Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы законодательного процесса, особенности законодательного процесса в РФ

Важнейший вид специальных парламентских процедур – законодательный процесс – это урегулированный правовыми нормами порядок деят-ти субъектов по созданию закона.

Стадии законодательного процесса:

1) Внесение законопроекта

2) Его обсуждение

3) Принятие закона

4) Его одобрение второй палатой (если она имеется)

5) Промульгация (подписание законопроекта и распоряжение к опубликованию) закона главой государства

6) Его опубликование

7) Вступление закона в юрид.силу.

Законодательная инициатива.

· Внесение законопроекта в парламент или его палату осуществляется путем реализации права законодательной инициативы.

· Такое право принадлежит в разных странах различным лицам. В президентской республике им обладают только парламентарии, а в парламентарных странах – также правительство. В ряде государств круг субъектов права законодат. Инициативы включает, кроме того, группы избирателей, гос.органы нижестоящего и данного уровня, внутрипарламентские органы и учреждения при парламентах и т.п.

· Если парламент двухпалатный, законопроекты могут быть внесены либо в любую из палат (США, Италия), либо только в нижнюю (ФРГ). Финансовые законопроекты вносятся, как правило, только в нижнюю палату. Внесение законопроекта в установленном законом порядке порождает обязанность палаты поставить на пленарном заседании вопрос о его обсуждении.

Обсуждение законопроекта

- это самая объемная стадия законодательного процесса. Она включает как работу над проектом на пленарных заседаниях палат, часто именуемую чтением законопроекта, так и его обсуждение в парламентских комитетах. Обе эти формы обсуждения чередуются между собой. При этом в большинстве стран юрид. Значимые решения по законопроекту принимаются в результате чтений, а комитеты лишь формулируют предложения о поправках.

Каждый закон обычно проходит 3 чтения:

1) Решается вопрос о том, нужен ли такой закон в принципе

2) Предполагает обсуждение проекта в деталях

3) В результате третьего закон окончательно принимается данной палатой. В промежутках между чтениями закон проходит обсуждение в комитетах.

Законы принимаются путем голосования

Одобрение закона второй палатой.

· Если парламент двухпалатный, след. стадией законодат. процесса является одобрение закона второй палатой. На этой стадии законодат. процесса между палатами могут возникнуть разногласия, преодолеваемые по-разному в зависимости от того, сильной или слабой явл. верхняя палата.

Официальное опубликование закона осуществляется в специальных печатных изданиях после подписания президентом.

Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.

Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет Федерации в целом, отдельные члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.

Законопроект обсуждается на заседаниях Государственной Думы поэтапно в трех чтениях. В процессе обсуждения в каждом чтении в текст законопроектов вносятся поправки, изменения, дополнения. Государственная Дума принимает закон большинством голосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передает его на рассмотрение в Совет Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законопроекты по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного права, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы, войны и мира. Совет Федерации одобряет закон большинством голосов от общего числа членов палаты. Если в течение четырнадцати дней Совет Федерации не рассмотрел закон, он считается одобренным.

Совет Федерации вправе отклонить закон. В этом случае создается согласительная комиссия для преодоления разногласий. После работы комиссии закон повторно рассматривается в Государственной Думе. Если при повторном голосовании за закон проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, он считается принятым даже без одобрения Советом Федерации.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации законопроект в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней. В течение этого срока Президент может отклонить закон, наложив на него вето, и вернуть обратно в Государственную Думу. Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают возвращенный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы - вето считается преодоленным. В этом случае Президент обязан в течение семи дней подписать и обнародовать закон.

 

В течение семи дней после подписания Президентом РФ закон должен быть опубликован в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Он вступает в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после опубликования.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...