Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет философии, ее место и роль в культуре человечества

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания для студентов очного обучения всех направлений

Издательство

Пензенского государственного университета

Пенза 2012

ББК 87я7

УДК 1 (075)

 

Планы семинарских занятий по дисциплине «Философия» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлениям подготовки бакалавров. Пособие составлено в соответствии с рабочей программой и психолого-педагогическими требованиям, содержит все дидактические единицы, необходимые для успешного освоения дисциплины «Философия». Вместе с рабочей программой настоящее пособие определяет содержание и структуру дисциплины, последовательность изучения отдельных тем курса, а также содержит необходимые материалы для подготовки и работы на семинарских (практических) занятиях, выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, подготовки к зачету и экзамену.

 

Под общ. ред. д.ф.н., профессора В.П. Кошарного, к.ф.н., доцента В.Н. Бабиной.

 

Рецензент Е.Н. Синев, кандидат философских наук, доцент, зав. каф. философии и политологии Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.

 

 

Составители: к.ф.н., доцент В.Н. Бабина, к.ф.н., доцент Волкова Р.А., к.ф.н., доцент Кириллов Г.М., д.ф.н., профессор В.П. Кошарный, к.ф.н., доцент Мартынова О.А., к.ф.н., доцент Носов В.И., к.ф.н., доцент Парменов А.А., к.ф.н., доцент Попова О.В., к.ф.н., доцент Хлопотова Е.В.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Постоянное освоение философии – необходимое звено современного образовательного процесса в высшей школе. Актуальность изучения бакалаврами философии обусловлена нарастанием сложности общественной жизни, развитием и усложнением методов научного познания и практической деятельности. Философия формирует мировоззренческую и методологическую культуру будущих специалистов, дает им наиболее обобщенные представления о мироздании и месте в нем человека, является фундаментом всех других общенаучных, гуманитарных и специальных дисциплин, вооружает методологией познания и практически-преобразовательной деятельности.

Решая вопросы бытия, познания, смысла жизни человека, природы общественной жизни и общественного идеала, профессиональной морали, философия дает возможность студентам не только сформировать основы научного мировоззрения и профессиональной культуры, но также позволяет обрести основу для осознанной жизненной позиции и практического действия. Таким образом, изучение философии – это освоение ее содержания, формирование ценностно-ориентирующего мировоззрения и методологической культуры, обеспечивающих успех в последующей профессиональной деятельности. Выполняя в пространстве духовной культуры социума две главные функции – мировоззренческую и методологическую, – философия, в конечном счете, выступает незаменимой «школой жизни» и «школой мышления».

Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Работа студентов по изучению философии складывается из следующих основных компонентов: прослушивание лекций, участие в семинарских (практических) занятиях, самостоятельная работа с учебной и научной философской литературой, выполнение творческих заданий. Семинарские занятиямогут проводиться с использованием активных методов обучения, в частности, в форме деловых, эвристических игр, дискуссий, конференций, круглых столов и т.п. Каждый студент должен готовиться к каждому семинарскому занятию на основе указаний преподавателя и в соответствии с настоящим учебно-методическим пособием. Самостоятельная работаявляется основным методом глубокого и творческого усвоения философии, важнейшим путём приобретения и углубления знаний, незаменимым средством развития мышления. Важнейшими принципами самостоятельной работы являются: регулярность, целенаправленность, последовательность, практичность, критицизм. Для успешного выполнения самостоятельной внеаудиторной работы рекомендуется обращаться к методическому пособию: Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. «Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин». Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2009. Творческие задания предназначены для развития творческого, нестандартного мышления, для углублённого освоения отдельных тем курса.

Планы семинарских занятий призваны способствовать успешному и эффективному изучению студентами предмета, углубленному его пониманию. Широкий круг источников, предлагаемый студентам, позволяет не только расширить эрудицию, но и проникнуть в содержание философских проблем во всей их специфичности.

С учетом требований, предъявляемых ГОС к организации учебного процесса, пособие включает в себя задания разного уровня сложности. Освоение базового уровня обеспечивает получение студентами знаний, умений и навыков, соответствующих обязательному минимуму содержания по дисциплине «философия». Усложненный уровень отличается повышенными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам студентов. Он не ограничивается простым воспроизведением знаний, а предполагает самостоятельное продумывание заданий, применение полученных теоретических знаний к конкретным ситуациям, решение нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинаций методов решения, в непредсказуемо изменяющейся ситуации.

Вопросы и задания усложненного уровня отмечены знаком *.

Для более успешного освоения материала студентам предлагается следующая последовательность подготовки темы:

1. Внимательно ознакомиться с содержанием плана семинарского занятия.

2. Прочитать конспект лекции.

3. Познакомиться с соответствующими разделами учебных пособий.

4. Прочитать рекомендуемую по теме литературу и составить конспект прочитанного.

5. Провести самоконтроль через соответствующие вопросы.

6. Составить план изложения ответа на каждый вопрос плана занятия.

Во избежание механического переписывания материала рекомендованной литературы необходимо: представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; провести сравнение различных философских концепций по каждой проблеме; отметить практическую ценность данных философских положений; для усложненного уровня - аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: владеть наличием целостного представления о картине мира, ее научных основах; владеть знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; владеть целостной системой научных знаний об окружающем мире, способности ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры;способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт; способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владение культурой мышленияи т.д.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.


Тема 1

Тема 2

Исторические типы философии

Теоретические вопросы семинара:

1. Классическая греческая философия: проблемы бытия, познания, человека и общества в учениях Платона и Аристотеля.

2. Западноевропейская философия XV-XIX веков: от теоцентризма к наукоцентризму. Диалектика Г. Гегеля и К. Маркса. Возникновение неклассической философии.

3. Основные направления западной философии XX в.: неопозитивизм, фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, структурализм, герменевтика, постструктурализм и постмодернизм.

 

Практические задания:

1. Прочитайте отрывок из произведения Платона «Государство» и ответьте на вопросы:

а) Какова природа идей: материальная или духовная?

б) Почему «узники пещеры» принимают за истину тени проносимых мимо предметов? Что, по вашему мнению, хотел сказать этим Платон?*

в) Каким путем мы можем получать знание об идеях?

... люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная - глянь-ка - невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

…за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх - в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. …А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?

Так вот, ... это уподобление следует применить ко всему, что было сказано ранее: область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого.

 

2. Ознакомьтесь с основными контраргументами Аристотеля против учения Платона об идеях. Воспроизведите эти контраргументы и выскажите собственную точку зрения*: чья позиция кажется лично вам более убедительной - Платона или Аристотеля?

а) Эти философы полагают, что из одной материи происходит многое, а эйдос рождает нечто только один раз, между тем совершенно очевидно, что из одной материи получается один стол, а тот, кто привносит эйдос, будучи один, производит много [столов].

б) Однако в наибольшее затруднение поставил бы вопрос, какое же значение имеют эйдосы для чувственно воспринимаемых вещей - для вечных, либо для возникающих и преходящих. Дело в том, что они для этих вещей не причина движения или какого-либо изменения. А с другой стороны, они ничего не дают ни для познания всех остальных вещей (они ведь и не сущности этих вещей, иначе они были бы в них), ни для их бытия (раз они не находятся в причастных им вещам)...

в) … Или должно было бы быть множество образцов для одного и того же, а значит и множество его эйдосов, например для «человека» - «живое существо» и «двуногое», а вместе с тем еще и сам-по-себе человек…

 

3. Прочитайте отрывок из произведения Френсиса Бэкона «Новый Органон» и ответьте на вопросы:

а) Какие три основных этапа должно пройти индуктивное исследование, согласно Ф. Бекону?

б) Подумайте, в чем могут состоять трудности на пути реализации индуктивного метода по Ф. Бекону и его ограниченность.*

Не следует все же допускать, чтобы разум перескакивал от частностей к отдельным и почти самым общим аксиомам (каковы так называемые начала наук и вещей) и по их непоколебимой истинности испытывал бы и устанавливал средние аксиомы... Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням - от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие аксиомы (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы - не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.

 

4. Прочитайте отрывок из произведения Рене Декарта «Рассуждения о методе» и ответьте на вопросы:

а) Перечислите основные правила дедуктивного метода по Р. Декарту. Можно ли считать этот метод строго научным?

б) Какова конечная цель познания в соответствии с рационалистическим картезианским методом?*

я заключил, что было бы достаточно четырех следующих [законов], лишь бы только я принял твердое решение постоянно соблюдать их без единого отступления.

Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, т.е., тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.

Второе - делить каждое из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

 

5. Прочитайте отрывки из произведения Карла Маркса «Тезисы о Фейербахе» и ответьте на вопросы:

а) Вспомните, как трактовался процесс познания в предшествующей философской традиции - например, у Платона, рационалистов Нового времени.

б) Объясните, каким образом введением понятия практики К. Маркс видоизменяет прежние представления о познании*.

в) Раскройте взаимосвязь между теорией и практикой, которую проводит в своем учении К. Маркс.

Главный недостаток всего предшествующего материализма ...заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта,или в форме созерцания,а не как человеческая чувственная деятельность, практика,не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой...

…Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос.

...Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений...

…Общественная жизнь является по существу практической.Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.

…Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

 

6. Прочитайте отрывки из произведений Георга Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука логики» и Фридриха Энгельса «Диалектика природы» и ответьте на вопросы:

а) О каких закономерностях развития говориться в тексте? Какими сферами бытия ограничивается применение диалектики согласно рассуждениям Гегеля? В какой мере его точка зрения ограничена или универсальна?*

б) О какой закономерности говорит Энгельс? Охарактеризуйте основные параметры закономерности, о которой говорит Энгельс.

Гегель Г. «Наука логики». По своему настоящему характеру диалектика представляет собой подлинную собственную природу определений рассудка, вещей и конечного вообще… Диалектика есть… движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость… Мы знаем, что все конечное вместо того, чтобы быть неподвижным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще, а это и есть не что иное, как диалектика конечного, благодаря которой последнее, будучи в себе иным самого себя, должно выйти за пределы того, что оно есть непосредственно и перейти в свою противоположность…

Диалектика… именно и ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, т.е. согласно их собственной природе…

Энгельс Ф. «Диалектика природы». Таким образом, история природы и человеческого общества – вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз есть не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления. По сути дела они сводятся к следующим трем законам: Закон перехода количества в качество и обратно. Закон взаимного проникновения противоположностей. Закон отрицания отицания.

7. Прочитайте отрывок из произведения Фридриха Ницше «К генеалогии морали» и ответьте на вопросы:

а) Как происходит трансформация ценностей? Вытекает ли, на ваш взгляд, необходимость «переоценки всех ценностей» из предлагаемой Ф. Ницше генеалогии морали?

б) Какими «переоцененными» ценностями предлагает руководствоваться Ф. Ницше? Согласны ли вы с его ценностными ориентирами?*

Относительно генеалогии морали это кажется мне существенным усмотрением; его столь позднее открытие объясняется тормозящим влиянием, которое демократический рассудок оказывает в современном мире на все вопросы, касающиеся происхождения.

Что хорошо?- Все, что повышает в человеке чувство власти, самую власть.

Что дурно?- Все, что происходит от слабости.

Что есть счастье? - Чувство растущейвласти, чувство преодолеваемого противодействия.

Не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, недобродетель, но полнота способностей (добродетель в стиле Ренессанс, virtu [совокупность физических, моральных качеств, необходимых свободному человеку, воину, гражданину, отцу семейства] добродетель, свободная от морали).

Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом.

Что вреднее всякого порока? – деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – христианство.

 

Объясните смысл высказываний:

1. Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное (Платон).

2. Разумный человек гонится за тем, что избавляет его от страданий, а не за тем, что приятно (Аристотель).

3. Благоденствие лучше всего обнаруживает пороки человека, бедствия же выявляют его добродетели (Ф. Бэкон).

4. Кто избавился от излишеств, тот избавился от лишений (И. Кант).

5. То, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека (А. Шопенгауэр).

6. Что не убивает меня, то делает меня сильнее (Ф. Ницше).

7. Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей (Ж.-П. Сартр).

 

Контрольные вопросы:

1. Как решалась проблема бытия в философских учениях Платона и Аристотеля?

2. Сравните подходы к объяснению процесса познания, изложенные в учениях Платона и Аристотеля.*

3. Почему учение Платона о государстве называют первой коммунистической утопией?

4. Какое общество и государство представлялось Аристотелю идеальным?

5. Какое влияние оказала научная революция XVII века на развитие философии?

6. Какие проблемы вышли на первый план в философии XVII – XVIII вв.? Почему?

7. Охарактеризуйте основные методы научного познания, предложенные философами Нового времени?

8. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма?

9. В чем суть концепции диалектического развития бытия и познания у Г. Гегеля?

10. Каковы исходные принципы философии К. Маркса и Ф. Энгельса?

11. В чем состоит суть материалистического понимания истории?*

12. Почему в европейской философии конца XIX века начинается «переоценка ценностей»?*

13. Как решаются в философии экзистенциализма проблемы свободы и гуманизма?

14. Как позитивизм рассматривает соотношение науки и философии?

15. Какое значение для понимания человека имеет учение З. Фрейда о бессознательном?*

16. Что нового привнесла герменевтика в современную философию? Назовите основных представителей этого направления.

17. В чем выразилось новаторство структуралистов? Что означала их ориентация на лингвистический поворот в философии?

18. Каковы главные идеи постструктурализма?

19. Чем было обусловлено появление постмодернизма? Назовите его основные положения.

20. Можно ли выделить общие черты, характеризующие современные философские школы?*

 

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Конспектирование первоисточников.

2. Словарная работа над основными понятиями учебного модуля.

3. Индивидуальное творческое задание*.

а) Мифологические и религиозные представления в философских учениях мыслителей Древнего Востока.

б) Античная философия как начало научного мышления.

в) Космологизм и онтологизм ранней греческой философии.

г) Поиски достоверного знания в учениях софистов и Сократа.

д) Этические учения эпохи эллинизма.

е) Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии.

ж) Философские идеи Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

з) Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

и) Начало формирования новой картины мира. Пантеизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

к) Этические и политические взгляды мыслителей эпохи Возрождения.

л) Механистическая картина мира и проблема субстанции в философии Нового времени.

м) Материализм и сенсуализм эпохи Просвещения.

н) Общественно-правовой идеал эпохи Просвещения.

о) «Коперниканский переворот» И. Канта и его значение для дальнейшего развития теории познания.

п) Наукоучение И.Г. Фихте и натурфилософия Ф.В.Й. Шеллинга.

р) Материалистическое учение о природе и месте в ней человека Л.А. Фейербаха.

с) Философия истории в немецкой классической философии.

т) «Философия жизни» и ее противопоставление «наук о природе» «наукам о духе».

у) Феноменологический метод Э. Гуссерля.

ф) Место русской философии в мировой культуре.

х) Проблема «Запад-Россия-Восток» в трудах русских философов.

ц) «Метафизика всеединства» В.С. Соловьева.

ч) Философия русского «космизма».

ш) Проблемы бытия, человека и свободы в учении Н.А. Бердяева.

щ) Русская философия после 1917 года.

 

Основная литература:

1. Введение в философию. Учебник для ВУЗов под ред. Фролова. В 2 т. М.: Республика, 2003.

2. Гриненко Г.В. История философии. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2005.

3. Иконникова Г.И. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2007.

4. История философии: учеб. Пособие / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов на Дону, 2004.

5. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие. – 17-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002, 2008.

6. Кошарный В.П. Философия: предмет и основные исторические типы: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2010.

7. Марков Б.В. Философия для бакалавров и специалистов: стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011.

8. Скирбекк Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2003.

9. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999, 2001, 2002, 2008.

10. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 2010.

11. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005, 2008, 2009.

12. Философия: в 2-х ч: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей / под ред. В.П. Кошарного – Пенза: Изд-во ПГУ, 2005.

13. Хрестоматия по истории философии. М.: ВЛАДОС, 1997. – Ч.1-3.

 

Справочная литература:

1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006.

2. Античная философия: энциклопедический словарь / под ред. П. П. Гайденко - М.: Прогресс-Традиция, 2008.

3. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 2000.

4. Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин: методические указания. Пенза: Изд-во ПГУ, 2009.

5. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2010.

6. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова, 6 изд. М.: Политиздат, 1991.

7. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА, 2009.

 

Электронные ресурсы:

1. Архив классической философской литературы http://abuss.narod.ru/Biblio/philo_zip.htm

2. Сайт ИФ РАН http://www.philosophy.ru

3. Официальный сайт философского факультета МГУ http://philos.msu.ru

4. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/

5. Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина http://www.rsl.ru/

6. Философский портал http://www.philosophy.ru

7. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

9. Библиотека Русского гуманитарного интернет – университета http://www.i-u.ru/biblio/

10. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

11. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

12. Библиотека Максима Мошкова: философия http://lib.ru/FILOSOF/

13. Институт философии и права Сибирского отделения РАН www.philosophy.nsc.ru

14. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

15. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

16. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

17. Britannica - www.britannica.com

18. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/

19. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/

20. Философско-литературный журнал «Логос» www.ruthenia.ru/logos

 

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1975.

2. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. – М., 2000.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 2001.

4. Гуревич П.С. Человек как объект социально – философского анализа / П.С. Гуревич // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

5. Ильин В.В. Философия Нового времени / В.В. Ильин. – СПб., 1993.

6. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 1 - 4 / под ред. Н.В. Мотрошиловой. - 3-е изд. – М.: «Греко-латинский кабинет», 2000.

7. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы итальянского Возрождения / Б.Г. Кузнецов. – М., 1978.

8. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века / В.Н. Кузнецов, А.А. Грязнов, Б.К. Мееровский. – М., 1986.

9. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века / В.Н. Кузнецов. – М., 1989.

10. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей / Н.В. Мотрошилова. – М., 1991.

11. Рассел Б. История западной философии. Т. 1 – 2. Б. Рассел. – М.: МИФ, 2003.

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1 – 4. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994, 1996, 1997.

13. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков / В.В. Соколов. – М., 1999.

14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М., 1991.

Первоисточники:

1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.

2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. – М.: Мысль, 1975.

3. Барт Р. Избранные работы. – М., 1994.

4. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1977.

5. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. – М., 1994. – Ч.1.

6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – Москва, 1988.

7. Гегель Г. В. Ф.Наука логики: в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель // АН СССР; Ин-т философии; отв. ред. М. М. Розенишь. 1970-1972.

8. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. – М., 1974.

9. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1989.

10. Делез Ж. Логика смысла. – М., 1995.

11. Деррида Ж. Позиции. – Киев, 1996.

12. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

13. Камю А. Миф о Сизифе / А. Камю // Миф о Сизифе. Калигула. Недоразумение. – М., 2010.

14. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство / А. Камю. – М., 1990.

15. Кант И. Сочинения: В 6 т. – М.: Мысль, 1965.

16. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 2003.

17. Лакатос И. Методология исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 2003.

18. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви – Стросс. – М., 1986.

19. Льотар Ж.Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // На путях постмодернизма. – М., 1995.

20. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

21. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. – в 50 т. - М., 1955 – 1981. – т. 1.

22. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. – в 50 т. - М., 1955 – 1981. – т. 3.

23. Маркузе Г. Одномерный человек. – М, 1994.

24. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.

25. Платон. Сочинения: В 3 т. – М., 1969.

26. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания. – М., 2004.

27. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. //Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. – М., 1993.

28. Фрейд З. Я и Оно. – М., 2011.

29. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 2000.

30. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992.

31. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Сочинения / К.Маркс, Ф. Энгельс. – Изд. 2-е. – Т. 20.

32. Юнг К.-Г. Психология и религия / К.-Г. Юнг // Архетип и символ. – М., 1991.

33. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 

Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:

В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: натурфилософия*, космоцентризм*, бытие, истина, идея, объективный идеализм, материя, форма, метафизика, диалектика, эллинизм*, эпикуреизм*, стоицизм*, скептицизм*, неоплатонизм*, теоцентризм, патристика*, схоластика*, гуманизм*, пантеизм*, деизм*, наукоцентризм, научная революция, механицизм, субстанция, рационализм, эмпиризм, дедукция, индукция, Просвещение*, агностицизм*, отчуждение*, абсолютный идеализм, диалектический материализм, исторический материализм*, неопозитивизм, экзистенциализм, структурализм, герменевтика, фрейдизм, неофрейдизм, постструктурализм, постмодернизм.

2. Характерные черты и особенности древневосточной философии*.

3. Основные школы и представителей древневосточной философии*.

4. Основные периоды развития античной философии.

5. Основные школы и представителей античной философии.

6. Варианты решения проблем бытия, человека и общества в классической греческой философии.

7. Основные принципы и этапы развития средневековой философии*.

8. Основные проблемы средневековой философии и специфика их решений*.

9. Философскую и естественнонаучную картину мира XV-XVII веков.

10. Варианты решения проблемы достоверности знаний в философской мысли XVII-XVIII веков.

11. Основные течения и представителей новоевропейской философии

12. Основные проблемы философии эпохи Просвещения и способы их решения*.

13. Особенности и основные идеи немецкой классической философии.

14. Основные направления и представителей немецкой классической философии.

15. Законы и категории диалектики.

16. Значение неклассической иррационалистической философии для развития философской мысли XIX-XX веков.

17. Основные течения и представителей иррационалистической философии.

18. Основные школы, традиции и тенденции современной европейской философии.

19. Характерные черты и основные периоды развития русской философской мысли*.

УМЕТЬ:

1. Собирать, обрабатывать и логически верно и ясно излагать теоретический материал модуля.

2. Интерпретировать философские тексты и формировать суждения по соответствующим философским проблемам*.

3. Воспринимать, обобщать и анализировать информацию.

4. Сравнивать различные варианты решения философских проблем*.

5. Использовать базовые знания в области гуманитарных наук.

ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками публичного выступления.

2. Способностью к переоценке накопленного опыта, готовностью приобретать новые знания

3. Навыком обосновывать собственную позицию*.

 


Тема 3.

Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. – 1997. – № 7.

6. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: [В 3-х т. / Г.В.Ф. Гегель; АН СССР; Ин-т философии; Отв. ред. М.М.Розенталь]. 1970-1972 .

Заблуждающийся разум? М., 1990.

Кутырев В. А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000. – № 5

17. Латыпов Н.Н. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная / Н.Н. Латыпов, В.А. Бейлин, Г.М. Вершков – М.: Изд-во МГУ, 2001.

18. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психологическому. М.: Территория будущего, 2005.

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. – №1. – С. 118–138.

20. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой – М., 2003.

Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991, № 6, с. 46-52.

22. Прист Ст. Теории сознания. – М., 2000.

Чанышев А. Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. – 1990. – № 10.

29. Юнг К. О природе психе / К. Г. Юнг; [Пер. с англ. С.Л. Удовик, Г.А. Бутузов]. - М. Рефл.-бук, 2002.

30. Юм Д. Исследование о человеческом разумении.: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.

Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:

В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: онтология, бытие, небытие, объективная реальность, субъективная реальность, картина мира*, монизм, плюрализм, субстанция*, материя, движение, пространство, время, развитие, изменение, метафизика*, синергетика*, диалектика, сознание, самосознание, бессознательное, отражение*, мышление*, язык*, принцип, закон, качество*, количество*, мера*, тождество*, противоречие*, отрицание*, категория, причина*, следствие*, случайность*, необходимость*, детерминизм, индетерминизм.

2. Основные проблемы онтологии.

3. Структуру бытия, его виды и формы.

4. Обыденную, религиозную, философскую, научную картину мира*.

5. Современные представления о строении и свойствах материи.

6. Основные формы движения материи.

7. Основные концепции пространства и времени.

8. Особенности психологического и соци

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...