Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная структура исполнительной власти в РФ

Нынешние система и структура федеральных органов исполнительной власти устанавливаются Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953). К числу федеральных органов исполнительной власти относятся:

1. Правительство РФ (правовое положение устанавливается ФКЗ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации").

 

2. Федеральные министерства. В настоящее время их 23: по атомной энергии; внутренних дел; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; по налогам и сборам; здравоохранения; имущественных отношений; иностранных дел; культуры; обороны; образования; природных ресурсов; промышленности, науки и технологий; путей сообщения; по связи и информатизации; сельского хозяйства; транспорта; труда и социального развития; финансов; экономического развития и торговли; энергетики; юстиции. Федеральные министерства проводят государственную политику и осуществляют государственное управление в установленной сфере деятельности, а также координируют в ней деятельность иных федеральных органов исполнительной власти. Как правило, такие формулировки содержатся в положениях о федеральных министерствах. Например, п. 1 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954, устанавливает, что оно является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство юстиции РФ выполняет, например, такие функции в сфере юстиции, как координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния. Из указанного Положения видно, что Минюст России осуществляет большинство основных функций государственного управления (исполнение, контроль, регулирование, государственный учет, организация, координация, распорядительство, руководство, принятие актов управления). Деятельностью федерального министерства на основе единоначалия руководит министр; он несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на министерство, за результаты его работы, качество выполнения своих полномочий. Федеральный министр распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает их полномочия, поручает им исполнение части своих полномочий, определяет полномочия руководителей структурных подразделений (департаментов, управлений, отделов) и руководителей образованных территориальных органов, контролирует их деятельность, издает в пределах своей компетенции постановления, приказы, распоряжения, дает указания, осуществляет контроль за их исполнением, назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата министерства. Для рассмотрения основных вопросов деятельности в федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра, его заместителей, руководителей структурных подразделений, представителей иных федеральных органов исполнительной власти, ученых и специалистов. В федеральном министерстве могут образовываться специальные научно-технические, экспертные и научные советы, комиссии, состав которых и положения о них утверждаются соответствующим федеральным министром.

 

 

3. Государственные комитеты РФ. В настоящее время их — 6: по физической культуре, спорту и туризму; по рыболовству; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; таможенный.

Государственные комитеты РФ на коллегиальной основе осуществляют межотраслевую координацию по отнесенным к их ведению вопросам, а также функциональное регулирование в конкретной сфере деятельности. Таким образом, сфера их деятельности ограничивается, как правило, лишь осуществлением межотраслевой координации, т. е. выполнением преимущественно такой функции государственного управления, как координация. Государственный комитет возглавляет председатель, который назначается на эту должность Правительством РФ. Для рассмотрения важнейших вопросов в государственном комитете создается коллегия, состоящая из руководителя государственного комитета, его заместителей, руководителей территориальных органов.

4. Федеральные комиссии России. В настоящее время их 2: по рынку ценных бумаг; энергетическая комиссия. Они осуществляют свою деятельность на базе утвержденных положений, устанавливающих их правовой статус. Федеральные комиссии — самостоятельные органы исполнительной власти, призванные осуществлять государственное регулирование в топливно-энергетическом комплексе и в сфере организации рынка ценных бумаг. Анализ положений об указанных органах позволяет констатировать, что их управленческая деятельность и полномочия являются практически такими же, как и у государственных комитетов.

 

5. Федеральные службы. В настоящее время их 13: государственная фельдъегерская служба; внешней разведки; архивная служба; геодезии и картографии; железнодорожных войск; служба земельного кадастра; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; по финансовому оздоровлению и банкротству; налоговой полиции; охраны; пограничная служба; специального строительства.

Федеральные службы осуществляют отраслевое государственное управление, исполнительно-распорядительную деятельность, используя при этом методы регулирования, контроля, разрешения и координации. Они действуют на основе утвержденных положений, в которых определяются цель, задачи, полномочия, организация деятельности и структура этих федеральных органов исполнительной власти. Данные органы следует отличать от других государственных служб, которые не являются самостоятельными организационно-правовыми формами федеральных органов исполнительной власти и входят в структуру других органов. Например, в систему Министерства здравоохранения РФ входит государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая объединяет органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

6. Российские агентства. В настоящее время их 8: авиационно-космическое; по боеприпасам; по обычным вооружениям; по системам управления; по судостроению; по патентам и товарным знакам; по государственным резервам; правительственной связи и информации при Президенте РФ. Например, Российское агентство по судостроению, Положение о котором было утверждено постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. № 1418, осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере судостроительной промышленности, включая научные исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию продукции военного и гражданского судостроения. Таким образом, российские агентства являются федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в конкретных областях государственной деятельности. Выделение агентств в качестве федеральных органов исполнительной власти вызывает у ряда ученых сомнение.

 

7. Федеральные надзоры России. В настоящее время их 2: горный и промышленный (Госгортехнадзор России); по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Выделение в системе органов федеральной исполнительной власти такой организационно-правовой формы, как федеральный надзор обусловлено необходимостью осуществления в указанных сферах (горная и промышленная деятельность, ядерная и радиационная безопасность) особого вида надзорной деятельности, сконцентрированной в специальных органах. Федеральные надзоры осуществляют важные контрольно-надзорные полномочия в соответствующих сферах. Они действуют на основе утвержденных положений об этих органах, имеют определенную структуру, полномочия, права и ответственность.

 

8. Иные федеральные органы исполнительной власти. В настоящее время их 5: Главное управление специальных программ Президента РФ; Государственная техническая комиссия при Президенте РФ; Управление делами Президента РФ; Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Комитет РФ по финансовому мониторингу. Очевидно, что данные органы входят в структуру федеральных органов исполнительной власти в силу важности их роли в процессе государственного управления и необходимости более эффективного взаимодействия этих органов с другими органами исполнительной власти. Следует отметить, что в 1996 г. "комитеты Российской Федерации" как организационно-правовая форма федеральных органов исполнительной власти были ликвидированы; формально они отсутствуют и в настоящее время. Однако в числе "иных федеральных органов исполнительной власти" Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. был учрежден Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (как федеральный орган исполнительной власти), который осуществляет в пределах своей компетенции реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Руководство деятельностью указанного Комитета осуществляет Президент РФ, а координацию этой деятельности — Правительство РФ и Министерство обороны РФ в соответствии со своими полномочиями. Руководство этим Комитетом осуществляет заместитель Министра обороны РФ, который одновременно исполняет обязанности председателя Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. В Комитете образуется коллегия, в состав которой входят председатель Комитета (председатель коллегии), заместители председателя Комитета и руководящие сотрудники Комитета.

 

Глава правительства РФ

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии со статьёй 24-й Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» возглавляет Правительство России, определяет его основные направления деятельности и организует его работу.

Президент России, в соответствии со статьёй 83-й Конституции, имеет право председательствовать на заседаниях правительства, несмотря на то, что членом правительства не является. Кроме того, Президент России, согласно статье 32-й Закона, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, хотя руководители некоторых из соответствующих ведомств (как то: МИД, МВД и др.) входят в Правительство.

До 23 декабря 1993 года должность главы правительства России называлась Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации; после принятия Конституции 1993 года стала именоваться Председатель Правительства Российской Федерации. Неформально она часто называется премьер-министр, хотя в Конституции Российской Федерации такое название отсутствует.

Порядок назначения, полномочия и обязанности Председателя Правительства России определены статьями 110—117 Конституции России.

С 8 мая 2012 года Председателем Правительства является Дмитрий Анатольевич Медведев, в 2008—2012 годах бывший Президентом России.

 

Полномочия

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации Председатель Правительства выполняет следующие функции:

определяет в соответствии с конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента основные направления деятельности правительства;

представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства (вице-премьеров) и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

представляет правительство внутри государства и за его пределами;

организует работу правительства и ведёт его заседания, обладая правом решающего голоса;

систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями федеральных служб и иных федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций при Правительстве, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов деятельности Правительства, поручений Президента Российской Федерации Правительству, принимает решения по оперативным вопросам;

подписывает нормативные акты Правительства (постановления и распоряжения);

распределяет обязанности между членами Правительства;

систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства.

Председатель Правительства входит по должности в:

Совет Безопасности Российской Федерации;

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств;

Высший Государственный Совет Союзного государства России и Беларуси;

Совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС);

Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС);

Помимо основных обязанностей и функций главы правительства, прописанных в законе, Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев возглавляет следующие координационные и совещательные органы при Правительстве Российской Федерации:

Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций;

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве;

Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период;

Государственную пограничную комиссию;

Также Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев является:

Первым заместителем председателя Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике (назначен Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 года);

Председателем Наблюдательного совета Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

Председателем Совета Министров Союзного государства России и Беларуси;

 

Порядок назначения и увольнения

Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Кандидатом на должность Председателя Правительства может быть исключительно гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Председателя Правительства, либо в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума не может быть распущена на этом основании только в последние шесть месяцев нахождения Президента в должности и во время действия военного или чрезвычайного положения во всём государстве, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры импичмента.

Конституция не предусматривает увольнения Президентом одного только Председателя Правительства; Президент принимает решение об отставке всего Правительства.

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом Российской Федерации (статья 7-я Закона), что одновременно влечёт отставку всего Правительства:

по собственному заявлению об отставке;

в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий (в чём именно может заключаться невозможность, закон не уточняет, оставляя возможность толкования Президенту).

Также, согласно статье 35-й Закона, Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 117-й Конституции Российской Федерации, Председатель Правительства имеет право самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней должен принять решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Стоит отметить, что Президент Российской Федерации не может распустить Государственную Думу на этом основании в течение года после её избрания.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения.

 

Исполнение обязанностей Президента

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...