Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская архитектура первой половины 19в

Рост промышленности и торговли, усиливается процесс разложения феодализма. С одной стороны усиление крепостн. гнета, обострение расовой борьбы приводит к активизации реакций, с другой стороны – к развитию прогрессивных настроений к росту национального самосознания. Все идет к восстанию декабристов, реакция усиливается. Эпоха зрелого классицизма, отличающегося достижениями градостроительства, укреплением масштабов гор. ансамблей, применением новых материалов при стр-ве отдельных зд. (неоштук.камней, металл.констр.). Лирическая живописность украшения фасадов уступает место величественной красоте триумфальных мотивов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в этот период складывается традиционный для него классический облик: широта замысла, сдержанность арх.образа. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей.

В центре столицы, на Дворцовой площади К. И. Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О. Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гг. А. П. Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса.

Тот же Росси в 1829-1834 гг. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д. Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А. Н. Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О. Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров).

Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 г. быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома. В 1813г была организована комиссия «отстроения Москвы», которая разрабатывала проект реконструкции, сохранившей в целом сложившуюся радиально-кольцевую систему города. В обновленной жилой и усадебной застройке Москвы начинают проявляться новые мотивы: активное выделение центрального корпуса сооружения; оформление главного входа аркой или арочной нишей в сочетании с античным портиком; закрепление приема рустовки нижнего этажа и его обработка арочными проемами; украшение гладких окрашенных стен белыми лепными деталями, близкими стилю ампир; в соответствии с выработанными худ. приемами в эту эпоху перестраиваются общественные крупные постройки.

Баженов: дом Пашкова (к1780-н1790), дом Юшкова, проект усадьбы в Царицыне, Михайловский замок

Казаков: Петровский дворец в Москве (1775-1782), Московский университет (1780-1793 гг., перестраивался Жилярди), здание Сената в Кремле (1776-1787), дом Благородного собрания - Колонный зал.

Останкинский дворец (1790) – Кваренги.

Большой театр, Кусково – фасад дворца – Бове

Казармы Павловского полка (1817-1819) Стасов

Ранний классицизм(1760-1780), Строгий классицизм(1780-1800) - Применение античного ордера, сочетание белых эл-тов ордера с цветом стен, симметричность, сост.из простых объемов, своеобразие декор. функций ордера. Высокий классицизм(1800-1840) - -//-, решение градостроительных проблем, формирование ансамблей не замкнутого типа. Театральная пл-дь, Манежная пл-дь, Воронихин, Захаров, Бове, Жилярди, Росси.

Ранний классицизм (во многом сохранил черты барокко) – Кокоринов, Вален де Ламот (академия художеств в Петербурге)

Строгий кл-зм – приемы классической древности, избегая во внешнем образе декор – Баженов, Казаков, Кваренги, Камерон.

6.2.Особенности египетского скульптурного портрета

1. Додинастический период – с IV тыс. до н.э.

2. Древнее царство – 3200 – 2400 гг. до н.э.

3. Среднее царство – 21 в. – начало 19 в. до н.э.

4. Новое царство – XVI – II вв. до н.э.

5. Позднее время – II – 332 г. до н.э.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляют статуи фараонов, знати, придворных писцов. В связи с культовым значением статуй все они выполнялись в рамках строгих канонов. Санх – египетский ск-р. (творящий жизнь). Ск-ра есть двойник моего Ка. Она должна передавать портретные черты. Самыми древними примерами ск-ры можно считать заупокойнные статуэтки, покрытые голубой глазурью. Это женские образы, олицетворяющие символ плодородия.

Додинастический период

Для иск-ва додинастического периода хар-но высокое мастерство обработки камня (известняк, шифер, гранит). Также делали из дерева. Во время раскопок находили маленькие ск-ры «ушебти» (ответчик или слуга).

Древнее царство. В круглой ск-ре был выработан определенный тип статуй – стоящая и сидящая. Сидящая статуя:

Хефрен (с Гором, из бронхы), Рахотеп и Нофрет.

Канон: фронтальность, симметрия, корпус строго вертикален, печать вечности на лице. Канон цвета как в рельефах. Глаза инкрустированы эбеновым деревом и горным хрусталем. Фигуры вписаны в куб камня.

Готовили из глыб призмы правильной формы и на лицевой стороне намечали сетку в анфас и профиль. Компоновка фигуры превращалась в сочетание 2х воображаемых чертежей (верт. и гор.). Исходя из этих перпендик. чертежей соед. части фигуры. Известняк, диорит, базальт, красный и черный гранит, опсидан, порфир; дерево и металл использовали реже.

«Исида с Гором на руках» (воспевание материнства). Обязательно наличие иероглифов. Массивность ног держат в вечности. «Писец Каи» (Лувр) – вне канона, т.е. сидит на земле с поджатыми ногами, руки свободно отходят от корпуса. Однако осевая симметрия, вертикальность, фронтальность присутствуют. Совершенно другое состояние лица, особое выражение (улыбается). Нет взгляда в вечность.

Стоячая фигура. «Статуя Каапера» (сельский староста). Канон: левая нога выдвинута вперед (шаг в вечность). Руки прижаты к туловищу и вытянуты. Статична (дан шаг в вечность, но нет движения). «Семья карлика Сенеба», «Статуя Ренофера».

Среднее царство. Продолжаются традиции Древнего царства.

«Амененхет», «Голова Сенусета III»- пример на иную трактовку образа фараона, желание показать фараона человеком. Иная пластика, подчеркивание контраста света и тени, более активная лепка лица, интерес к передаче характера человека. Автор как бы заглядывает в его сложный мир чувств.

Новое царство. Появляются чрезвычайно-нарядные ск-рные портреты, создаваемые в мелкой пластике. Появляется много женских статуй. Обработка объемов становится более пластичной и мягкой. Часто изображ. фигуры девочек, подростков, полных юной грации.

«Жрец Аменхотеп и его жена жрица-певица Раннаи» (40 см). Эбеновое дерево с позолотой. Точное выполнение канона стоячей фигуры, отработанного в Древнем царстве. Более мягкая линия, пластика. «Слуги, несущие продукты».

Амарна.

Туалетная ложечка – показатель изысканности, умение работать с мелкой пластикой.

Портрет Эхнатона (ск. Тутмес). Известняк. Душевная мягкость и возвышенность героя. Его тяжелые веки прикрывают усталые глаза. Фараон задумчив и просветлен. «Нифертити в короне». Раскрашенный известняк 14в до н.э. Точенные черты лица, утонченность линии (с головы до спины). Головной убор синего цвета с разными самоцветами. Слегка выдвинутый вперед подбородок, сомкнутые губы, черные брови вразлет – выражение благородной сдержанности (внутренняя человеская мягкость). «Голова царицы» - незаверш.портрет из золотистого песчаника. Бархатистая поверхность камня придает особую мягкость, хрупкая одухотворенность. Нет канонов. Мечтательна, светла, не похожа на царицу.

Появл. могучие колоссы (20 м). На входе в храм Рамзеса II (скальный).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...