Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и культурно-историческая специфика государственной службы в США.

Американское государство возникло в результате сочетания историко-культурных, географических, политических факторов. В Декларации независимости 1776 г. закрепляется право народа изменить или упразднить форму правления, если она стала противоречить целям создания государства. В Декларации также зафиксирован тезис о том, что правительство создается "с согласия управляемых" и служит целям их прав. Система органов государственной власти определена в Конституции США, принятой в 1787 г. В ней указаны основные цели и принципы американского государства, зафиксированы нормативно-правовые и организационные условия жизнедеятельности американских граждан.

Становление государства как президентской республики, жесткое разделение исполнительной (президентской), законодательной и судебной власти, формируемой независимо друг от друга, федеративная политическая форма организации страны оказали значительное воздействие на формирование института государственной службы. В целом развитие системы государственной службы США отличается от эволюции этого института в странах Старого Света. Переосмысление самой природы политической власти, формирование устойчивого стереотипа недоверия к чиновникам, закрепление принципа самоуправления "свободных людей на свободной земле" в Конституции страны стали исходными точками эволюции американской государственной службы.
Специфика и уникальность развития американской модели государственности, всей системы управления во многом определяется приоритетом идеологии самоуправления. Сами принципы построения общества исторически основывались не на административном управлении и контроле, а на процессах согласования различных интересов людей и общественных объединений.

Американские исследователи выделяют в развитии государственной службы следующие основные периоды:

1) правление "наследников и джентльменов" (1789-1829 гг.);

2) правление "людей, пробивавшихся собственными силами" (1829— 1883 гг.);

3) приоритет принципа "общего блага" (1883-1906 гг.);

4) господство школы "научного управления" (с 1906 г.).

На раннем этапе своего развития государственная служба США заимствовала многие элементы и технологии управления из опыта государственной службы Великобритании, подтверждением чему служат традиционные названия должностей государственной службы: мэр, шериф, мировой судья, коронер, Большое и Мапое жюри и др.

В США, как и в Великобритании, система государственной службы формировалась под воздействием двух принципов - "силы" и "заслуг". Первый отрицал преемственность и внутреннюю взаимосвязь в системе государственного управления, сводя все к праву победившей на выборах партии (принцип "сильного") формировать аппарат органов власти по своему усмотрению. В США это воплотилось в системе организации государственной службы на основе "системы добыч" (spoils system). Второй принцип опирался на приоритет "просвещенных", знающих, профессионально подготовленных работников, имеющих авторитет в обществе. В США он трансформировался в идеологию "системы заслуг" (merits system).

Особенностью формирования государственной службы в США является то, что в отличие от других стран бюрократия здесь возникла позже демократии. Государственной службы в современном ее понимании в начальный период существования государства не было. Конституция США содержит лишь несколько общих положений, с которыми связывают развитие государственного аппарата. Закрепив за президентом единоличную ответственность за исполнительную власть. Конституция предоставила ему право назначать по совету и с согласия сената высших должностных лиц и замещать вакансии.
Президент определяет также полномочия всех должностных лиц и обеспечивает точное соблюдение выполнения ими законов. Главным элементом конституционных положений является то, что оформление новых должностей устанавливается в законодательном порядке.
Американские исследователи выделяют характерные особенности формирования системы государегвенной службы. Так, Макс Дж. Скидмор и Маршалл Картер Грипп считают, что в отличие от других государств американская правительственная бюрократия имеет разные уровни подотчетности (непосредственное линейное руководство, президент, и конгресс). Значительное влияние на развитие института государственной службы оказал принцип федерализма — разделение государственного управления на федеральный и штатный уровни. Важное отличие связано с тем, что американская бюрократия выполняет преимущественно регулирующие функции, что связано со значительными размерами частной собственности.

В начальный период развития американской государственной службы сложился обычай назначать на высшие и высокооплачиваемые должности прежде всего лиц, лично преданных президенту. Введение в практику деятельности принципа "патронажа", назначение на государственные должности прежде всего представителей победившей на выборах партии нашло законодательное закрепление во время президентства Э. Джексона (1829г.).

Принципом Э. Джексона было также упрощение административных функций до такой степени, чтобы их мог выполнять любой образованный человек. Этот тезис нашел впоследствии отражение в важном положении -принципиальная ориентированность не на абстрактные государственные интересы, а на гражданина, "клиента" в широком смысле этого слова. "Клиентизм" государственной службы США является одним из специфичных особенностей ее развития. Еще одним важным принципом развития государственной системы управления является "равенство, правление только с согласия управляемых и защита прав меньшинств".

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...