Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правой статус чиновника и прохождение государственной службы во Франции.

Правой статус чиновника опирается на идею о служении общественным интересам, поэтому он несет перед обществом особые обязательства, на него налагаются повышенные обязанности, которые должны компенсироваться привилегиями. Хотя современная тенденция состоит в приближении статуса чиновника к статусу обычного гражданина, всё ещё сохраняется тройственный характер статуса: статус чиновника, как гражданина, наемного работника и служителя обществу.

Общегражданские права чиновника. Закон от 13 июля 1983 г. запрещает проводить какие бы то ни было различия между служащими в силу их политических, профсоюзных, философских и религиозных взглядов или этнической принадлежности, регистрировать в личном деле служащего сведения о взглядах и принадлежности к каким-либо организациям. Каждый чиновник имеет право на доступ к личному делу на условиях, предусмотренных законом. По декларации прав человека на чиновника распространяется «Никто не может быть ущемлен в своей работе или должности на основании своего происхождения, мнения или убеждений».

Права чиновника как наемного работника. Каждый служащий имеет право на вознаграждение, которое включает оклад, постоянно индексируемой в сторону увеличения в соответствии с изменением прогрессирующей минимальной ставке межпрофессиональной зарплаты, а также ряд пособий. Пособие на жилье, доплата на содержание семьи и др. Эти пособия различаются по министерствам, что приводит неравенстве в реальном вознаграждении. Размер жалованья зависит от звания и занимаемой должности. Чиновник имеет право на участие в обсуждении условий труда, совершенствование системы карьерного продвижения. Через своих представителей служащие вправе принимать участие в работе консультативных органов по организации деятельности публичных служб, в подготовке статутных правил и решений, касающихся их продвижения по службе. На служащих распространяются также специальные режимы социального страхования и пенсионного обеспечения. Служащие могут создавать профсоюзные организации, вступать в профсоюзы, представлять их.

Специфические права чиновника. Статус чиновника требует особых мер правой защиты. Так, чиновник не несет материальной ответственности за ущерб, вызванный служебной ошибкой, а покрытие расходов берет на себя госорган. Государство обязано защищать чиновника от угроз, клеветы, насилия, оскорблений и ущерба, а также возмещать понесенный моральный и материальный ущерб. Кроме того, поскольку отношения чиновника с госорганом построены на неравноправной основе, и госорган может позволить себе произвол в отношении чиновника, чиновникам предоставлены права на защиту и обжалование.

Обязанности государственного служащего закреплены в Законе от 13 июля 1983 г. первоочередная обязанность чиновника – посвящение себя государственной службе. Им запрещается заниматься какой бы то ни было иной деятельностью, связанной с получением дохода. Исключение из этого правила может быть сделано только декретом Государственного совета. Служащие не могут участвовать сами или через своих посредников в деятельности предприятий, находящихся под контролем администрации, в состав которой они входят.

Закон предписывает служащему соблюдать профессиональную тайну. Освобождение от этой обязанности может быть дано руководителем только в случае обеспечения свободы доступа к административным документам, которую служащие должны предоставлять гражданам по их запросам. Особой обязанностью стоит выделить обязанность иерархического подчинения, которая балансируется принципом разумного управления, автономией чиновника, его правом участвовать в обсуждениях. Если приказ незаконен и при этом наносит ущерб интересам государства, чиновник обязан его не исполнять, а если приказ просто незаконен, то он должен быть исполнен.

Ответственность государственного служащего. Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей влечет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законодательством, уголовную ответственность.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на служащих, делятся на четыре группы: предупреждение и выговор; понижение в ступени, временное отстранение от должности сроком до 15 дней; лишение звания, временное отстранение от должности сроком от шести месяцев до двух лет; увольнение.

За некоторые преступления, специфические для государственной службы, такие как взяточничество, коррупция, подлог или превышение власти, чиновник несет уголовную ответственность.

Прохождение государственной службы. Необходимо начать с того, чтобы отметить принцип равного доступа на государственную службу, закрепленный в Конституции, но при этом выделить 5 условий, которые должны выполняться для кандидатов: наличие французского гражданства, обладание политическим правами, соблюдение законов, положительное отношение к законам о службе в армии, служебная пригодность для данной работы. При выполнении этих условий кандидат имеет право участвовать в конкурсе.

Конкурс подразумевает эффективность и демократичность отбора, выделяя самых способных, талантливых, основываясь исключительно на заслугах и талантах. Посредством испытаний независимый коллегиальный орган- жюри - распределяет ограниченное число государственных должностей, классифицируя конкурсантов по их заслугам для последующего назначения на должность. Конкурс открывается постановлением соответствующего министра, может быть внешним и внутренним. По результатам испытаний, жюри составляет список пригодных кандидатов, по своему усмотрению. Для органа открывавшего конкурс его решение и заключение носят скорее рекомендательный характер. Назначение осуществляет орган.

Помимо конкурсной процедуры назначения, существуют политические должности – генеральный секретарь правительства, директор центральной администрации, префект, посол, т.е. некоторый перечень политических должностей, назначение которых производится по решению правительства. Но лицо, назначенное подобным образом, не состоявшее до этого не государственной службе статус чиновника не приобретает. Таким образом, подобные кандидаты должны соблюдать лояльность по отношению к правительству, при этом их могут уволить без всяких проступков, из соображений целесообразности.

Плюс ко всему во французской системе существует ряд должностей «зарезервированных» для лиц, пострадавших при оказании услуг отечеству, инвалидов, вдов и сирот войны, работоспособных инвалидов и военнослужащих. Они обязаны успешно сдать экзамен, после чего вносятся в список с особым порядком назначений.

 

Имея статус карьерного чиновника, человек начинает работать на государственной службе, постепенно поднимаясь по ступеням классов и рангов. Главный атрибут закрытой системы государственной службы – перспективы карьеры. Они зависят от ежегодной оценки чиновника руководителем по оценочному показателю от 0 до 20 и письменных примечаний.

Важно, отметить механизмы повышения чиновников. Их существует два: по ступени и по рангу. Повышение по ступени осуществляется в рамках ранга, и связано в первую очередь с выслугою лет, а не с достоинствами работника. Хотя оценки повысят возможность повышения по ступени, но по достижению максимального стажа в классе повышение происходит автоматически. Повышение же по рангу необходимый рабочий стаж ставит лишь предварительным условием, здесь главной составляющей являются заслуги претендента, оцениваемые тремя возможными способами: внесение в список лиц, представленных к повышению, профессиональный экзамен перед включением в эти списки и обычный конкурсный профессиональный отбора. Органы, присвающие более высокий ранг должны придерживаться списков и очередности претендентов в них. В отдельных случаях система профэкзамена представляет чиновникам возможность «перескочить» через ранг.

Самый распространенный способ прекращения карьеры – достижение предельного возраста. Он составляет 60 лет доя подвижных чиновников, 65 – для «оседлых». Утрата гражданства, лишение гражданских прав, запрещение судебным органом занимать должность на публичной службе, невосстановление в должности вследствие служебного проступка влечет за собой увольнение с публичной службы.

После прекращения служебных функций, кроме случаев увольнения в качестве дисциплинарной санкции, бывший чиновник, а после его смерти – правопреемник имеет право на пенсию. Размер пенсии ограничен 75% последнего оклада.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...