Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская архитектура первой половины 18в

Социальные и хозяйственные преобразования приобретают активный хар-р в эпоху правления Петра1. Стимулируется развитие мануфактуры, кораблестроения, освоения месторождений соли, руды на Урале и в Сибири. Перестраивается на Западный лад жизнь России, перенимается передовой опыт Европейских стран во всех областях хоз-ва и к-ры. Принципы западной регулярности проникают в рус. арх-ру. Составляются первые инструкции по строительному делу. Под руководством Земцова начата подготовка отечественных арх. кадров. Складываются типы городских и загородных усадеб, создаются садово-парковые ансамбли на морском побережье в окрестностях Петербурга. В Москве и др. старых русских городах продолжают развиваться национально русские приемы и традиции. Ведущее значение имеет культовая арх-ра, однако и сюда проникает Запад. Более устойчивой оказалась арх-ра жилища, исход. из схемы «изба на подклете», элементы декор. украшений включают запад. Основным качеством Петровской арх-ры можно считать грандиозный размах. Сочетание с богатыми установившимися традициями русского зодчества, насаждаемое западничество опред. неустойчивость арх. стиля петровской эпохи. Арх-ра 1/3 18в - Раннее барокко (феодальный строй), форма правления – Российская империя. Отличительные черты стиля: геометричность и симметричность плана и фасада; применение ордерной системы для решения фасадов; вводятся новые арх. Мотивы (шпили, волюты, фигурные фронтоны, рустовка, скульптурные вставки); грандиозный размах стр-ва, большое влияние Запада; разработка новых типов зданий; подчиненность общей композиции зд. новым градостроительным требованиям. Трезини. Здание 12 коллегий(1722-42)-ныне зд Ленинградского университета. Здесь воплощена новая тема больших админ учреждений. Здание состоит из 12 частей, которые подчеркнуты выступом и имеют самостоятельную кровлю. Отдельные звенья объединены между собой рустованными галереями первого этажа, продолжающимися по всей длине здания. Два верхних этажа объединены общими лопатками и слабовыступающими пилястрами. Летний дворец Петра1 построен на левом берегу Невы у истоков Фонтанки. Напоминает проект образцового дома для именитых. Дом отличается регулярным характером фасада, где ритмично размещаются проемы окон с наличниками с фигурными воротами сбоку. Типичным для зданий петровской поры было закрепление углов декоративной рустовкой. Фасады оштукатуривались и окрашивались не более, чем в 2 цвета. Петропавловский собор(1712-1733). Динамичный силуэт колокольни собора, увенчанный высоким золоченым шпилем. Высота 122,5м. Выразительная вертикальная доминанта. Удлиненное с запада на восток прямоугольное здание, внутри поделенное на 3 части(от базиликальных храмов отличался средний неф, кот. в базилике должен быть выше, а здесь все пролеты одной высоты-16м). Плановая и силуэтная композиция исходили изи структуры Прибалтийских лютеранских храмов зального типа. Этот храм обычно завершался шпилем, кот. нах. на башне-колокольне. Шпилевидное завершение церковных колоколен для Петровской поры был о типичным явлением. Петровские ворота Петропавловской крепости(1717-1718). Вх. ворота построены в виде триумфальной арки. Первоначально были деревянные, при реконструкции на новых каменных воротах сохранился деревянный резной рельеф(горельеф на высоком аттике – тема «Апостол Петр, низвергающий волхва» – аллегория возвышения Петра1). Маттарнови, Земцов…Кунсткамера(1718-1734)- 1-ый в России музей. Сейчас музей этнографии, антропологии и музей Ломоносова. Рустованные отделки на углах, 2крыла 3х этажного здания объединяет 4х ярусная башня. Здание находится на цокольном этаже. Рустовка углов и переломов стен в сочетании с 2мя цветами окраски фасадов придают зданию нарядность. В силуэтах башни чувствуется преемственность традиционных ступенчатых многоярусных значений Москвы конца 17в.

В середине 18 века стиль барокко в России имел ярко выраженные национальные особенности благодаря преемственности композиционных декоративных приемов русского зодчества 17- начала 18 века. Характерной чертой русских произведений периода является то, что группа зданий либо корпусов часто формирует замкнуто архитектурный ансамбль раскрывающийся лишь при проникновении внутрь него. Это особенность присуща стилю барокко вообще прослеживается и в западноевропейских ансамблях 17 века.

В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным и живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые паркетные полы получает развитие плафонная живопись создающую иллюзию бесконечности. Получает развитие анфиладная планировка дворцовых помещений напротив окон на глухих стенах размещают огромные зеркала.

Франческо Барталамео Растрелли. Приехал с отцом по приглашению Петра. Основные произведения Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Курляндии (Латвии), дворцы Воронцова и Строганова в Петербурге, зимний дворец, большой екатерининский в царском селе, большой в Петергофе, Андреевская церковь, Мариинский дворец в Киеве.

Смольный монастырь в планировочной системе он ввел принцип регулярности и симметрии при живописности композиции с величественным пятиглавым собором в центре и четырьмя симметрично расположенными однокупольными башеннообразными угловыми церквями задуманная 140метровая колокольня (по настоянию Елизаветы ) из-за семилетней войны не построена. Задуманный одноглавый собор, по настоянию Елизаветы, пожелавшей возродить традиционное пятиглавие, был превращен в пятиглавый путем пристройки четыре главок на башенках, тесно примкнувших к барабану центрального купола, создав компактный живописный силуэт. Проект столпообразной многоярусной колокольни подобный столпу Ивана Великого, но превосходящий его в два раза пример идейно-политического использования архитектуры с целью укрепление новой столицы. Великолепная отделка собора не была закончена из-за семилетней войны.

Дворец Воронцова воплощает в себе усадебную схему планировки с курданером, раскрытым на садовую улицу и отделенный от нее ажурной оградой. Центральный трехэтажный ризалит богато, поэтажно (первый и второй этажи) украшен сдвоенными пристроенными колоннами, а окна фигурным обрамлением. Раскрепованная средняя часть контрастно выделяется на фоне спокойного решения крыльев,замкнутых кольцевыми ризалитами; дугообразные переходы соединяют дворец с флигелями.

Дворец Строганова одно из лучших произведений Растрелли с замкнутым дворовым садом и декоративным обрамлением дворовых фасадов скрывающим хоз строения. Первый этаж с грандиозной рустовкой, трактован как цокольный, несущий в раскрепованых портиках колонны большого ионического ордера; капители украшены гирляндами цветов и листьями аканта; на крыше дворца даже дымовым трубам придана очертания декоративных ваз.

Зимний дворец – (основная императорская резиденция) формировался в течение многих лет, первоначально из нескольких дворцов петровских вельмож. Несмотря на это в окончательном виде он привел к ясной композиции в плане, состоящих из четырех компактных блоков и соединяющих их корпусов с внутренним двором крестообразной формы. Фасады дворца поражают разнообразием и вместе с тем гармоничным единством. Обилие выразительных элементов (ризалитов, портиков, трехчетвертных колонн, раскреповка карнизов, балюстрада статуи), ярко выделяющихся на контрастно окрашенных стенах (фоне), придают зданию выразительность и живописность, не нарушая единство впечатления от всего здания. Несмотря на большой срок строительства Растрелли так и не успел оформить все помещения, в том числе и главный его замысел – грандиозную анфиладу вдоль невского фасада. Выполнил иорданскую лестницу, большую дворцовую церковь, галереи первого этажа. По его словам «дворец строился для славы всероссийской»

Загородные дворцы характеризует два этапа в творчестве архитектора. В облике большого дворца в Петергофе сохраняются черты архитектуры первой трети 18 века (сдержанная декоративность фасадов). Но в архитектуре Большого (Екатерининского) дворца в царском селе полностью проявляется все декоративность и щедрость живописных композиционных приемов. Петергофский дворец служит фоном для великолепной фонтанной феерии – большого каскада со знаменитым фонтаном «Самсон, раздирающий пасть льва». Подобная же линейная композиция царско-сельского дворца является обрамлением замкнутого парадного двора – циркумференции, с другой стороны, фасад фоном служит регулярного парка.

Чевакинский Савва Иванович. Построил 2-х этажный Никольский военно-морской собор в Петербурге, отличительной особенностью которого является восьмигранная форма всех подкупольных барабанов завершенных восьмигранными же куполами. В плане собор представляет собой равноконечный крест, с квадратными выступами во внешних углах креста, над которыми находятся барабаны боковых глав. Стены барабанов прорезаны полуциркульными окнами, декорированы лепниной и обработаны приставными колоннами коринфского ордера. Крупный карниз венчают купола с маленькими барабанами и главкой. Фасады декорированы колоннами коринфского ордера на высоких пьедесталах, украшенными декоративной скульптурой, сгруппипрованными по две. Центральная часть фасада – вход в собор имеет 3 колонны, тем самым подчеркивает значимость фасада. Центральную часть фасада венчает лучковый фронтон. Все выступающие углы обработаны 3 колоннами, собранными в 1 пучок, а средняя поставлена на самый угол.

Важное место в его работе занимало воспитание молодых архитекторов, среди которых был и Баженов.

Ухтомский Дмитрий Васильевич. Известен как выдающийся педагог, создатель первой в России архитектурной школы, где обучался Казаков. До наших дней дошло еще одно произведение Ухтомского пятиярусная колокольня Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре. Продолжил возведение колокольни начатой в 40 годах по замыслу Ухтомского. Колокольня должна была быть пяти а не трех ярусной с великолепным завершением в виде короны с крестом. Нижний ярус над входом трактован как мощный цоколь на котором как бы вырастает стройный силуэт из 4 убывающих по высоте ярусов «звона», составляющих стройную, слегка уступчатую композицию, обогащенную коринфскими колоннами, сгруппированными на углах каждого яруса и декоративными вазами на аттиках. Колокольня высотой 84 метра является главной доминантой монастырского ансамбля. На колокольне предполагалось разместить аллегорические скульптуры, но синод воспротивился.

Середина 18 в ознаменовалось становлением профессионального архитектурного образования в России. Неоценимой заслугой в этой области является деятельность Ухтомского. Основавшего в Москве в 1744г первый в России постоянную и регулярную архитектурную школу.

В это время также работал ряд способных архитекторов, в том числе крепостных. Так крепостной графа Шереметьева Аргунов вместе с Чевакинским занимался перестройкой дворца Шереметьева. Он же создавал подмосковную усадьбу Кусково.

Характерно для архитектуры первой половины 18в. Является сочетание средневековой храмовой композиции и ордерной системы декоративного убранства. Как, например церковь Климента Папы Римского (1754-1774гг.) на Пятницкой улице.

Творчество Дионисия

Дионисий родился ок1440г,умер между 1502-1508.Расцвет его творчества приходится на 15в. Дионисий был любимым художником Ивана3.В 15в Москва торжествует победу над Ордой и над противниками объединения Руси. Раздробленная Русь уступала место централизованному рус. гос-ву. Двор Ивана3 отличался роскошью, которая была призвана подчеркнуть великолепие нового центра. Соответственно иск-во призвано выражать величие московской державы и ее верховной власти. Дионисий был обычным мирянином. Дионисий работал в Боровском монастыре, Волоколамском монастыре, Ферапонтовом монастыре (фрески церкви Рождества Богородицы). Фрески этого монастыря расписаны с опорой на конкретные тексты акафеста Пресвятой Богородицы. Автор акафеста Роман Сладкопевец - священный песнопевец Византии). При общей декоративности исполнения фигур наблюдается разнообразие цветных одежд и драпировок. Самое ценное у Дионисия – жемчужный темно-лазурный общий фон, который делает все фрески воздушными, пастельными. Вытянутые фигуры парят в божественном пр-ве. Яркость, праздничность образов Дионисия сочетаются с высокой глубокой духовностью. Особое место принадлежит белому цвету. «Покров Богоматери», «О тебе радуемся» и духовный и земной мир радуются Богоматери! «Благовещение»-динамика восприятия Богородицы от испуга до принятия вести. «Богоматерь на троне», «Константин и Ирина»-2 больших человека в истории православия. Наряду с фресками большое место отводится иконам. «Распятие Христа». Здесь нет драматизма. Фигура Христа наполнена грацией, практически ничего не свидетельствует о страданиях. Для него это не важно. Раскинутые руки какбы объемлют, благословляют мир. Ангелы парят как птицы. Яркость цвета, праздничность настроения в композиции. Связано с особым отношением, с переосмыслением распятия. Нет скорби. Намек на внутреннюю болезненность. Не страдания и не трагедия связаны со смертью, а радость, которую эта смерть дает всему человечеству. Благодаря Дионисию в 16в широкое распространение получили житийные иконы. «Митрополит Алексий». Предполагает центр в полный рост фигура главного персонажа. По периметру окружается маленькими иконами (клейма). В них просматривается вся жизнь этого персонажа от рождения до смерти. Утонченность фигур, парящие, белый цвет, жемчужный фон, розовый цвет – цвет душевной утонченности.

28.3.»Серебряный век» (конец 19-начало 20в)-важный этап в развитии отечественной к-ры. Назовите наиболее видных деятелей к-ры этого периода и его особенности

Серебряный век ознаменован существенными изменениями как в соц-полит, так и в культурной жизни России. В философии формировалось и развивалось новое направление – идеализм. Основы философии Серебряного века были заложены выдающимся историком и философом Соловьевым. Другими выдающимися философскими деятелчми того времени были Бердяев, Булгаков, Мережковский, Трубецкой… В период Серебряного века наивысшего расцвета достигает русская литература. ,Представителями реалистического направления в литературе становятся: Л.Толстой, Чехов, Куприн. В связи с упадническими настроениями в художественной к-ре возникло явление под названием декадентство. Многое от него впоследствии воспринял модернизм. В русской лит-ре этого времени активно развивается поэзия. Самое значительное направление – символизм, процесс становления которого проходил под влиянием Соловьева. Основополагающей идеей является вера в Софию – соединение добра, мудрости, красоты. Символисты считали, что символ – это знак, связывающий два мира: божественный и земной. Различают старших и младших символистов. К старшим символистам относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус. Младшие символисты – Блок, Белый, Иванов
, Соловьев. В 1910г символизм изжил себя, и на смену ему пришел акмеизм. Среди акмеистов выделялись: Городецкий, Ахматова, Гумилев, Мандельштам. К этому же времени относится возникновение футуризма. В рамках его существовало несколько активных группировок:» ассоциация эгофутуристов»(Северянин), «Центрифуга»(Пастернак)… Творчество футуристов было направлено на на разрушение старого мира и отрицание культуры. Были несколько поэтов, не принадлежавших к какой-либо конкретной группировке(Волошин, Цветаева). Архитектура Серебряного века характеризуется строительством принципиально новых сооружений (банки, магазины). Используется ранее не употребляемый материал – ж/б. Развивается существенно новое направление – модерн. К этому периоду относится творчество выдающегося арх-ра Шехтеля. Развитие ск-ры проходило под влиянием импрессионизма. Одним из первых последователей был Трубецкой. Для его работ характерны прежде всего бугристость и динамичность форм.(Бронзовый памятник Александру3 в Петербурге). В 90-е годы иск-во живописи находилось на пороге глобальных перемен. Одна из самых популярных тема раскола крестьянской общины. В рез-те размывки границмежду жанрами живописи в исторической тематике сформировался историко-бытовой жанр. Здесь художники особое внимание уделчли эстетике русского быта 17в.(Рябушкин «Русские женщины 17столетия в церкви»
). Пейзажное начало наиболее ярко представлено в работах Васнецова «Улица в Китай-городе». Ретроспективный пейзаж воплощает Нестеров. В его работах отмечается высокая духовность героев. «Видение отроку Варфоломею». Создателем концептуального пейзажа считается Левитан. Его работы самого разнообразного характера - радостно приподнятых(«Март»), до философско-возвышенных(«Над вечным покоем»). Самым ярким представителем импрессионизма в живописи стал Коровин. Серова можно назвать родоначальником «поэтического реализма»-«Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». Мастерами живописного символизма были Борисов-Мусатов и Врубель. Центральным образом творчества Врубеля стал образ Демона («Демон сидящий», «Демон летящий»). Предвижники.

Билет 29

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...