Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Византии. Основные типы византийских храмов. Византийская крестово-купольная система

Распад Римской империи.(вост. часть)1)Ранневиз.(5-8)2)Средневиз.(8-13)3)Поздневиз(13-15). Наивысший расцвет – 6-8в. В целом виз.мастера использовали в строительстве материалы: мелкий камень, плинфу (обожж.кирпич прямоуг.формы 4-5см толщиной), кладка выполнялась на цемянке(изв.р-р с добавлением толченого кирпича). 4-5рядов кирпича чередуются с несколькими рядами каменной кладки-«Византийская кладка». Бетон не применялся. Каждый этап виз.арх-ры характеризуется выработкой определенных конструктивных или планировочных систем. Ранневизантийский стиль. Становление купольных конструкций и композиционных приемов центрических зданий. Средневизантийский стиль. Тип крестово-купольного храма. Поздневизантийский стиль. Время отказа от монументальных храмов пользу маленьких изящных церквей. Сводчатые конструкции: крестовые своды(из кирпича), купол на парусах. Типы храмов: 1)Базилики вытянутой композиции. В атриуме находится бассейн(очищение перед входом в храм) – нартекс(предвход) – нефы(чаще 3), центральный выше боковых - подкупольное пр-во – алтарь – бабтестерий (крещальня). В ранних базиликах нефы перекрывались деревянными стропильными крышами. Санта Мария Маджиори в Риме, Сент Апполинер в Равенне. 2)Центрическая форма – идея единства церкви за счет выделения ее центра. В основе восьмигранник опорных столбов, окруженный восьмигранником стен, по центру столбы, соед.перекинутыми через пролеты арками, на опорных стенах и столбах утверждаются своды. Между основными столбами при помощи второстепенных аркад создаются небольшие полукружья, которые перекрываются куполами, образуя венок. Мавзолей Св. Констанции в Риме, церковь Сан-Витале в Равенне. 3) Купольная базилика. Идея – соединить вытянутое пр-во с центрической конструкцией. Идея базилики, увенчанная куполом, подпружных арок и парусов. Внутреннее пр-во Софии византийской имеет столбы, соед. арками, делят пр-во на 2 нефа. Арки-перемычки соединяют 4столба (подпружные арки), купол опирается на центры арок (купол на парусах). Распор напоминает парус. Ширина осн. корпуса 75х72. Высота до купола 55м. Арх-р Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. 4)Крестово-купольный храм. Объемно-планировочное решение основывается на объединении вытянутой базилики с купольной базиликой. Собор Сан Марко в Венеции. Длинное вытянутое базилиакальное сооружение с несколькими трансептами. Поперек несколько пр-в покрытых куполами одной высоты.5 крестово-купольных систем.

Русское искусство 11-12века

К-ра Древней Руси в 10в 988г принимает от Византии христианское вероисповедание (православие). Великий князь Владимир Красно солнышко крестит варварскую Русь. Вместе с православием русская к-ра обогатилась арх-ными, живописными византийскими приемами. Слава Киева как одного из самых больших городов Европы 11-12в отвечала значению этого города как столицы огромной и могущественной державы. Наиболее древние фрески, мозаики, дошедшие ло нас – мозаика и фреска из Софийского собора в Киеве. В Киевском соборе 11в работали несомненно византийские мастера. Но судя по композиции различных фресок мы можем сделать вывод, что наряду с византийскими мастерами работали русские художники.

Собор Св. Софии в Киеве был построен в 11в сыном Владимира Ярославом Мудрым. Этот собор был о 13 верхах. В центральной апсиде наверху находится мозаика «Богоматерь Оранта» (молящаяся). Плоскостное изображение, обратная перспектива. Ничего бытового. Цветовая гамма четко определяется символикой. Фон, одеяние, Мафорий. Золотые кресты на лбу и запястьях. Мерцание мозаики. Выделение духовного начала – лица и глаз. Она парит, она в ином мире.

«Григорий Нисский» - находится на одном из столбов церкви (нижняя часть апсиды). Принимал участие в иконоборчестве, отстаивал иконопочетание. Обратная перспектива создает особое внутреннее состояние. Через черты лица видна глубина веры. Правильные черты лица, строгость.

Церковь Архангела Михаила в Киеве – «Дмитрий Солунский». Все каноны. Видно, что русские мастера. Изображение русского духа. Вера в доброго воина.

В Софии Киевской фрески: «Поединок ряженых», «Музыканты и скоморохи», «Охота на медведя». Они находились в башнях. Самобытность русского художника существовала изначально. Также фрески собора Св.Софии изображали исторические события. На одной из стен изображение Ярослава Мудрого , жены, 4 дочерей.

«Ангел золотые волосы». Греко-восточный вариант образов. Лицо изображается в византийском стиле. Очень крупные глаза, очень скорбная глубина, покорность, мягкость линий – русское. Обработка лика – охра + румянец.

«Благовещение Устюжское». Архангел Гавриил сообщает Богоматери о сыне-Боге. Богоматерь в одной руке держит нить (делала завесу в храме). Лицо – охра + румянец. Ангел – эллинистическое начало. Изысканные складки у ангела – ход в античность. Спокойная трактовка принятия вести. Спектр наверху – мир Господа (восседающий Бог наблюдает за сценой).

«Богоматерь Великая Панагия». На медальоне молодой Христос Эммануил (Бог с нами). Молитвенно воздеты руки. В верхних углах – архангелы. Парящая, движущаяся над миром. Складки подчеркивают стройность.

«Святой Лествичник, Георгий и Власий»- красный фон. Огромная фигура Лествичника во всю икону, «намного выше» двух других (значимость). Центральная фигура Иоанна «намного больше» воина и великомученика Георгия (справа) и епископа Власия (слева). Разномасштабность типична для средневекового иск-ва. Выделение иерархически главного в композиции. Впечатление грандиозной физической высоты, производимой фигурой Иоанна по замыслу автора должно было возводить ум к высоте добродетелей. (Лествичник – автор книги «Лествица»(лестница), в которой Иоанн описал путь духовного восхождения к совершенству) Неподвижные, плоские, очерченные скупым угловатым контуром фигуры озарены особым внутренним светом. Киноварное свечение фона подчеркивает фигуры. Белильные движки вокруг глаз воспринимаются как вспышки божественного света. Фигуры силуэтно-плоскостные.

«Успение Богоматери». Успение состоит из нескольких сцен, изображающих разновременные и разнопространственные события. В нижней части композиции представлено оплакивание Богоматери. Слева от ложе Марии с кадилом в руке стоит Петр. К ногам Богоматери склоняется Павел. Трепетно вглядывается в лицо Иоанн Богослов. За ложем изображен Христос с младенцем на руках (чистота души Богоматери). Спектр – 2ангела с младенцем. Земной покой и стремительное движение верхней части. Голубой цвет – чистота Марии. Яркая цветовая гамма придает торжественность (переход в вечность, ликование жизни). Цвет не смешивали, контраст цветов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...