Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философское учение о бытии (онтология)

Теоретические вопросы семинара:

1. Монистические и плюралистические концепции бытия. Виды и формы бытия.

2. Проблема происхождения сознания. Сознание, самосознание и бессознательное.

3. Идея развития в истории философии. Движение, изменение, развитие. Детерминация как принцип устройства мира. Детерминизм и индетерминизм.

 

Практические задания:

1. Структура философии включает разделы, в которых рассматриваются проблемы различных сторон существования мира. Первым, исходным разделом философии является философская онтология. Определите, какие из перечисленных проблем можно отнести к числу онтологических? Обоснуйте свой ответ.

а) Как возник мир?

б) Кто дал название планетам и звездам?

в) Присутствует ли в мире какая-то высшая сила, направляющая его развитие?

г) Есть ли во Вселенной другие обитаемые миры?

д) Что может знать о мире человек?

е) Как возник человек?

ж) Что такое время?

з) Что было тогда, когда мира еще не было?

2. Продумайте и разверните собственное объяснение таких выражений М. Хайдеггера: «сущее не есть бытие…», «бытие не есть, бытие дано, дано как раскрытие присутствия»*.

3. На основании анализа представленных фрагментов определите принадлежность философа к тому или иному типу философствования (идеализм – материализм):

а) Тайными рычагами, которыми пользуется природа, чтобы приводить в движение духовный мир, являются подлинные атомы; неожиданная и в то же время необходимая встреча этих неразличимых глазом молекул, их соединение, сочетание, их пропорция, их брожение, модифицируя мало-помалу человека, - часто без его ведома и вопреки ему самому, - заставляют его мыслить, желать, действовать определенным и необходимым образом... Излишек едкости в жёлчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха ... являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, чтобы посылать миллионы людей на бойню, чтобы разрушать крепости, превращать в прах города, чтобы погружать народы в нищету и траур. (П. Гольбах).

б) Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса - огонь, Эмпедокл же - четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного. (Аристотель).

в) Что, кроме духа, нет субстанции, в которой могли бы существовать идеи, - это для меня очевидно. Что непосредственно воспринимаемые объекты суть идеи, находит согласие со всех сторон. А что чувственные качества суть объекты, непосредственно воспринимаемые, никто не может отрицать. Совершенно очевидно, что не может быть никакого субстрата этих качеств, кроме духа; в нем они существуют не как модификация или свойство, но как вещь, воспринимаемая в том, что ее воспринимает. Я отрицаю поэтому, что существует какой-либо немыслящий субстрат чувственных объектов, и отрицаю в этом смысле существование какой-либо материальной субстанции. (Дж. Беркли).

г) Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим. (Гераклит).

д) Лишь согласно общепризнанному мнению существует цвет, сладкое, горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота. (Демокрит).

е) Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно - и тоже в высшей степени - наше тело. (Платон).

ж) Ведь не очень давно то время, когда считали, что невозможно газообразное и невидимое состояние материи! А еще ближе время, когда наполняющий пространство мировой эфир не считали материей, под которою понимали непременно чувственное или видимое... Мы знаем теперь, что она обладает физическими, химическими и электромагнитными свойствами, тогда как не так давно о них лишь едва догадывались. Мы знаем также, что она может производить все сложные явления, называемые "жизнь»- тогда как раньше полагали, что их можно объяснить только с помощью «жизненной силы» (Л. Бюхнер).

з) Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, – вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент. Всякое равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет. Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду. (Ф. Энгельс).

и) Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе. Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляет его осуществление. Но духом для себя он становится только через то, что он себя обособляет, определяет себя, или делает себя своим предположением, своим другим, прежде всего относя себя к этому другому как к своей непосредственности, но в то же время и снимая его как другое. До тех пор, пока дух находится в отношении к самому себе как некоему другому, он является только субъективным духом, - духом, берущим свое начало из природы, и первоначально только природным духом. Но вся деятельность субъективного духа сводится к тому, чтобы постигнуть себя в себе самом, раскрыть себя как идеальность своей непосредственной реальности (Г.В.Ф. Гегель).

4. Какое содержание вкладывается современной философией в понятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение его понятия:а) бытие – это Вселенная;б) в содержание понятия «бытие» входит природа и общество;в) бытие – это материя. Эти понятия тождественны;г) бытие – это только природа;д) бытие включает в себя все существующее, т.е. и материю, и сознание;е) бытие – это все, что существует объективно;ж) бытие – это материя, ее свойства и проявления;з) бытие – это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас?5. Представьте, что вы должны доказать реальность окружающего вас мира. В трех-четырех тезисах изложите ваши аргументы*.6. Найдите ошибку в этом рассуждении.Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Но время как таковое не дано нам в ощущениях. Следовательно, время как таковое нематериально. Верно ли это рассуждение? Если нет, то в чем заключается ошибка?

7. Многие студенты часто рассуждают так: «Если материя — это объективная реальность, данная нам в ощущении, тогда сознание другого человека по отношению ко мне также является объективной реальностью, поскольку оно существует независимо от моего сознания и через язык, поведение воздействует на мои органы чувств, вызывая ощущение. Таким образом, сознание других людей есть для меня материя». Где допущена ошибка в этом рассуждении?

8. «Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь. Мозг материален, печень материальна, желчь материальна, значит, и мысль должна быть материальна». Почему эта аналогия оказывается неверной?

9. Вся материя отражает.Вся материя ощущает. Эквивалентны ли эти суждения?

10. Какие факты вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

11. В чем недостаток следующего определения сознания: «Сознание – это такое свойство системы, которое узнаешь, когда сам являешься этой системой» (С. Лем)*. Можно ли тогда вообще судить о сознании объективно?*

12. Принято выделять следующие функции самосознания: самопознание, самонаблюдение, самооценка и саморегуляция. Раскройте их значение. Какая из этих функций, на Ваш взгляд, является главной?

13. Определите, какое неклассическое содержание сознания высвечивается в позиции Л. Витгенштейна: «Границы моего языка – суть границы моего мира»?*

14. Выясните, почему философию часто называют метафизикой? Справедливо ли это для всего комплекса философского знания?*

15. По мнению Сократа, диалектика - это искусство вести спор с целью достижения истины. Присутствует ли в этом толковании предмет диалектики в его современной трактовке? Может быть, столкновение противоположных сторон характеризует исключительно ситуацию спора, дискуссии?*

16. Какой метод мышления критикует Г.В.Ф. Гегель: «Противоречие – вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное».

17. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть ничто иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»

18. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».

19. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем и другим делает лишь доза»*.

20. Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец кое-что знает» Можно ли считать его диалектическим?*

 

Объясните смысл высказываний:

1. Быть – это одно, а быть чем-то – это другое, и потому некоторые вещи могут быть и благими, но само их бытие ни в коем случае не будет благим (Боэций).

2. Случайности не существует – все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие (Вольтер).

3. Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это (Гераклит).

4. В вечном нет ни преходящего, ни будущего, ибо что происходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть (Августин Аврелий).

5. Она [диалектика] – искусство духовного фехтования с целью остаться правым в споре… (А. Шопенгауэр).

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое онтология? Каковы ее основные проблемы?

2. Какие виды (формы) бытия Вы знаете?

3. Почему вопрос «из чего состоит все?» является философским?*

4. Как решается проблема единого и многого, единства мира в его многообразии?*

5. Каковы смысловые отношения между понятиями бытия, сущности, существования, реальности, мира?*

6. В чём особенность философского определения материи, и каково место категории «материя» в истории философии?

7. Что такое движение? Как соотносятся между собой формы движения материи?

8. Почему более сложные формы движения материи нельзя свести к более простым и как называется это сведение?*

9. Может ли существовать материя без движения и движение без материи?

10. Как движение связано с покоем и какое явление абсолютно – «движение» или «покой»?

11. Предполагает ли обыденное сознание существование материи и движения?*

12. Каковы представления современной науки о строении материи и структурных уровнях её организации?

13. Как соотносятся обыденное, естественнонаучное и философское представления о материи?*

14. Содержание понятия материи прошло известный путь своего развития. Можно ли полагать, например, что ленинское определение материи не является окончательным?*

15. Что понимают под пространством в философии, каковы его основные свойства и в чём их сущность?

16. Что понимали под временем в истории философской мысли, и каковы его основные свойства?

17. Какие концепции пространства и времени Вы знаете? В чем сущность каждой из них? Какие из них Вам кажутся наиболее соответствующими Вашему жизненному опыту?*

18. Если представления о пространстве и времени исторически изменяются, можно ли считать их объективными?*

19. Какие изменения внесли теория относительности и квантовая механика в понимание пространства и времени?*

20. Каковы специфические особенности психологического и социального пространства и времени?*

21. В чём заключается специфика субъективной реальности?

22. Что такое отражение как общее свойство материи и как изменяется способность материи к отражению на разных её уровнях?

23. Что такое сознание? Какова его структура?

24. В чём заключается идеальность сознания и в чём проявляется общественная и историческая сущность сознания?

25. Как понимают сознание объективные и субъективные идеалисты?*

26. Какую роль в возникновении сознания сыграл труд? Какова роль языка в возникновении и развитии сознания?

27. Чем отличается сознание человека от психики животных?

28. Что имеют в виду, когда говорят о биосоциальной природе сознания?

29. Как соотносятся сознание и бессознательное?

30. Какой вклад в исследование сознания и бессознательного внесла глубинная психология (в частности, психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.-Г. Юнга, трансперсональная психология)?*

31. Какова структура личности (психики) по Фрейду?

32. Каковы возможные пути познания бессознательного?

33. Чем отличаются друг от друга общественное и индивидуальное сознание и как они взаимодействуют?

34. Что такое развитие? Какие формы развития Вы можете назвать?

35. Какие значения имел термин «диалектика» в античной философии? Как понимается диалектика в современной философии?

36. Как связаны между собой объективная и субъективная диалектика?

37. Что такое «закон»? Какова роль законов диалектики в философии?

38. Назовите основные категории, принципы и законы диалектики?

39. Что описывают законы диалектики? Почему закон единства и борьбы противоположностей считается «ядром» диалектики?

40. Каково содержание закона диалектики о качественных и количественных изменениях?

41. Каково содержание закона диалектики «отрицание отрицания»?

42. Что такое категория? В чем состоит специфика философских категорий?

43. В чем заключается главное отличие принципов диалектики от принципов частных наук? Какая между ними существует взаимосвязь?*

44. Почему в диалектике оказывается возможным одновременное рассмотрение законов бытия и мышления?*

45. Каковы предположительно последствия игнорирования диалектики мира, если человек с ней незнаком?*

46. Какова роль законов и категорий диалектики в формировании философского мировоззрения личности?*

47. Каковы альтернативные диалектике теории развития?

48. Каковы значения термина «метафизика»? Каковы разновидности метафизики? В чем разница между диалектическим и метафизическим мышлением*?

49. Следует ли метафизическое понимание мира характеризовать как принципиально неверное или ограниченное?*

50. Что такое «эмерджентизм»?* В чем отличие эмерджентизма от диалектики?*

51. Что такое синергетика?* Каковы основные положения синергетики?*

52. Что такое детерминизм? Какие бывают виды детерминизма?

53. Что такое индетерминизм? Чем объясняется появление данной философской позиции?

54. Чем отличаются динамические законы от статистических?*

 

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Конспектирование первоисточников.

2. Словарная работа над основными понятиями учебного модуля.

3. Индивидуальное творческое задание*.

а) Бытие мира как выражение его единства.

б) Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.

в) Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.

г) Философские и физические основания космологии.

д) Динамика картин мира в XX веке.

е) Жизнь как специфическая форма движения материи.

ж) Онтология Аристотеля: между материализмом и идеализмом.

з) Проблемы бытия в экзистенциализме.

и) Личное психологическое пространство и его значение в процессе общения между людьми.

к) Генезис сознания с позиций естествознания, психологии, теологии.

л) Природа интеллектуальных способностей человека.

м) Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

н) Общественное сознание и самосознание индивида.

о) Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

п) Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

р) Современные проблемы детерминизма.

 

Основная литература:

1. Аблеев С.Р. Основы философии: вводный курс. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ТОН-Остожье, 1999.

3. Введение в философию. Учебник для ВУЗов под ред. Фролова. В 2 т. М.: Политиздат, 1989, 1990.

4. Иконникова Г.И. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2007.

5. Кармин Философия: учебник. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

6. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие. – 17-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002, 2008.

7. Кошарный В.П. Философия: предмет и основные исторические типы: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2010.

8. Марков Б.В. Философия для бакалавров и специалистов: стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011.

9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1998, 2003.

10. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999, 2001, 2002, 2008.

11. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 2010.

12. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005, 2008, 2009.

13. Философия: в 2-х ч: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. / под ред. В.П. Кошарного – Пенза: Изд-во ПГУ, 2005.

14. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие. / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

Справочная литература:

1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006.

2. Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин: методические указания. Пенза: Изд-во ПГУ, 2009.

3. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2010.

4. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова, 6 изд. М.: Политиздат, 1991.

5. Философский энциклопедический словарь. / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА, 2009.

 

Электронный ресурсы:

1. Архив классической философской литературы http://abuss.narod.ru/Biblio/philo_zip.htm

2. Сайт ИФ РАН http://www.philosophy.ru

3. Официальный сайт философского факультета МГУ http://philos.msu.ru

4. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/

5. Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина http://www.rsl.ru/

6. Философский портал http://www.philosophy.ru

7. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

9. Библиотека Русского гуманитарного интернет – университета http://www.i-u.ru/biblio/

10. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

11. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

12. Библиотека Максима Мошкова: философия http://lib.ru/FILOSOF/

13. Институт философии и права Сибирского отделения РАН www.philosophy.nsc.ru

14. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

15. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

16. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

17. Britannica - www.britannica.com

18. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/

19. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/

20. Философско-литературный журнал «Логос» www.ruthenia.ru/logos

 

Дополнительная литература*:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...