Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральные и региональные суды.

Российская судебная система

Существующая на сегодняшний день в Российской Федерации судебная система соответствует государственной структуре управления и отражает весь комплекс особенностей, присущих самой большой стране мира. После 1991 года Россия стала федерацией, состоящей из 89 субъектов. Сегодня, после слияния нескольких регионов, Российская Федерация состоит из более, чем 80 субъектов (области, республики и два города федерального значения). Все они имеют представителей в верхней палате парламента, Совете Федерации, который с 2002 года формируется как из избираемых местными парламентами, так и назначаемых членов.

Российская Федерация имеет значительное количество населения. Гражданами страны являются люди различных национальностей, проживающие зачастую вдали от мест исторического проживания своей народности. Большинство субъектов федерации (область или край) – регионы, где преобладают русские. Два крупнейших города – Москва и Петербург – также являются субъектами федерации. Концентрация тех или иных этнических групп в некоторых случаях также становилось основой для образования субъектов федерации, унаследовавших со времен СССР формально более высокий статус – республики (Татарстан, Чувашия, Бурятия, Якутия-Саха, Дагестан, Чечня). Также существуют меньшие по размеру, так называемые «автономные», образования внутри более крупных регионов, как, например, огромный Ямало-Ненецкий округ, входящий в состав еще большего Красноярского края.

 

1. Суды федерального уровня

1.1. Конституционный суд

Конституционный суд является высшим судебным органом Российской Федерации. Он состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента (статья 127 Конституции РФ). С 2008 года Конституционный суд находится в Санкт-Петербурге.

 

Конституционный суд наделен полномочиями интерпретировать Конституцию РФ; принимать решение Конституции страны о соответствии того или иного федерального или регионального закона, а также подзаконных актов.

Очень ограниченное количество государственных органов имеют право обратиться в Конституционный суд с просьбой о толковании Конституции. Граждане перед Конституционным судом могут только оспаривать региональные и федеральные нормативные акты и только в том случае, если представят серьезные доказательства несоответствия Конституции; таких дел рассматривается крайне мало.

 

Суды общей юрисдикции

1.2. Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшей инстанцией при рассмотрении любыми судами гражданских, уголовных и административных дел. В настоящее время в Верховный Суд входят 123 судьи. Как и в случае с Конституционным судом, судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента (статья 127 Конституции РФ). Верховный Суд находится в Москве.

Верховный Суд является кассационной инстанцией, то есть это высшая инстанция в обжаловании судебных решений. Верховный Суд – надзорная инстанция. К непосредственной юрисдикции Верховного Суда Российской Федерации относятся противоречия между нормативными актами и постановлениями государственных органов Российской Федерации (министерства, ведомства) и федеральным законодательством; также в Верховном Суде слушаются наиболее серьезные уголовные дела как в суде первой инстанции.

Пленум Верховного Суда может выпускать постановления. Постановления являются уникальным элементом структуры законоприменения в российской судебной системе. Принятые Пленумом постановления – это «разъяснения по вопросам судебной практики», основанные на анализе и обобщении судебной практики как судов районного и городского уровня, так и Верховных судов регионов РФ. Постановления носят абстрактный характер (то есть не являются решениями по конкретным делам), но, являясь обязательными для судов более низкой инстанции, они позволяют обобщить правоприменительную практику судов более низкой инстанции и пояснить, как конкретно должен применяться тот или иной закон. Постановления призваны поддерживать единообразное правоприменение путем объяснения интерпретации законов. Постановления регламентируются Статьей 126 Конституции Российской Федерации.

 

1.2.1. Суды субъектов Федерации

К судам субъектов Федерации принадлежат Верховные суды республик (областей), суды высшей инстанции региона, московский и санкт-петербургский городские суды, суды автономных округов. Суды субъектов Федерации являются кассационными и надзорными инстанциями над судами более низкого уровня. К исключительной юрисдикции судов субъектов Федерации относится оценка и утверждение нормативных актов и решений местных властей.

 

1.2.2. Районные суды

Расположены в небольших городах или административных центрах сельских районов; крупные города имеют несколько таких судов. Районные суды – основа системы судов общей юрисдикции, их юрисдикция распространяется на подавляющее большинство гражданских и уголовных дел, если иное рассмотрение не предусмотрено законом. Как апелляционная инстанция районные суды рассматривают жалобы на решения мировых судей.

 

1.2.3. Институт мировых судей

Неотъемлемая часть системы судов общей юрисдикции, хотя мировых судьи и считаются судьями регионального уровня. Мировые судьи – это профессиональные юристы, с тем же статусом и ответственностью, что и федеральные судьи, хотя и с более низкой заработной платой. Они принимают решения по мелким гражданским спорам, незначительным административным и уголовным правонарушениям. Апелляции на решения мировых судей направляются в районные суды, чье решение по делу является окончательным. В одном районе может быть несколько мировых судей.

 

1.3. Военные суды

Основа системы военных судов – суды в округах, группах войск, флотах, армиях, флотилиях, соединениях и гарнизонах. Средний уровень армейских судов состоит из судов семи военных округов, на которые разделена страна, а также судов различных родов войск. Военные суды рассматривают дела, связанные с военнослужащими.

 

1.4. Арбитражные суды

К юрисдикции арбитражных судов относятся коммерческие споры, возникающие, как правило, между юридическими лицами. Эти суды не надо путать с третейскими судами, которые не являются государственными. Существует четыре уровня арбитражных судов.

 

1.2.1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Судьи Высшего арбитражного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента (статья 127 Конституции РФ). Этот суд является одновременно и судом первой инстанции, и надзорным органом. К исключительной юрисдикции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относятся споры между правительством России и коммерческими организациями, правительством и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации. Так же как и Пленум Верховного Суда, Пленум Высшего Арбитражного Суда может принимать постановления.

 

1.4.2. Десять Федеральных Районных Арбитражных Судов

действуют исключительно как кассационные.

1.4.3. Апелляционные суды

рассматривают апелляции в форме нового слушания дела с привлечением новых свидетельств (в отличие от кассационного производства, которое рассматривает исключительно соответствие принятого решения закону).

1.4.4. Арбитражные суды субъектов Федерации

рассматривают подавляющее большинство коммерческих споров.

 

2. Суды субъектов Федерации

Также как и мировые судьи, Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации рассматриваются как региональные суды.

Статья 27 Закона «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает возможность образования таких судов в субъектах Российской Федерации. Большинство Конституций субъектов Российской Федерации предусматривают необходимость учреждения таких судов, но только в некоторых (например, в Карелии) они действительно существуют и функционируют.

Конституционные и Уставные суды субъектов Федерации независимы от Конституционного Суда Российской Федерации. Они имеют схожую юрисдикцию и рассматривают дела, связанные с соответствием региональных законов и других нормативных актов региональных и районных администраций Конституции (Уставу) субъектов Федерации.

 

48. Прокуратура, адвокатура, нотариат в РФ

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

 

Направления деятельности прокуратуры

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),

за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,

за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

надзор за исполнением законов судебными приставами;

за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

Другие направления деятельности прокуратуры:

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

международное сотрудничество,

выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

 

Основные полномочия прокуроров

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационное, частное и надзорное представление [жалобу] на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.

Следственный комитет при прокуратуре — С 15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации преобразовался в Следственный комитет Российской Федерации. Соответствующий Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» подписал президент России 28 декабря 2010 года. Новый закон преобразовал Следственный комитет в полностью самостоятельный федеральный государственный орган. Председатель Следственного комитета Российской Федерации напрямую подчинен президенту Российской Федерации.

 

Генеральный прокурор:

Чайка Юрий Яковлевич — генеральный прокурор.

 

Адвокатура РФ

 

Адвокатура - это добровольное, профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

 

Адвокат - это человек, который защищает права и интересы граждан и организаций в судах, государственных и негосударственных учреждениях. Адвокаты - независимые люди. В своей деятельности они руководствуются только интересами клиентов. Для того чтобы обеспечить эту независимость, законодательство устанавливает гарантии деятельности адвоката, в частности закрепляет право на адвокатскую тайну (не допускается официальное негативное реагирование со стороны органов дознания, следствия, суда на правовую позицию адвоката в деле, запрещается какое-либо вмешательство в адвокатскую деятельность).

Право на адвокатскую тайну означает, что адвокат не может быть допрошен по обстоятельствам, которые стали ему известны в результате осуществления профессиональной деятельности. В офисе адвоката не может быть произведен обыск для обнаружения документов, имеющих отношение к делу, которым занимается адвокат. За нарушение адвокатской тайны адвокат может быть исключен из коллегии адвокатов.

 

Коллегия адвокатов - это общественная организация, являющаяся добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Все адвокаты принадлежат к одной из действующих коллегий. Чтобы стать адвокатом юристу, кроме высшего юридического образования необходимо иметь двухлетний стаж работы по специальности, а также пройти семимесячную стажировку в коллегии. Только после этого юрист становится адвокатом. Первоначально коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с ним направляет его в Совет Министров автономной республики, в местные краевые, областные, городские органы власти для утверждения и регистрации.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, её исполнительным органом - президиум коллегии, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия. Для организации работы адвокатов президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации и адвокатские бюро. Место нахождения юридических консультаций и количество работающих в них адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов.

 

В РФ действуют республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) коллегии адвокатов. С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные коллегии адвокатов.

 

С 1 июля 2002 года вступил с силу новый закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

 

Нотариат РФ

 

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

 

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. Важными подзаконными нормативными актами являются Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами, а также Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти. Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

 

В состав нотариата входят:

 

государственные нотариальные конторы;

частнопрактикующие нотариусы;

должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия (начальники исправительных учреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др.).

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

 

Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Их объединяют правила совершения нотариальных действий и правовая сила нотариальных актов. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба РФ и совершает нотариальные действия от имени государства.

 

Основные задачи нотариата:

 

охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений;

охрана всех форм собственности;

предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных действий и т. д.

Одна из наиболее важных задач нотариата – превентивное правосудие. Удостоверяя бесспорные права конкретного гражданина, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращения в суд. В отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направлена на юридическое закрепление гражданских прав.

 

Государственные нотариальные конторы образуются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Они же осуществляют и руководство деятельностью всей системы государственных органов нотариата.

 

Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории – нотариальном округе.

 

Организационная структура частнопрактикующих нотариусов включает Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты в субъектах РФ.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...