Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Греции Классического периода

С первых десятилетий V в. до н.э. начинается классический период развития греческой культуры и всех видов искусства. В начале V в. до н.э. греко-персидские войны заканчиваются победой Греции, закрепившей преимущества прогрессивного экономического уклада греков, более передового по сравнению с восточными деспотиями общественного устройства. Военно-политические и экономические успехи способствовали возвышению и расцвету Афин, Спарты, Сиракуз. В Греции получает развитие новая форма государственного устройства – рабовладельческая демократия. Начинается новый подъем искусства, науки, философии, архитектуры. Идеалом греческой культуры этого периода становится образ воина-гражданина, всесторонне развитого человека.

В классический период преобладает греческая архитектура дорического ордера. Периптер является ведущей формой храма. Периптер – тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. Совершенствуются его планировочные решения, пропорциональные соотношения, отрабатываются наиболее выразительные сочетания пластики всего объема и декоративных деталей. Эффект величия достигался за счет соразмерности и уравновешенности частей здания. Храм Зевса в Олимпии, несмотря на крупные размеры, не вызывает ощущения тяжеловесности. Его пропорции доведены до классического совершенства. Масштабный строй этого храма и даже размеры его колонн приобрели значение нормы при возведении храмов последующего времени. В его интерьере была установлена статуя Зевса — главного бога греческого пантеона, – изваянная великим греческим скульптором Фидием. Фронтоны и фризы целлы были украшены рельефами и скульптурой.

В Греции в это время появляются интересные градостроительные концепции, основанные на регулярном начале, но пронизанная новыми функциональными и эстетическими принципами. Расцвет Греции нашел отражение в быстром росте городов метрополии (Балканского полуострова) и особенно колоний. Ускоренные темпы планомерного создания городов пробудили интерес к теории градостроительства, вызвали необходимость в разработке принципов регулярной планировки. По ней были построены города Милеет, Пирей и др. Изобретение регулярного города приписывается Гипподаму — архитектору из Милета, он применил прямоугольную сеть улиц – разбивку по кварталам. По его проекту город делился на три части: священную, общественную и частную. Общественные здания, святилища, агора (место для народных собраний, торговая площадь) застраивались на участках, равных кварталу. Жилища возводились из недолговечных материалов: стены — из сырца на каменном фундаменте; перекрытия, лестницы, опоры террас и входного портика были деревянными. Кровля выстилалась черепицей, полы в основном оставались земляными. В богатых домах иногда мостили полы каменными плитами, украшали мозаикой. Стены штукатурились и расписывались фресками. Перистильный тип дома, естественно сформировавшийся в соответствии с климатическими условиями Средиземноморья, народными бытовыми и строительными традициями, получил широкое распространение во всем эллинском мире.

Главным ансамблем Афин был Афинский акрополь, некогда игравший роль городской крепости, но постепенно превратившийся в монументальный храмовый комплекс. Афинский акрополь перестраивался в период наивысшего культурного расцвета Афин, когда там жили и творили крупнейшие ученые, писатели и художники Древней Греции: Геродот, Анаксагор, Фидий, Эсхил, Софокл и Эврипид; когда там работали такие великие зодчие, как Иктин, Калликрат и Мнесикл. Акрополь – «высокая часть города». Афинский Акрополь расположен на естественной скале, с плоской вершиной удлиненной формы. Длинная сторона площадки ок.300м, наибольшая ширина 130м. В 5в. до н.э. Афины становятся во главе Морского союза, который был образован путем объединения морских сил греческих гос-в для борьбы против персов. Союз ставил своей задачей объединить всю Грецию в могучее гос-во. Патриотический подъем, солидарность всех слоев населения, дух свободной личности в период правления демократа Перикла (443-429) – все это способствовало возникновению совершенного ансамбля Акрополя – общественного и культурного центра не только Афин, но и всего греческого гос-ва. Фидий- скульптор и арх-р. Первое сооружение, которое встречается на пути – пропилеи или входные ворота (арх. Мнесикл, 440-432). Основная часть пропилей состоит из двух портиков, завершающихся фронтонами – западным и восточным. Оба портика выполнены в дорическом ордере, внутренние колонны вдоль центрального прохода – ионические. Пропилеи – первое сооружение, где были применены 2разных ордера. По обе стороны от западного портика пропилей располагались неравные по размерам здания с портиками: слева большее – картинная галерея и справа – библиотека. Перед короткой стороной пропилей бибилиотеки возвышается небольшой изящный храм, самое маленькое здание Акрополя (арх. Калликрат, 449-421). Этот храм посвящен Нике Аптерос – «Бескрылой Победе». В Греции богиню Победы изображали с большими крыльями: она непостоянна, перелетает от одного противника к другому. Но афиняне поверили в то, что они стали непобедимы, и чтобы Ника никогда не покинула их, они изобразили ее бескрылой. Пройдя пропилеи, выходим на открвытое пр-во. Перед взором открывается величественная панорама с бронзовой статуей Афины Промахос (арх. Фидий). Воительница предстает в золоченых доспехах и шлеме, со щитом и копьем в руках. Чуть правее статуи в честь богини Афины, покровительницы города, зодчими Иктином и Калликратом был построен величественный храм из мрамора – Парфенон (477-432). Храм был построен на месте Парфенона, разрушенного персами в эпоху архаики. Парфенон – периптер дорического ордера – богато украшен скульптурой. Он является ярким образцом сооружения, в котором органично сочетаются архитектура и пластическое иск-во. Внутреннее пр-во у храма разделено на 3 части: пронаос, полуоткрытая часть храма между входным портиком и наосом, наос и апистодом, помещение в западной части храма, отделенное от наоса стеной. Внутри храма 12м статуя Афины, выполненная Фидием. За статуей, к северу от Парфенона, расположен второй по размерам, двойной храм – Эрехтейон(409-405), посвященный Афине и Пасейдону (Эрехтейон – античный герой, сын богини Геи, воспитанник Афины, по другому мифу – одно из прозвищ Посейдона). По преданию, на этом месте Афина и Посейдон вели спор за власть над городом. Построен в ионическом ордере и представлял собой несимметричное в плане здание. Здесь применено интересное архитектурное решение – портик кариатид, находящийся на южной стороне храма. Масштабный и образный контраст Парфенона и Эрехтейона позволяет говорить о том, что на акрополе были разные композиционно-сюжетные зоны. Одна, с Парфеноном, обращалась ко всему греческому миру, тогда как северная зона, обращенная к агоре, апеллировала к Аттике и Афинам. Композиционная роль Пропилеи заключалась в объединении этих двух сюжетно-композиционных начал.

В композиции Афинского акрополя имеются и другие приемы создания художественного единства. Это, прежде всего пропорциональный строй архитектурных ордеров Парфенона, Эрехтейона и Пропилеи, хорошо сочетавшихся друг с другом, а также большая роль скульптуры в ансамбле. В 5в продолжается строительство общественных зданий, в частности театров. Ядром театра служит орхестра – круглая площадка с алтарем Диониса, который руководил представлением. Открытый зрительный зал – театрон – располагался на склоне горы или холма. Обычно театрон был оборудован каменными скамьями. Фоном, на котором играли актеры, служила палатка – скена, в которой актеры переодевались. Позже палатку заменили дер., а потом каменным зданием. Театр Диониса находится на юж стороне Акрополя. Вмещал 17тыс зрителей. В первых рядах были установлены 67 мраморных тронов для привилегированных зрителей. К концу V в. до н. э. усиливаются декоративные тенденции, проявляются значительные отклонения в трактовке ордеров. В архитектуре мемориальных памятников используется коринфский ордер. Художественный образ пышной капители "этого ордера заимствован, по легенде, от корзины, сквозь которую проросли листья кустарника аканта .

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...