форм, символы живой природы, витражи, характерные яркие пятна. А. Гауди – Дом Балто и дом Мила в Барселоне (1905 – 1911 гг.); Кафедральный собор Саграда Фамилиа (1882 – 1926 гг.) О. Вагнер – станция венского метрополитена «Карлсплатц» 2. Рационалистические направления: а) Направление, основанное на активном использовании современных методов строительства. Широко используются металл и стекло. Ориентация на решение практических вопросов архитектуры. Использование смелых конструктивных решений. Г. Эйфель – Башня в Париже (1889 г.) (монтаж стальных элементов). Д Пэкстон – всемирная выставка в Лондоне, павильон «Хрустальный дворец» (1851 г.) (чугунно-деревянный каркас, деревянные арки, стекло). б) Чикагская школа Функциональность признается оснвынм принципом всех объектов строительства. Соответствие формы назначению и конструкции здания. Простота форм. Использование новых строительных материалов и конструкций. Сведение к минимуму декора и подчиненность его новой тектонической форме. Л. Салливен – Университет в Чикаго (1889 – 1904 гг.). 3. Направление, сочетающее в себе рационалистические и экспрессивные черты: «Персональный модерн». Эстетическое воздействие ищется в целесообразности форм, простоте, пропорциях, масштабе и гармоничном сочетании материалов. Используются простые композиции из группы объемов, форма и членения которых были производны от назначения и конструкции сооружения. П. Беренс – Турбинный завод (1909 г.) А. Лоос – Дом Стейнера в Вене (1910 г.) О. Перре – Доходный дом на ул. Франклина в Париже (1903 г.). Древнеегипетские рельефы Древнее царство Рельефы украшали стены гробниц и храмов, были связаны с заупокойным культом. Рельефы располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены. Рельефы подчеркивают лаконизм и строгость образов в целом. Этим объясняется отсутствие глубинного пространства, многопланового построения. Сцена предстояния – фараон Анфенмут и бог Ра Изображения даются либо вертикально (Саккора, «Жертвоприношение»), либо одно за другим. Этим же объясняется повествование фризами (т е построчно) и специфическое изображение фигур. Рельефы были цветные. Со временем вытесняется росписью. Встречаются только на саркофагах. Таже сдержанность, спокойная ясность, чистота линий. Силуэт фигур всегда ясен и прозаичен. В сценах предстояния нет никаких эмоциональной нагрузки. Присутствует состояние созерцательности. Изображение фигур явл вневременным. Нет чувств, действия. Картину надо рассматривать как заклинание, как обращение в вечность. Сопровождение росписей иероглифами, которые несли информационную нагрузку, как дополнительный декор. Все раннее перечисленные правила обязательны для изображения знатных персон. Ремесленники, крестьяне, прислуга изображались со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Здесь большая легкость в линиях, степень свободы в формах и композиции. Фигуры простых людей следовательно отображают больший реализм. Движения здесь более динамичны, позы естественны. Однако исчезает почтение привносимое священным. Рельефы были 2-х типов: а) барельеф б) углубленный рельеф После наброска контура линий материал удаляется посредством его выемки. Для чего использовалась техника работы долотом, который оставлял борозду под прямым углом. Силуэты оказываются углубленными в плоскость. Свет падает так, что всегда 1 борозда на освещении, а др. в тени. Рельеф всегда был с росписью, он раскрашивался; чаще всего это была темпера. Получалась из охры = кр+ж; малахит – зел; уголь – черн; гипс – белый; медь+кремний+кальций = синий. В штукатурке использовалась глининая смесь с добавлением соломы для большей вязкости. Стена раскрашивалась в желтый, белый, серый цвета. А затем рассчитав все фигуры, проводят красный контур, и только потом делается картинка. Царский писец Хесира (Саккора) – барельеф Человек с антилопой (Саккора) – барельеф Служанки (из гробницы Птахотепа II) – барельеф Среднее царство Темы становятся разнообразней. Появляются сцены охоты. Рельеф применяют для декорации стен в меньшей степени, больше живопись. Продолжаются традиции древнего царства: сцены предстояния. Сцены охоты Звери и птицы показываются свободнее и живее чем прежде. Их фигуры располагаются не строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже (среди холмов, где они могут скрываться от охотников). В изображении зверей и птиц чувствуется большой реализм. В изображении птиц и зверей нет общей связи. Каждый экземпляр как бы на первом плане. Заставляет остановить взор на каждом из них. Новое царство Темы изображения: мчащиеся колесницы, бегущие от стрел охотников олени, летящие галопом кони. Экономические связи с др. странами, пробудил интерес к далеким краям. Этот интерес нашел свое воплощение в искусстве. Появляются картины торгового обмена. Колорит цветов обогатился сиреневыми и розовыми оттенками. Также вводят золотисто-розовый цвет. Иногда отступают от канонов раскраски. Женщины могут быть с румянцем на щеках, в прозрачных одеждах, танцующие или музицирующие. В обрисовке тел появляется мягкость, округлость очертаний, большая свобода в пластики. Амарнский период В начале XIV в. до н.э. Аменхотеп IV провел социальные и религиозные реформы. Были объявлены ложными все старые боги. Закрывались их храмы, уничтожались их изображения. Новым единым божеством провозглашено само солнце – Атон. Аменхотеп изменил свое имя – Эхнатон – душа Атона, любезный Атону. Из города Фив столица перенесена в новый построенный Ахетатон – горизонт, небосклон Атона. Столь резкие изменения не могли сказаться и в искусстве. Поиски новых образов были связаны со стремлением Эхнатона удалиться от канонов, приблизится к жизни, найти новые выразительные средства. Большая подвижность, легкость рисунка , лирика и интимность показывают фараона в обычной обстановке, в кругу семьи; отсутствие идеализации образов без прикрас; большая свобода движения. «Сцена предстояния Эхнатона с семьей перед богом Атоном» - углубленный рельеф. «Семья Эхнатона» - углубленный рельеф. Дочери Эхнатона – роспись. «Эхнатон и Нифертити на колеснице» – гробница Ахмеса. Второй период нового царства После смерти Эхнатона наступают года реакции. Восстанавливаются прежние верования и ритуалы. Стены храмов по-прежнему оформляются росписями. Темы: сцены борьбы, боевые колесницы. Идея: показать фараона как защитника, и подчеркнуть могущество фараона. «Рамзес II, побеждающий Нубию, Ливию, Сирию» - фрагмент стелы в Мемфисе. Стела Аменхотепа III. Сцены охоты и пейзажи продолжают быть как тематика. Наблюдение за природой. Рельеф из Мемфиса – «Плакальщицы» – показ нарастания трагических чувств, беспокойный ритм. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |